Экспансия казанской сети «Альпари» на рынок Москвы выплыла сегодня в публичное пространство. Компания приобретает конкурентов — «Ситимаркет» и «Бьюти маркет», что позволит войти в десятку лидеров рынка, где господствует «Магнит Косметик» Сергея Галицкого. Сам владелец сети Дмитрий Блохин, до которого дозвонился «БИЗНЕС Online», информацию назвал «полуправдой». Эксперты говорят, что рынок дрогери растет на 10% в год, хотя многие региональные игроки в кризис лишь сокращают продажи.
СТОЛИЧНЫЙ ПОХОД «АЛЬПАРИ»
Казанская сеть «Альпари» выходит на рынок Москвы через приобретение сетей московских конкурентов — «Ситимаркет» и «Бьюти маркет», что позволит региональной сети войти в десятку лидеров рынка дрогери России. Об этом сегодня пишут «Ведомости» со ссылкой на источник на рынке. Директор по развитию сети «Альпари» Марат Ахунзянов сказал, что сделка еще не закрыта, и отказался от других комментариев.
В прошлом году «Ситимаркет» и «Бьюти маркет» провели эффективную предпродажную подготовку: «Ситимаркет» закрыл 10 убыточных магазинов и улучшил финансовые показатели — после убытка 2014 года получил чистую прибыль в 46,15 млн. рублей. Чистый долг составил 190 млн. рублей. Выручка «Бьюти маркета» за 2015 год превысила 740 млн. рублей при убытке в 13,1 млн. рублей. Совокупная выручка объединенной компании превысила 1,61 млрд. рублей. По данным гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, которого цитируют «Ведомости», по итогам 2016 года совокупная выручка сетей «Альпари», «Ситимаркет» и «Бьюти маркет» может вырасти более чем в 1,8 раза и превысить 4 млрд. рублей без НДС. Это позволит объединению занять 7-е место в России по объему выручки. В лидерах рынка — «Магнит Косметик», «Улыбка радуги» и «Санги стиль».
Владелец сети «Альпари» и компании «Авиа-кос» Дмитрий Блохин, до которого дозвонилась газета «БИЗНЕС Online», не стал ни подтверждать информацию о приобретении, ни опровергать, предложив поговорить позднее из-за занятости. Но кратко пояснил, что в материале «полуправда есть, но в основном кто-то что-то придумал».
История «Альпари» — это, как принято говорить, success story. Компания «Авиа-кос» была основана Блохиным в 1994 году и занималась дистрибуцией, постепенно перейдя на прямые контракты с ведущими производителями товаров бытовой химии и косметики. В 2002 году компания начинает розничное направление и открывает первые собственные магазины «Альпари» в Казани и Альметьевске. Последние три года компания развивает собственные торговые марки Weiss, Silver, «Сила Сибири», «Травница», «№17». На сегодня «Альпари» насчитывает 193 розничных магазина в Татарстане, Башкортостане, Ульяновской области, Удмуртии, Чувашии, а также в Республике Марий Эл и Пермском крае. В этом году компания проводит активную экспансию на Урал. В Перми и соседних городах первые магазины появились 1,5 года назад, но в марте этого года магазины «Альпари» вышли на рынок Екатеринбурга (на сайте компании сообщается о двух магазинах). А в июле — на рынок Челябинска, планируя открыть до конца года не менее 10 магазинов. В следующие два года компания хочет открывать по одному-два магазина в других городах области. «Авиа-кос» же стал крупным региональным дистрибутором косметики, парфюмерии и бытовой химии. Выручка компании в 2015 году составила 2,8 млрд. рублей.
В случае, если «Альпари» действительно выйдет на рынок Москвы, то присоединится к другому ретейлеру родом из Татарстана, правда, в ином сегменте. Компания «Бахетле» Муслимы Латыповой, согласно информации на сайте, в столице представлена 9 магазинами. Ранее в Москве работала сеть «Белый ветер. Цифровой» известного банкира Роберта Мусина, однако несколько лет назад она была закрыта из-за банкротства.
Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», юрлица, связанные с сетью «Альпари», контролируются владельцем компании «Авиа-кос» Блохиным. Он также является и гендиректором ООО «Бьюти маркет». По словам наших собеседников в ретейле, Блохин давно в бизнесе — он начинал с дистрибьюторского бизнеса («Авиа-кос»), откуда и началось развитие. Постепенно компания заняла рынок Казани, после чего начала развивать розничную сеть. Собеседники отмечают, что высоких покровителей за владельцем «Альпари» замечено не было, он — настоящий self-made man.
