Соперничество на рынке производства соединителей настолько высоко, что конкуренты «Элекона» пытались подкупить одного из бывших главных инженеров, чтобы тот вынес им чертежи спецоборудования. Об этом, а также о том, почему завод не берется за мелкие заказы и что удивило на предприятиях Европы, в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал генеральный директор АО «Завод Элекон» Николай Ураев.
«Наблюдая за бизнесом там и сравнивая со своим предприятием, понимаю, что все-таки мы разные»
КАК «КРАШЕНЫЕ» ДЕНЬГИ ПОМОГЛИ ОПРЕДЕЛИТЬ ОБОРОНЗАКАЗ
— Николай Николаевич, как живет завод «Элекон» в нынешних экономических реалиях? Не почувствовали давление санкций?
— Я бы не сказал, что санкции сильно повлияли на деятельность нашего предприятия. Знаете, есть масса возможностей, чтобы их обойти. Во-первых, санкции введены исключительно для предприятий военной промышленности. Мы же — компания из так называемой категории B2B. То есть мы не создаем конечную продукцию военного назначения, но производим то, без чего невозможно сделать самолет, теплоход, — да все что угодно. И потом, у каждой европейской страны есть специальные организации, которые проверяют контракты с российскими компаниями, и разрешение на поставку оборудования для нас продолжает выдаваться, просто сегодня на это требуется больше времени. Что касается самочувствия нашего предприятия в непростой экономической ситуации, то индекс производства «Элекона» по итогам 2015 года — 125 процентов. Кстати, сложности 2015-го мы смогли пережить в том числе и благодаря обширной кооперации.
— С какими показателями завершили 2015 год?
— Выручка от реализации — 6 миллиардов рублей, прибыль — 1,2 миллиарда. Показатели, как видите, неплохие. Но в этом году, признаюсь, испытываем определенные трудности.
— Снизился интерес к вашей продукции?
— Я бы связал это со снижением ажиотажного спроса на продукцию «Элекона», который мы пережили в 2014 году. Тогда на завод поступило огромное количество заказов. Понимаете, наш продукт поставляется еще до того, как начинает собираться конечное изделие (к примеру, самолет), то есть еще на стадии подписания договоров между производителями. По всей видимости, тогда контракты у наших потребителей выстрелили одновременно, и многие набирали наши изделия впрок.
Но есть еще ряд существенных факторов. Первый: введение федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе». В нем есть много нюансов, которые требуют уточнения. Закон ввел спецсчета, идентификаторы средств (или так называемые «крашеные» деньги), сопровождение сделки... И пока еще не все в этих деталях разобрались... Второй: полагаю, что у заказчиков возник дефицит средств, поэтому объемы заказов стали падать. Но, несмотря на это, мы стараемся сохранить определенный задел, во всяком случае, держим планку 2015 года.
— На склад работаете?
— Мы не работаем на конечный склад, набираем «незавершенку» — детали, из которых можно оперативно собрать соединители. Почему? Потому что у наших изделий есть определенные сроки хранения. Мы выпускаем под 40 тысяч видов различных соединителей, и у каждого свой срок хранения. Не как у продуктов питания, конечно, но все же есть.
— А с дилерами сотрудничаете?
— Вопрос неоднозначный. Приведу конкретный пример: к нам обращается организация, просит изготовить изделие, которое лет 15 не изготавливалось. Мы его делаем, тратим деньги, отвлекаем ресурсы, в общем, на совесть выполняем заказ. А потом вдруг узнаем, что этот заказчик приобрел наше изделие, допустим, за 10 тысяч рублей, а перепродал настоящему производителю за 100 тысяч. Фактически спекулятивная сделка. Поэтому отношения с потребителями нашей продукции выстраиваем напрямую. В результате мы четко видим «срез» наших партнеров. Лет 5 назад порядка 60 процентов наших изделий шло в космическую отрасль, 10 процентов — в автопром, 20 - 30 — в авиацию и связистам. Соединитель же это не просто вилка-розетка, есть изделия и под центнер весом. Поэтому все продукты разделялись по направлениям. Сейчас распределение заказов по отраслям несколько изменилось.
— Какова доля военной продукции в общем объеме поставляемых изделий?
