Сегодня судебные приставы приступили к разгрому пятиэтажного торгово-офисного центра на ул. Зенитная, 19 Сегодня судебные приставы приступили к разгрому пятиэтажного торгово-офисного центра на улице Зенитной, 19 Фото: Игорь Дубских

РАЗГРОМ НА ЗЕНИТНОЙ, 19

«Танцы» судебных приставов вокруг торгово-офисного центра на улице Зенитной, 19 (сам владелец Эдуард Нигметзянов скромно называет его коттеджем) сегодня закончились «экскаваторным приступом». Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как машина обрушила фасад строения. Сама история началась еще вчера, а суточную задержку приставы объяснили бумажной волокитой. Много времени ушло на согласование с ГИБДД передвижения тяжелой строительной техники. Труженики исполнительного листа зря времени не теряли — перед приговоренным к сносу объектом насыпали песок, чтобы не повредить и так уже едва живой асфальт городской улицы, после чего на трале подогнали тяжелый гусеничный экскаватор.

Мощные клещи, приспособленные для разрушения конструкций, безжалостно вгрызались в отделанный дорогой плиткой и синим стеклом фасад, превращая в груды строительного мусора стены и межэтажные перекрытия. Никто этому не препятствовал. Собственники здания или их представители на место «казни» не явились. Зато корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось застать Нигметзянова на месте накануне, когда с 8 утра под присмотром судебных приставов рабочие только начали снимать витражные окна и облицовку здания. Владелец строения тогда подкатил на белом Mercedes GL-класса, припарковав его аккурат перед своим дворцом — на тротуаре, и незамедлительно направился к приехавшим приставам с просьбой приостановить снос хотя бы на один день.

«Дело в том, что у меня завтра в Советском суде заседание как раз по этому поводу, — обратился он к молодым людям в форме. — Там уж должны окончательно точку поставить в данном вопросе. Может быть, мне дадут возможность привести здание к тем параметрам, какие были заявлены изначально при строительстве». На руках у мужчины действительно оказались соответствующие документы. Приставы в ответ пожали плечами и предложили дождаться их руководства.

Застройщик рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что как человек немолодой решил, будучи строителем по профессии, выстроить для себя коттедж, в котором планировал встретить старость. «Если у соседей по улице жилищные условия не такие, как у меня, я же в этом не виноват» — объяснил мужчина, припомнив, что на этом месте когда-то стоял ветхий деревянный дом, под которым он выкупил землю и на 7 сотках отстроил дворец. При этом на выходе получился пятиэтажный торгово-офисный центр. Правда, сам строитель называет это здание двухэтажным коттеджем с мансардой и подвалом (хотя Гражданский кодекс и приравнивает подвал к этажу). «Исполком Казани подал на меня в суд за то, что это строение получилось большим и больше похоже на административное. Судья почему-то написала, что дом пятиэтажный и подлежит сносу. Хотя где вы видите здесь столько этажей? — вопрошает он. — По СНИПу, если мансарда не оборудована, это чердак. Я подвал засыпал, теперь это муляж, в подвале ничего нет. У нас немного земли было, больше под застройку захвачено, сейчас землю согласовали, отмежевали, все нормально. На сегодняшний день здание соответствует законным требованиям».

Заметим, что на самом деле, по наблюдениям нашего корреспонента, подвал вовсе не засыпан, а завален всевозможным хламом, «чердак» больше походит на полноценный третий этаж...

КАК ИЗ-ЗА «КОТТЕДЖА» СОСЕДУ ПРИШЛОСЬ ЭВАКУИРОВАТЬ СЕМЬЮ

По словам Нигметзянова, строительство обошлось более чем в 20 млн. рублей, и он будет крайне расстроен, если все эти затраты будут стерты в пыль. «У муниципалитета, видимо, деньги на снос появились, вот они и принялись за меня, — с досадой в голосе заявил он. — Могли бы более рационально их потратить, хотя бы на ремонт той же дороги на данной улице».

Впрочем, владельцы соседних домов торжеству бульдозерной справедливости только рады. По их словам, дорогу на территории коттеджной зоны как раз-таки испортила тяжелая строительная техника Нигметзянова, а построенное здание в будущем обещало серьезные проблемы с парковками.

Больше всего от стройки пострадал редактор газеты «Безнең гәҗит» Ильфат Файзрахманов. Однажды у него даже произошла стычка с Нигметзяновым, во время которой строитель его якобы ударил. По словам Файзрахманова, строительный глубокий котлован, который Эдуард вырыл для своего подвала, располагался буквально в метре от его дома, а когда начались дожди, его жилище, построенное в 50-х годах прошлого века, осело. В срочном порядке журналисту пришлось искать другое жилье. Заглянувший к коллеге корреспондент «БИЗНЕС Online» обнаружил, что в одной из комнат пол как будто скатывается в сторону новой постройки. Теперь Файзрахманов использует дом под дачу и временную редакцию своего издания.

«ЭТО ДАЛЕКО НЕ ПОСЛЕДНИЙ ПОДОБНЫЙ СЛУЧАЙ»

Необходимо заметить, что со своей апелляцией в суде Нигметзянов несколько запоздал. Иск о сносе самовольной постройки был удовлетворен судом еще 22 мая 2014 года. По словам пресс-секретаря управления федеральной службы судебных приставов по РТ (УФССП по РТ) Арсения Галиева, ответчиками при рассмотрении иска мэрии в Советском районном суде были сам Эдуард и его супруга Наталья. «В течение 30 дней после вынесенного решения должника обязали устранить нарушения, но прошло более двух лет. Нигметзянова неоднократно уведомляли, выписывались административные штрафы, взыскивался исполнительский сбор за неисполнение решения суда», — объясняет он суровость предпринятой меры.

