Госдума приняла в первом чтении резонансные поправки, позволяющие за три нарушения ПДД в год лишить водителя прав на срок от 1 года до 1,5 лет Госдума приняла в первом чтении резонансные поправки, позволяющие за три нарушения ПДД в год лишить водителя прав на срок от 1 года до 1,5 лет Фото: ©Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

УДАР ПО НАРУШИТЕЛЯМ-РЕЦИДИВИСТАМ

Сегодня в первом чтении Госдума приняла резонансные поправки, позволяющие за три нарушения ПДД в год лишить водителя прав на срок от 1 года до 1,5 лет. Правительство внесло документ в нижнюю палату парламента еще 30 мая. Цель поправок — снижение количества ДТП и числа смертей на дорогах. 403 думца высказались за, 40 были против и 2 воздержались.

«В 2015 году на территории РФ было зарегистрировано более 180 тысяч ДТП, в которых погибли более 23 тысяч человек и 231,2 тысячи человек получили ранения. За 9 месяцев текущего года уже свыше 125 тысяч ДТП, в которых погибли 14567 человек, ранены 159 тысяч», — с цифрами в руках уговаривал депутатов замминистра внутренних дел РФ Игорь Зубов. При этом авторы законопроекта особо подчеркивают, что почти 40% ДТП совершается водителями, которые неоднократно привлекались к административной ответственности. А это говорит о «недостаточности существующей госсистемы реагирования на систематические правонарушения». Таким образом, законопроект, по сути, направлен на то, чтобы обуздать прыть особо непослушных водителей, а таких, по подсчетам правительства, 4,2 тысячи.

Рассмотренный сегодня законопроект, по сути, уже вторая версия документа. Первая, разработанная ГИБДД, была крайне жесткой и вызвала шквал критики со стороны профессионального сообщества. Так, например, сначала предлагалось лишать прав за такие мелочи, как правила стоянки и остановки, движение без поворотников, несоблюдение разметки и прочие негрубые отступления водителей от ПДД. Не исключено, что это и было сделано по принципу «проси больше».

В итоге к внесению в Госдуму состав правонарушений сократился раза в два. Теперь в КоАП должна появиться статья 12.38 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования ТС и управления ТС». Пока в диспозиции — лишение прав за превышение скорости более чем на 40 км в час, нарушение переезда ж/д путей, проезд на красный свет, разворот и движение задним ходом, если это запрещено, за непредоставление преимущества в движении ТС, которое имело на это право. За выезд на встречку, поворот налево или разворот с нарушением знаков и разметки. И — очень популярное нарушение — непредоставление преимущества в движении пешеходу. Впрочем, жесткое наказание будет выноситься, как заверил Зубов, только по решению суда, где гражданин сможет отстаивать свою позицию. Для тех же, кто сел за руль без прав да еще и грубо нарушал ПДД, предусмотрен штраф — от 10 до 30 тыс. рублей.

Игорь Зубов: «За 9 месяцев текущего года уже свыше 125 тыс. ДТП, в которых погибло 14567 человек, ранено 159 тысяч» Игорь Зубов: «За 9 месяцев текущего года уже свыше 125 тыс.яч ДТП, в которых погибли 14567 человек, ранены 159 тысяч» Фото: ©Владимир Федоренко, РИА «Новости»

«НОРМА БУДЕТ НОСИТЬ СКОРЕЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ, ЧЕМ ПОВСЕМЕСТНЫЙ ХАРАКТЕР»

Ответственный комитет Госдумы проект закона тоже одобрил. «Идея законопроекта абсолютно правильная. Россия — одна из немногих стран, где не ведется учет предыдущих правонарушений водителя. За систематические нарушения у нас ответственность не предусмотрена. Надеюсь, новая статья уменьшит число жертв на дорогах», — заявил сегодня на заседании первый зампредседателя комитета ГД по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков.

«Огромное количество ни в чем не повинных людей страдают от так называемых „отморозков“. Именно против них направлен данный законопроект. Сложно представить, что нормальный водитель в течение года совершит три грубейших нарушения ПДД», — подчеркнул он.

При этом сам депутат очень сомневается, что вводимые меры будут работать действительно эффективно — памятуя, что в России строгость закона компенсируется необязательностью исполнения. К тому же есть важный нюанс: нарушения, зафиксированные на приборы автоматической фиксации, учитываться в аналоге советской балльной системы пока не будут. Как объяснил замминистра Зубов, система видеофиксации на сегодняшний день все-таки не позволяет достоверно идентифицировать нарушителя. Поэтому штраф приходит владельцу машины. Естественно, глупо и бессмысленно наказывать того, кто, может, даже и за рулем автомобиля ни разу не сидел и вовсе никогда не имел водительских прав. Инспекторов же на дорогах все меньше. Из 80 млн. правонарушений на дорогах в этом году подавляющее большинство фиксируется на камеры, согласны в МВД. «Так что норма будет носить скорее исключительный, чем повсеместный характер», — внес нотку грусти Зубов.

