Сразу 8 татарстанских компаний попали в опубликованные накануне властями Украины списки российских юридических и физических лиц, в отношении которых будут введены санкции. Личной «вендетты» удостоился гендиректор КВЗ Вадим Лигай. Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают новый антироссийский выпад Порошенко как попытку демонстрации «крутости» перед переговорами «нормандской четверки», но сомневаются, что ЕС и США последуют примеру.
Обновленные санкционные списки подписал президент Украины Петр Порошенко
«ПУСКАЙ ПИШУТ СЕБЕ...»
Обновленные санкционные списки, как стало известно накануне, подписал президент Украины Петр Порошенко. В списке, опубликованном как бы «навстречу» сегодняшним переговорам в формате «нормандской четверки» в Берлине, 167 компаний. 8 из них — татарстанские: КАМАЗ, авиакомпании «Ак Барс Аэро» (АБА), «Тулпар» и «ЮВТ Аэро», Казанский вертолетный завод, казанский завод «Электроприбор», Казанское приборостроительное конструкторское бюро, Завод им. Серго. Из опосредованно имеющих отношение к РТ компаний — авиаперевозчик «Вим Авиа», с недавних пор зарегистрированный в Богатых Сабах, и Кумертауское авиационное производственное объединение, которое, по замыслу, должны подчинить казанским вертолетостроителям. Все эти фирмы соседствуют в украинских списках с такими грандами, как «Рособоронэкспорт», «Ростех», «Ижмаш». Из республиканских физлиц в «любимчики» к «небратьям» попал только один человек — гендиректор КВЗ Вадим Лигай.
В графе, поясняющей введение санкций, говорится, что «действия иностранного юридического лица создают реальные и/или потенциальные угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, способствуют террористической деятельности и/или приводят к оккупации территории Украины».
С АБА и ЮВТ все понятно — обе летали (ЮВТ и летает) в Крым после его присоединения к России, причем АБА уже ликвидирована. С «Тулпар» украинцев тоже понять можно: хотя и эта авиакомпания на сегодня не имеет сертификата эксплуатанта, ее материнская «Тулпар Аэро Групп» (ТАГ) никогда не скрывала, что имеет интересы на полуострове. Впрочем, председатель совета директоров ТАГ Азат Хаким в беседе с «БИЗНЕС Online» был спокоен: «Я всерьез это не воспринимаю. У нашей компании с Украиной никаких отношений нет, и мы не планируем в ближайшее время с ней какие-то контакты завязывать. По крайней мере, пока у них этот режим находится у власти. Пускай пишут себе. Собака лает — караван идет. Я вообще не думаю, что это что-то серьезное. Вот они внесли в список „Ак Барс Аэро“, но ее уже не существует — обанкротилась. И „Тулпар“ сегодня почти бизнес не ведет как авиакомпания. Словом, не вижу никаких поводов для беспокойства».
На КАМАЗе придерживаются схожей точки зрения. Пресс-секретарь автогиганта Олег Афанасьев, пояснив, что находится в отпуске и официальных комментариев по поводу санкций со стороны Украины от имени компании давать не может, отметил, что поставки в соседнюю страну были прекращены еще в 2014 году — после истории с захватом партии грузовиков вооруженными людьми. «Всю нашу сеть продали, — напомнил Афанасьев. — В прошлом году, по нашим данным, на Украине было продано не более 20 автомобилей «КАМАЗ», причем это были не наши поставки».
Из республиканских физлиц в «любимчики» к «небратьям» попал только один человек — гендиректор КВЗ Вадим Лигай
На КВЗ не успели оперативно ответить на запрос «БИЗНЕС Online», однако можно предположить, что санкции как-то коснутся поставки двигателей ТВ3-117 (выпускаются украинским «Мотор Сич») для вертолетов семейства Ми-8/Ми-17. Такие опасения (серийная сборка российского аналога до сих пор не налажена), впрочем, возникали не раз, и на разных уровнях даже говорилось о том, что двигатели на КВЗ больше приходить не будут. Однако, по данным источников «БИЗНЕС Online», поставки как шли, так и идут, в том числе благодаря посредничеству нейтральных братьев-белорусов...
