По пути в Ялту По пути в Ялту

ПРО ДОРОГИ: НЕ ВЕЗДЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ, ЗАТО ПУТИН НА БИЛБОРДАХ

В продолжении описания нашего путешествия в Крым на машине сразу договоримся — это лишь небольшие зарисовки той действительности, с которой можно столкнуться на полуострове. На объективность не претендуем, а предлагаем лишь частное мнение.

Итак, вот мы и оказались на полуострове. Начнем, пожалуй, с дорог, поскольку это первое, что видит (а точнее, чувствует) автопутешественник, оказавшись в Крыму. Естественно, вся вереница машин с парома двинулась в одном направлении — в сторону Керчи, а там уж кому куда угодно — кто-то оставался там же, кто-то ехал вглубь полуострова. Нам же предстояло добраться до Феодосии, где мы и планировали заночевать.

Сразу признаем, что дороги в России не везде отменного качества. А поскольку лично мы ездили не только по Центральной России и Москве, то было с чем сравнивать. В Крыму же дороги — наследие еще украинских времен, поэтому тут вам и колейность, и ямы, да и вообще порой складывалось чувство (особенно по пути в Керчь), что ты не на машине едешь, а на коне скачешь. Но и это не стало каким-то открытием — ровно такую же картину, порой и похуже, мы наблюдали во время апрельской поездки на малую родину — в Архангельск. И в столице Поморья, и в соседнем Северодвинске появлялось чувство, что дороги кто-то целенаправленно бомбит — такие там колдобины и ямы!

Но вернемся в Крым, где с дорожной инфраструктурой тоже много проблем. Все-таки надо признать, за те два года, что полуостров в составе России, на многих участках успели положить приличный асфальт, например на трассе в Симферополь, что идет по центру полуострова. Но, как говорится, есть куда расти. На строительство дорог и развязок тоже нужно время. Поэтому отнесемся к этому факту снисходительно. Во всяком случае, с машиной ничего не случилось, а ездили мы отнюдь не на внедорожнике, а на скромном Chevrolet Aveo.

Генуэзская крепость в Феодосии Генуэзская крепость в Феодосии

Еще со времен Украины на дорогах Крыма остались старые дорожные знаки, либо же они не везде установлены, зато камер видеофиксации нарушений мы заметили мало. А вот дэпээсникам полуострова можно позавидовать — их пересадили на новенькие Toyota Prius. К слову, наши с ними пути ни разу не пересеклись.

Еще один не очень приятный факт для автомобилистов — стоимость бензина. Уже в Краснодарском крае цена на топливо подскакивает до 40 рублей за 95-й. В Крыму ровно такая же ситуация — 40 - 41 рубль за литр. Из тех заправок, что выглядят наиболее прилично и чаще других встречаются, — желто-зеленые Atan и фиолетовые TES со слоненком. Но есть и другие поменьше и поскромнее.

Еще один важный момент. Те, кто привык ориентироваться в поездках на «Яндекс.Навигатор» (а мы в Москве им пользуемся), будут разочарованы, во всяком случае, работой данного сервиса в Большой Ялте. Дороги в этих городках хаотичны и узки, а «Яндекс», похоже, давно не обновлял там свою базу. Пару раз он устроил неприятный сюрприз — там, где прорисовал путь, оказался тупик, еще раз — лестница, а в третий раз — одностороннее движение. Так что с непривычки не сразу можно разобраться в хитросплетениях ялтинских улочек. Но мы это восприняли как небольшое приключение.

«Ласточкино гнездо» в Ялте «Ласточкино гнездо» в Ялте

А вот тем, кто скажет, что в Крыму мало туристов, не поверю. Иначе откуда такое скопление машин на подъездах к набережной в Ялте? И если даже вам удалось занять козырное место неподалеку, не стоит радоваться раньше времени — попробуйте оттуда выехать, когда не меньшее количество стремится туда заехать. Кажется, что инфраструктура этих курортных городов попросту не рассчитана на такое количество транспорта. Естественно, надо возводить новые дороги, развязки, но из-за хаотичной застройки в Ялте даже не представляем, как власти будут решать эту проблему.