Вячеслав Лысаков: «За систематические нарушения у нас ответственность не предусмотрена. Надеюсь, новая статья уменьшит число жертв на дорогах» Вячеслав Лысаков: «За систематические нарушения у нас ответственность не предусмотрена. Надеюсь, новая статья уменьшит число жертв на дорогах» Фото: ©Владимир Федоренко, РИА «Новости»

«ЧТОБЫ НЕ ВВОДИТЬ В СОБЛАЗН СОТРУДНИКОВ ГИБДД, ТАКОЙ ЗАКОН ПРИНИМАТЬ НЕЛЬЗЯ»

Среди депутатов не было единства в оценке предлагаемых изменений. Например, депутат от ЛДПР Сергей Иванов от имени всей партии сурово пообещал не поддерживать данную инициативу. «Вы как хотите, а фракция ЛДПР за данный законопроект голосовать не будет», — объявил он. В «Справедливой России», напротив, концептуальную идею законопроекта поддержали, но рекомендовали его доработать. К примеру, вместо штрафа для тех, кто ездит без прав, назначать принудительные работы.

В свою очередь, Лысакова, защищавшего правительственный законопроект, смутил тот факт, что на сегодняшний день в документе до сих пор значится пункт о непропуске пешехода, который ему кажется избыточным. «Пешеход может стоять, чесать затылок и в последний момент, когда автомобиль с ним поравнялся, прыгают на пешеходный переход», — пояснил свое несогласие парламентарий. На это замминистра Зубов объяснил целесообразность тем, что 15% всех ДТП совершаются именно на зебре.

Закономерно возникли вопросы по коррупционной составляющей законопроекта.

«Простые граждане РФ, которые ездят на обычных российских автомобилях, будут оказываться жертвой обычной коррупционной составляющей, — уверял депутат от ЛДПР Александр Шерин. — Даже не нужно быть провидцем, когда четко можно предположить, что эта норма ни к какому улучшению аварийной ситуации на дорогах не приведет, а приведет к увеличению коррупционной составляющей. Мы беспокоимся не только о пешеходах и водителях, но и о сотрудниках ГИБДД, которые могут оказаться в какой-то момент перед очень тяжелой дилеммой. Чтобы не вводить их в соблазн, такой закон принимать нельзя».

Однако в МВД этой проблемы почему-то не видят, упирая на то, что взяточников выгоняют из системы. «Мы уделяем пристальное внимание работе с сотрудниками ГАИ. На сегодня большое количество сотрудников, которые выявляются, жесточайше из органов внутренних дел изгоняются», — защищал честь мундира Зубов.

Так или иначе, законопроект пока не подписан президентом. Сегодня прошло только первое чтение. Ко второму рассмотрению, может так случиться, документ предстанет совсем в ином виде — и, возможно, даже смягчится. Хотя, учитывая тенденции последнего времени, в это верится с трудом — скорее уж ужесточат.

«Сложно представить, что нормальный водитель в течение года совершит три грубейших нарушения ПДД» «Сложно представить, что нормальный водитель в течение года совершит три грубейших нарушения ПДД» Фото: ©Павел Лисицын, РИА «Новости»

ВСЕ РАВНО ЧТО ВОРА ЗА ТРИ КРАЖИ НА ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ ПОСАДИТЬ ЗА ПРЕДЫДУЩИЕ ГРЕХИ!

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», усмотрели в предлагаемых изменениях не только коррупционную составляющую, но и нарушение положений Конституции.

Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент организации «Движение автомобилистов России»:

— Это противоречит важнейшему положению Конституции о том, что за одно деяние дважды не наказывают. Итак, что мы видим? Например, гражданин проехал на красный сигнал светофора, его остановили, выписали штраф, он, как честный человек, заплатил штраф — все, он чист перед законом. Но параллельно ему начислили баллы, а дальше по совокупности ранее набранных нарушений его лишат прав, как нам сейчас говорят, на 1 - 1,5 года. Это все равно, что вор отсидел в тюрьме за три кражи, а четвертый раз его посадили не за четвертую кражу, а по совокупности ранее совершенных. Вот что мы имеем. Поэтому этого никак нельзя допустить.

