КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РТ ГОТОВ РАЗДАТЬ 25 МЛН. РУБЛЕЙ НА ПРОЕКТЫ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ СУВЕНИРОВ 

О большом будущем татарстанских сувенирного производства и народно-художественных промыслов говорили вчера на пресс-конференции, посвященной «реализации программы предоставления грантов субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность на территории исторических мест Болгара и Свияжска». Вступающим на означенное поприще усиленно рекомендуют брать государственные гранты. Однако игроки рынка критически относятся к идее. Мнения сторон выслушал корреспондент «БИЗНЕС Online».

121 ПРОЕКТ

В прошлом году по программе профинансировали 22 проекта, рассказала заместитель председателя комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ Наталья Таркаева. Причем, сумма грантов была больше – десять предпринимателей получили по миллиону рублей. Опыт показался положительным, поэтому гранты предлагают и в этом году, но только по 300 тыс. рублей. Для этого из республиканского бюджета выделено 15 млн., а из федерального – 21,5 млн. рублей. Суммы достаточно для финансирования 121 проекта. Пока на получение гранта подана 61 заявка, деньги получили 38 субъектов малого и среднего предпринимательства. То есть осталось еще 25,1 млн. рублей, и деловых людей призывают быть активнее – заявки будут приниматься еще примерно месяц.

«Предприниматели пока не понимают, что это за рынок. Такая продукция всегда будет востребована», - заверил генеральный директор центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ Нури Мустафаев.

ИЗ СУВЕНИРОВ – ТОЛЬКО ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ

Желающим получить грант надо подготовить бизнес-план и пройти творческий конкурс. А то, по словам Мустафаева, некоторые решили, что деньги получить очень просто, а потому не затруднили себя даже обоснованием проектов.

Гранты получат все достойные, но приоритет – у предприятий, связанных с базовыми точками программы – историко-культурными проектами Болгара и Свияжска. Во-первых, как можно понять, львиная доля будущей продукции будет реализовываться именно там. Во-вторых, заявлено, что изображение памятников Болгара и Свияжска – один из «оптимальных вариантов». В-третьих, одна из целей – возрождение и развитие местных ремесел и производств. При этом, по словам Мустафаева, были одобрены «замечательные проекты» из Елабуги, Альметьевска, Набережных Челнов, Чистопольского и Лаишевского районов, отражающие специфику именно этих мест.

Перспективность свияжского рынка подтвердил директор государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин: «Рынок сувенирной продукции в городе не заполнен, а интерес большой, даже сейчас, когда только идет реконструкция. А мы не можем предложить никаких свияжских сувениров, кроме полиграфической продукции».

СКОРОСТЬ, А НЕ ШТАМПОВКА

Подумали и о том, как совместить работу творца-художника с навыками продавца – акулы рынка. «Творческий человек мало соображает в финансах – нет хватки. Мы хотим, чтобы сформировался тандем: художник творит, предприниматель – выносит творчество на рынок», – поделился планами Мустафаев.

Для большего успеха сувениры решено сделать доступнее по цене – путем автоматизации производства, на что, предполагается, и будет потрачена значительная часть грантовых денег. «Мы можем дать бой китайской продукции, которая присутствует на сувенирном рынке Татарстана», – заверил Мустафаев.

Засилье зарубежного ширпотреба он объяснил следующей схемой. Местный мастер не может выставить изделие в массовом количестве, которое диктуется рынком. В итоге «прототип» попадает в Китай, где с него налаживается массовое производство в сильно ухудшенном варианте. Этот ширпотреб привозился в Татарстан, лишая мастера возможности заработать.

На вопрос «БИЗНЕС Online», чем будет отличаться татарстанская «автоматизированная» продукция от китайской, Мустафаев ответил, что здесь будет увеличиваться скорость производства, а не налаживаться штамповка.

ГРЯДУТ БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ

Удачные примеры новых производств привел директор болгарского государственного музея-заповедника Рафаиль Махмутов. Он рассказал «БИЗНЕС Online» о жительнице Болгара, занимающейся производством керамических сувениров. Она получила грант, купила оборудование для подготовки глины и гончарного производства, нашла и обучила людей, в итоге, наладила производство с полным циклом. «Пока, успев проработать всего полгода, продала продукции примерно на 500 тысяч рублей. Вычтем зарплату работникам, закупку сырья, высокую плату за электроэнергию, – все равно плюсовой баланс получается. Она собирается и дальше развиваться», - констатировал Махмутов.

Он выразил сожаление, что желающих попробовать себя на сувенирном поприще пока мало – «предприниматели еще не понимают, что грядут большие перемены, они уже начались».

Но, как выясняется, поводов для оптимизма не очень много. Именно это следует из слов казанских участников рынка народно-художественных промыслов и сувенирного производства, которых газета «БИЗНЕС Online» попросила разъяснить, можно ли начать дело на 300 тысяч, так ли страшен «китаец», как его малюют, и не собираются ли они сами воспользоваться грантом.

