Как китайцам за 7 лет удалось построить 100 станций метро и когда казанская подземка доползет до Дербышек? Почему дороги, построенные к Универсиаде, уже вышли из строя? Как бороться с недобросовестными управляющими компаниями? И чем отличаются методы работы Татарстана от практики ведения дел в других регионах и столице? На вопросы читателей в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» ответил кандидат в депутаты Госдумы России, заместитель генерального директора «Казметростроя» Иршат Минкин.
Иршат Минкин
«В ОТЛИЧИЕ ОТ СИДЯКИНА, Я В ДУМЕ ЕЩЕ ПОКА НЕ РАБОТАЛ, НЕ ЗНАЮ НИЧЕГО ПРО СВЯЗИ...»
— Иршат Султанович, почему решили баллотироваться в Госдуму, от кого поступило предложение? И почему по одномандатному округу? (Низамов Т.)
— Это было коллегиальное решение нашей команды.
— Команды партии «Единая Россия» или «Метростроя»?
— (Смеется.) На предприятии она, конечно, тоже есть, но я считаю себя в первую очередь членом команды города и Республики Татарстан. Я, как вы знаете, долгое время работал в городе, курировал весь хозяйственный блок (жилищно-коммунальное хозяйство, городское хозяйство) и хорошо знаю те проблемы, с которыми сталкиваются наши муниципалитеты. В частности, во время подготовки Казани к Универсиаде, принимая самое активное участие в решении всех вопросов на всех этапах, я понял, что одна республика не может ничего сделать без выхода на федеральный уровень.
— То есть у федерального центра приходится каждую копеечку выпрашивать?
— Ну а как вы хотите. Из каждого рубля налогов, собираемых на территории Казани, в бюджете города остается меньше 10 копеек. При этом из года в год все больше полномочий и ответственности передается с федерального уровня регионам, муниципалитетам. Федеральное законодательство наделило муниципалитеты полномочиями, но обеспечило только одну треть из них реальным денежным содержанием и финансированием. Эта проблема не только Казани и Татарстана, это проблема федерального уровня. Но без соответствующего распределения финансовых средств муниципалитеты не могут выполнять свои обязательства перед людьми! Поэтому нужно эти вопросы как-то пересматривать.
— С какой целью идете в Госдуму? Какие законы хотите провести или изменить? (Алия) Если вас изберут в Госдуму, в каком комитете, на каком поприще вы там хотите поработать?
— Мне близки проблемы, связанные с инфраструктурой, с работой муниципалитетов — сфера городского хозяйства, одним словом. В том числе вопросы, связанные с транспортом, с ЖКХ, имущественные вопросы, потому что они неразрывны. Когда в Казани строили различные объекты к Универсиаде, любой из них, даже транспортный, был связан с имущественными вопросами — расселением людей (на проспекте Универсиады более 70 частных домов перенесли, на БКК — более 80), переводом земель из одной категории в другую... В этой сфере считаю необходимым добиваться разработки федеральных целевых программ по модернизации инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства в регионах, по благоустройству дворов и по ремонту тротуаров. Моя программа действий, сформированная в результате анализа наказов жителей округа, полностью изложена на сайте za-minkina.ru. Я и моя команда ежедневно общаемся с казанцами в моих двух стационарных и семи мобильных общественных приемных, во дворах и на предприятиях с начала августа, так что картина проблем, волнующих горожан, у нас достаточно репрезентативная.
Самый главный вопрос, который я намерен решить, идя в Госдуму, — это развитие в городах-миллионниках России, не только в Казани, метростроения. На сегодняшний день по большому счету только в Москве и Санкт-Петербурге метро реально развивается, больше нигде. Причем в Москве масштабы просто грандиозные — там на развитие метро предусмотрено около триллиона рублей на ближайшие три-четыре года, за которые планируется построить 75 станций. Я очень рад за москвичей, но подавляющее большинство россиян живет за МКАДом....
