«Для раскачки времени точно не будет», — так мэр Казани Ильсур Метшин уже сегодня мотивировал подготовку торгов по наружной рекламе, ожидающихся в начале 2018 года. Побывав на деловом понедельнике, корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, насколько сократится число рекламных конструкций к ЧМ-2018, сколько сэкономят предприниматели на типовых вывесках и как снизились объемы штрафов, наложенных на «самопальщиков».
Ильсур Метшин: «Рост [рекламного] рынка, пусть и небольшой, служит косвенным подтверждением того, что экономика живет и растет»
КАЗАНСКИЙ РЫНОК НАРУЖКИ ПРИБАВИЛ 7% И ВОШЕЛ В ТОП-3 РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ РОССИИ
С позитивных для рекламного рынка показателей начался деловой понедельник в исполкоме Казани. Город вошел в тройку крупнейших региональных рынков наружной рекламы с ростом его объемов на 7% до 614 млн. рублей. Впереди Новосибирск с 820 млн. рублей (динамика к прошлому году: +2%), на втором месте — Екатеринбург с 813 млн. рублей (за последний год рынок уральской столицы показал падение на 2%).
«Рост рынка, пусть и небольшой, служит косвенным подтверждением того, что экономика живет и растет, — сказал мэр Казани Ильсур Метшин. — Реклама — это лакмусовая бумажка экономики. Первое, на чем начинают экономить структуры, — это сокращение наружной рекламы и рекламы вообще».
По данным ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в первом полугодии 2016 года суммарный объем рекламных бюджетов вырос на 17% до 160 млрд. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом по стране «наружка» выросла на 8% (порядка 16,8 млрд. рублей). Однако этого пока недостаточно, чтобы выйти на показатели 2013 - 2014 годов, сообщила начальник управления наружной рекламы и информации исполкома Казани Ирина Дябилкина. Позднее, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», она пояснила, что в городе востребовано порядка 70% конструкций, но месяц от месяца показатель плавает.
«Обнадеживает, что все сегменты рекламного рынка продемонстрировали рост, за исключением прессы (рынок сократился на 13 процентов), — сказала глава управления. — Есть уверенность, что после стабилизации экономики город останется одним из наиболее привлекательных в России для рекламодателей. Нам удалось сохранить рекламный рынок Казани, ни одна фирма, прошедшая через торги, не покинула рынок, платежи поступают своевременно и в полном объеме».
В Казани в настоящее время законно установлено чуть более 1,2 тыс. рекламных конструкций (85% — это еврощиты) и более 15 тыс. информационных конструкций (вывесок на объектах потребительского рынка и услуг). Еще 2,6 тыс. конструкций установлено незаконно, у большинства из них истекли сроки действия разрешений. Для сравнения: в 2013 году в городе насчитывалось около 8 тыс. незаконных конструкций, то есть динамика «пиратов» явно падает.
Ирина Дябилкина пояснила, что в городе востребовано порядка 70% рекламных конструкций, но месяц от месяца показатель плавает
«Важно, что наружная реклама в городе заметно эволюционировала, — подчеркнул Метшин. — Был хаос, бардак! По-другому не назовешь тот период, когда все было завешано. И 7 - 8 лет системной работы заслуживают высокой оценки. Надеемся, что эта работа в диалоге с бизнесом будет примером для всех наших коллег».
Напомним, что революция рынка наружной рекламы в Казани стартовала еще в 2010 году. К июню 2012 года исполком утвердил новую схему с пятилетним сроком выданных разрешений на размещение рекламы. Количество билбордов в Казани сократилось на треть — с 1670 до 1140 (за 2012 год доход города составил 863 млн. рублей, что в пять раз выше стартовых цен лотов). По итогам первого полугодия 2016 года поступления в бюджет Казани от размещения рекламных конструкций составили 49,6 млн. рублей. Всего в текущем году доходы по этой статье прогнозируются в объеме 87,1 млн. рублей. По итогам прошлого года доходы от «наружки» составили 82 млн. рублей.
