МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ПЕРЕДАЛА ПРИВЕТ ЗЕМЛЯКАМ В БУГУЛЬМЕ

Родительское собрание, проводимое в последние годы накануне 1 сентября, построено в формате ответов министра образования на вопросы представителей родительских школьных комитетов из регионов. Слово на этот раз было предоставлено и Татарстану, который модератор собрания телеведущая Яна Чурикова назвала регионом, где не боятся экспериментировать даже в такой консервативной сфере, как образование.

Воспользовавшись случаем, Ольга Васильева расставила все точки над i в вопросе о месте своего рождения. Татарстан может гордиться очередным нашим человеком в Москве. «Я хочу передать большой привет своим землякам, потому что была большая интрига в средствах массовой информации, где же я родилась. Дело в том, что мои родители приехали из Москвы после института работать и я родилась в городе Бугульме», — раскрыла подробности своей ранней биографии Васильева и тут же получила приглашение от замминистра образования РТ Ларисы Сулимы навестить Бугульму.

Что же касается вопроса от Татарстана, то его задал член родительского комитета казанской школы №130 Эдуард Сибагатуллин. Речь зашла о том, что ученики и их родители часто сталкиваются с ситуацией, когда при переходе из одной школы в другую приходится заниматься по новым учебникам, подчас совсем по-иному подающим материал.

Васильева в ответ заметила, что президент России Владимир Путин еще лет пять назад поставил задачу разработать единые линейки учебников, объединенные общим стандартом преподавания того или иного предмета. Начать было решено с истории, что новому министру — историку по образованию — особенно близко. Васильева напомнила, что впервые историко-культурный стандарт придумали в Голландии, мы сегодня заимствуем этот опыт. Она сказала: «Мои коллеги заканчивают разработку историко-культурного стандарта. Это не значит, что будет единый учебник. Три линии учебников написаны по историко-культурному стандарту, в котором представлены основные факты нашей российской истории, которые не требуют разночтений мировоззренческого толка. Они требуют фактологического прочтения. В учебниках прошлых десятилетий очень многое зависело от мировоззренческой основы тех авторов, которые их писали».

Как видно, глава минобра не является поклонником закрепленного в Конституции РФ принципа идеологического многообразия, по крайней мере, в рамках школьной программы отечественной истории. Впрочем, Васильева вовсе не выступает и за воссоздание выдержанного в стилистике «Краткого курса» единственно верного взгляда на отечественную историю. «Есть 20 сложных вопросов отечественной истории. К ним разрабатываются специальные методические пособия, есть региональный аспект в историко-культурном стандарте», — подчеркнула федеральный министр.

Кроме того, по ее словам, разработана концепция филологического образования и идет апробация математической концепции. «Меня как министра будет больше всего интересовать содержательная часть гуманитарного блока, чему и как [будут учить]», — призналась Васильева. То есть вопрос о том, с каким знаком (плюс или минус) подавать в школьных учебниках истории, к примеру, Ивана Грозного, еще только предстоит решить. А то ведь ему сейчас в Орле ставят памятник, а в Казани в то же время говорят, что относятся к фигуре первого русского царя отрицательно. Похоже, ответить на этот и прочие 19 непростых вопросов отечественной истории предстоит в первую очередь именно самой Васильевой как отвечающей за государственную политику в области образования. Как уже сообщал «БИЗНЕС Online», она доктор исторических наук, специалист по истории русской православной церкви.

ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ НА РЕШЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ?

Кстати, бурно обсуждающийся в сети вопрос о преподавании в школе основ религиозных культур и светской этики на общероссийском родительском собрании был затронут лишь по касательной. Говоря о необходимости улучшения знаний родителей о современной школе, Васильева привела пример: «Несколько лет назад 56 процентов родителей выбрали для своих детей преподавание модуля светской этики, потому что думали, что речь идет об этикете, а не о философской концепции». При этом министр не стала призывать к выбору в пользу религиозного курса, чего от нее многие ожидали.

Общение нового главы минобра с родителями школьников вообще отличалось многочисленными фигурами умолчания. Самые острые вопросы системы среднего образования заданы не были. И в первую очередь это касалось финансирования школы в условиях жесткого бюджетного дефицита, который, по признанию главы российского правительства Дмитрия Медведева, уже далеко вышел за рамки предусмотренных законом 3% ВВП.

Судя по намекам, прозвучавшим на общероссийском родительском собрании, денег на решение школьных проблем у государства нет. Так, Васильеву спросили, вернут ли в школы бесплатное питание. «Каждый регион должен самостоятельно принимать решение», — последовал ответ. Министр поставила в пример Московскую область, где за счет областного бюджета обеспечиваются питанием в школах дети-сироты, ученики из многодетных и социально неблагополучных семей. На помощь федерального центра, очевидно, надежды нет никакой.

Не было конкретики и в ответе на вопрос о том, как привлечь в школы молодых учителей. Васильева лишь порадовала тем фактом, что в этом году в педагогические вузы поступило на 4 тыс. человек больше, чем в прошлом, и призвала развивать в школах систему наставничества.

