Повышенный интерес покупателей к премиальным авто к осени заметно увял Повышенный интерес покупателей к премиальным авто к осени заметно увял

РАЗРЫВ ЦЕН У КРОССОВЕРОВ BMW РАСТЕТ, А «ТРОЙКА» РЕАЛЬНО ДЕШЕВЕЕТ

Повышенный интерес покупателей к премиальным авто к осени заметно увял. Как сообщает агентство «Автостат», количество новых зарегистрированных легковушек класса люкс в Татарстане по итогам трех кварталов снизилось на 4%, или 108 авто, до 2572 машин. Широким фронтом — по всем ценовым категориям — рынок и вовсе просел на 10,7%, но подробнее об этом мы расскажем во второй части нашего обзора.

Пока же разберемся, что происходило в премиальной «корзине». Напомним, в январе-сентябре 2015-го она похудела сразу на 31%, однако с началом текущего года дела у торговцев престижными иномарками пошли на поправку. В первом полугодии продажи люксовых авто росли, позволяя дилерам надеяться: пресловутое дно если и не достигнуто, то где-то совсем рядом. За январь-март сегмент вырос на 11,2%, но по итогам 6 месяцев сбавил темп до 6,5%, и, как мы видим сейчас, это были только цветочки.

Впрочем, персональные достижения брендов в борьбе за кошельки богатых сограждан традиционно расходятся. Чемпион люксового сегмента BMW заработал в Татарстане 5 дополнительных голосов, увеличив число регистраций до 775 единиц. Хотя в целом по России, по данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи BMW в январе-сентябре снизились на 2%, или до 20641 машины. В этом смысле Казань оказалась ближе к прочим регионам страны, чем к татарстанским городам и весям: в столице РТ «бело-синие» недосчитались 22 регистраций, которые уменьшились до 420 авто.

Самой востребованной моделью баварских автомастеров оказался кроссовер X5 (174 автомобиля), пусть и растерявший 59 голосов. Уточним, что октябрьский ценник от 3,7 млн. рублей за версию 25d с июля остался неизменным. Похоже, что, несмотря на сравнительно доступную цену, факторы насыщения рынка данной моделью и выхода новинок от ближайших конкурентов сделали свое дело. Простое сравнение третьих кварталов показывает, что спрос на кроссовер в Татарстане за год сократился в 2,1 раза до 46 авто. При этом продажи среднего брата из Х-линейки, модель Х3, упали на 45 авто до 102 единиц.

Так что в символический плюс BMW вышел лишь за счет 23-кратно выросшего спроса на среднеразмерный купейный кроссовер X4. И если быть совсем точным, то мы наблюдаем постоянное усиление покупательского интереса к модели: по итогам первого квартала регистрации Х4 выросли в 16 раз до 48 авто, а по итогом полугодия — в 19 раз до 93 машин.

Таким образом, реальность продолжает подтверждать прогнозы экспертов TopGear, которые заранее обрекли новое поколение X4 на успех. Неудивительно, что минимальная цена кроссовера за квартал подскочила на 200 тыс. рублей до 2,9 млн. рублей за версию 20i. Для сравнения: классический вариант Х3 «на старте» подрос на 100 тыс. до 2,3 млн. рублей. Правда, зачеркнутый ценник у дилеров 2,45 млн. рублей намекает, что покупатель может сэкономить 150 тыс. рублей, но мы-то в июле фиксировали цену за авто 2016 года выпуска на уровне 2,2 млн. рублей. Остальное же — уловки маркетологов от лукавого.

Чемпион люксового сегмента BMW заработал в Татарстане 5 дополнительных голосов, увеличив число регистраций до 775 единиц

Тем не менее переплата за купейную версию X4 составляет уже 600 тыс. рублей, но зажиточную татарстанскую публику, желающую приобрести новинку, данный «пустячок» не останавливает. Хотя на эту «сдачу» можно приобрести LADA Vesta в комплектации Comfort, но красиво жить не запретишь.

Перейдем к седанам и хетчбэкам. Спрос на «бэху копейку» носит чисто символический характер (прирост на 3 авто до 5 единиц), причем у дилеров вместо цены стоит метка «под заказ». Такова плата за отсутствие локализации, а отсюда, видимо, и неконкурентной цены — за те же деньги можно купить больше и лучше от того же BMW, пусть и российской сборки.