В конце прошлого года падение рынка рекламы в Казани начальник управления наружной рекламы и информации исполкома Казани Ирина Дябилкина оценила в 23,4%. Для «поддержки штанов» рекламщиков исполком принял решение о введении антикризисных мер: с марта по июнь 2015 года на 20% была понижена плата за установку рекламных конструкций, а белые щиты закрывались социальной рекламой.
«В этом году рынок показал подъем, обращений от рекламного сообщества на этот счет не поступало, — ответила Дябилкина на вопрос нашего издания о мерах поддержки текущего года. — Поддержка идет, когда ситуация критична. Мы понимаем, что если мы не поможем в критической ситуации, то это приведет к расторжению договоров и снижению доходов в бюджет города. Сейчас тяжело, но рекламные фирмы работоспособны».
Самовольное размещение СНИ
ГЛОБАЛЬНЫЕ ТОРГИ В ГОД МУНДИАЛЯ: «НАРУЖКА» ПОТЕРЯЕТ ЧЕТВЕРТЬ КОНСТРУКЦИЙ, СРОКИ ДОГОВОРОВ ВЫРАСТУТ С 5 ДО 10 ЛЕТ
Уже сейчас управление наружной рекламы готовится к крупномасштабным торгам, намеченным на начало 2018 года. Сроки всех основных договоров (около 94%) заканчиваются в феврале 2018 года, а в июне уже начинается чемпионат мира по футболу, поэтому до конца 2017 года в городе утвердят новую схему размещения конструкций и все нормативные документы.
«Нам необходимо в сжатые сроки провести торги, чтобы к чемпионату успеть установить рекламные конструкции и выполнить обязательства перед оргкомитетом и международной федерацией по футболу, — сказала Дябилкина. — Скорее всего, типология конструкций сохранится старая, потому что это мировой стандарт. Отрасль унифицирована по всему миру. Единственное — появятся новые технологии».
Несоответствие СНИ паспорту
Учитывая изменения в градостроительной ситуации, вступление в силу нового ГОСТа (он поставил под угрозу переноса 10% рекламных конструкций) и требований к историческому центру, планируется сокращение конструкций среднего, большого и сверхбольшого формата в среднем на 25 - 30%. Наиболее большие форматы (суперсайты, суперборды) планируется заменить на современные широкоформатные электронные экраны.
«Чемпионат мира для нас очередной большой экзамен, мы впервые принимаем мундиаль, — сообщил Метшин. — Для раскачки времени точно не будет. Нужно заранее спланировать, чтобы все участники торгов строили финансовые планы, соизмеряли возможности».
В этом году истекли сроки части заключенных в ходе реформы контрактов. Поэтому в июле уже прошли торги, на которых разыгрывались десятилетние договоры на остановочные павильоны с рекламными пилонами и пятилетние договоры по афишным конструкциям. В первом случае начальная цена в ходе торгов выросла более чем в 1,3 раза, на размещение афишных конструкций — более чем в 2,5 раза. В бюджет города поступило 10,6 млн. рублей. Дябилкина напомнила, что с 2015 года торги предусматривают новые условия договора, позволяющие избежать дебиторской задолженности со стороны арендаторов. Победитель вносит предоплату за первый и десятый год действия договора в качестве обеспечительной меры (это 20% от общей суммы контракта), в остальные годы действия договора оплата производится поквартально до начала очередного квартала.
Ненадлежащее содержание СНИ
Ведется работа по созданию единого геоинформационного пространства исполкома для качественного размещения рекламных конструкций. Сейчас необходимо внести в систему все дорожные знаки и светофоры с координатной привязкой, а их более десятка тысяч. Дябилкина попросила до выпадения снега решить вопрос с финансированием этой работы.
«Нужно на этой неделе найти и принять решение, — сказал градоначальник. — Это невидимая, но очень важная работа. Должна быть единая база, которой удобно пользоваться не только управлению рекламы, но и всем остальным коллегам. Актуальная база обязательно нужна».