— О метро чуть попозже подробно поговорим, если не возражаете. В «БИЗНЕС Online» недавно вышло интервью с Сидякиным под заголовком «В Думе без связей ни один закон не проведешь». А у вас есть в Москве связи? Или вы по-другому работать в Госдуме собираетесь? Как, интересно? (Э. Ибрагимов)
— В отличие от Александра Геннадьевича, я в Думе еще пока не работал, не знаю ничего про связи (смеется)... А если серьезно, думаю, что, как и везде, должна быть сформирована команда единомышленников. И, судя по спискам, у Татарстана собирается хорошая команда, как, впрочем, и в прошлом созыве. Это специалисты в разных отраслях, не один год в них проработавшие. Я думаю, плечо коллег и грамотных специалистов из других регионов будут опорой. Знаю, что Дума должна обновиться больше чем наполовину — надеюсь, что мы не потеряемся.
ПОДХОД РЕСПУБЛИКИ: «НАМ ЭТО НАДО» И «ДЕНЬГИ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ, А НЕ ЛЕЖАТЬ»
— Вы с высокого поста вице-мэра Казани ушли на должность замгендиректора ОАО «Особые экономические зоны». Однако проработали там довольно короткое время. Почему? Какой опыт приобрели в этой должности? (Эльза Хамидуллина)
— Ушел с поста вице-мэра, потому что давно хотел поменять сферу деятельности чиновника на реальную живую хозяйственную работу, где можно реализовать себя. Одно из предложений, поступившее в тот момент, было от «Особых экономических зон». Это госкомпания, которой на 100 процентов владеет минэкономразвития России. И для меня на тот момент было очень интересно узнать, какие у них подходы, методы реализации проектов. Я проработал там больше года, и мне этого вполне хватило. Я понял, что опыт нашей республики разительно отличается от методов работы в других регионах и тем более в Москве. То, что мы здесь в республике реализуем и как мы это делаем, — такого опыта в России больше нет. Если бы мы работали как все, ничего бы за три года к Универсиаде не построили. Сделать все удалось благодаря подходу нашего президента и его ответственности.
— Так чем же отличаются подходы?
— У нас в республике главный подход — патриотический. Называется «нам это обязательно нужно». А еще: «деньги должны работать, а не лежать». А госкомпании же общие, а значит, по сути, ничьи.... У них деньги миллиардами лежат в банках на депозитах. Они приносят прибыль компании, но не слишком активно работают, дело не делается. Вот и вся разница.
— А как идут дела в ОЭЗ других регионов? Есть ли там опыт, который следует перенять Татарстану? (Трофимов П.Ф.)
— В России более 40 особых экономических зон с разными формами собственности: филиалы центрального офиса (зоны, которые регионы не приняли), дочерние компании (как, например, татарстанские Иннополис и ОЭЗ «Алабуга»). И разного типа: промышленное производство, научно-производственные, туристические, IT-парки.... Реально действующих и успешно работающих из них — более 10. Одна из самых продвинутых — наша «Алабуга», затем идут «Липецк», «Калуга», «Санкт-Петербург». Хорошими темпами развиваются «Тольятти» в Самаре, «Ульяновск» — на базе авиационного завода и аэропорта. В этом году в Москве «Зеленоград» достраивается.
В свое время на Алтае, в Иркутске туристические зоны были обведены десятками, даже сотнями гектаров земли, были защищены бизнес-проекты, и в эти территории были вложены колоссальные деньги, построены все коммуникации. Но туда не пришли резиденты, то есть деньги были закопаны в землю. Но там хорошие места, нужно просто привлекать инвесторов, работать с ними, как наши власти это делают!
— Патриотизм внедрять?
— Почему нет? Многим регионам средства тоже выделялись. Но они сначала не могли тендер проторговать, как положено. После того как проторговали, отдали не тем подрядчикам — подрядчики пришли, получили аванс и контракты расторгли, идет заново переторговка, естественно, с потерей в судебных процессах федеральных средств и серьезным отставанием от сроков. А ведь должно быть как? Если какие-то подрядчики приступили к делу, они свои обязательства должны выполнить.
Кстати, один из вопросов, которым стоило бы заняться в Госдуме — это пересмотр законодательства по торгам. Сегодня же любая фирма может принимать в них участие — с опытом, без опыта, такая, где только один директор с авторучкой, и больше ничего нет. Это же неправильно! Такие фирмы конкурсы выигрывают, а сделать потом ничего не могут, идет потеря времени, срыв сроков. Конкуренция, конечно, должна быть, но пока в этом законе вопросов больше, чем ответов, с ним еще работать надо.
— Вы в «Особых экономических зонах» курировали строительство объектов по всей России?
