Новый начальник ГИБДД по РТ Ленара Габдурахманов провел свою первую пресс-конференцию Новый начальник ГИБДД по РТ Ленар Габдурахманов провел свою первую пресс-конференцию Фото: Сергей Елагин

«ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ТАКОЕ СУЩЕСТВЕННОЕ РАСХОЖДЕНИЕ В ЭТИХ ЦИФРАХ?»

Сегодня впервые после своего назначения провел встречу с журналистами новый шеф ГИБДД РТ Ленар Габдурахманов. В ходе пресс-конференции на Оренбургском тракте он занял то самое место, где три месяца назад делал свой последний доклад в должности начальника республиканской ГИБДД Рифкат Минниханов. В тот день, 8 августа, Рифкат Нургалиевич сидел ближе к правому краю стола — а слева от него стоял свободный, будто на что-то намекающий стул. Габдурахманов же занял самую середину стола, исключив возможность размещения за ним других докладчиков. Мягкой и рассудительной манере выступления Минниханова перед журналистами Габдурахманов противопоставил по-военному четкий стиль: короткие, преимущественно односоставные предложения, напористость и редкие паузы. Вся пресс-конференция, напоминающая постановку задачи командиром подразделения своим подчиненным, заняла не более 28 минут с ответами на вопросы.

Поводом для встречи стали данные Росстата, который присвоил Татарстану пальму первенства по смертельным ДТП в Приволжском федеральном округе за январь-сентябрь. «31 октября в ряде СМИ появились публикации со ссылкой на данные Росстата, согласно которым в Республике Татарстан с января по сентябрь в результате ДТП погибли 311 человек, что является самым высоким показателем в Поволжье. При этом в Башкортостане погиб 301 человек, в Нижегородской и Самарской областях — 222 и 190 человек соответственно», — говорилось в пресс-релизе ГИБДД. Практически двойной сплошной ГИБДД республики отгородило эти цифры от официальной статистики аварийности МВД России: на печальном первом месте здесь как раз-таки Башкортостан! Габдурахманов привел собственную статистику ведомства.

«По оперативным данным, за 10 месяцев этого года на дорогах республики совершено 4179 дорожно-транспортных происшествий, в которых 310 человек погибли и 5094 получили ранения, — зачитал он данные МВД России. — И по числу погибших в ПФО вы можете видеть, что „лидируют“ Башкортостан — 368 погибших, Нижегородская и Самарская области — 337 и 315 погибших. Возникает вопрос: почему такое существенное расхождение в этих цифрах? И я постараюсь на него ответить, — продолжил докладчик и добавил. — Доходчиво».

Суть объяснений сводилась к тому, что Росстат считает число жителей республики, погибших и пострадавших в ДТП на дорогах всей страны, а данные МВД говорят о том, сколько человек погибли на дорогах Татарстана. Собственно, об этом вчера говорил и источник «БИЗНЕС Online», чьи слова приводятся в материале.

«У нас в ПФО абсолютно разные субъекты по числу населения, и чтобы понять, много 310 человек или мало, придуман такой индикатор, как «социальный риск»: число погибших на 100 тысяч населения, — пояснил Габдурахманов. — Показатель этот по Татарстану составляет 8 — это самый низкий показатель в ПФО. В России мы входим в 10 регионов с наименьшим показателем «социального риска».

«Когда читаешь СМИ, честно говоря, очень хочется показать ту работу, которую мы проводим»  «Когда читаешь СМИ, честно говоря, очень хочется показать ту работу, которую мы проводим» Фото: Сергей Елагин

Начальник республиканской ГИБДД обратил внимание СМИ на снижение числа погибших и пострадавших от ДТП в сентябре-октябре 2016 года в сравнении с тем же периодом прошлого года. Именно на эти месяцы пришлась активная стадия его работы после августовского вхождения в должность. Несмотря на то, что докладчик провел невидимую черту между периодом работы своего предшественника и первыми 100 днями в новой должности, имя Рифката Минниханова в зале ни разу не прозвучало. Габдурахманов отвечал за себя — и точка.

«Естественно, в каких-то ДТП есть и наши недоработки, мы с себя ответственность не снимаем, — признал он. — Когда читаешь СМИ, которые публикуются, причем не просто так, а на основании Росстата, честно говоря, очень хочется показать ту работу, которую мы проводим».

КАК ЛЕНАР ГАБДУРАХМАНОВ БУДЕТ ВЫПОЛНЯТЬ ДУХ НАКАЗА РУСТАМА МИННИХАНОВА

Габдурахманов прояснил еще один вопрос, который касается «публикации в одной из общественных организаций информации о том, что мы занимаем 53-е место в России по показателю безопасности дорог». По его словам, место в этом рейтинге определяется в зависимости от того, какое число ДТП в регионе произошло по вине ненадлежащего качества улично-дорожной сети.