На решение острейшей проблемы шестидневного (с одним выходным) и посменного обучения во многих российских школах финансовые ресурсы у государства в ближайшее время также вряд ли найдутся. «Сделаем все, чтобы не только третьей смены, но и второй не было», — пообещала Васильева. Вот только уже из самого названия соответствующей правительственной программы — «Программа 2025» — следует, что решения вопроса надо ждать еще почти 10 лет.

«ЕГЭ — ВАЖНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЗАВОЕВАНИЕ, НО...»

Настоящих революционных изменений в школьном образовании от нового министра ждать не приходится. Однако к некоторым результатам предыдущей образовательной реформы Ольга Юрьевна относится явно неодобрительно. Прежде всего это касается единого государственного экзамена.

Здесь учеников и их родителей все же ожидают существенные перемены. В целом новый глава министерства образования и науки выступает за возвращение по мере возможности советских госэкзаменов. Перемены начнутся уже в этом учебном году. «Физика, химия, биология — тестовые задания с готовыми ответами будут сняты. Первый раз в этом году в девятых классах будет устная часть на ЕГЭ по русскому языку и литературе», — заявила Васильева.

Впрочем, она вовсе не является сторонницей полной отмены ЕГЭ, за что ратуют очень многие из поклонников советской школы, к коим Ольга Юрьевна, несомненно, относится. Однако новый министр уверена в том, что «ЕГЭ — это очень важное социальное завоевание». «ЕГЭ дает возможность ребятам из далеких регионов поступать в лучшие вузы. Нужно просто идти по пути улучшения и совершенствования единого госэкзамена. Вводим устную часть ответа на ЕГЭ, убираем кнопочки «Да/нет», — обозначила свои планы министр образования и науки.

Ранее, выступая в Общественной палате, Васильева уже говорила о том, что «мы должны посмотреть, что происходит с ЕГЭ, взять лучшее, отмести то, что не стоит делать, и идти вперед». Эта фраза породила многочисленные шуточки со стороны представителей сетевой общественности. Дело в том, что данное высказывание Васильевой местами почти дословно перекликается с выступлением в Хогвартсе Долорес Амбридж — заместителя министра магии, отрицательного персонажа цикла романов Джоан Роулинг о Гарри Поттере.

Между тем министр образования России также повторила свое мнение о том, что нельзя полноценное прохождение школьной программы подменять «натаскиванием на ЕГЭ», особенно когда это натаскивание происходит силами учителей в самой школе в «послеурочное время».

Прочие перемены, которые готова инициировать новый глава минобра, носят в основном косметический характер. Вместе третьего за неделю урока физкультуры, который учителя часто игнорируют, Васильева предлагает устраивать урок ритмики или спортивных танцев. Потому что нашей школе, по ее мнению, недостает часов художественного образования. Введение уроков второго иностранного языка останется на усмотрение руководства каждой конкретной школы и не будет внедряться сверху. Школьные технопарки федеральное минобрнауки поддержит в рамках конкурса среди регионов на выделение соответствующих субсидий.

«ЗА ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ МЫ НЕ СНЯЛИ НИ ОДНОГО ХОРОШЕГО ФИЛЬМА О ШКОЛЕ, НЕ ПОКАЗАЛИ НИ ОДНУ УЧИТЕЛЬСКУЮ СУДЬБУ»

Больше всего вопросов министру задали родители, озабоченные отсутствием в российских школах полноценного профессионального обучения. Васильева в ответ не стала кивать на профтехучилища, где старшеклассникам и стоит получать профессиональные навыки, а пообещала по сути вернуть в обычную школу уроки труда.

«Без трудолюбия, без навыков трудиться мы не можем жить. С этого года методические рекомендации по трудовой деятельности будут разработаны. Со следующего года будут потихоньку вводиться», — заявила министр. Сельские школы она призвала самостоятельно устраивать ученикам обучение основам аграрного производства. «Леность — основа порока», — повторила Васильева известный афоризм и пообещала не оставить школьникам времени для праздного времяпрепровождения.

Вопросы о трудовом воспитании настроили министра на философский лад. Васильева не удержалась от повторения уже своего афоризма «Сегодня малыши, завтра — народ», заранее извинившись за то, что произносит его слишком часто. Цепь рассуждений министра сводилась не только к тому, что труд сделает из школяра человека. Васильева, например, призвала отказаться от того, чтобы называть работу учителей сферой услуг. «Услуги должны уйти. Образование — это не услуги. Я помню образ моего первого учителя Анны Александровны всю жизнь. За два десятилетия мы не сняли ни одного хорошего фильма о школе, не показали ни одну учительскую судьбу. Учителя между тем становятся только лучше», — поделилась с родителями школьников наболевшим Васильева.

За поднятие престижа учительской профессии новый министр образования возьмется, судя по всему, всерьез. Впрочем, в условиях, когда на дальнейшее увеличение зарплат работников образования денег в федеральном бюджете нет, ничего другого и не остается.