— Центральный офис «Особых экономических зон» как раз отвечает за обеспечение особых экономических зон коммуникациями. Процедура следующая: резидент представляет свое производство, защищает бизнес-план, приходит к нам и говорит: мне нужен такой-то участок земли, такое-то количество электричества, такое-то количество воды и канализации. И это все ему предоставляется до стены его производства бесплатно. Он приходит, строит свой модуль и начинает работать. Удобно, что на территории этих зон находятся еще и таможенные пункты, то есть резидентам не надо никуда ходить и растаможиваться.
— Все это строится на федеральные деньги или регион тоже принимает участие?
— Основная часть денег, конечно же, федеральная. Когда все это только начиналось, финансирование было 80 на 20, сейчас где-то 50 на 50. А успешно работающие зоны полностью передаются регионам. Министерство экономического развития разработало шкалу эффективности, в соответствии с которой вложенные региональными бюджетами средства должны возвращаться обратно.
«В КАЗАНИ МЕТРО С НЕБОЛЬШИМИ РАССТОЯНИЯМИ МЕЖДУ СТАНЦИЯМИ. ВОЗМОЖНО, СТОИТ ПЕРЕСМОТРЕТЬ ЭТОТ МОМЕНТ»
— Судя по количеству вопросов, людей очень интересует развитие транспортной инфраструктуры в Казани и, в первую очередь, метро. Вопрос от читателя. На недавнем совещании, посвященном Стратегии-2030, была представлена новая схема развития метро, которая существенно отличается от нынешней. В частности, как «проектная ветка № 1» обозначена линия вдоль Мамадышского тракта и далее в центр города. Вместе с тем, все официальные лица продолжают считать первоочередной ветку от Дубравной через Советскую площадь в Ново-Савиновский район. Хотел бы узнать, каковы же реальные планы, какая линия будет строиться в первую очередь? (Роман)
— Я буквально час назад был на совещании в Ратуше, там проходила международная летняя школа, где рассматривали в течение нескольких дней варианты проектов транспортного узла возле Компрессорного...
— Жуткое место...
— Это важный и тяжелый узел, потому что он связывает две стороны города. Проблема есть и в Дербышках, и на других въездах в город — возьмите тот же Мамадышский тракт. У нас ведь из пригородных сельских районов очень много народу ездит в Казань — и на работу, и учиться. Многие казанцы, в свою очередь, живут за городом... Так вот, очень интересные решения там были представлены. Из трех вариантов ни одного идеального, но в каждом есть какое-то зерно, которое можно взять.
А что касается метро — естественно, это самый удобный вид транспорта для жителей большого города, поэтому метро нужно продолжать строить. Есть разные варианты. Тот, о котором спрашивает читатель, — в обсуждении. Но, насколько мне известно, сейчас идет проектирование второй линии от станции «Дубравная» через Компрессорный узел в Ново-Савиновский район на Чуйкова с выходом на станцию «Яшьлек». Пересадочная станция уже почти готова.
В строительстве метро самое дорогое — строительство станций. Поэтому, пока идут обсуждения, надо рассматривать разные варианты. У нас метро проектируется с небольшими расстояниями между станциями. Возможно, стоит пересмотреть этот момент.
— А с финансированием как обстоят дела? К тысячелетию пробили этот проект — деньги дали, потом к Универсиаде дали, а сейчас что?
— На сегодняшний день планомерного финансирования нет. Из федерального центра уже с 90-х годов финансирование метро не осуществляется — отдано на откуп регионам, и только Москва и Санкт-Петербург могут строить самостоятельно, у них бюджеты позволяют. У нас финансирует только республика из своего бюджета, и то возможности изыскиваются, бюджетом строительство метро не предусмотрено...
— Тем более кризис за кризисом...
— Я знаю, что на следующий год республика предусмотрела на эти цели миллиард рублей, но это капля в море — только загрузить людей работой, чтобы структура работала, чтобы комплекс жил. Сейчас ведь «Казметрострой», у которого только в штате тысяча человек, вынужден в основном работать в Москве... Без поддержки, без специальной целевой программы по развитию метрополитенов в городах-миллионниках, строить невозможно.
— А у нас окупается метро?
— Метро — очень долго окупаемый проект, у нас пока дотируется, но метро решает жизненно важные вопросы. Вы только представьте, что было бы, если бы в Москве не было метро. Возрождение метростроения в стране — одна из самых главных задач, с которой я иду в Госдуму.