А вот локализованная 3-Series продемонстрировала прирост продаж на 34 единицы до 123 авто. Председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев связывает успехи X4 и Series 3 с агрессивной ценовой политикой. «При этом Х4 еще достаточно новая модель на рынке, конкурентов у нее не так много», — добавляет он. Стартовый ценник за версию 318i выпуска 2016 года действительно снизился за третий квартал на 100 тыс. рублей до 1,5 млн. рублей. Так что сравнительно доступная цена баварской «тройки» могла привлечь покупателей из ближайших ценовых сегментов. Жертвами могли стать те же Toyota Camry, Nissan Teana, Mazda 6, стоимость которых как раз подобралась к отметке 1,3 - 1,4 млн. рублей. Мы уже не говорим о прямых конкурентах «бело-синих» в лице Audi A4 и Mercedes CLA-Class (собственно, CLA и С-Class как раз оказались аутсайдерами у Mercedes, но об этом речь пойдет ниже).

==table1357==

Что касается представительских седанов, то автомобиль 7-Series BMW растерял треть голосов до 20 зарегистрированных машин. При этом цены на «семерку» держатся на уровне 4,84 млн. рублей за 730i (задний привод) и 6,05 млн. рублей за G12 740ixDrive (полный привод).

И еще один любопытный факт: кто-то из республиканских поклонников баварского бренда в третьем квартале приобрел модель i8. Как утверждает компания, это «первый спортивный автомобиль с показателями расхода топлива и токсичности выхлопа на уровне компактного легкового авто». Спорить с этим утверждением сложно: по официальным данным, разгон у i8 до сотни происходит за 4,4 секунды при среднем расходе топлива в смешанном цикле 2,1 литра. И все же скромный аппетит мотора вряд ли сыграл решающую роль для покупателя, ведь расход топлива не должен сильно волновать того, кто готов выложить за недетскую игрушку от 10,04 млн. рублей. Куда важнее удачный футуристичный дизайн этого гибридного спорткара, который ставит его в один визуальный ряд с Lamborghini и McLaren, обеспечивая хозяину завистливые взгляды менее состоятельных автовладельцев.

СЕДАНЫ MERCEDES УСТУПИЛИ «ЛЫЖНЮ» ПОЛНОРАЗМЕРНЫМ ВНЕДОРОЖНИКАМ

Тем временем основной соперник баварцев — Mercedes — потерял в Татарстане 55 голосов до 521 нового авто по итогам января-сентября. Уточним, что уход в минус штутгартской иномарке обеспечила Казань, где число регистраций снизилось на 83 единицы до 307 авто. Такая динамика оказалась почти вдвое хуже общероссийских показателей: по данным АЕБ, в целом по стране Mercedes потерял 12% продаж, которые составили 28418 автомобилей.

Главный аутсайдер по абсолютному падению местного спроса у «трехлучевых» — компактный кроссовер GLA-Class. Несмотря на высокие оценки безопасности модели, ее ценник от 2,1 млн. рублей за версию GLA 200, видимо, не слишком прельстил покупателей (напомним, тот же BMW предлагает уже среднеразмерный кроссовер Х3 от 2,3 млн. рублей).

Мягко говоря, не задались дела у Mercedes и в сегменте седанов. Сильнее всего упала популярность E-Class со стартовой ценой от 3 млн. рублей. Для сравнения: BMW 5-й серии предлагают от 2 млн. рублей за версию 520d, Audi 6 — от 2,3 млн. рублей за версию 1,8 TFSI S-tronic. Более трети голосов до 37 авто потерял и более скромный С-Class стоимостью от 2,1 млн. рублей за версию C 180 (для сравнения: «тройка» BMW — от 1,5 млн. рублей за версию 318i, «четверка» от Audi — от 1,92 за версию 1,4 TFSI S-tronic). Аналогично 21 голоса недосчитался и CLA-Class (от 2,18 млн. рублей за CLA 200).

