СИНОД РАССУДИТ?

Громом среди ясного неба для всего православного мира республики обернулась новость о том, что в ближайшее время настоятель Богородице-Успенского мужского монастыря в Свияжске игумен Силуан (в миру — Хохиашвили) может покинуть свой пост. Слухи о возможной отставке свияжского игумена ходили и раньше, но все сомнения отпали, когда об этом сообщил официальный рупор властей Татарстана — информационное агентство «Татар-информ».

Ссылаясь на собственные источники, агентство распространило информацию, что разговор на соответствующую тему между игуменом Силуаном и митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном (Ашурковым) прошел в среду в здании епархиального управления.

По данным источников нашего издания, это уже второй предметный разговор между митрополитом Феофаном и игуменом Силуаном. Во время первой встречи глава Татарстанской митрополии якобы «порекомендовал» коллеге и — формально — подчиненному уйти в отставку по собственному желанию. При этом митрополит, по нашим сведениям, задавал своему собеседнику неприятные вопросы по финансовым схемам, сложившимся в монастыре, и намекал на то, что этим недоволен не только он, но и власти республики. Однако игумен не подчинился и покидать свой пост не стал. Потому неприятная для двух священнослужителей, имеющих огромный вес в христианском сообществе республики, встреча и повторилась.

Внутрицерковную борьбу осложняет то, что де-юре решение о снятии настоятеля монастыря с его должности принимает только священный синод по представлению епархиального архиерея. В том, что такое представление скоро последует (если уже не последовало), сомневаться не приходится. Так что надежда у сторонников Силуана может быть только на Москву.

Сам игумен Силуан от каких-либо комментариев отказывается, аргументируя свою позицию едва ли не точной голливудской цитатой американских полицейских: «Что бы я сейчас ни сказал, это будет повернуто против меня». При этом факт встречи с митрополитом Феофаном он подтверждает.

Сторонники игумена Силуана подготовили публичное обращение в Священный Синод и в приемную патриарха Кирилла  Сторонники игумена Силуана подготовили публичное обращение в священный синод и в приемную патриарха Кирилла Фото: «БИЗНЕС Online»

В свою очередь, глава Татарстанской митрополии тоже не отрицает, что и разговор со свияжским наместником и неприятные вопросы имели место быть, но резонно и в полном соответствии с вышеупомянутой нормой добавляет: «Решить этот вопрос должен священный синод. Как он рассудит, так и будет». При этом пресс-служба епархии в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» акцентирует внимание на том, что митрополит Казанский и Татарстанский самостоятельно и единолично не принимает никаких решений, решения принимаются на основе деятельности ревизионной и дисциплинарной комиссий.

ЧЕЛОБИТНАЯ ПАТРИАРХУ

Окружение Силуана, по данным нашего издания, полно решимости дать бой правящему казанскому архиерею. При этом игумен, 11 лет возглавлявший монастырь в Свияжске, а до этого служивший наместником Кизического монастыря в Казани и возглавлявший детский корпус Раифского монастыря, рассчитывает на общественную поддержку.

После смерти архимандрита Всеволода (Захарова), много лет возглавлявшего Раифский монастырь, фигура Силуана — едва ли не сильнейшая во всей Татарстанской епархии. В 2005 году Силуан принимал проблемный, если исходить из финансового положения, монастырь, а уже спустя пять лет на остров-град Свияжск снизошел золотой дождь вместе с фондом «Возрождение», любовно оберегаемым председателем попечительского совета и госсоветником РТ Минтимером Шаймиевым. За следующие шесть лет Свияжск изменился до неузнаваемости. Он стал настоящей Меккой христианского паломничества (напомним, путь православия на Восток начался именно с града Свияжска). За один только 2015 год остров-град посетили чуть более 260 тыс. туристов.

На остров-град Свияжск снизошел золотой дождь вместе с фондом «Возрождение», любовно оберегаемым председателем попечительского совета и госсоветником РТ Минтимером ШаймиевымФото: prav.tatarstan.ru

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в настоящее время ряд прихожан собирают подписи в поддержку свияжского игумена. Вместе с подписями (кроме прихожан под документом расписались и священнослужители — всего около 20 человек) в священный синод и в приемную патриарха Кирилла будет направлено и публичное обращение.

