... На игре с «Уралом» центральная часть сектора оказалась пуста. При этом фанаты все же пришли на стадион, но сидели вместе с обычными болельщиками

ДИАЛОГ ДЛЯ ПИРОМАНОВ

Первый в этом сезоне победный матч обновленного «Рубина» ознаменовался незамеченным поначалу на фоне всеобщей радости демаршем, который, однако, имеет принципиальное значение для будущего клуба. В преддверии игры с «Уралом» в соцсетях был опубликован манифест против МВД по РТ (орфография и пунктуация сохранены):

«На этой неделе были проведены массовые обыски и репрессии сотрудниками полиции. На матче с анжи нас всех закрыли как собак в клетке и не выпускали. На Урал на секторе будет оцепление полицией, жесткий досмотр и негласный запрет на использование флагов и др атрибутики. Поэтому все приходим на футбол, но не на фанатский сектор, чтобы он был пустым, тем самым покажем наше единство. Возможно так нам удастся обратить внимание на наши проблемы и получить обещанный диалог вместо карательных мер».

В результате на игре центральная часть сектора действительно оказалась пуста. При этом фанаты все же пришли на стадион, но сидели вместе с обычными болельщиками. Важно заметить, что билеты на другие места им покупать не пришлось: клуб организовал бесплатный проход на трибуну по проходкам фан-сектора, то есть фактически поддержал акцию, направленную против правоохранительных органов.

На матче с «Анжи» несколько болельщиков зажгли файеры. За это «Рубин» получил штраф в 70 тысяч рублей

Теперь проясним контекст. На первом матче сезона против «Амкара» клуб тоже получил штраф в 10 тыс. рублей за то, что фанаты скандировали матерные кричалки в адрес соперников. Непосредственные виновные не были наказаны, и в ходе упомянутого в манифесте матча с «Анжи» 19 августа несколько болельщиков зажгли файеры. За это «Рубин» получил штраф в 70 тыс. рублей. После этого полиция действительно тормознула фанов на выходе, пытаясь найти провокатора, а на следующем матче усилила досмотр.

... В ночь на 26 августа была сожжена машина руководителя спортивной редакции «БИЗНЕС Online» Айрата Шамилова. Теперь уже не вызывает сомнений, что речь идет именно о поджоге

Наконец, в ночь на 26 августа была сожжена машина руководителя спортивной редакции «БИЗНЕС Online» Айрата Шамилова. Теперь уже не вызывает сомнений, что речь идет именно о поджоге. Смесь из бензина и масла бросили под правое колесо, и ветер перенес огонь в моторный отсек автомобиля.

В тот же день под личный контроль расследование уголовного дела взял президент РТ Рустам Минниханов. «Моя позиция — я осуждаю. И не просто на словах. Я считаю, что это преступление, этого допускать нельзя. Мир, согласие, стабильность — это залог процветания республики. Поэтому этот вопрос будет поставлен на контроль», — заявил глава республики, и в этот же день дело перешло под личный контроль и главы МВД по РТ Артема Хохорина.

ФАНАТОВ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ВТЕМНУЮ

Такая реакция вполне объяснима. И дело тут не в бюджетной иномарке, а в том, что даже во времена «казанского феномена» такого рода криминальное давление на СМИ было событием из ряда вон выходящим. Сегодня машину сожгут, а завтра голову проломят? Акция устрашения стала вызовом властям и правоохранительным органам республики, не говоря уже обо всем журналистском сообществе. История получила широкий резонанс в федеральных СМИ, заметка о поджоге была опубликована даже на сайте британской BBC.

Как позже на условиях анонимности рассказали сами фанаты, именно в рамках расследования этого преступления полиция провела обыски у 15 активистов, попавших в оперативную разработку. Не раскрывая тайны следствия, отметим, что у следователей есть все основания искать злоумышленников именно среди ультрас «Рубина».

Собственно, эта версия была на поверхности с самого начала. Напомним, что угрозы в адрес журналиста начали поступать после того, как наша газета назвала имя хулигана Азамата Садыкова, зажегшего файер на матче сборной России во Франции. В тот момент российская команда была условно дисквалифицирована, и эта провокация выглядела настоящим ударом в спину. Впоследствии Садыков был уволен из «Рубина», однако сохраняет прежнее влияние на фанатское сообщество. После выхода материала в адрес журналиста посыпались угрозы: «Ходи и оглядывайся, ты выиграл купон на сладкую жизнь», «Все будет, все получишь, мразь». Была взломана личная почта и аккаунты в социальных сетях. Стоит ли удивляться тому, что сожженная машина может оказаться звеном в этой цепи?