Первое место по продажам Mercedes, оттеснив более крупных братьев, занял бестселлер марки — обновленный среднеразмерный кроссовер GLC-Class (от 2,85 млн. рублей за GLC 250 4Matic) Первое место по продажам в линейке Mercedes, оттеснив более крупных братьев, занял бестселлер марки — обновленный среднеразмерный кроссовер GLC-Class (от 2,85 млн. рублей за GLC 250 4Matic)

Спрос на представительские седаны S-Class просел на 44% до 19 авто, хотя здесь ценники в сравнении с июлем не изменились — от 5,94 млн. рублей за S 400 L и от 7,28 млн. рублей за S 500 e L. Слегка подсластил горькую пилюлю штутгартцам возникший спрос на более дорогую купейную версию S-Class-Coupe (от 6,9 млн. за S 400 и 8,4 млн. рублей за S 500) — на учет в Татарстане поставлено 5 таких машин за 9 месяцев текущего года, причем 2 из них — в третьем квартале.

Выбор поклонников Mercedes был сделан в пользу средне- и полноразмерных кроссоверов, которые заметно поправили общую картину. Так первое место по продажам, оттеснив более крупных братьев, занял бестселлер марки — обновленный среднеразмерный кроссовер GLC-Class (от 2,85 млн. рублей за GLC 250 4Matic) прибавил 18 авто до 94 единиц. Наиболее удачным для модели оказался как раз третий квартал, в течение которого татарстанцы приобрели 33 таких авто, хотя в прошлом году те же три месяца для данной модели оказались самыми слабыми (22 машины).

На второе место по популярности, если сравнивать с итогами полугодия, отступил полноразмерный внедорожник GLE-Class (от 3,73 млн. рублей за GLE 250 d 4Matic и от 4,27 млн. рублей за GLE 400 4Matic). Однако и он показал неплохую динамику: спрос на модель подрос на 19 голосов до 87 авто относительно 9 месяцев прошлого года.

Не может не радовать дилеров и хороший спрос на купейную версию внедорожника GLE-ClassCoupe, проданную в количестве 56 экземпляров. Это особенно ценно для продавцов тем, что ценник модели начинается от 4,99 млн. рублей за версию GLE 400 4Matic, так что разница с классической версией составляет 720 тыс. рублей.

==table1358==

КАЗАНЦЫ ПЕРЕКЛЮЧИЛИСЬ НА AUDI, СПРОС ПОДОГРЕЛ ОБНОВЛЕННЫЙ Q7

Оставшийся участник «большой немецкой тройки» в Татарстане смог выйти в ноль, сохранив прошлогодние 434 голоса. Причем в Казани, где его земляки-конкуренты несли основные потери, Audi увеличил продажи на 5% до 275 единиц. В общероссийском масштабе для бренда все сложилось куда хуже — он недосчитался 15% продаж, которые сократились до 16082 автомобилей. Так что казанские поклонники марки отличились в лучшую сторону как на республиканском, так и на федеральном фоне. Благодаря им Audi вернулся в тройку призеров, потеснив японский Lexus.

Самым востребованным изделием мастеров из Ингольштадта в Татарстане остается компактный кроссовер Q3 (88 авто), хотя он и недосчитался 6 голосов. При этом модель потеряла 5 голосов как раз в Казани, но в целом ситуация для нее складывается куда лучше, чем для таких конкурентов, как BMW X1 (от 2,15 млн. рублей за xDrive 18d, минус 19 авто до 24 единиц) и упомянутый выше Mercedes GLA-Class. Добавим, что «четырехкольцевые» не стесняются «подвинуться» по цене, которая снизилась на 100 тыс. рублей до 1,8 млн. рублей за версию 2.0 TFSi S-Tronic Quattro.

Как и у Mercedes, серьезно пострадал спрос на седаны. Так, Audi 6 (55 авто) недосчитался 14 регистраций новых авто, из них 5 — в Казани. Но и подвижки по цене здесь оказались весьма существенными: на 22 октября ценник «шестерки» стартовал от 2,3 млн. рублей за версию 1,8 TFSi S-Tronic — на 250 тыс. меньше, чем в июле.

В Казани Audi увеличил продажи на 5% до 275 единиц, хотя в общероссийском масштабе для бренда все сложилось куда хуже — он недосчитался 15% продаж В Казани Audi увеличил продажи на 5% до 275 единиц, хотя в общероссийском масштабе для бренда все сложилось куда хуже — он недосчитался 15% продаж

Что касается других моделей, то продажи Audi 4 сократились на 10 единиц до 42 авто. Мы не фиксировали ценник в июле, но в октябре версия 1,4 TFSi S-Tronic предлагалась от 1,67 млн. рублей — на 170 тыс. рублей дороже, чем самая доступная «тройка» от BMW.