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось ознакомиться с документом, включающим в себя две части. Вторая — более предметна и содержит конкретные просьбы как к синоду, так и к самому Святейшему патриарху. Авторы письма, которые также дали «БИЗНЕС Online» дополнительные пояснения, уверяют, что при Феофане епархиальный налог вырос в разы, что продажа церковных свечей и прочей утвари централизована, а цены на них повышены. Они требуют проведения финансовых проверок деятельности как всей митрополии, так и Татьяны Самойленко (епархиального казначея), протоиерея Владимира Самойленко (секретаря митрополита) и самого главы Татарстанской митрополии Феофана.

Но главное — люди, подписавшиеся под документом, разумеется, просят прекратить смещение настоятелей монастырей и храмов. Кроме игумена Силуана в списке «пострадавших» значатся настоятель Макарьевского монастыря игумен Глеб (Владимиров) (на его место якобы уже пришел молодой и. о. из феофановской команды), а также иеромонах Тихон (Кириллов) с подворья Раифского монастыря. Что до самого Раифского монастыря, то здесь испрашивается разрешение для братии самостоятельно избрать нового наместника взамен скоропостижно умершего архимандрита Всеволода.

Всего по состоянию на май этого года своих должностей, по данным наших собеседников, лишились 28 татарстанских влиятельных и не очень священнослужителей.

В Раифском монастыре испрашивается разрешение для братии самостоятельно избрать нового наместника взамен скоропостижно умершего о. Всеволода В Раифском монастыре испрашивается разрешение для братии самостоятельно избрать нового наместника взамен скоропостижно умершего архимандрита Всеволода Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕКОТОРЫЕ УШЛЫЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ПРЕВРАТИЛИ ПРИХОДЫ В ПОДОБИЕ КООПЕРАТИВОВ»

Однако источники, близкие к руководству митрополии, уверяют, что все обстоит совсем не так, как пытаются представить люди, решившие достать из-за пазухи топор информационной войны.

«Это естественно, что активизация деятельности митрополита Казанского и Татарстанского вызывает протест у тех, кто привык жить вольно и бесконтрольно, — высказал свое мнение собеседник нашего издания. — Мотивы для „бунта“ понятны. Но имеют ли служители церкви право на „бунт“? Вспомним присягу, которую дает каждый священник и монах: быть в полном повиновении и послушании, без ропота согласиться поехать к любому месту служения, которое тебе изберут. А само служение во всем должно осуществляться согласно слову Божию, правилам церковным и указаниям священноначалия. Что касается кадровых перемен, то, как и везде во всех сферах, они производятся естественным путем. Если обратить внимание на кадровую политику митрополита, то в ней прослеживается твердая церковная традиция: жизнь монахов должна протекать в монастырях, ибо они давали соответствующие обеты, исполнимые только в монастырской жизни».

Последние слова, кстати, прозрачно намекают на иеромонаха Тихона, который действительно удален с подворья Раифского монастыря в Казани. Но в том, что митрополит направляет монахов жить в монастырях, как раз ничего удивительного нет. «Ненормально другое: когда монахи в нарушение обетов, данных при постриге, оставляют монастыри и привыкают жить вольно», — настаивает собеседник издания.

Претензии же к Силуану, как уже было сказано, касаются финансово-хозяйственной деятельности. Наши собеседники обращают внимание, к примеру, на то, что все финансовые вопросы, связанные со Свияжским монастырем, находятся в руках родственников игумена. Так, супруга родного брата игумена ведает всей торговой частью (свечки, записки, молитвы), хотя это прямое нарушение монастырского устава. В мужском монастыре этим должен ведать казначей, а не женщина. Тем более что по церковному уставу, как и по светским нормам, родственникам запрещено состоять друг с другом в финансовых отношениях, если они служащие РПЦ. Что до старшего брата игумена, то он отвечает за всю хозяйственную часть монастыря, а сам игумен Силуан при этом является распорядителем финансов. «Это некий семейный подряд, — констатирует собеседник издания. — Убедиться в этом нетрудно — это факт. К сожалению, он наводит на очень грустные размышления».