— О каких суммах речь идет?
— В Казани в год мы можем строить по одной станции, это порядка 5 миллиардов рублей. Наши метростроевцы — специалисты высокой квалификации, специализированных организаций для выполнения подрядных работ в республике тоже достаточно.
«В СТОРОНУ ДЕРБЫШЕК ВЫХОДОМ МОГ БЫ СТАТЬ ПРОЕКТ ЗАКОЛЬЦОВКИ ЭЛЕКТРИЧЕК, КАК В МОСКВЕ»
— Очень мешают водителям и пешеходам два объекта-долгостроя метро на проезжей части на улице Декабристов — возле перекрестка с улицей Гагарина и неподалеку от ТРК «Тандем». Это, наверное, чтобы зарплата постоянно капала работникам «Метростроя» в отсутствие реальной работы? Когда уже наконец выпрямят проезжую часть? (Рафис)
— Это доделываются дополнительные эвакуационные выходы, в декабре работы будут завершены. У нас ведь некоторые станции построены на перспективу как пересадочные, то есть сейчас есть незадействованные выходы из метро. Вообще, если интересно, мы видим только то, что видим, но каждая станция еще уходит вниз на два-три этажа — там коммуникации, оборудование, вентиляция, чего там только нет...
— А в сторону Дербышек будет метро в перспективе, спрашивают читатели?
— Пока в планах нет. Но это направление связано с проектом ТПУ «Компрессорный», и, как мне кажется, здесь выходом мог бы стать проект закольцовки электричек, как в Москве, то есть если электричка станет городской (платформа там есть). Сегодня этот вопрос находится в разработке у министерства транспорта и РЖД.
— Еще спрашивают, не планируется ли строительство станции метро на пересечении улиц Айдарова и Ленинградской.
— У нас еще есть предложение до «Оргсинтеза» метро проложить и много других. Разные есть варианты, но, как вы понимаете, все зависит от наличия денег. Необходимо сначала реализовать хотя бы две линии, одна ветка в городе вопросы не решает, а потом уже можно думать, куда дальше вести. Понятно уж, где метро строится, там и инфраструктура развивается. Район оживает. Вы посмотрите на Авиастроительный, на Соцгород — что раньше было, и что сейчас.
— Получен ли миллиард рублей от «МЕГИ» на станцию метро «Сахарова»? Очень хотелось бы, чтобы прямо к торговому центру подходила ветка, без выхода на улицу... (Аноним)
— Они выражают и подтверждают готовность, если там будет станция строиться, но пока все на стадии переговоров. Потому что на станцию нужно 5 миллиардов, а не 1.
«У НАС ТАКИЕ ГОСТЫ, ЧТО ПОСТРОЕННОЕ ЗДАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СПОСОБНО ПЕРЕЖИТЬ АТОМНУЮ ВОЙНУ»
— При подготовке Казани к Универсиаде вы курировали модернизацию всей дорожно-транспортной инфраструктуры. Несколько вопросов по этой теме. Почему китайцы к своей Универсиаде в городе Шэньчжэнь построили к 2011 году метро с пятью ветками (начали строить в 2004 году) и 137 станциями, а в Казани строительство метро ведется с 1997 года, и построено всего 10 станций? Может, там деньги не воруют при строительстве метро? (Ильнур Ахметшин)
— Мы специально ездили в Шэньчжэнь накануне подготовки к Универсиаде, смотрели город, инфраструктуру. Они построили 100 новых станций, потратив на это 75 миллиардов юаней, и довели общее их число до 118. Китайцы строят быстро, но у них, как мы знаем, много случаев, когда здания обваливаются. У нас же такие строительные нормы, ГОСТы, экспертиза, что построенное здание должно быть способно пережить, условно говоря, атомную войну.
Сейчас же еще в чем загвоздка? Появляются новые очень эффективные материалы и технологии. Казалось бы, бери, пользуйся. Но в стране действуют СНиПы, которым сто лет в обед. При всех их многочисленных достоинствах у них есть один большой недостаток: в них не предусмотрено применение новых материалов. А это значит, что мы обречены работать по-старому. Отсталость и неповоротливость наших норм сегодня стала серьезным тормозом на пути развития строительной отрасли. Это тоже проблема федерального уровня. Если избиратели окажут мне доверие, планирую поднять ее в Госдуме.