К слову, Севастополь тоже стоит в пробках из-за наплыва машин. Как нам рассказали владельцы гостевого дома, после присоединения многие россияне, купив недвижимость, перебрались в Крым. Одного из таких мы встретили возле пляжа «Дельфин» в Ялте — им оказался полицейский. В тот момент он был не на службе, зато уже с утра навеселе. Молодой человек рассказал, что специально попросил перевести его из Костромы в Крым, а вот теперь об этом пожалел. «Здесь столько мероприятий! И мы везде должны быть! Приехал Филипп Киркоров — надо идти, посмотреть трусы Филиппа Киркорова — тоже вызывают!» — сокрушался истекающий потом молодой человек.

Тем, кто решил задержаться в Ялте надолго, советуем выбирать отели поближе к морю. А для тех, кто решил обосноваться повыше, придется пользоваться личным автомобилем, такси или же канатной дорогой «Ялта — Горка». Ее протяженность — 600 м, перепад высот — 120 м. Этот путь кабинка, рассчитанная на двоих, преодолевает за 12 минут. Вот только не каждый сможет себе позволить спускаться и подниматься на ней ежедневно, все-таки удовольствие стоит 200 рублей за человека. В итоге на двоих туда-обратно — 800 рублей. Но хотя бы раз прокатиться на канатке можно и даже нужно, тем более в следующем году ей исполнится 50 лет. Еще один вариант — подниматься на гору пешком, но он для сильных физически.

Ялта Ялта

Отдельно стоит отметить, как в Крыму внедряют платную парковку. Нет, это не то, к чему привыкли жители Москвы или Казани. На полуострове в таких местах вместо автоматов стоят люди и собирают деньги. Вот только насколько это законно — большой вопрос. Тем не менее всегда можно найти бесплатную стоянку.

А еще в Крыму часто встречались машины с номерами Московского региона — 777 (на нашем автомобиле такой же). Сначала мы удивлялись обилию столичных жителей, решивших отдохнуть на полуострове, причем довольно часто на самых бюджетных автомобилях — старые «копейки», «пятерки», древние Daewoo Nexia и пр. И только ближе к концу отпуска местные, которые нас порой принимали за своих, севастопольских, рассказали, что в 2014 году, сразу, как Крым присоединили к России, выдавали номера не с нынешними кодами 82 и 92, а с московским 777.

На полуострове обилие билбордов с Путиным На полуострове обилие билбордов с Путиным

Еще одна деталь, на которую наверняка обратит внимание любой турист, — это билборды с Владимиром Путиным. Ни в одном регионе России нам такая массированная реклама не встречалась. Вот, например, президент России обещает развивать на полуострове не только туризм, но и промышленный, сельскохозяйственный потенциал. А уже на другом глядящий вдаль серьезный Владимир Владимирович озабочен развитием севастопольской базы и Черноморского флота. Наконец, на третьей вывеске обещаны реабилитация и восстановление законных прав армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов. Еще одно лицо российской власти — Дмитрий Медведев — красовался отнюдь не на билборде, а на майке у торговцев сувенирами. Так крымчане увековечили его фразу «Денег нет, но вы держитесь!». Путина, естественно, тоже можно носить на груди (на футболке), но его изображают крайне серьезным и даже суровым — резкий контраст с легкомысленным выражением лица премьера.

Крымчане увековечили фразу Медведева «Денег нет, но вы держитесь!» Крымчане увековечили фразу Медведева «Денег нет, но вы держитесь!»

ПРО ЦЕНЫ: «У НАС ЗАСУХА, ПОЭТОМУ НЕУРОЖАЙ»

Не менее животрепещущий вопрос для всех — это цены, которые моментально подскочили после вхождения в состав России. Поэтому не стоит ожидать, что фрукты и овощи, раз это южный регион, можно купить по дешевке. В Крыму цены наравне с московскими. Хотя 10 лет назад в Анапе нам встретилась такая же картина. Так что это не крымская, а скорее южная особенность нашей страны.

Во второй половине июля персики около пляжей стоили 200 - 250 рублей за килограмм, около 150 рублей — на знаменитом Центральном рынке Ялты.

