Ильсур Метшин: «Рост [рекламного] рынка, пусть и небольшой, служит косвенным подтверждением того, что экономика живет и растет»

КАЗАНСКИЙ РЫНОК НАРУЖКИ ПРИБАВИЛ 7% И ВОШЕЛ В ТОП-3 РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ РОССИИ

С позитивных для рекламного рынка показателей начался деловой понедельник в исполкоме Казани. Город вошел в тройку крупнейших региональных рынков наружной рекламы с ростом его объемов на 7% до 614 млн. рублей. Впереди Новосибирск с 820 млн. рублей (динамика к прошлому году: +2%), на втором месте — Екатеринбург с 813 млн. рублей (за последний год рынок уральской столицы показал падение на 2%).

«Рост рынка, пусть и небольшой, служит косвенным подтверждением того, что экономика живет и растет, — сказал мэр Казани Ильсур Метшин. — Реклама — это лакмусовая бумажка экономики. Первое, на чем начинают экономить структуры, — это сокращение наружной рекламы и рекламы вообще».

По данным ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в первом полугодии 2016 года суммарный объем рекламных бюджетов вырос на 17% до 160 млрд. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом по стране «наружка» выросла на 8% (порядка 16,8 млрд. рублей). Однако этого пока недостаточно, чтобы выйти на показатели 2013 - 2014 годов, сообщила начальник управления наружной рекламы и информации исполкома Казани Ирина Дябилкина. Позднее, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», она пояснила, что в городе востребовано порядка 70% конструкций, но месяц от месяца показатель плавает.

«Обнадеживает, что все сегменты рекламного рынка продемонстрировали рост, за исключением прессы (рынок сократился на 13 процентов), — сказала глава управления. — Есть уверенность, что после стабилизации экономики город останется одним из наиболее привлекательных в России для рекламодателей. Нам удалось сохранить рекламный рынок Казани, ни одна фирма, прошедшая через торги, не покинула рынок, платежи поступают своевременно и в полном объеме».

В Казани в настоящее время законно установлено чуть более 1,2 тыс. рекламных конструкций (85% — это еврощиты) и более 15 тыс. информационных конструкций (вывесок на объектах потребительского рынка и услуг). Еще 2,6 тыс. конструкций установлено незаконно, у большинства из них истекли сроки действия разрешений. Для сравнения: в 2013 году в городе насчитывалось около 8 тыс. незаконных конструкций, то есть динамика «пиратов» явно падает.

Ирина Дябилкина Ирина Дябилкина пояснила, что в городе востребовано порядка 70% рекламных конструкций, но месяц от месяца показатель плавает

«Важно, что наружная реклама в городе заметно эволюционировала, — подчеркнул Метшин. — Был хаос, бардак! По-другому не назовешь тот период, когда все было завешано. И 7 - 8 лет системной работы заслуживают высокой оценки. Надеемся, что эта работа в диалоге с бизнесом будет примером для всех наших коллег».

Напомним, что революция рынка наружной рекламы в Казани стартовала еще в 2010 году. К июню 2012 года исполком утвердил новую схему с пятилетним сроком выданных разрешений на размещение рекламы. Количество билбордов в Казани сократилось на треть — с 1670 до 1140 (за 2012 год доход города составил 863 млн. рублей, что в пять раз выше стартовых цен лотов). По итогам первого полугодия 2016 года поступления в бюджет Казани от размещения рекламных конструкций составили 49,6 млн. рублей. Всего в текущем году доходы по этой статье прогнозируются в объеме 87,1 млн. рублей. По итогам прошлого года доходы от «наружки» составили 82 млн. рублей.

В конце прошлого года падение рынка рекламы в Казани начальник управления наружной рекламы и информации исполкома Казани Ирина Дябилкина оценила в 23,4%. Для «поддержки штанов» рекламщиков исполком принял решение о введении антикризисных мер: с марта по июнь 2015 года на 20% была понижена плата за установку рекламных конструкций, а белые щиты закрывались социальной рекламой.