Возвращаясь к вопросу о китайском опыте, давайте не будем забывать, что рабочая сила там дешевле. Возможно, и работают китайцы больше.
— Может быть, у них еще дешевле строительные технологии?
— Сами технологии — едва ли. Вопрос в другом. Мы покупаем оборудование для прокладки метро в Европе. Это очень дорого. Китайцы берут образец такого оборудования и через год начинают выпускать свое. Китайцы — гениальные копировальщики. Естественно, это тоже снижает издержки.
— К Универсиаде-2013, а затем и к чемпионату мира по водным видам спорта-2015 было сделано множество новых дорог и транспортных развязок. Проделана колоссальная работа, Казань до этого не знала столь масштабных работ по транспортной инфраструктуре. Казалось, сделано все на века, но прошло два-три года, и асфальтобетонное покрытие требует замены. Гарантийный ремонт некому предъявить — многих компаний уже не существует. Как поступить в будущем, чтобы такого не повторилось? Может, создать специальные гарантийные фонды, куда будут отчислять определенный процент фирмы-подрядчики на случай их банкротства? (Васильев М.В.)
— Что касается модернизации дорожной инфраструктуры к Универсиаде, которая позволила избавить город от пробок, тут всю концепцию разработали мы. И во всех инстанциях защищали каждую развязку: для чего она нужна, какие тут потоки. В итоге удалось привлечь в город 39 миллиардов рублей на эти цели. Мы эти развязки карандашом чертили, а потом проектировщикам давали эти схемы. Например, выезд после Танкового кольца поверху я придумал, потому что постоянно ездил там на работу и стоял в пробке.
По гарантийным фондам — по-моему, такой вариант пока не предусмотрен законодательством. Однако по тем дефектам, которые выявились у нас после двух-трех лет эксплуатации, есть развернутое заключение министерства транспорта, подкрепленное экспертным мнением специалистов строительного университета. Они подтверждают, что не все дефекты допущены по вине строителей. Были ошибки в проектировании как самого полотна, так и нагрузки. Поток автомашин растет большими темпами, его заранее просчитать очень сложно. В Казани за последние 10 лет количество автомобилей удвоилось и составляет более 377 тыс. единиц. Уровень автомобилизации вырос со 160 до 313 автомобилей на тысячу жителей.
А насчет гарантийного фонда — идея интересная, стоит ее обдумать...
— Многие маршруты автобусов в Казани нерентабельны, транспортники несут от них одни убытки. Как найти золотую середину, чтобы и транспортная сеть покрывала весь город, и экономически это было выгодно? (Дмитрий)
— Да, есть, конечно, невыгодные маршруты — в поселках, на окраинах города. Пассажиров там не много, а расписание выдерживать надо. Особенно трудно было, когда был первый этап перехода с маршруток на автобусы... При организации конкурса на перевозки лоты формируются таким образом, что в один лот попадают и выгодные, и невыгодные маршруты — это и создает баланс. Тем не менее жалобы есть, особенно в отдаленных жилых массивах. Я знаю, что комитет по транспорту постоянно работает над совершенствованием маршрутов, сотрудничает с профильными институтами, ищет оптимальные варианты. Например, с 1 сентября в Казани автобусный маршрут № 68 «Ж/д вокзал — ж. м. Вознесенское» будет продлен до остановочного пункта «Ул. Иман». Таким образом, более 5 тысяч жителей поселка офицеров будут обеспечены транспортным сообщением.
Мы уже полтора месяца активно встречаемся с людьми, выслушиваем и принимаем их замечания, в том числе по работе общественного транспорта, и передаем их специалистам. Эту работу нужно проводить постоянно — город растет, развивается, транспортные вопросы всегда будут актуальными.
«НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЕРЦ — ЭТО САМАЯ ОПТИМАЛЬНАЯ СХЕМА СБОРА ПЛАТЕЖЕЙ»
— Много вопросов по ЖКХ. Читатель Ольга Евгеньевна спрашивает, не кажется ли вам, что проблем в ЖКХ оттого так много, что у нас с приватизацией квартир в многоквартирных домах так и не появилось собственников жилья, поэтому так и нет порядка ни в подъездах, ни во дворах? Как изменить эту ситуацию?