В ДОГОНКУ ЗА СЕРГЕЕМ ГАЛИЦКИМ
Большинство региональных сетей бытовой химии и косметики сегодня, наоборот, теряют выручку и закрывают магазины: например, «Рубль бум» закрыл более 100 магазинов, «Санги стиль» — свыше 50 точек, оценивает рынок Бурмистров. «В результате объединенная казанско-московская компания сможет войти сразу в десятку крупнейших сетей дрогери в России, а в Московском регионе — в пятерку лидеров. Сейчас крупнейшая по выручке сеть дрогери — «Магнит Косметик» Сергея Галицкого (магазины открываются по соседству с продуктовым «Магнитом», всего работают 2819 точек по стране), игрок №2 — «Улыбка радуги», — говорит Бурмистров.
При этом крупные международные сети сами хотят развивать это направление. Так, в конце лета стало известно, что французская группа Auchan (в том числе управляет третьим по обороту продовольственным ретейлером «Ашан») запускает в России сеть магазинов косметики и бытовой химии Lillapois и планирует открыть до конца 2017 года свыше 20 точек. Инвестиции до конца 2017 года составят порядка 400 млн. рублей. Первый магазин в формате дрогери Lillapois компания открыла летом в московском торговом центре «Тройка». В других странах Auchan открыл Lillapois только в Италии.
УВЕЛИЧЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СИЛЫ
Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» выход казанцев в столицу.
Дмитрий Калачев — директор сети магазинов «Впрок»:
— «Альпари» — крупнейший в Татарстане локальный игрок по количеству точек и обороту. Крупнее, наверное, только «Магнит Косметик». Это одна из крупных региональных сетей не только в Татарстане, но и в России.
Неважно, куда выходит компания — в Москву или другой регион. Вопрос в обороте. Рост оборота и количества точек увеличивает так называемую рыночную силу — так компания становится более серьезным и важным игроком, и где-то ему может быть легче вести переговоры по условиям. Кроме того, есть такой субъективный момент: все федеральные игроки имеют центральный офис в Москве, и договариваться по условиям такой сети, у которой можно посмотреть магазины, проще. Часто говорят, что москвичи даже не знают о существовании крупных федеральных сетей.
Мы сами в Москву идти не планируем, мы все-таки региональный рынок. Выход в новый регион всегда сопряжен со сложностями, и не всегда можно оценить успешность места для открытия и прочие детали.
Рынок дрогери в целом нормально себя чувствует, потому что состоит из многих сетей. С рынка никто не уходит, все как работали, так и работают. По моим данным, обороты сетей растут в абсолюте, но это в основном за счет открытия новых точек, а не like for like (показатель, используемый для сравнения продаж отчетного и базисного периодов по сопоставимым объектам, то есть магазинам). В нашей компании тоже начался рост с сентября. Рынок вообще растет в районе инфляции или чуть выше. Лучше всех себя, конечно, чувствует «Магнит Косметик» — это публичная информация, плюс 50 процентов к прошлому году.
Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик (macro, IT&cons) группы компаний «Финам»:
— На мой взгляд, в России не существует формата дрогери в классическом его понимании, так как данный формат (например, в Европе) обычно включает в себя помимо косметики, парфюмерии, средств гигиены, еще и обязательно фармацевтические препараты. В РФ же это невозможно из-за законодательных ограничений. Таким образом, обычно под целевыми рынками, на которых работают российские сети схожего формата, подразумевают по большей части рынок косметики и парфюмерии, который в 2015 году составил 600 миллиардов рублей, и рынок средств женской гигиены, который в 2015 году составил около 40 миллиардов рублей. Оба рынка показали рост в пределах 10 процентов год к году.
На мой взгляд, причина покупки сетей вполне прозрачна — экспансия на рынок Москвы. Как показала практика, даже в условиях сложной экономической конъюнктуры в регионе не снижается трафик и средний чек, что делает его привлекательным для экспансии региональных сетей, в том числе и посредством m&a сделок.
Иван Федяков — директор ИА «Инфолайн»:
— Выбран сложный момент для подобных действий. Сейчас большие риски того, что проект может быть неудачным. С другой стороны, когда как не сейчас находить такие сделки? Когда собственники бизнеса оценивают рынок как растущий, они, соответственно, дают определенную премию к цене, и зачастую эта премия превышает допустимый уровень для инвестора. Поэтому ситуация двоякая — риски очень велики, но, опять же, когда, если не сейчас?
Формат дрогери переживает все те же проблемы, что и все другие форматы — падение покупательской активности, бум продаж через промоакции, из-за чего снижается маржинальность торговли в этом сегменте. Рынок переживает, скажем, не лучшие времена. Другой вопрос, что сейчас ряд потребителей обратили больше внимания на специализированную торговлю, так как ее ассоциируют с более выгодными ценовыми предложениями и предпочитают пользоваться такими магазинами, нежели универсальными. На самом деле не всегда подтверждается, что цены там ниже.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.