«В этом году рынок показал подъем, обращений от рекламного сообщества на этот счет не поступало, — ответила Дябилкина на вопрос нашего издания о мерах поддержки текущего года. — Поддержка идет, когда ситуация критична. Мы понимаем, что если мы не поможем в критической ситуации, то это приведет к расторжению договоров и снижению доходов в бюджет города. Сейчас тяжело, но рекламные фирмы работоспособны».

Самовольное размещение СНИ Самовольное размещение СНИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ТОРГИ В ГОД МУНДИАЛЯ: «НАРУЖКА» ПОТЕРЯЕТ ЧЕТВЕРТЬ КОНСТРУКЦИЙ, СРОКИ ДОГОВОРОВ ВЫРАСТУТ С 5 ДО 10 ЛЕТ

Уже сейчас управление наружной рекламы готовится к крупномасштабным торгам, намеченным на начало 2018 года. Сроки всех основных договоров (около 94%) заканчиваются в феврале 2018 года, а в июне уже начинается чемпионат мира по футболу, поэтому до конца 2017 года в городе утвердят новую схему размещения конструкций и все нормативные документы.

«Нам необходимо в сжатые сроки провести торги, чтобы к чемпионату успеть установить рекламные конструкции и выполнить обязательства перед оргкомитетом и международной федерацией по футболу, — сказала Дябилкина. — Скорее всего, типология конструкций сохранится старая, потому что это мировой стандарт. Отрасль унифицирована по всему миру. Единственное — появятся новые технологии».

Несоответствие СНИ паспорту Несоответствие СНИ паспорту

Учитывая изменения в градостроительной ситуации, вступление в силу нового ГОСТа (он поставил под угрозу переноса 10% рекламных конструкций) и требований к историческому центру, планируется сокращение конструкций среднего, большого и сверхбольшого формата в среднем на 25 - 30%. Наиболее большие форматы (суперсайты, суперборды) планируется заменить на современные широкоформатные электронные экраны.

«Чемпионат мира для нас очередной большой экзамен, мы впервые принимаем мундиаль, — сообщил Метшин. — Для раскачки времени точно не будет. Нужно заранее спланировать, чтобы все участники торгов строили финансовые планы, соизмеряли возможности».

В этом году истекли сроки части заключенных в ходе реформы контрактов. Поэтому в июле уже прошли торги, на которых разыгрывались десятилетние договоры на остановочные павильоны с рекламными пилонами и пятилетние договоры по афишным конструкциям. В первом случае начальная цена в ходе торгов выросла более чем в 1,3 раза, на размещение афишных конструкций — более чем в 2,5 раза. В бюджет города поступило 10,6 млн. рублей. Дябилкина напомнила, что с 2015 года торги предусматривают новые условия договора, позволяющие избежать дебиторской задолженности со стороны арендаторов. Победитель вносит предоплату за первый и десятый год действия договора в качестве обеспечительной меры (это 20% от общей суммы контракта), в остальные годы действия договора оплата производится поквартально до начала очередного квартала.

Ненадлежащее содержание СНИ Ненадлежащее содержание СНИ

Ведется работа по созданию единого геоинформационного пространства исполкома для качественного размещения рекламных конструкций. Сейчас необходимо внести в систему все дорожные знаки и светофоры с координатной привязкой, а их более десятка тысяч. Дябилкина попросила до выпадения снега решить вопрос с финансированием этой работы.

«Нужно на этой неделе найти и принять решение, — сказал градоначальник. — Это невидимая, но очень важная работа. Должна быть единая база, которой удобно пользоваться не только управлению рекламы, но и всем остальным коллегам. Актуальная база обязательно нужна».