Наконец, представительские седаны Audi A8 (от 5,75 млн. рублей за 3.0 TFSi Quattro Tiptronic) практически вдвое сократили приток новобранцев — 8 авто против 15 годом ранее. Уточним, что основной спрос на эту модель традиционно обеспечивает Казань. На сей раз столица РТ собрала весь урожай A8, но и здесь продажи сократились на 5 единиц.

Компенсировать просадку по другим моделям бренду помог обновленный полноразмерный кроссовер Q7, спрос на который вырос в 2,2 раза до 82 машин (при этом 28 из 45 добавленных голосов пришлись на Казань). Цены на эту рабочую лошадку Audi вполне конкурентные — от 3,5 млн. рублей за версию 2.0 АКПП и от 3,8 млн. рублей за версию 3.0 TDi tiptronic Quattro. А ведь изначально ряд факторов вроде бы играл против модели: в частности, ее выход в свет сильно затянулся, и в продажу она поступила не в 2014 году, как планировалось, а только в середине 2015-го — в самый пик кризиса на российском авторынке. «Также на то, что продажи Audi Q7 сначала были довольно вялыми, повлияло и то, что цены производителем несколько раз пересматривались. В результате продажи начались по ценам значительно выше, чем планировалось изначально.

==table1359==

Но в 2016 году представительство Audi установило достаточно конкурентоспособные цены на Audi Q7, при этом обеспечив достаточные квоты на Россию. Автомобиль же за это время зарекомендовал себя хорошо и в плане надежности. Также производитель изменил и гарантийную политику: вместо 2-летней гарантии на автомобиль с этого года предоставляется 4-летняя гарантия», — отмечает Зубарев.

На втором месте по абсолютному приросту «поголовья» у Audi оказалась самая доступная модель А1 — плюс 7 авто до 11 единиц. Цены на хетчбэк начинаются от 1,24 млн. рублей за SB Attraction 1,4 TFSi на 6-ступенчатой механике и от 1,31 млн. рублей с трансмиссией S-tronic.

Часть спроса с седанов ушла на более элегантную купейную версию Audi A5, добравшую 3 голоса до 14 единиц. Новинка предлагается по цене от 2,08 млн. рублей за вариант 1.8 TFSi на 6-ступенчатой механике и от 2,15 млн. рублей с трансмиссией multitronic.

ПРАЗДНИК НА УЛИЦЕ LEXUS, ОЧЕРЕДНОЙ ПРОВАЛ LAND ROVER

Хотя в сравнении с полугодием Lexus замедлил свой бег на 12 п. п., прибавка 21% до 427 авто — завидный показатель для всего сегмента. В Казани люксовое подразделение Toyota добрало 16% до 224 авто, перекрыв федеральный показатель — по РФ продажи «японца» увеличились на 14% до 11087 авто.

Лидер по популярности в модельном ряду Lexus — среднеразмерный кроссовер NX. Спрос на него вырос на четверть до 168 единиц — это 60% от всего спроса на марку в РТ. Мы неоднократно отмечали, что сверхпопулярная новинка NX толкала к новым высотам общий спрос на Lexus в течение всего прошлого года и в первом полугодии текущего. «Такого успеха удалось достичь благодаря сочетанию смелого дизайна, инновационных технологий и традиционного имиджа высокого качества Lexus. Немаловажный фактор — ценовое позиционирование, которое было выбрано очень удачно. Также на рост популярности модели повлиял широкий выбор двигателей и комплектаций: от 2-литрового бензинового мотора до 3-литрового гибридного двигателя», — говорит Зубарев.

==table1360==

Напомним, что в сравнении первых кварталов средний ценник модели вырос сразу на 24% до 2,65 млн. рублей. Однако, судя по данным сайта ТТС, по состоянию на 22 октября цена за входной билет в клуб ее заводчиков стартует от 2,16 млн. рублей за версию NX 200 Standard. За следующую комплектацию NX 200 Progressive просят 2,34 млн. рублей — на 60 тыс. рублей меньше, чем в июле.