— Почему же так дорого? — спрашивали мы.

— А что вы хотели? Курортный город! — объяснил рыночный торговец.

— У нас засуха, воды нет, поэтому неурожай, — оправдывалась продавщица в Судаке.

Самые дешевые персики нам удалось купить только по дороге из Феодосии в Симферополь, которая проходит через горы вдали от моря. Персики с белой мякотью — по 80 рублей за килограмм, с желтой — по 100 рублей.

У моря У моря

— У нас свое даже дороже импортного стоит, — честно призналась женщина. — Если нет аромата, то импортное. Покупайте наше, импортные вы и дома купите. Везут отовсюду, даже из Узбекистана.

И в этом продавщица была права. На Центральном рынке в Ялте нам пытались всучить дыню — 150 рублей за килограмм.

— У вас дыня, что ли, золотая?

— Так она же сладкая, из Узбекистана, — нахваливал продавец.

— Так такую мы и в Москве купим, — отказывались мы. — Нам бы что-то местное.

А местную маленькую желтую дыньку продавали по цене 40 - 50 рублей за килограмм.

Буйная торговля развернута, пожалуй, почти вдоль всех значимых трасс в Крыму. В районе Большой Ялты продают вязанки ялтинского лука — от 200 до 700 рублей в зависимости от размера. Ближе к Керчи все чаще встречаются продавцы меда — например, литр горного меда обойдется в 600 рублей.

Генуэзская крепость в Судаке Генуэзская крепость в Судаке

На пляжах традиционна разносная торговля. «Кукуруза молодая, сладкая, мидии, рапаны. Рыба, рыба, рыба!» — зазывал молодой человек с ярким южным говором. У него, пожалуй, на пляже под Генуэзской крепостью в Судаке был представлен наиболее полный ассортимент. Например, кукуруза по 50 рублей за штуку, кусочек копченой рыбы — около 250 - 350 рублей (в зависимости от вида рыбы). Через несколько часов парень в розовой майке продал все и исчез с пляжа, зато его место тут же заняли другие. Еще на пляже можно полакомиться мелкими, словно семечки, местными креветками (80 - 100 рублей за небольшой стаканчик) и вареными раками (цена зависит от размера и количества). А вот севастопольский деликатес — барабульку — можно отведать в кафе с видом на Артиллерийскую бухту — около 160 рублей за 100 граммов.

Для любителей украинской кухни тоже найдутся отличные кафе и рестораны. Например, в Севастополе нам встретилось такое, где в интерьерах украинской хаты предлагают пять видов борща по 119 рублей за порцию и не меньшее разнообразие сала. В симферопольском кафе в центре города какой-нибудь цезарь с креветками будет стоить около 400 рублей. Впрочем, везде можно найти дешевые столовые — тут уж дело вкуса и ваших возможностей.

Южная бухта Севастополя Южная бухта Севастополя

Цены на жилье в Крыму разнятся. Опять же, все зависит от того, на какой сервис вы рассчитываете. Мы не старались экономить на своем комфорте, поэтому заранее выбирали отели и гостевые дома со всеми удобствами в номере. Например, в Феодосии в небольшом отельчике через дорогу от моря мы сняли номер с душем, кондиционером и большим телевизором за 2 тыс. рублей, в Севастополе в гостевом доме полностью укомплектованная, по сути, однокомнатная квартира с собственной кухней и ванной обошлась в 3,6 тыс. рублей в сутки, а в Ялте номер площадью 55 кв. м в новом отеле с большим балконом и шикарным видом на море — 4 тыс. рублей. Естественно, для тех, кто экономит, можно найти более бюджетные варианты. Особо отважные могут попробовать отправиться наугад — в каждом городе или прибрежном поселке полно объявлений «Сдам жилье».

Тем не менее в этом году не было проблем с пластиковыми картами — в магазинах, на автозаправках можно без проблем расплатиться. Вот только в отелях в большинстве случаев предпочитали брать наличные. Впрочем, с этим проблем не возникало — их можно снять в любом банкомате.