Плюс президент нашей страны говорил, что любой законопроект нужно исследовать на взяткоемкость и коррупционность. Поэтому этот законопроект необычайно взяткоемкий, потому что, чтобы не лишиться прав, будут давать взятки и брать их, соответственно.

Сам Владимир Владимирович Путин на заседании Госсовета сказал, что для борьбы с ДТП и для безопасности дорожного движения на первом месте — строительство новых дорог, туннелей, эстакад, на втором месте — оперативное прибытие скорой помощи к месту ДТП и на третьем месте — повышение качества подготовки водительских кадров.

Петр Шкуматов — координатор общества «Синие ведерки»:

— Идея положительная. Вопрос в том, какие правонарушения вошли в список. Во-вторых, что делать с теми водителями, которые получили штрафы с автоматических камер фотовидеофиксации? Дело в том, что у нас 70 процентов штрафов в стране выписывается камерами. Соответственно, возникает вопрос о том, что делать с этими провинившимися. Вызывает большое сомнение, что этот пункт КоАП будет работать так, как планируется со стороны авторов этого законопроекта. Условно говоря, у нас с каждым годом все меньше и меньше штрафов выписывается инспекторами, их сокращают, их численность была сокращена в два раза. Можете сами посчитать вероятность того, что человек соберет букет из трех нарушений, когда останавливает инспектор. Вероятность небольшая. Я считаю, что надо по-другому поступать. Но и видеофиксацию включать в закон нельзя, потому что в этой ситуации отвечает собственник ТС. Это может быть человек, который даже водительского удостоверения не имел и машиной управлять не может. Или это юридическое лицо. Вы будете юрлицо прав лишать? Нет, конечно.

«В КАЗАНИ С ТАКИМ УЖЕСТОЧЕНИЕМ ЗА ДЕНЬ МОЖНО ПРАВ ЛИШИТЬСЯ!»

Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России:

— За повторный проезд на красный свет ж/д переезда уже есть лишение, как и за проезд на красный сигнал светофора в течение года. То же самое за движение по встречке. Не вижу смысла в дублировании. За второй раз человека уже лишают, третьего раза никак не будет.

Грубо говоря, это аналог такой балльной системы только без дырок, трех проколов. Возвращается то, что не надо было убирать. Тогда это хотя бы было эффективно, сдерживало людей, дисциплинировало. Но и коррупция в этот момент возрастала. Все будет зависеть от инспектора: выносить человеку последнее предупреждение или нет, договориться на месте? Палка о двух концах.

И за пешеходов хотят лишать... Очень много споров возникает по этому поводу, ситуации неоднозначные. Инспекторы трактуют пропуск так, юристы и водители — по-другому. В Казани с таким ужесточением за день можно прав лишиться. Что значит непропуск пешехода? Это нужно конкретно и точно разъяснить.

Евгений Горожанин — директор казанской школы высшего водительского мастерства:

— Полностью поддерживаю ужесточение наказания за нарушения, которые чаще всего заканчиваются смертельным исходом. А вот если такое ужесточение коснется всех правонарушений, то все водители моментально лишатся прав. Например, те же пешеходы. Если ситуация спорная, инспектора рассматривают ее зачастую однобоко, я с этим не согласен. У нас почему-то всегда виноват водитель, хотя правила дорожного движения должны соблюдать и пешеходы!

Если мне память не изменяет, то за повторный проезд ж/д переезда на запрещающий сигнал уже есть лишение на один год, не надо дожидаться трех раз. Похожая ситуация за повторный проезд на красный сигнал светофора — наказание в виде штрафа в 5 тысяч рублей либо лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. Получается масло масляное.

Если водители будут опасаться трех нарушений, то они станут лучше соблюдать правила, но я бы пошел другим путем. Одно из моих предложений — периодическая пересдача теории ПДД.

Виктор Лопухов — президент казанского мотоклуба Trespassers MCB:

— Убежден, что такая инициатива больше даст толчок коррупции. Водители, конечно, поначалу будут возмущаться, а потом привыкнут. Люди сейчас воспринимают штрафы как дополнительную трату, а если будет более жесткое наказание, то оно станет дополнительным фактором к соблюдению правил дорожного движения.

Пункт о пропуске пешехода в ПДД очень расплывчатый, поэтому каждый инспектор этот пункт трактует по-разному. Сначала нужно в нормальный вид привести критерии нарушения и только потом включать его в перечень наказаний.

В правилах очень много пунктов требуют проработки, критической оценки. Что значит «не уступил дорогу ТС, которое имело преимущество»? По этому пункту тоже будет много противоречий! Надо сказать, что формулировки наказаний часто не коррелируют с терминологией самих правил дорожного движения.