Заключение о том, что здание никак не может быть отнесено к категории «индивидуальный жилой дом», а представляет собой торговое помещение, вынесла муниципальная комиссия, к мнению которой прислушался суд. «По нашей информации, планировалось первый этаж использовать как торговые площади, а верхние этажи — под офисные помещения», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» председатель комитета потребительского рынка исполкома Казани Руслан Зайнетдинов. Однако никто из присутствующих на месте так и не смог ответить на вопрос, во сколько администрации города обойдутся работы по демонтажу здания. Зайнетдинов утверждает, что смета будет выставлена подрядчиком по факту выполненных работ.

«Сейчас в Казани наблюдается большое количество аналогичных исполнительных производств у судебных приставов, думаю, это далеко не последний случай, — говорит чиновник. — В двух метрах от соседей, от жилых домов в частном секторе выстраиваются большие комплексы. В основном подобные строения появляются на так называемой первой линии, прилегающей к основным трассам, — там, где есть возможность использования данного объекта в качестве коммерческой недвижимости».

Эти слова подтверждают в УФССП по РТ. «У нас достаточно большой список зданий, подлежащих сносу, причем по некоторым из них решения были вынесены несколько лет назад. Но средств и строительной техники для исполнения решений суда не хватает», — признает проблему неотвратимости решения суда и реальной действительности Галиев. Что же касается здания по улице Зенитной, 19, то работы по сносу планируется завершить в воскресенье — строение сроют до основания.

В мае этого года 11 собственников трехэтажного здания своими руками разбирали купленные квартиры со слезами на глазах В мае этого года 11 собственников трехэтажного здания своими руками разбирали купленные квартиры со слезами на глазах Фото: «БИЗНЕС Online»

УЧАСТНИКИ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ КОНСТАТИРУЮТ: ПОКУПАТЕЛИ КОТТЕДЖЕЙ ОПАСАЮТСЯ ПОКУПКИ «ДОМА ПОД КОВШОМ»

Снос здания на Зенитной, 19, пожалуй, пока один из самых масштабных показательных процессов мэрии Казани. Впрочем, в скрижали борьбы с самостроем уже вписано несколько образцово-показательных прецедентов. Опуская многочисленные коттеджи и павильоны, нельзя не упомянуть резонансный процесс по демонтажу таунхауса на Гривской, 52а. В мае этого года 11 собственников трехэтажного здания своими руками разбирали купленные квартиры со слезами на глазах. Причина иска исполкома Казани о сносе здания та же, что и на Зенитной, 19: многоквартирный дом был построен на территории, где разрешено только ИЖС. Еще больший общественный резонанс вызвало уголовное дело по факту строительства 36-квартирного дома на 3-й Кадышевской, больше известное как дело лжекоттеджей Ольги Варисовой. Многоквартирный дом также замаскировался под коттедж, а собственники квартир в нем даже создали свое ТСЖ для управления.

И хотя эти случаи — капля посреди моря незаконных строений, как выяснилось, решительность властей несколько отрезвила рынок. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», рекомендуют покупателям загородной недвижимости не подходить к продавцам без юристов.

Адель Хасбуллин — директор агентства недвижимости «Мегалит»:

— Какое будущее у всей этой деревушки на Арбузова? Наверное, все эти дома будут выкупаться, сноситься, на их месте появится большая стройка. Логично, что исполком Казани снес постройку, которая появилась на этой территории с нарушениями. Если дать собственнику ее зарегистрировать, какие хлопоты она в будущем принесет? Земля под ИЖС недорого стоит, но если пропустить коммерческий объект, то сколько миллионов владелец потребует за выкуп?

Рушания Бильгильдеева — депутат Казанской городской Думы:

— Паника у горожан [связанная со сносами, инициированными исполкомом Казани] и в коттеджных поселках, и в загородном жилье есть, это однозначно. Люди чувствуют себя неуверенно, поэтому тяжело реализовывать в пригородных поселках участки и готовые дома. В такой нестабильной обстановке необходимо проводить разъяснительную работу с населением, информировать, почему происходят сносы того или иного дома, чтобы люди понимали причины, а перед покупкой любой недвижимости нужно очень внимательно проверять документы и консультироваться с юристами.

Я не понимаю застройщика, который не согласовал проект здания изначально. Если бы он это сделал, ни у кого бы не было к нему вопросов. Строить коттедж высотой в пять этажей однозначно нельзя. Очевидно, что самовольные постройки будут снесены рано или поздно, ведь это огромные риски для бизнеса.

Вячеслав Егоров — президент гильдии риелторов, руководитель АН «Авангард-Риэлт», член национального совета РГР:

— Я не думаю, что у покупателей загородной недвижимости есть какие-то опасения на этот счет. Исполком действует в рамках законодательства и, если оно нарушено, принимает меры. Конечно, есть вопрос необразованности наших людей, они часто покупают то, что называется таунхаусами, попадаясь на низкие цены. Но по всей России такая ситуация, при проведении сделки остается консультироваться с юристом или риелтором. Потребителя надо защитить, чтобы он знал, куда обращаться в том случае, если ему не повезло приобрести неправильно оформленную недвижимость.