Ханский дворец в Бахчисарае Ханский дворец в Бахчисарае

ПРО ЛЮДЕЙ: «Я СВОЕ ОТТАНЦЕВАЛ — ЗАПЛАТИЛ 500 РУБЛЕЙ»

Знакомство с жителями Крыма для автомобилистов начинается, пожалуй, сразу на дорогах полуострова. Впрочем, надо учитывать таких же, как мы, отдыхающих. Тем не менее культура вождения оставляет желать лучшего. Пару раз нам встретились такие «оригиналы», которые двигались на нас из-за поворота задним ходом, а еще много «джигитов», которые любят погонять на горных серпантинах, совершенно не заботясь о других участниках дорожного движения.

Тем не менее во всех отелях и гостевых домах, в которых мы побывали за время отпуска, нас встречали радушно, с удовольствием отвечали на вопросы, а в Севастополе и вовсе выдали самостоятельно сделанный путеводитель, где подробно описали, что надо посмотреть, как добраться, где можно поесть и искупаться. Такая забота, естественно, приятна.

Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае

Также для себя мы отметили, что ни разу за все путешествие не услышали украинской речи, даже в разговорах местных между собой. А об особой любви севастопольцев к России кто только не написал. Нам она предстала в таком виде. Гуляя вдоль Артбухты, решили прокатиться на кораблике, цены, которые назвала женщина-зазывала, показались нам умеренными — 300 рублей с человека. За эти деньги предлагалось прокатиться с экскурсией на весьма хлюпком по виду суденышке, за штурвалом сидел, видимо, в прошлом связанный с морем мужчина. Он же выполнял роль экскурсовода. За получасовую прогулку он рассказал обо всех достопримечательностях ближайших бухт. Однако казалось, что с особым трепетом этот капитан относился к судам, стоящим, наверное, уже на вечном приколе в Южной бухте. Мужчина то и дело сокрушался, что во времена Украины все запустили и с иронией отзывался о «Запорожье» — единственной украинской подлодке, которую Россия вроде и отдать хотела, но та сторона до сих пор ее не забрала. С грустью экскурсовод рассказывал также о Севастопольском морском заводе, какое-то время принадлежащем, по его словам, самому Петру Порошенко, который привел предприятие к упадку. Теперь же завод стал филиалом северодвинской «Звездочки». Так что капитан нашей лодчонки увидел перспективы возрождения Севморзавода.

Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан

При этом в Крыму вам ни за что не избежать навязчивого южного сервиса. Нам такое «счастье» выпало в Бахчисарае, когда мы пытались проехать к Ханскому дворцу. На этом, казалось бы, небольшом пути нам пришлось останавливаться несколько раз, когда очередной парень предлагал рублей за 200 помочь припарковать машину. «А то дальше свободных мест уже нет», — причитал он. Но мы ехали дальше и снова встречали такого же дельца. Потом эти же парни на каждом углу зазывали перекусить и отведать блюда крымско-татарской кухни. «Поесть хотите? Нет? Заходи, друг, выпьешь чай хотя бы, я с утра тебя ждал и горные травы собирал, сушил», — приглашал один из них. В округе Ханского дворца всяких ресторанчиков и кафешек — не счесть.

Еще своеобразный южный бизнес активно развивается у канатной дороги «Мисхор — Ай-Петри». Там скопилась огромная очередь не только из туристов, но и из тех, кто предлагал с ветерком довезти до вершины.

«Ребята, в очереди вы долго простоите. Давайте на гору я вас отвезу, а обратно вы на канатке спуститесь. А то придется дважды одно и то же смотреть. А так мы по другому маршруту поедем», — предлагал мужчина. Однако он не упоминал, что на горе очередь ничуть не меньше и там желающих спустить вас обратно тоже предостаточно.

Подъем на Ай-Петри Подъем на Ай-Петри

«Так мы на машине, мы и сами заедем», — отвечали мы ему.

«Так вы же тогда не спуститесь!» — не успокаивался он, думая, что прокатиться на канатке — это для нас принципиальное дело.