Другим локомотивом в семействе Lexus стал старший внедорожный брат LX, спрос на который вырос в 3 раза до 78 авто. Подчеркнем, что цена у этого роскошного авто отнюдь не демократична и в первом полугодии подросла относительно первого квартала на 300 тыс. до 5,3 млн. рублей. Сейчас в том же ТТС за версию LX 450 DN2 (Executive1) просят 6,2 млн. рублей — без изменений к июлю. По всей видимости, свою роль здесь сыграл фактор обновления модели.

При охлаждении спроса на немецкие седаны модель ES от Lexus добрала 7 новых регистраций до 25 авто. Напомним, что данная модель прошла рестайлинг, к тому же у нее появился новый базовый мотор. Что касается цены, если в прошлом году она стартовала от 1,85 млн. рублей за версию ES 200Comfort, то в нынешнем выросла до 2,05 млн. рублей. У ТТС в наличии есть авто в такой комплектации, которое предлагается за 2,17 млн. рублей.

На фоне успехов Lexus контрастно смотрится очередной провал аутсайдера текущего года Land Rover, продажи которого просели на 69 единиц до 127 авто (в Казани — минус 44 единицы до 78 авто). По РФ «британец» «отминусовал» 21% до 6785 реализованных новых машин.

Под давлением оказался спрос на все модели, будь это топовый Range Rover (от 6,35 млн. рублей за комплектацию 3.0L TDV6 HSE — TL3 либо от 10,5 млн. рублей за комплектацию SV Autobiography) или более скромный Discovery (от 4 млн. рублей за TDV6 3.0 155kW). По всей видимости, россиян и татарстанцев в частности не впечатлили последние новации от автомастеров с Туманного Альбиона.

==table1361==

Более глубокий спад спроса на модель Discovery — минус 40 голосов до 18 единиц — напротив, можно объяснить ожиданием выхода внедорожника 5-го поколения. Его продажи стартуют весной 2017 года, так что появления модели в России можно ждать к лету. Цена базовой комплектации в Великобритании — 43,5 тыс. фунтов стерлингов (3,35 млн. рублей по курсу ЦБ на 1 ноября), версия HSE стартует от 57 тыс. фунтов (4,39 млн. рублей).

В плюсе из линейки Land Rover только модель Discovery Sport, которая пришла на смену самому доступному кроссоверу Freelander. Теперь нижний порог цен обозначен именно этой моделью — от 2,6 млн. рублей за комплектацию Pure, от 3,19 млн. рублей за комплектацию HSE.

 Porsche потерял 3 голоса до 108 единиц.  Сильнее спрос просел в столице Татарстана — на 12 единиц до 76 авто Porsche потерял 3 голоса до 108 единиц. Сильнее спрос просел в столице Татарстана — на 12 единиц до 76 авто

СУПЕРКАР ОТ BENTLEY: 600 «ЛОШАДЕЙ», СОТНЯ ЗА 4,1 СЕКУНДЫ

Несколько слов о любимце казанского бомонда Porsche, который потерял 3 голоса до 108 единиц. Сильнее спрос просел как раз в столице Татарстана — на 12 единиц до 76 авто. Впрочем, бренд не слишком далеко отошел от исторических максимумов республиканских продаж по итогам трех кварталов. Рекордным остается спрос в январе-сентябре 2013 года с уровнем 119 авто. Самой востребованной моделью остается, конечно, полноразмерный кроссовер Cayenne (от 4,8 млн. рублей, у ТТС самый доступный в наличии — Cayenne Diesel 3.0 AT от 5,5 млн. рублей), который добрал еще 2 регистрации до 75 поставленных на учет машин.

==table1362==

Тем временем именно в Казани припарковались все три купленных спортивных авто 911 Carrera (от 6,2 млн. рублей на механике и 6,47 млн. рублей с трансмиссией Doppelkupplung).

При провале родственного бренда Land Rover немногочисленный отряд ценителей Jaguar вырос сразу на 40% — с 15 до 21 владельца (14 из них — казанцы). В масштабах страны продажи бренда вообще взлетели на 77% до 1324 авто. Причина столь бурного роста — выход на рынок новинки F-Pace. Цена первого кроссовера с кошачьим оскалом на решетке радиатора стартует от 3,3 млн. рублей за комплектацию Pure и 3,55 млн. рублей за комплектацию Prestige. При этом самая доступная версия в наличии у ТТС — 2.0 i4D Prestige от 3,8 млн. рублей.