В случае с КВЗ больше интересно внесение в список физлиц гендиректора Вадима Лигая: почему именно его, а не других директоров? Возможно, дело в том, что у него есть недвижимость в Крыму — земельный участок в 3,5 га, а также 6 нежилых помещений площадью от 7 до 343 кв. метров.
«Почему Крым? Ну, наверное, потому что море. 7 объектов — это специфика регистрационного законодательства Крыма. Они фиксируют каждый объект недвижимости, будь то даже пляжный зонтик, как отдельный. В данном случае при регистрации это был бы один объект. Если посмотрите внимательнее, то это пляжный домик размером с раздевалку, причал для лодки и прочее», — поясняли декларацию тогда еще кандидата в депутаты Госсовета РТ на предприятии в 2014 году.
Самое смешное, что, насколько можно судить, приобретал свой «пляжный домик» Лигай еще в бытность полуострова украинской территорией. В декларации за 2015 год все те же самые объекты недвижимости сохранились, но их местонахождение изменилось на российское.
«Хорошую рекламу нам сделали!» — отреагировал на новость генеральный директор ПОЗиСа Радик Хасанов. Любопытно, что предприятие не поставляло холодильную технику на Украину с 2005-го, а с этого года возобновило поставки. «Раньше мы поставляли в год по 8 - 10 тысяч холодильников на Украину, но потом начались «оранжевые революции», мы перешли на 100-процентную предоплату и... А сейчас пришло новое поколение бизнесменов, они вышли на нас, мы по предоплате отгружаем, очень позитивно они относятся, и мы к ним тоже уважительно. Кстати, они глубоко переживают по поводу всего происходящего... Словом, с апреля этого года мы отгрузили украинцам 2 тысячи холодильников». Теперь, по всей видимости, соседям их не видать...
Обращает на себя внимание избирательность списка — оборонных предприятий в Татарстане гораздо больше 8, не говоря уже о компаниях, которые так или иначе ведут дела в Крыму.
Генеральный директор ПОЗиСа Радик Хасанов: «Хорошую рекламу нам сделали!»
ПРЕСЛЕДУЮТ В ВОЗДУХЕ И НА ВОДЕ
Но, может быть, заявление Порошенко — лишь прелюдия к новым европейским и американским санкциям? То, что они приводят к определенным последствиям, в Татарстане уже знают.
Прежде всего вспомним, что после войны с Грузией американцы изменили мнение по поводу сотрудничества с Россией по программе Ми-38. В результате не оправдались российские надежды на двигатели PW127TS от Pratt&Whitney Canada — канадского подразделения всемирно известной американской компании. Сообщалось, будто госдеп США тревожит то, что их двигатели будут устанавливаться на продукцию двойного назначения. В результате машина до сих пор не начала производиться серийно. Но есть и положительный момент: сегодня единственным вариантом для Ми-38 рассматривается российский двигатель ТВ7-117В.
К разряду в какой-то степени курьезных ситуаций можно отнести отказ голландской Akzo Nobel поставлять КВЗ краску для вертолетов.
В 2015 году немецкая MTU отказала зеленодольскому заводу им. Горького в поставках двигателей для малых ракетных кораблей проекта «Буян-М» и противодиверсионных катеров проекта «Грачонок». Пришлось оперативно вносить изменения в проекты, чтобы установить двигатели китайского производства...
Для первого и второго корпусов патрульных кораблей проекта 22160 оборудование было почти полностью заказано за рубежом, более того, часть его изготовили, но из-за санкций ничего не получили. Поэтому проектировщик, Северное ПКБ, и завод в сжатые сроки импортозаместили все что можно, в том числе главные машины от MAN.