Азамат Садыков (справа) Азамат Садыков (справа) был уволен из «Рубина», однако сохраняет прежнее влияние на фанатское сообщество / Фото: rubin-kazan.ru

Теперь, быть может, те же самые анонимы пытаются оказать давление на следствие, используя тот ресурс, который они контролируют. Характерно, что организаторы демарша в своем призыве скрыли от товарищей, по какому поводу проводились обыски. Понимая, видимо, что не все захотят поддержать бойкотом трибун уголовные преступления — угрозы жизни и здоровью, поджоги машин... Иными словами, фанатов использовали втемную, прикрываясь ими как живым щитом.

«РУБИН» ЗАИГРАЛСЯ С ФАНАТАМИ?

Все это тревожный симптом болезни, которую не лечат. Горстка ультрас сжигает кресла на «Казань Арене», кричит матерные речевки, устраивает показательные акции, ее предводители буянят во Франции. Все это выплескивается на улицы. Что дальше?

Совершенно очевидно, что основная масса фанатов «Рубина» — вполне адекватные и здравомыслящие люди, с которыми можно и нужно вести диалог. Однако в их массе есть несколько паршивых овец, а точнее волков в овечьей шкуре, которые навязывают другим свою, с позволения сказать, культуру боления. И это несложно, ведь значительная часть фанов — это школьники. Именно их неокрепшие души находятся под угрозой. Хочется спросить, чего хочет руководство клуба и республиканская власть? Повторения «казанского феномена», который выйдет не из дворов, а прямиком с трибун футбольного стадиона?

Вопрос, нужно ли клубу работать с преданными фанатами, не стоит. Конечно, нужно. Хотя с финансовой точки зрения они не делают погоды (при численности в 1 - 1,5 тыс. стадион в 45 тыс. зрителей они не заполнят), здоровое фанатское движение — опора любого клуба. Нынешний «Рубин» трудно упрекнуть в нежелании вести диалог с болельщиками. С их лидерами встречался президент клуба Ильсур Метшин, все их перформансы оплачиваются из клубного бюджета, их пестуют и лелеют. Настойчивое требование убрать с фан-сектора решетки, которые создавали «атмосферу клетки», выполнено. Теперь вместо них установлено специальное защитное стекло.

Однако там, где пряник, должен быть и кнут, а любой огород надо пропалывать. Истинных поклонников футбола, которые искренне поддерживают команду, выезжают на гостевые матчи и делают матчи ярче, нужно отличать от тех, кто творит бардак». Иначе философия «на футбол всей семьей» затрещит по швам — нормальные люди просто будут опасаться ходить на стадион. Пока же политики нулевой терпимости к экстремизму нет и в помине. Клуб раз за разом делает вид, что ничего не происходит и аккуратно платит по счетам.

... Основная масса фанатов «Рубина» —
вполне адекватные и здравомыслящие люди, с которыми можно и нужно вести диалог

ТРИБУНАМ НУЖЕН «СИНГАПУР»

Где выход? На наш взгляд, если клуб хочет решить проблему, вариантов всего два. Первый — продолжать диалог с адекватными лидерами актива фанов, поддерживать их перформансы и мирные акции, но при этом жестко пресекать все нарушения правил цивилизованной поддержки команды на стадионе. Зажег болельщик файер, нужно его найти, назвать имя, наказать оплатой штрафа (70 тыс. рублей за пиротехнику). Если звучит матерная кричалка, то штраф пусть платит заряжающий фан-сектора. Если сломали кресла, то пусть платит тот, кто сломал. Нарушителям в обязательном порядке запрещать походы на футбол и таким образом самоочищаться. Навести порядок можно, только устроив маленький «Сингапур» на фан-секторе. Тогда число активных болельщиков возрастет, люди будут уверены в своей безопасности, понимая, что, придя на арену с детьми, не услышат матерных скандирований, не увидят опасных файеров.

Если этого не начать делать сейчас, тогда рано или поздно болезнь придется лечить хирургически. Второй вариант — ликвидация самого понятия фанатского сектора. Клуб может и вовсе продавать билеты на места за воротами студентам, поощрять вузовских активистов скидками и акциями, а может быть, и вовсе сделать из сектора за воротами «школьную трибуну». В конце концов, на «Казань Арене» уровень комфорта одинаково хорош на всех секторах. Этого, конечно, не хочет никто, это слишком революционный метод, но фанатам самим нужно понять, что горстка пироманов ведет дело именно к такому сценарию. Близится чемпионат мира по футболу. Чем ближе это событие, тем менее правоохранительные органы настроены сюсюкаться. Сейчас шанс на диалог еще есть, но завтра у полиции просто может не остаться другого выбора.

Повторим, редакция не выступает против фанатов и ультрас. Но мы против нецивилизованных форм поддержки своей команды, которые заводят ситуацию в тупик. Мы против того, чтобы полиции мешали раскрывать преступление, и мы против мягкотелой политики клуба — неужели это как раз тот случай, когда молчание — знак согласия?