— 275-й федеральный закон позволил нам увидеть, какая наша продукция идет в оборонную отрасль. Представьте, Казанский авиазавод заказывает изделия для ремонта самолетов, а для каких именно, мы не знали, ведь весь объем контракта шел по одному договору и выделить, какой именно процент из этого заказа пойдет на цели оборонки, было невозможно. Сейчас же по новому закону оборонзаказ идет по отдельному договору, где прописывается идентификационный номер, по которому мы должны поставить определенное количество изделий. Именно этот закон позволяет идентифицировать назначение поставки. Впрочем, для нас никакой разницы нет: изделия одни и те же. Но когда нам говорили, что мы работаем исключительно на оборонку, возражать было трудно. Но сейчас мы точно знаем: ее доля около 10 процентов, не больше.
Главное здание АО «Завод Элекон»
«НЕ МЫТЬЕМ, ТАК КАТАНЬЕМ ПЫТАЮТСЯ ЗАЙТИ КОНКУРЕНТЫ»
— Вы отметили, что структура заказов несколько изменилась. Каким образом?
— Космос и авиация занимают процентов 70 - 75 — это основные наши заказчики. Если взять большой пассажирский самолет, то в нем от 20 до 30 тысяч наших соединителей, а в ракете — в 10 раз больше. Так что Роскосмос — основной наш клиент... Остальное — судостроение, связь и тяжелое машиностроение. Знаете, мы гордимся тем, что участвуем в создании интересных, порой уникальных продуктов. Бывало, что приезжали наши партнеры, привозили благодарственные письма со словами: «Мы получили награду, но в этом успехе есть и ваша доля». И это признание очень ценно для нас. На самом деле у нас установились хорошие партнерские отношения с заказчиками.
— Кто разрабатывает выпускающиеся вами изделия, у вас есть собственное конструкторское бюро?
— В советское время было огромное КБ, которое работало на 7 заводов, но сейчас его уже нет. У нас же есть собственное конструкторское бюро, которое занимается разработкой не только изделий, но и специального технологического оборудования — это ноу-хау в производстве различных деталей.
— Что это за оборудование?
— Это не один станок, а целые виды станков, причем все нестандартные. К примеру, при производстве контактов необходимо сделать небольшие выемки, прорези, на каждый контакт надеть маленькую пружинку и так далее. И все это делается на оборудовании собственного изобретения и изготовления. Производство собственного оборудования — большой и сложный объем работ с долгосрочными вложениями. Но результат оправдывает себя порой на 300 процентов.
— Сколько денег вложили в модернизацию завода, скажем, в прошлом году?
— 500 миллионов рублей, и не собираемся на этом останавливаться.
— Каких новых проектов ожидать от «Элекона» в ближайшее время?
— Приоритетная задача — модернизация инструментального производства, увеличение парка высокоточного оборудования — станков с ЧПУ с высокой точностью изготовления деталей.
Что касается проектов. Мы полностью провели процесс замещения продукции украинского производителя. «Элекон» имел два филиала на Украине — в Полтаве и Харькове, потом они стали самостоятельными предприятиями, выпускающими продукцию, аналогичную нашей. Их изделия занимали неплохой объем на российском рынке, но мы их заместили. Второй проект — замещение продукции предприятий дальнего зарубежья, над ним сейчас работаем.
— То есть стремитесь вытеснить зарубежных конкурентов. А как с отечественными? Комфортно себя чувствуете в своей производственной нише?
— В Татарстан не мытьем, так катаньем пытаются зайти конкуренты. Никто не против здоровой конкуренции, но люди, которые стремятся на наш рынок, не могут организовать полный производственный цикл. Поэтому договариваются с западными производителями деталей и уже здесь собирают соединители. А потом заявляют: это отечественный продукт. Но это же не так! К примеру, мы изготавливаем контакт, он состоит из тоненьких, покрытых серебром проволочек — сами полностью готовим, покрываем. А так называемые конкуренты везут эти детали из Америки. В такой ситуации разве можно давать гарантию потребителю, тем более оборонке? Мало ли что и как будут поставлять из-за рубежа? Кстати, вспомнилась история, что случилась с одним из наших бывших главных инженеров — его пытались подкупить конкуренты, чтобы тот вынес им чертежи спецоборудования.
— Не подкупили?
— Нет, конечно! Он сразу же об этом рассказал! Потому что на нашем заводе, и я в этом уверен, работают патриоты.
Процесс герметизации изделия СНЦ-23 на роботе-дозаторе
МОДЕЛИ ГРУЗОВИКОВ — ПЕРЕВЕРНУТАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ
— Вы говорили о конкурентах в Татарстане, а в целом по стране?