Но 15-минутное путешествие на фуникулере было для нас хоть и желательным, но отнюдь не критичным фактором. В Мисхоре мы оказались лишь потому, что по дороге на Ай-Петри, куда мы уже направлялись на машине, дорожный знак гласил, что после схода оползня доехать можно только до водопада Учан-Су. Расстроившись, мы и поехали к канатной дороге в Мисхор. Однако скопившаяся там очередь расстроила нас еще больше. Мы уже были готовы отказаться от покорения вершины, когда желающий нас подвезти за 500 рублей рассказал, что знак стоит там уже года три, а дорога на самом деле открыта.

На Ай-Петри нас ждали не только красивые виды и сильный ветер, но и много желающих накормить туристов пловом и шашлыком, который они тут же готовили. Зазывалы работали таким же образом, как и в Бахчисарае, как будто только нас и ждали с самого утра.

Но, пожалуй, самой любопытной оказалась наша встреча с таксистом в Ялте, когда мы собрались ехать на дегустацию массандровских вин. У отеля нас ждала старая вишневая Daewoo Nexia с регионом 116.

«Вы из Татарстана, что ли, за нами приехали?» — в шутку спросили мы.

Вид с Ай-Петри Вид с Ай-Петри

Таксист нашей шутки не понял, вероятно, из-за того, что о существовании Татарстана не знал вовсе. Во время поездки мужчина разоткровенничался, признавшись, что после вхождения Крыма в состав России увидел как минусы, так и плюсы.

«Вот раньше я приду к кому надо в кабинет, положу 5 тысяч и иду на пляж торговать, а сейчас так нельзя, надо регистрироваться даже для того, чтобы бабушке унитаз поставить. И ведь денег не берут. Я даю, а они мне: «Нам нельзя», — сокрушался таксист. — Раньше я тоже в Турцию ездил, а сейчас не могу. Работы-то у нас много, но все за 25 тысяч. Рубль быстрее зарабатывается, но и быстрее тратится».

Потом, посмотрев на нас, он добавил:

«Вот вы сели и сразу пристегнулись. А я уже свое оттанцевал: 500 рублей заплатил — все, меня уже не остановят», — бахвалился он, козыряя непристегнутым ремнем безопасности.

«Но ведь вы могли бы пристегнуться и не платить 500 рублей», — резонно отметили мы.

На это он не нашелся что ответить. «Вот вам и разность менталитетов», — подумалось нам.

«А какие плюсы есть после вхождения в Россию?» — спросили мы.

«Я вот могу такое «ведро» купить и возить вас», — рассмеялся он, ударив по рулю своей дряхлой Daewoo.

Обратно из Массандры ехали на такси с молдавскими номерами. Водитель, посмотрев на нас, через пять минут пути молча застегнул ремень безопасности.

Массандровский дворец Массандровский дворец

В этом небольшом материале мы постарались описать только ключевые моменты нашего путешествия, и это всего лишь субъективное восприятие того, что встретилось на нашем пути. Мы не станем описывать все достопримечательности Крыма (а их, поверьте, много), их вы сможете отыскать в любом путеводителе. Да и без него теперь на полуострове можно обойтись — вдоль дорог расставлены привычные в России таблички коричневого цвета, ориентируясь на которые можно без труда добраться до поставленной цели. Стоит только отметить, что порой путь к ним весьма тернист, а вместо обозначенных на картах дорог — направление. Еще может огорчить состояние некоторых памятников. Если Генуэзская крепость в Судаке хорошо сохранилась, то Генуэзская крепость в Феодосии — это развалины, к которым местные умудрились пристроить гараж, а внутри это и вовсе жалкое зрелище — ямы, ухабы и колючая проволока. Одним словом, памятник разрушается на глазах.

Тем не менее если бы нас спросили, готовы ли мы еще раз отправиться в Крым, то мы бы не задумываясь ответили: «Да». Несмотря на все кажущиеся недостатки и несовершенства, полуостров прекрасен своей природой, морем, каким-то особым воздухом, горами и солнцем. Мы за свое недолгое путешествие успели посмотреть слишком мало, поэтому возвращаться в Крым можно еще много раз.

«Думаю, когда мост построят, тогда все наладится, цены тоже выровняются», — надеялся продавец меда на трассе в сторону Керчи. Так же и мы теперь будем ждать возведения моста.