Источники, близкие к руководству митрополии, обращают внимание, к примеру, на то, что все финансовые вопросы, связанные со Свияжским монастырем, находятся в руках родственников игумена  Источники, близкие к руководству митрополии, обращают внимание, к примеру, на то, что все финансовые вопросы, связанные со Свияжским монастырем, находятся в руках родственников игумена Фото: «БИЗНЕС Online»

А вот слухи о репрессиях в адрес игумена Макарьевского монастыря оказались сильно преувеличены. В Казанской епархии корреспондента «БИЗНЕС Online» заверили, что он не только не смещен с должности, но и никаких претензий к нему, по сути, нет. «Ложная информация об его уходе лишний раз свидетельствует о некомпетентности заявителей, — предположили в митрополии. — Здесь актуальны вопросы совершенно другого характера, нежели в случае с игуменом Силуаном».

Какие именно вопросы здесь актуальны, нашему изданию рассказали другие источники в церковной среде. Дело в том, что игумен Глеб, судя по всему, занял резко критичную позицию по отношению к встрече патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском на Кубе и даже, как говорят, перестал поминать Святейшего на службах наряду с митрополитом Феофаном. Однако этот очередной «церковный раскол» не привел пока к отставке настоятеля Макарьевского монастыря.

Как уверяют источники в митрополии, никаких существенных повышений епархиальных взносов, на которые ссылаются авторы письма, также до сих пор не было, хотя разговоры об этом периодически возникали. Но начались они на фоне увеличения расходов на многие вещи первой необходимости — на электричество, тепло и другие коммунальные услуги. Что до закупок церковных свечей, одного из главных источников приходских доходов, то они, по версии нашего собеседника, и должны осуществляться на централизованных епархиальных складах, никак иначе, если, конечно, митрополия хочет навести порядок в собственной финансовой деятельности, а не смотреть сквозь пальцы на то, как полученные «на свечах» средства растекаются по случайным карманам.

«Во всех существующих в России православных епархиях приходы не являются личными кооперативами священников, — заочно полемизирует с жалобщиками собеседник нашего издания. — А у нас некоторые ушлые священнослужители умудрились превратить приходы в подобие кооперативов, в свои личные частные „фирмы“. Митрополиту, к примеру, стоило огромных усилий прекратить производство и торговлю бодяжным вином в одном из монастырей. Это тоже не понравилось многим, кто был причастен к этому. Между тем епархия даже на юридическом языке называется централизованной религиозной организацией. По церковному уставу, который зарегистрирован в минюсте, епископ несет полную ответственность за то, что происходит в его приходах, в том числе осуществляет контроль над приходской финансово-хозяйственной деятельностью. При этом желательно, чтобы епархия была самоокупаема».

Никаких проверок руководство митрополии не боится — наоборот, оно скорее будет настаивать на проведении подобных проверок, если уж заявители их предложили. В этом заверили «БИЗНЕС Online» источники, близкие к казанской епархии.

«РЕДКАЯ СЛУЖБА С ЕГО УЧАСТИЕМ ПРОХОДИТ БЕЗ КРИКА И СКАНДАЛА»

Впрочем, авторы обращения в синод и к патриарху не ограничиваются отдельными претензиями к решениям митрополита Феофана — они стремятся показать, что едва ли не вся его деятельность «порочна» и ведет на «погибельный путь». Этому посвящена первая часть открытого письма.

Так, недоброжелатели митрополита утверждают, что его знакомство с большинством из служащих приходских храмов и монастырских подворий почти всегда оказывалось неприятным и что якобы Феофан выгонял многих «служек» при первой же встрече. Авторы обращения также рассказывают о закрытой лично правящим архиереем парковке для служителей и прихожан одного из монастырей. «Он выгнал не бездушные автомобили, а людей в этих машинах», — говорится в письме. О каком монастыре идет речь, к сожалению, не уточняется.

Авторы обращения в Синод и к патриарху не ограничиваются отдельными претензиями к решениям митрополита Феофану — они стремятся показать, что едва ли не вся его деятельность «порочна»  Авторы обращения в синод и к патриарху не ограничиваются отдельными претензиями к решениям митрополита Феофана — они стремятся показать, что едва ли не вся его деятельность «порочна» Фото: «БИЗНЕС Online»

«За время пребывания на казанской кафедре митрополит Феофан и словом, и делом низверг идеал пастырского служения до крайних пределов. Надеемся, что выбор подобного поведения сделан им самостоятельно и его деятельность на посту русской православной церкви и тем паче не имеет системного характера внутри организации», — пишут авторы письма.