— Есть три завода на Урале. А вообще, когда мы общаемся с нашими конкурентами-коллегами, они говорят: «Вы большие, неповоротливые, берете только серьезные объемы». Здесь я с ними согласен: в том, что касается объемов заказов, нам конкурентов нет. На заводе работают 4,1 тысячи человек, и эти люди должны быть обеспечены постоянной работой и стабильной зарплатой, поэтому мы чаще всего беремся за серьезные заказы и не ввязываемся в мелкие проекты.
— А какую долю занимают заказы предприятий Татарстана?
— Очень небольшую, может, всего 1 - 2 процента от всего объема. А в общем у нас более 2 тысяч потребителей, из которых больших, серьезных — 700 - 800. Ну и 200 - 300 предприятий, что составляют костяк, это те 20 процентов заказчиков, которые дают 80 процентов от всего объема.
— Когда-то «Элекон» производил игрушечные машинки-грузовики, они пользовались огромной популярностью не только у детей, но и у серьезных коллекционеров. Почему вы их больше не выпускаете?
— Нам часто задают этот вопрос. Даже пишут письма, в том числе и дети. Помню письмо мальчика из какой-то глухой сибирской деревни, ребенок написал, что собирает модели, но пока у него есть только одна, а больше его мама купить не может, денег нет. Мы собрали коробку со всей серией и отправили мальчику. И таких случаев было много. А вы знаете, как получилось, что завод стал выпускать масштабные модели? В 70-е годы сын одного из заместителей министров электронной промышленности собирал масштабные модели. Вот он якобы поинтересовался у отца: почему в СССР такие модели не выпускают? После чего и возникла идея — дать какому-нибудь предприятию денег на производство таких моделей. Так «Элекон» получил заказ на производство грузовых моделей. Тогда наш завод был локомотивом всей электронной промышленности страны. Мы же не только соединители выпускали: аудиоаппаратура 1-го класса была впервые выпущена у нас, первый персональный компьютер, первый советский калькулятор... А в 90-х мы здорово раскрутились с выпуском моделей грузовиков, мы же делали не только модели «КАМАЗов», но и «Уралов», «МАЗов». Тогда наши соединители никому были не нужны, ряд производств вообще закрыли...
Почему перестали выпускать модели?.. Больший объем моделей был за «КАМАЗами», мы пытались договориться с автозаводом по роялти, но сумма оказалась для нас неподъемной. Сейчас эта история для нас — перевернутая страница, да и китайский производитель уже занял эту нишу.
Автомат сборки гнезд модели АСГ-4
— «Элекон» в свое время выпускал отличные проигрыватели. Наверное, они бы пользовались популярностью и сегодня, когда рынок виниловых пластинок вновь, хотя и медленно, но идет вверх...
— Действительно, меломаны предпочитают проигрыватели. А знаете, как появилось производство проигрывателей? Почти как в случае с машинками. Один из руководителей министерства электронной промышленности был в командировке в Америке, оттуда привез хорошую аппаратуру. Ее отдали нашему предприятию, здесь сделали шикарную копию, даже значительно лучше оригинала. Получилась просто супераппаратура. Если среди читателей вашей газеты есть меломаны, они подтвердят мои слова, тем более что у многих до сих пор стоит эта техника. У нас даже была своя студия, где специалисты прослушивали пластинки на проигрывателях, чтобы исключить малейшие искажения звука. Это была единственная на тот момент в стране аудиоаппаратура 1-го класса. Но случилась неприятность. В проигрывателе основная деталь — крутящийся диск, он изготавливается путем литья по уникальной форме. Так вот, в 90-е годы кто-то умудрился эту форму сломать. Сейчас пытаемся ее воссоздать.
«В НАШЕЙ СФЕРЕ НУЖНО БЫТЬ ПОРЯДОЧНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»
— Вы часто бываете за границей, можете сравнить их и наше производство?
— В Швейцарии меня удивил завод, производящий гальванические линии. Там работают всего 20 человек. Наблюдая за бизнесом там и сравнивая со своим предприятием, понимаю, что все-таки мы разные. Хотя есть и общие моменты, и сотрудничать, несмотря ни на какие санкции, они, безусловно, хотят.
— А что надо предпринять, чтобы интегрироваться в мировое сообщество?
— Во-первых, нас там никто не ждет. Во-вторых, у них очень сложная система сертификации. Вот у нас, когда создается компания, в первую очередь назначаются коммерческий директор, зам по общим вопросам. А у них, даже если это маленькая фирма на 20 человек, — два замдиректора по качеству. У них совершенно другая практика, они работают по-другому, опять-таки глубина знаний, спектр знаний у менеджмента очень широкий. А наш менеджмент — узкоспециализированный. Но, так или иначе, будем учиться.