Также из новшеств будущей корректировки рекламного рынка города — проекционная реклама. По просьбе предпринимателей управление рассматривает вопрос о возможности использования на зданиях со сплошным остеклением нового рекламоносителя в виде перфорированной прозрачной пленки. Совместно с инвесторами прорабатываются варианты дизайна новых локальных рекламных указателей для исторического центра, районов современной застройки и промышленно-складских территорий. Метшин предложил не тянуть с этим — к 2018 году новые виды рекламы должны появиться в Казани, и желательно, чтобы столица РТ застолбила в этом первенство.
Жанна Белицкая рассказала, что городские вывески обновили порядка 70% предпринимателей, согласовано более 9 тыс. конструкций
ВЫВЕСКИ В КАЗАНИ: ОТ «КУХОННОГО» ПРОИЗВОДСТВА К НОУ-ХАУ
Вторая ипостась рекламно-информационного рынка, трудно отличимая для непрофессионала, — это вывески. Главное новшество в данной сфере — целое меню из 60 вариантов типовых вывесок на русском, татарском, английском языках с автоматическим формированием паспорта и отправкой на согласование. Эту новость в ходе заседания сообщила замначальника управления архитектуры и градостроительства, главный художник Казани Жанна Белицкая. По ее оценкам, экономия предпринимателей на подготовке паспорта составит от 5 до 10 тыс. рублей. За бизнесом остается право выбрать типовую вывеску (с выбором шрифтов и цвета) или изготовить индивидуальную. В целом городские вывески обновили порядка 70% предпринимателей, согласовано более 9 тыс. конструкций.
Административная практика в 2013 - 2016 годах
«Это одна из наиболее востребованных предпринимателями муниципальных услуг и наиболее проработанная в части документов, — сказала Белицкая о согласовании. — Все изменения обсуждались с предпринимателями и были одобрены ими. Это своего рода ноу-хау Казани и очередная мера по сокращению барьеров. Невысокое качество работ увеличивает сроки согласования вывесок, а «кухонное» производство ведет к небезопасной эксплуатации конструкций. Предпринимателю проще получить готовое профессиональное решение».
Количество составленных административных материалов и сумма вынесенных постановлений
В частности, типовые вывески не требуют работы дизайнера. С помощью электронного калькулятора можно самостоятельно заказать паспорт. За счет этого срок согласования вывески сократится на треть — с 21 до 14 дней, как и перечень необходимых документов. Упрощена процедура аннулирования предыдущего согласования. На будущий год согласование паспорта также переведут в электронный вид. Разработанная система уже вызвала интерес у коллег из Москвы.
«Мы, что называется, вместе с предпринимателями родили это решение, — сказал Метшин. — Они обратились к нам с проблемами. И вот результаты на столе. Редко когда бизнесмен имеет время, а иногда и вкус, на все эти вопросы, поэтому городская власть показывает на 90 процентов расписанный стандарт. В то же время это не лишает возможности талантливого бизнесмена разработать собственный логотип».
Нужно внедрять, но нужно и контролировать, сказал мэр и дал слово начальнику управления административно-технической инспекции Альфиру Шамсутдинову. Если в 2015 году в городе насчитывалось 929 самовольных наружных вывесок, то в этом году — уже 520, сообщил тот. В прошлом году сотрудники УАТИ выписали штрафов на 20,1 млн. рублей, а в этом году уже наказали нарушителей на 6,9 млн. рублей.
Попутно (раз уж речь зашла про год, когда Казань становится футбольной столицей мира) градоначальник вспомнил о благоустройстве. Весной-2018 улицы Казани будут «только дошлифовывать». И Метшин предложил 90% всех работ по благоустройству, подготовке фасадов провести летом 2017 года.
«Есть городские, республиканские программы. Что-то, надеемся, федеральный центр выделит на подготовку, — сказал Метшин. — Огромный пласт работы, по опыту 2013 года, предстоит провести собственникам зданий. В преддверии нового финансового года каждый хозяин строит планы. Чтобы наши планы совпали, нужно в октябре эту задачу поставить».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.