Наконец, одна из самых занимательных деталей этой части послания, посвященной образу жития митрополита, — информация о доме площадью в 2,5 тыс. кв. м в поселке Петровском. Якобы этот дом де-факто принадлежит митрополиту Феофану, хотя по документам им с октября 2015 года владеет уже упомянутая Самойленко, супруга секретаря главы Татарстанской митрополии. Стоимость особняка, по данным собеседника «БИЗНЕС Online», составляет порядка 150 млн. рублей.

Впрочем, по этому поводу, как уверяют собеседники нашего издания, все исчерпывающие пояснения при необходимости может дать администрация президента РТ. Да и патриарх Кирилл вряд ли будет потрясен рассказом о Петровском, в котором он самолично останавливался во время недавнего визита в Казань минувшим летом.

«НЕСКОЛЬКИМИ КАДРОВЫМИ РЕШЕНИЯМИ НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИШЬ. ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО»

Между тем, как выяснил «БИЗНЕС Online», готовящаяся отставка Силуана, если таковая последует, станет лишь одним из радикальных кадровых решений, на которые может пойти руководство республиканской митрополии.

«На самом деле проблем в митрополии накопилось такое количество, что несколькими кадровыми решениями ничего не изменишь. Потому это только начало», — обещают собеседники нашего издания. Собственно, во многом с этой миссией митрополит и был направлен в Татарстан после серии громких скандалов при его предшественнике.

Очевидно, однако, что всякое действие рождает противодействие. По версии наших собеседников из числа сторонников Силуана, конфликт между митрополитом Феофаном и игуменом Силуаном не первый в своем роде. Ранее аналогичная история имела место и с наместником Семиозерного монастыря, расположенного к северу от Казани. Якобы в мае этого года глава Татарстанской митрополии так же попросил «на выход» местного настоятеля Германа (Кузьмина), тот не захотел покидать свой пост. Дело могло дойти до митинга — прихожане поддержали действующего наместника, однако, дабы не допустить публичного скандала, митрополиту пришлось от своих притязаний отказаться.

Более того, во время исторического визита главы русской православной церкви в Татарстан сторонникам и защитникам настоятеля Германа удалось нанести митрополиту Феофану ответный удар. Во время визита они вручили патриарху обращение отозвать митрополита с управления казанской кафедрой, то есть всей митрополией, а его методы работы назвали «усиливающими беспокойство и напряженность в обществе». Самого главу Татарстанской митрополии они назвали «эмоционально и психически неуравновешенным».

«Редкая служба с его участием проходит без крика и скандала. Придирается ко всему по поводу и без повода», — говорится в обращении к патриарху Кириллу. При этом авторы обращения отмечают всеобщее общественное возмущение предложением Феофана передать Татарстанской митрополии одно из зданий президентской резиденции в Кремле: «По манере общения, по форме общения митрополит вызывает у татарстанцев прямые и неоднозначные ассоциации с чекистом сталинских времен».

Реакции на это обращение (кстати, подписанному не лично, а «от православных верующих Республики Татарстан») пока официально не последовало.

Теперь выводить народ на площади собираются и сторонники игумена Силуана. Как стало известно «БИЗНЕС Online», они пытаются согласовать с властями Казани митинг в защиту наместника Успенского монастыря. Предварительно в нем должны принять участие от 500 до тысячи человек. Правда, предположительные дата и место проведения митинга остаются неизвестными.

Теперь выводить народ на площади собираются и сторонники Силуана Теперь выводить народ на площади собираются и сторонники Силуана Фото: «БИЗНЕС Online»

Сторонники митрополита приводят многочисленные примеры кипучей деятельности Феофана по восстановлению храмов, причем речь идет не только о Богородицком соборе в Казани, но и о целом ряде других церквей, в том числе и в сельской местности. «Никто не видел митрополита Феофана гуляющим и праздным. Он постоянно в работе, ему некогда ходить на митинги, которыми ему пытаются угрожать», — говорят собеседники нашего издания.

Пока что в конфликте позиции митрополита выглядят прочнее, чем у игумена. О чем говорить, если сам патриарх Кирилл выразил ему свое доверие визитом в Казань? Вряд ли напрямую будут вмешиваться в церковные распри и власти республики, с которыми глава Татарстанской митрополии, к слову, установил неплохой рабочий контакт. Особенно с главным «хозяином» Свияжска Шаймиевым. С другой стороны, немалое значение имеют настроения клира и прихожан. Вот только на чьей они стороне на самом деле? «БИЗНЕС Online» будет следить за развитием ситуации.