«Согласно статистике за последние 9 месяцев при каждом втором ДТП были зафиксированы недостатки содержания и обустройства УДС, их доля составила 51 процент, — представил данные по Татарстану докладчик. — Притом в указанных 1780 происшествиях погибли 150 человек, еще 2268 получили ранения. Причины столь значительного увеличения данного показателя — изменение критериев оценки данного фактора». Сказано это было с болью в голосе за Татарстан и как невысказанный упрек в адрес других регионов, где гораздо реже выявляются нарушения в улично-дорожной сети. Как будто в Башкортостане, Самаре и Нижегородской области везде нанесена идеальная разметка, отсутствуют ямы на дорогах, а в опасных местах встречные полосы для движения разделены отбойниками...

Согласно статистике за последние 9 месяцев при каждом втором ДТП были зафиксированы недостатки содержания и обустройства УДС Согласно статистике за последние 9 месяцев при каждом втором ДТП были зафиксированы недостатки содержания и обустройства УДС / Фото: «БИЗНЕС Online»

Помимо дорожных ям, из-за которых у автомобилей отрываются колеса с печальными последствиями, есть и другие проблемы, провоцирующие ДТП. «Если сотрудники ГИБДД приезжают к месту ДТП и видят, что сбили пешехода, но помимо того, что он был без светоотражающего элемента в темное время, там нет освещения или должной разметки, выдается предписание дорожному подрядчику», — пояснил Габдурахманов. По словам главного гаишника, федеральные трассы Татарстана обслуживают 7 главных дорожных подрядчиков, включая «Татавтодор» и «Татнефтедор».

«У каждого сотрудника ГИБДД есть выбор: либо писать эти недостатки, либо не писать. Указание жесткое — писать! — объяснил Габдурахманов. — В минувшее воскресенье произошло четыре ДТП, которые унесли жизни пяти человек, предпочитающих летнюю резину в межсезонье. И практически в каждом из этих ДТП сотрудник ГИБДД выписал предписание в адрес дорожных организаций, должностные лица будут привлечены к ответственности. В некоторых ДТП, если бы зимняя скользкость была удалена, возможно, этого бы не случилось».

В ответ на вопрос «БИНЕС Online» Габдурахманов уточнил: в этом году подрядчики получили 2691 предписание по устранению недостатков дорог. А после того, как 417 из них в течение месяца не были исполнены, в довесок к ним пришли штрафы в соответствии со ст. 19.5.1 КОаП РФ («Невыполнение в срок законного предписания). Законодательство позволяет взыскать с нарушителей невнушительные штрафы: до 500 рублей для физлиц, с должностных лиц — до 2 тыс. рублей, с юрлиц — до 20 тыс. рублей. Чуть более ощутимый удар по нарушителям позволяет нанести ст. 12.34 КОаП РФ («Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог»). Наказание для юрлиц представляет собой штраф в 300 тыс. рублей. «Всего по фактам нарушения нормативов и стандартов содержания и обустройства дорог возбуждено 9236 административных дел, — подчеркнул Габдурахманов. — Но наша основная цель — профилактика. Приехать до происшествия, найти изъян, который может послужить причиной ДТП, и обратить на него внимание».

Отметим, линия на «выравнивание» качества дорог в Татарстане берет свое начало на самом верху. Важность этой проблемы такова, что президент РТ Рустам Минниханов уделил дорожным проблемам часть своего послания Госсовету РТ в сентябре этого года. Он призвал минтранс РТ усиливать мониторинг качества сырья для дорожного строительства, внедрять новые стандарты строительства в том числе для увеличения межремонтных сроков службы.

«МНЕ БЫ НЕ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ КАК РАНЬШЕ У НАС БЫЛО...»

Отдельно главный гаишник остановился на том, как будут использоваться ручные радары, которые были возвращены на дороги из-за роста аварийности по решению министра МВД по РТ Артема Хохорина.

«Мне бы не хотелось, чтобы как раньше у нас было, — начал Габдурахманов и тут же поправился. — Не то, чтобы раньше у нас так было, как показывают в сюжетах: стоит в кустах инспектор, потом выскакивает с радаром и оформляет нарушение».

По согласованию с Хохориным, радары будут использоваться в трех случаях: в местах концентрации ДТП, во время проведения сплошных проверок по тем нарушениям, которые вызвали в районе наибольший рост ДТП, и для регулирования скоростей передвижения большегрузов и автобусов. Последний пункт Габдурахманов растолковал. Как оказалось, устанавливаемые на трассах камеры фиксации нарушений ПДД фиксируют превышение скорости более 110 км/ч. А значит, не могут улавливать нарушения грузового транспорта и автобусов, для которых установлено ограничение скорости в 70 км/ч. «Если большегрузы попадают в ДТП со скоростью даже в 90 км/ч, они характеризуются большой тяжестью, поэтому данные приборы будут использоваться», — объяснил необходимость ручных радаров Габдурахманов.

В заключение начальник республиканской ГИБДД предупредил, что начиная с 3 ноября синоптики обещают метель и гололедицу, а Татарстан окажется в зоне действия циклона. «Хочу предупредить водителей: будьте особо осторожными и без надобности не выезжайте. Как показало воскресенье, 5 погибших — это очень много», — сказал он, закрывая пресс-конференцию. Что ж, сегодня традицию личной пропаганды соблюдения ПДД, которую возвел на столь высокий уровень Рифкат Минниханов, поддержал новый шеф ГИБДД. Остается пожелать, чтобы подобные встречи с прессой стали не исключением, а правилом.