«Что для меня идеал предприятия, к чему нам надо стремиться? Это мобильная компания, способная создавать продукт в мировом масштабе»
— Многие производственники жалуются, что к ним не идет молодежь. А к вам молодые кадры приходят?
— Молодежи много идет в последнее время, причем это интересные, умные молодые люди, с горящими глазами, со своими предложениями и инициативой. Причем как с высшим, так и со средним техническим образованием. У нас настолько много профилей, что требуются самые разные специалисты. Кстати, на заводе создана базовая кафедра КНИТУ-КАИ. Словом, есть где развернуться молодым специалистам.
— Какой вы видите компанию в будущем, скажем, через 10 - 15 лет?
— Зарубежные коллеги часто говорят, что нам надо выходить на мировой рынок, учиться работать так, как работают в мире. Они правы, потому что у нас пока нет опыта на внешнем рынке. Ведь компании Германии, Франции, США, даже очень небольшие, работают на весь мир, для них нет границ. Знаете, у них есть такое ключевое понятие «just in time» — «точно в срок». И мы стремимся ему соответствовать. Так что для меня идеал предприятия, к чему нам надо стремиться, — это мобильная компания, способная создавать продукт в мировом масштабе. И потом мы постоянно смотрим внутрь себя, наша республика — фаворит в плане бережливого производства, и мы следуем этому тренду.
— Руководство таким предприятием, наверное, не оставляет времени, например, на хобби...
— Да, когда-то я серьезно занимался единоборствами, но сейчас на это времени нет. Все свободное время стараюсь уделить семье, детям — у меня две дочери. Катаемся с ними на велосипеде, на роликах.
— Традиционный вопрос от «БИЗНЕС Online»: какие три секрета успешного бизнеса?
— Первый — работа в команде. Второй — необходимы собственные знания, опыт и сильные тылы, например, я часто обращаюсь к аксакалам, которые создавали наше предприятие. Но главное — надо просто оставаться порядочным человеком.
Визитная карточка компании
1939 — приказом наркома авиационной промышленности СССР №64 от 25 марта 1939 года на базе калориферного производства был создан Казанский завод теплообменных приборов.
1941 — на заводе развернулось производство военной продукции: радиаторов для танков и автомашин, тары для патронов, колец для ручных гранат и т. д.
1950 — принято решение о перепрофилировании завода на выпуск электрических соединителей.
1959 - 1965 — правительством СССР было поручено освоение телеметрической и дальномерной аппаратуры для ракетно-космической техники: проекты «Рубин» и «Алмаз».
1966 — завод переименован в Казанский завод штепсельных разъемов (КЗШР), а в 1967 году — в Казанский завод радиокомпонентов министерства электронной промышленности СССР.
1968 — завод в короткие сроки освоил производство комплекса аппаратуры для стыковки лунного орбитального и посадочного модулей для планируемого полета на Луну.
1961 — первый полет человека в космос на «Союзе-19», где был установлен прибор, изготовленный на предприятии.
1982 — предприятие получило название «Производственное объединение «Элекон». Завод начал выпуск первых в СССР персональных ЭВМ (БК), стереопроигрывателей высшего класса «Электроника-012», нескольких типов персональных вычислительных комплексов.
1989 — завод осваивает новые направления производства: лазерная медицинская техника, машиностроение, светотехника, трубопроводная арматура, масштабные (сувенирные) модели автомобилей.
1997 — восстановление производств, реструктуризация предприятия, техническое перевооружение.
2009 — ОАО «Завод Элекон» вошло в холдинг ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии», который находится в составе государственной корпорации «Ростехнологии».
2010 — советом директоров ОАО «Завод Элекон» был избран новый генеральный директор Николай Николаевич Ураев, ранее занимавший должность первого заместителя генерального директора — коммерческого директора предприятия.
В компании работают 4,1 тыс. человек, выручка от реализации за 2015 год составила 6 млрд. рублей.
Визитная карточка руководителя
Генеральный директор АО «Завод Элекон» Николай Ураев родился 30 августа 1980 года в Казани.
В 2002 году окончил Казанский государственный университет, имеет ученую степень кандидата юридических наук.
Трудовую деятельность начал в ООО «Альфа» в качестве менеджера в 2000 году, в 2003 году стал заместителем директора компании. Далее — работа исполнительным директором в ООО «Омега». С 2004 года трудится в АО «Завод Элекон», прошел путь от заместителя директора по внешнеэкономическим связям до генерального директора.
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 54
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.