Также из новшеств будущей корректировки рекламного рынка города — проекционная реклама. По просьбе предпринимателей управление рассматривает вопрос о возможности использования на зданиях со сплошным остеклением нового рекламоносителя в виде перфорированной прозрачной пленки. Совместно с инвесторами прорабатываются варианты дизайна новых локальных рекламных указателей для исторического центра, районов современной застройки и промышленно-складских территорий. Метшин предложил не тянуть с этим — к 2018 году новые виды рекламы должны появиться в Казани, и желательно, чтобы столица РТ застолбила в этом первенство.

Жанна Белицкая Жанна Белицкая рассказала, что городские вывески обновили порядка 70% предпринимателей, согласовано более 9 тыс. конструкций

ВЫВЕСКИ В КАЗАНИ: ОТ «КУХОННОГО» ПРОИЗВОДСТВА К НОУ-ХАУ

Вторая ипостась рекламно-информационного рынка, трудно отличимая для непрофессионала, — это вывески. Главное новшество в данной сфере — целое меню из 60 вариантов типовых вывесок на русском, татарском, английском языках с автоматическим формированием паспорта и отправкой на согласование. Эту новость в ходе заседания сообщила замначальника управления архитектуры и градостроительства, главный художник Казани Жанна Белицкая. По ее оценкам, экономия предпринимателей на подготовке паспорта составит от 5 до 10 тыс. рублей. За бизнесом остается право выбрать типовую вывеску (с выбором шрифтов и цвета) или изготовить индивидуальную. В целом городские вывески обновили порядка 70% предпринимателей, согласовано более 9 тыс. конструкций.

Административная практика в 2013-2016 гг. Административная практика в 2013 - 2016 годах

«Это одна из наиболее востребованных предпринимателями муниципальных услуг и наиболее проработанная в части документов, — сказала Белицкая о согласовании. — Все изменения обсуждались с предпринимателями и были одобрены ими. Это своего рода ноу-хау Казани и очередная мера по сокращению барьеров. Невысокое качество работ увеличивает сроки согласования вывесок, а «кухонное» производство ведет к небезопасной эксплуатации конструкций. Предпринимателю проще получить готовое профессиональное решение».

Кол-во составленных административных материалов и сумма вынесенных постановлений Количество составленных административных материалов и сумма вынесенных постановлений

В частности, типовые вывески не требуют работы дизайнера. С помощью электронного калькулятора можно самостоятельно заказать паспорт. За счет этого срок согласования вывески сократится на треть — с 21 до 14 дней, как и перечень необходимых документов. Упрощена процедура аннулирования предыдущего согласования. На будущий год согласование паспорта также переведут в электронный вид. Разработанная система уже вызвала интерес у коллег из Москвы.

«Мы, что называется, вместе с предпринимателями родили это решение, — сказал Метшин. — Они обратились к нам с проблемами. И вот результаты на столе. Редко когда бизнесмен имеет время, а иногда и вкус, на все эти вопросы, поэтому городская власть показывает на 90 процентов расписанный стандарт. В то же время это не лишает возможности талантливого бизнесмена разработать собственный логотип».

Нужно внедрять, но нужно и контролировать, сказал мэр и дал слово начальнику управления административно-технической инспекции Альфиру Шамсутдинову. Если в 2015 году в городе насчитывалось 929 самовольных наружных вывесок, то в этом году — уже 520, сообщил тот. В прошлом году сотрудники УАТИ выписали штрафов на 20,1 млн. рублей, а в этом году уже наказали нарушителей на 6,9 млн. рублей.

Попутно (раз уж речь зашла про год, когда Казань становится футбольной столицей мира) градоначальник вспомнил о благоустройстве. Весной-2018 улицы Казани будут «только дошлифовывать». И Метшин предложил 90% всех работ по благоустройству, подготовке фасадов провести летом 2017 года.

«Есть городские, республиканские программы. Что-то, надеемся, федеральный центр выделит на подготовку, — сказал Метшин. — Огромный пласт работы, по опыту 2013 года, предстоит провести собственникам зданий. В преддверии нового финансового года каждый хозяин строит планы. Чтобы наши планы совпали, нужно в октябре эту задачу поставить».