Впрочем, пополнить свою линейку подобным образом решил не только Jaguar, и этот дебют успели оценить в Татарстане. В Казани в третьем квартале на учет был поставлен Bentley Bentayga — не только первый кроссовер в истории «крылатой» марки, но и самый дорогой люксовый кроссовер на российском рынке. Цены на Bentayga (название происходит вовсе не от тайги, а от скал Бентайга на острове Гран-Канария Канарского архипелага) только начинаются от 16 млн. рублей.

600-сильное чудо техники при желании разгонит счастливого владельца до сотни всего за 4,1 секунды — динамика идентична одному из главных конкурентов Porsche Caynne Turbo S (от 11,9 млн. рублей). Но Bentayga может развить «максималку» в 301 км/ч против 284 км/ч у того же Turbo S, что делает его практически суперкаром, участником Club 300. Впрочем, так разогнаться на наших дорогах общего пользования будет проблематично. Другое дело — статус владельца если не первого, то одного из первых уникальных авто в РФ. Недаром автор одного из обзоров модели пишет: «В городском потоке автомобилей все уважают кроссовер Bentley Bentayga, никто не пытается бибикать сзади».

==table1363==

«ОЖИДАЕМ, ЧТО ЭТОТ ГОД С НАИЛУЧШИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗАКОНЧИТ JAGUAR»

Эксперты поделились с «БИЗНЕС Online» своим видением ситуации на российском и татарстанском рынках премиальных авто.

Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис» (ТТС):

— По РФ действительно есть падение премиального сегмента: BMW — минус 2 процента, Audi — минус 15 процентов, Mercedes — минус 12 процентов. У нас же в целом динамика положительная. Audi, BMW, Lexus и Jaguar показывают уверенный рост, что подтверждают цифры. За 9 месяцев 2015 года нашими автосалонами было реализовано 654 автомобиля бренда Audi, а за аналогичный период этого года — уже 750 автомобилей, или плюс 15 процентов. Если рассматривать BMW, наша динамика — плюс 16 процентов. У Lexus рост — 28 процентов, тогда как по РФ — всего 14 процентов. Но самый сильный скачок показал Jaguar. Этот бренд увеличил свои показатели с 21 автомобиля до 40 за счет появления в модельном ряду нового кроссовера Jaguar F-Pace. Так что ситуация в стране неоднородная. Причина, думаю, в том, что наши регионы присутствия (в первую очередь Татарстан, Башкортостан) в экономическом плане чувствуют себя немного лучше других регионов РФ.

Если говорить о люксовых брендах, мы ожидаем, что этот год с наилучшими показателями закончит Jaguar. Рост проданных автомобилей по сравнению с прошлым годом самый значительный. Как уже говорилось ранее, за счет нового кроссовера, который рынок встретил очень положительно. Вторым по динамике будет Lexus со своим полностью обновленным модельным рядом. Из «большой немецкой тройки» лучшую динамику к прошлому году показывает BMW. Думаю, они и останутся в лидерах по динамике из немецких премиум-брендов.

«ИЗ ПРЕМИАЛЬНЫХ БРЕНДОВ ХОРОШО СЕБЯ ЧУВСТВУЕТ И РАСТЕТ LEXUS»

Владимир Моженков — вице-президент ассоциации «Российские автодилеры»:

— По большому счету из премиальных брендов хорошо себя чувствует и растет Lexus, если брать к прошлому году. Если брать в абсолютных цифрах, то тут лидер — Mercedes. Один в относительных цифрах — в доле рынка он растет за счет новой линейки автомобилей, а Mercedes по рынку падает, но в абсолютных цифрах он лидер по рынку. Политика у него достойная, потому что тоже прилично обновился модельный ряд.

Но надо смотреть, какая база... Так и Alfa Romeo плюс показывает, еще какие-то интересные, якобы люксовые бренды. Но база там почти нулевая, поэтому такие спонтанные падения и рост не определяют тенденций рынка.

==table1364==
==table1365==