— Первопричина проблем ЖКХ кроется в состоянии жилого фонда. Трубы, фасады и все остальное раньше капитально ремонтировались за счет бюджета, но денег с каждым годом выделялось все меньше и меньше, по остаточному принципу, поэтому все это потихоньку ветшало и в конце концов пришло в негодность. Жизнь сложилась так, что многие эти темы мне знакомы не из статей в газетах и не по слухам. Например, я в качестве заместителя мэра Казани входил в число людей, которые инициировали федеральную программу капремонта. Сама идея программы капремонта домов на условиях софинансирования федерального центра, республики и самих жителей возникла потому, что домов, требующих ремонта, в Казани 10 лет назад было больше половины. Плюс по городу заканчивался срок эксплуатации каждого третьего лифта. Ситуация была аховая. А ведь еще были кооперативные дома, которые в большинстве своем были в очень запущенном состоянии. И нам пришлось в Казани целыми микрорайонами, как, например, на Комарова, на Курчатова, принимать эти дома в муниципальную собственность. До сих пор помню одноподъездный дом на Латышских стрелков. Там лифт сгорел, а тогда он стоил 2,5 миллиона рублей — огромные деньги. Год люди ходили без лифта...
Тогда руководителям республики удалось убедить Владимира Владимировича Путина в необходимости федеральной программы капремонта. Она стартовала в 2008 году, и сегодня в Казани капитально отремонтировано уже больше 2 тысяч домов — это 40 процентов от общего числа домов в городе.
Сейчас, как известно, финансирование капремонта жилья идет из трех источников: деньги самих жителей, региональные деньги и средства федерального бюджета. Есть электронный график капитального ремонта на много лет вперед, который формируется автоматически на основании совокупности различных показателей состояния дома. Работа идет, и наши встречи с населением позволяют уже сейчас уверено говорить, что в ближайшие годы проблема капитального ремонта уйдет из повестки дня. Проблема с лифтами — катастрофичная по масштабам 10 лет тому назад — тоже решена. Сегодня Казань по темпам и масштабу капремонта далеко обогнала другие российские города. Остается поддерживать темп и цикличность по капитальному ремонту.
— При капитальном ремонте домов зачастую приводят в порядок и двор. Но капремонт бывает раз в 100 лет, а двор требует и текущего ремонта. Жилищники же говорят, что на это денег с жильцов не взимают, поэтому денег на текущее содержание нет. Как же двор содержать в надлежащем состоянии? Кто это должен делать? (Ирина)
— Управляющая компания на средства, взимаемые по статье «Текущий ремонт». Это целевые деньги.
— В свое время создали ЕРЦ — единый расчетный центр. А сегодня умные люди говорят, что его надо закрыть и платить поставщикам напрямую, тем более через интернет это сделать легко. (Андрей Федоров)
— Работа расчетных центров совершенно прозрачна. Для того они и создавались — контролировать работу управляющих компаний. Я стоял у истоков этого процесса, лично презентовал нижнекамский ЕРЦ Владимиру Путину, это было ноу-хау в масштабах всей страны. И именно благодаря ЕРЦ были закрыты многомиллионные долги перед поставщиками услуг.
Что касается оплаты услуг напрямую поставщикам, то, насколько я знаю, сами поставщики, за исключением «Газпрома», этого не очень-то хотят. Потому что это требует организации дополнительных структурных подразделений, реализации комплекса мер по повышению собираемости платежей с населения... Хотя, конечно, собираемость в Казани всегда была высокой...
— А городу вообще нужна такая головная боль, как единый расчетный центр? Деньги на его содержание тратить. Пусть поставщик сам о себе заботится!
— Город на содержание ЕРЦ денег не тратит. Они существуют за счет управляющих компаний. ЕРЦ оказывает им услугу в расчете и принятии платежей и переводе этих средств поставщикам.
Подчеркиваю: на сегодняшний день ЕРЦ — это самая оптимальная схема сбора платежей, потому что мы пробовали по-другому, это пройденная история. Когда только начал развиваться институт частных УК, они возомнили себя хозяевами, и каждая УК захотела иметь свой расчетный центр. Но мы быстро поняли, что как раз там-то контроль за средствами населения и теряется. Поэтому было принято решение все эти расчетные центры ликвидировать, и мы вернулись опять к тому, что в городе должен быть один расчетный центр, который прозрачен и для властей, и для УК, и для поставщиков.
«ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЭФФЕКТ ОТ ПРИБОРОВ УЧЕТА ТЕПЛА, НАДО ПРИВОДИТЬ В ПОРЯДОК САМИ ЗДАНИЯ»
— Интересно, где в Казани «Энергоэффективный квартал», интересуется Ибрагимов Т. Он читал, что под вашим руководством в свое время была начата работа по энергосбережению. А что конкретно было сделано? Продолжается ли эта работа сегодня? Не слишком ли это дорого для внедрения? Через сколько лет окупается?
— Для того чтобы была энергоэффективность, строения должны соответствовать определенным требованиям. Вот на днях я был в школе в Советском районе на конференции, обсуждался, в частности, этот вопрос. В детсадах Казани поставили приборы регулирования теплоснабжения, и в большинстве из них стало.... холодно, потому что у них старые рамы, двери, стены, построенные еще по советским СНИПам. То есть прибор дает столько тепла, сколько нужно зданию исходя из его объема, а температура уже не соответствует. Чтобы получить эффект от этих приборов, надо приводить в порядок сами здания. Нужно искать на это деньги. Энергоэффективный квартал в Казани был сделан еще 7 - 8 лет тому назад в Ново-Савиновском районе. Это целый микрорайон — там и жилые дома, и бюджетные учреждения охвачены.
В свое время мы начинали внедрение энергосберегающих технологий как раз с учреждений бюджетной сферы, поскольку на сегодняшний день самая большая статья расходов в бюджете — это образование: зарплаты учителям, коммунальные платежи. Первые награды по проектам энергосбережения мы получили, еще работая в Нижнекамске. Тогда нам удалось во всех школах, детсадах установить приборы температурного регулирования с выводом на телефонную сеть, чтобы сбор и передача данных были автоматизированы. Во всех квартирах города были установлены счетчики холодной и горячей воды, при этом совместно с пенсионным фондом РФ была реализована программа установки счетчиков малообеспеченным семьям и пенсионерам. Экономия энергоресурсов достигла 30 процентов.
— Планирует ли государство бороться с недобросовестными действиями УК?(Иван)
— Сейчас об этом не говорит только ленивый. Вопрос действительно назрел. Конечно, нужно усовершенствовать правила и ответственность УК, чтобы они в случае чего не просто тихонько исчезали, а чтобы те люди, которые за ними стоят, несли уголовную ответственность, потому что это связано с деньгами жителей. Сегодня же УК — это обычные хозяйствующие субъекты, которые отвечают только своим уставным капиталом в 10 тысяч рублей.
Глубоко убежден, что у каждого дома должен быть свой лицевой счет. Чтобы каждый житель дома видел, сколько средств накоплено его домом и при необходимости этими средствами можно было воспользоваться для решения тех или иных проблем. В первую очередь это касается темы капремонта. Сегодня все идет в общий котел. И никто не знает, на какую сумму можно рассчитывать в случае чего. Естественно, эти лицевые счета должны быть защищены государством.
— Если Татарстан был инициатором программы капремонта, почему бы не проявить инициативу и с расчетными счетами?
— Я думаю, что это возможно.
— Мусорки в Казани — это один из самых больных вопросов. Загляните в любой двор — везде стоят эти неопрятные контейнеры без крышек, кругом антисанитария. И ситуация не меняется годами! Считаю, проблему надо решать кардинально. А как? У вас есть ответ? (Дорофеева А.)
— Не согласен, что ситуация не меняется. За последние годы в Казани установлено более 6 тысяч новеньких пластиковых евроконтейнеров, начали появляться и контейнеры для раздельного сбора мусора. Кроме того, для поселков приобретено 337 бункеров-«лодочек» объемом 8 кубических метров. Даже машины для вывоза мусора сейчас совершенно другие — светлые, современные, опрятные. Построено 17 крытых контейнерных площадок на территории жилых комплексов.
Но цивилизация мгновенно не возникает. На все нужно время — в том числе и на изменение модели поведения людей. Кто-то аккуратно все выкидывает, кто-то до сих пор мусор на подходе к контейнерам оставляет в пакете, из которого все сыплется, а есть и такие, кто считает: из подъезда мусор вынес — дальше дело дворника.
Нужно решать такие проблемы на местах, чтобы все свои обязанности выполняли надлежащим образом. И, конечно, без соблюдения санитарных норм ни одна площадка не должна быть установлена. Крышки обязательно должны быть на каждом контейнере.