Массовое использование импортных комплектующих изначально предполагал и проект пограничного сторожевого корабля «Океан» для пограничников. Именно в такой идеологии построили головную «Полярную звезду». Но на последующие «Океаны» решили устанавливать только российское оборудование. Например, финские дизели Wartsila поменяют, предположительно, на продукцию Коломенcкого завода.
Не обошлось и без Украины, которая задержала поставку двигателей для пары фрегатов проекта «Гепард 3.9» для Вьетнама (он должен получить корабли в 2017 - 2018 годах). Дизеля пришли в Зеленодольск с опозданием в 15,5 месяцев для первого фрегата и 10,5 — для второго. В итоге первый корабль завод передаст заказчику через 51 месяц после начала постройки (при предусмотренном контрактом сроке в 42 месяца), второй — через 54 месяца (по контракту — 46). И, судя по всему, проблемы с двигателями удалось решить только благодаря вьетнамским партнерам, которые надавили на Украину.
Словом, из всех этих ситуаций с трудом, не без потерь, но вырулили. А что если сейчас прижмут покрепче?
Не обошлось и без Украины, которая задержала поставку двигателей для пары фрегатов проекта «Гепард 3.9» для Вьетнама
«ЭТО ПРИБЛИЗИТ СЛЕДУЮЩУЮ РЕВОЛЮЦИЮ НА УКРАИНЕ»
По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», мы прежде всего видим лишь пиар-поползновения украинской власти.
Владимир Беляев — завкафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ-КАИ:
— Не думаю, что этот «список Порошенко» нужно считать прелюдией к новым санкциям ЕС и США: они уже ввели все что только можно, и новые санкции им просто невыгодны, тем более секторальные. Одно дело — бить по фигурам, по личностям, и другое — по отраслям. По отраслям им санкции вводить крайне невыгодно: какую отрасль ни возьми, получается, что им же от этого хуже. Поэтому ЕС и США никаких санкций вводить не будут. США вообще ничего не будут делать до конца срока действующего президента, а в ЕС тоже есть разные течения. Некоторые, наоборот, хотят снять санкции. А Украина.... Что с нее взять?
Дмитрий Орешкин — независимый политолог (Москва):
— Не думаю, что эти действия Порошенко как-то инспирированы его союзниками — США и ЕС: он действует в своей парадигме, а США и Европа — в своей. Это довольно большое заблуждение, что Порошенко — полностью марионетка Запада. Он сильно зависит от них, но не «на всю катушку»... Сами по себе украинские санкции, как я понимаю, нашим заводам хребта не сломают. Скорее, это инициативная акция со стороны Порошенко, который хочет показать свою крутость. Если бы Европа и Штаты захотели санкций, они бы их ввели, не обращая внимания на Украину. Но как раз они сейчас этого не очень хотят. Европа — потому что у нее и так экономические трудности, а Соединенные Штаты — потому что им надо как-то договариваться с Россией по Сирии. Так что, думаю, это не какие-то сигналы, а скорее пиар-шаг со стороны самого Порошенко.
Виктор Минин — политолог (Москва):
— Можно констатировать, что санкции Запада захлебнулись, особенно европейские. Их сложно продавливать, и если их продавят, то не в таком объеме, какой был задуман. А может, и совсем не удастся это сделать. Причем в США это зависит еще и от хода выборов. Поэтому санкции будут пытаться продлять через тех, кто готов слушаться и кто уже Западу не нужен. Это, естественно, Украина. После переговоров и подписания договоров в Турции она стала Европе не нужна. На Путина будут пытаться воздействовать через Украину. Украина здесь просто западный инструмент для ухудшения нашей экономической ситуации и воздействия на Путина. А с точки зрения Украины это просто экономическое самоубийство со всеми вытекающими отсюда последствиями и предательство украинского народа. Думаю, это приблизит следующую революцию на Украине.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.