Евгений Русских – директор ООО «Фрегат»:

- Триста тысяч… Меня эта сумма настораживает. Я давно занимаюсь сувенирной продукцией, но даже для развития мне этих денег мало. Вот мы занимаемся сувенирной продукцией из фарфора и стекла – тарелки, чайные пары с мусульманской тематикой, кружки и так далее. Чтобы начать такое дело, нужна хотя бы одна, хотя бы небольшая печь, она стоит 400-500 тысяч рублей. А чтобы полностью запуститься в этом направлении, надо 1,5-2 миллиона. 300 тысяч для начала бизнеса – ничто. И интересно, какие такие образцы своей продукции вы покажете на комиссии (а это требуется), если начинаете с нуля?

Те, кто на данный момент выиграл гранты, это, в основном, старые предприятия, которые, чтобы получить эти деньги, или открыли дополнительное индивидуальное предприятие или быстренько перерегистрировались. Почти все, кто получил по миллиону и по 300 тысяч в прошлом году, – предприятия давно существующие. К тому же суммы зачастую выдаются людям, занимающимся не производством, а посредническими услугами. Мне тоже скидывали предложения: закрывайте фирму, регистрируйте новую, и получите грант. Я категорически против. У меня фирма себя зарекомендовала. А там заставляют людей идти на, так скажем, ухищрения – вот что самое плохое в распределении этих денег. И потом, чтобы получить грант, скажем, на миллион, ты должен закупить оборудования на 2-3 миллиона.

Да и если бы действительно гранты давали только новым или молодым предприятиям, это был бы абсурд. Зачем нам такая конкуренция? Это засилье однотипной сувенирной продукции на рынке, бардак. Какое к таким сувенирам может быть отношение?!

Перспектива у рынка, связанного с Болгаром и Свияжском, конечно, есть. Но чтобы более-менее создать конкуренцию Китаю, нужно много денег, в Татарстане – огромное количество китайской продукции. И к ней – очень серьезный вопрос по качеству сырья. Да за такие деньги другого быть и не может.

Словом, я - за гранты, но только для тех, кто действительно занимается производством.

Александр Гаврилов – мастер по резьбе по дереву:

- Думаю, с таких денег начать невозможно. Оборудование стоит очень дорого. И на то, чтобы привезти, разгрузить, установить, освоить, тоже необходимы деньги.

Да, взяли у меня друзья эти гранты. Но чтобы получить 300 тысяч, ты еще должен взять обязательный кредит – столько, сколько надо на покупку станка. Это не каждому под силу. Мне предлагали, я отказался, хотя человек не бедный и без работы не сижу. Купить дешевый станок – так это трата денег, а хороший компьютерный пятикоординатный станок, чтобы можно было серию выдавать, стоит 500 - 620 тысяч рублей. Хорошие вещи можно поставить на поток реально, но нужно очень хорошее оборудование. Нужен грант хотя бы по стоимости станка. А 300 тысяч в этом деле не деньги. И кто просчитывал, что и как надо делать, чтобы покупку этого станка оправдать?

К тому же купить станок – это открыть частное предприятие. У меня была ювелирная мастерская – ООО, я был гендиректором. Так что знаю, что такое квартальные отчеты. Смотрю, как друзья бегают – то ли на станке работать, то ли в налоговую отчет готовить… Нет уж. Большинство мастеров ЧП не открывают.

Наталья Харченко – генеральный директор ООО «Казанский сувенир»:

 -Не хочется резкие слова говорить… Бери миллион, предлагают, но имей для этого на три миллиона каких-то активов. Условия совершенно жесткие. Например, грант дают только вновь образованным предприятиям. А нужна ли нам вообще такая конкуренция? Посмотрите, как чрезмерно распространена сувенирная продукция в городе, и какого она качества. А комитет по развитию предпринимательства при этом поддерживает только начинающих. Лучше бы услышали требования тех, кто уже себя зарекомендовал! Почему не дают деньги тем, кто уверенно себя чувствует на рынке и знает, в какую сторону развиваться? Что серьезного может предложить новичок?

Бороться с китайским ширпотребом? Ерунда! Китайский ширпотреб как раз и пришел сюда с благословения палаты ремесел, можно сказать, профинансирован республикой. Избавиться от него уже невозможно. Хотя бы потому, что он пользуется исключительным спросом у наших чиновников. Им только китайское и надо. Они почему-то чувствуют себя уверенными с подарками именно китайского производства, покупают их своим коллегам из других стран. Скоро своего нечего дарить будет, такую широкую улицу дали Китаю. Кстати, именно тому, кто возит из Китая ширпотреб, и дали миллион гранта, и именно за привоз китайской продукции».

Тимур Латыпов
Фото с сайта remeslo.tatar.ru