«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИНЯТЫЕ РЕШЕНИЯ — ЭТО И ЕСТЬ, НАВЕРНОЕ, ГЛАВНЫЙ УЧИТЕЛЬ»
— 1 сентября сотни детей пойдут в школу. К сожалению, сегодня в школах только учат, а вот о воспитании забыли. С семьи ответственности, конечно, никто не снимает, но разве правильно, что школа отстранилась от этого, как считаете? Помните, в советское время был комсомол — пионерия — октябрята, и были традиции, преемственность поколений. Чем это заменить? (Мама трех детей-школьников)
— Конечно, сегодня дети больше времени проводят в школе, чем дома. И я считаю, что в школе обязательно должно быть и воспитание, в том числе духовное.
— Несколько вопросов личного характера. Какое жизненное кредо у вас? На что вы не пойдете никогда?
— Для каждого человека, наверное, самое ценное — это семья. У меня семейные ценности стоят на первом месте. Предательство близких людей — это самое подлое, что может быть. Этого делать никогда не стану.
— Какое качество человека ставите превыше всего?
— В первую очередь честность и надежность.
— В свободное время чем занимаетесь? Оно у вас есть?
— Сейчас совсем нет — очень плотный график встреч с жителями округа. А в обычное время люблю плавать и заниматься фитнесом. Слежу за политическими и спортивными событиями.
— Вы живете, чтобы работать, или работаете, чтобы жить?
— Наверное, живу, чтобы работать. Дома практически не бываю.
— Что считаете своим главным успехом в жизни?
— На каждом этапе жизни есть свои достижения, и есть моменты, о которых знаешь только ты сам. Многие моменты другие люди помнят. Вот, например, приятно, что меня до сих пор помнят люди со старой работы в Советском районе. В Нижнекамске я проработал 7 лет, приехал недавно на 50-летие — многие узнают, здороваются. Значит, что-то хорошее сделал все-таки — нестыдно смотреть людям в глаза!
Все мои успехи на всех этапах жизни случились благодаря моей настойчивости и тем людям, кто поддерживал меня, с кем работали вместе. Не все зависит от нас, многое нам дается свыше. Главное — не делать плохих вещей.
— А кого считаете своими учителями в жизни?
— Многих учителей уже нет. Среди них есть и люди очень большого масштаба — например, бывший глава администрации Советского района Казани Альберт Камалеев. Он дал дорогу многим, давал возможность молодым работать, проявлять себя, доверял и для всех был примером.
А вообще, на каждом этапе — свой учитель. А когда ты становишься в какой-то сфере специалистом, ты должен брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения. Ответственность за принятые решения — это и есть, наверное, главный учитель.
Иршат Султанович Минкин родился 27 июля 1963 года в селе Старое Шаймурзино Дрожжановского района ТАССР. Окончил Казанский инженерно-строительный институт по специальности «промышленное и гражданское строительство» (1987), Российскую академию государственной службы при президенте РФ по специальности «государственное и муниципальное управление» (2007).
1982 - 1984 — служба в рядах Советской армии в ракетных войсках.
1986 - 1998 — мастер, главный инженер, начальник управления ЖЭУ Советского района Казани.
1998 - 2001 — управляющий КУП ПТЖХ-1, председатель комитета по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Нижнекамского района и Нижнекамска.
2001 - 2005 — заместитель, первый заместитель главы администрации Нижнекамска.
2005 - 2006 — заместитель главы администрации Казани.
2006 - 2008 — первый заместитель руководителя исполкома Казани.
2008 - 2013 — первый заместитель главы Казани.
2014 - 2016 — заместитель генерального директора ОАО «Особые экономические зоны».
С марта 2016 — заместитель генерального директора по инвестиционным проектам и связям с инвесторами АО «Казметрострой».
Являлся депутатом Казанской городской Думы первого и второго созывов.
Изготовлено обществом с ограниченной ответственностью ООО «Бизнес Медия Холдинг» (ИНН 1655152609, КПП165501001, ОГРН 1081690009554, юридический адрес: 420111, РТ, город Казань, ) по заказу кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Республике Татарстан (Татарстан) — Центральному одномандатному избирательному округу № 31 Минкина Иршата Султановича. Тираж: 4 экз. Дата выпуска: 11.09.2016. Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Республике Татарстан (Татарстан) — Центральному одномандатному избирательному округу № 31 Минкина Иршата Султановича.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.