«ПЕЧАТНЫЕ СМИ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ ВЕКАМИ»

Сегодня в Казани генеральный директор АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин и директор УФПС «Татарстан почтасы» — филиала ФГУП «Почта России» Регина Кузнецова рассказали журналистам о ходе подписной кампании на первое полугодие 2017 года в республике. Интересно, что в текущей кампании АО пошло на опережение и само отчиталось о предварительных результатах — отличных, как они говорят. А в прошлую кампанию информация о ходе подписки просочилась с совещания у президента РТ Рустама Минниханова и была совсем не радужной: в начале июня министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов послал сигнал SOS главам районов — подписка на республиканские СМИ обвалилась на 43%. Впрочем, по итогам кампании было доложено даже о символическом росте тиражей — на 0,7%. Не последнюю роль сыграла принципиальная позиция властей республики — глава аппарата президента РТ Асгат Сафаров на заседании президиума ассоциации совета муниципальных образований РТ призвал участников «держать подписку на уровне». «Я вас попрошу, посмотрите у себя... Без административного ресурса нам не обойтись», — сказал он.

В этот раз дела еще лучше, как говорят официальные лица. «Печатные СМИ должны жить веками. Подписные тиражи печатных средств массовой информации в Татарстане растут, — сообщила сегодня Кузнецова. — Совокупный тираж печатных средств массовой информации по итогам первого полугодия 2015 года составил 1 миллион 300 тысяч экземпляров, по итогам первого полугодия 2016 года — 1 миллион 307 тысяч. В первом полугодии 2017 года мы планируем выйти на цифру в 1 миллион 320 тысяч». По словам директора почты, подписка ни в коем случае не падает, а только растет. «Татарстан сегодня самый читающий регион страны. Доля печатных СМИ по республике составляет 339 экземпляров на 1 тысячу человек, а по стране — 129 экземпляров», — сказала она.

Согласно данным Кузнецовой, тиражи «Татмедиа» составляют почти 13% — существенный процент в общем количестве. На сегодня перевыполняется и план: по республиканским изданиям — 123% выполнения, по районным — 105%, по изданиям «Татмедиа» — 108%. «Думаю, все планы выполним», — надеется директор «Татарстан почтасы». При этом Кузьмин отметил, что 108% — «на сегодня цифра неплохая, но есть к чему стремиться».

«В прошлом году нам предрекали падение чуть ли не в 30 - 40 процентов. Падение было, но небольшое. В 2017 году мы рассчитываем удержаться на уровне 2016 года. Но поймите, что везде есть тенденция по падению подписных тиражей — люди меньше начинают читать печатные издания. Это мировая и российская тенденция. Аналитики дают оценку в 70 процентов по падению печатных тиражей и продажам, — сказал гендиректор медиахолдинга. — Розница у нас тоже растет, но пока остается системной головной болью. За рубежом СМИ не платят торговым сетям, чтобы „зайти“ в них, а у нас платят. Если бы пресса была приравнена к социальной продукции, каковой она является, нам было бы значительно легче доходить до читателя».

Других цифр и конкретной информации по подписке журналистам не предоставили. В начале июля, как писал «БИЗНЕС Online», подписка на федеральные СМИ (второе полугодие 2016 года) просела сильнее, чем на республиканские. Какова ситуация в этот раз, видимо, удастся проанализировать лишь в начале января 2017-го.

Регина Кузнецова: «Татарстан сегодня — самый читающий регион страны. Доля печатных СМИ по республике составляет 339 экземпляров на 1 тысячу человек, а по стране — 129 экземпляров» Регина Кузнецова: «Татарстан сегодня самый читающий регион страны. Доля печатных СМИ по республике составляет 339 экземпляров на 1 тысячу человек, а по стране — 129 экземпляров»

Кузьмин рассказал, какие меры предпринимаются, чтобы план был выполнен. Напомним, в прошлом полугодии гендиректор «Татмедиа» запустил флешмоб #подпишиблизких — республиканские крупные чиновники подписывали своих родственников на печатные издания и отчитывались об этом в соцсетях. На этот раз акция продолжится. По словам шефа «Татмедиа», она особенно хорошо зарекомендовала себя в районах. Кроме того, традиционно объявлен конкурс для почтальонов, и для подписчиков, подписавшихся на несколько изданий. Также подготовлены другие акции. С этой субботы в агропарке и в торговом центре «Кольцо» будут работать выездные редакции радиостанций «БИМ-Радио» и «Татар радиосы» — на месте можно будет подписаться на СМИ и передать приветы в эфире станций. Наконец, сегодня запускается большой благотворительный проект. «Это проект „Подари подписку-2017“. Акция „Подпиши близких“ показала, что многие уходят в благотворительность и подписывают тех, кто не может себе это позволить. Мы решили расширить ее и проводим акцию к Новому году, когда подписку можно преподнести в виде подарка», — рассказал Кузьмин.

Сегодня Андрей Кузьмин запустил проект «Подари подписку» Сегодня Андрей Кузьмин запустил проект «Подари подписку»

ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕЧАТНЫХ РЕСУРСОВ: СЛИЯНИЕ ФИЛИАЛОВ, ЖУРНАЛИСТЫ-МНОГОСТАНОЧНИКИ И ГАЗЕТЫ-АНАЛИТИКИ

На пресс-конференции Кузьмин также прокомментировал газете «БИЗНЕС Online» информацию об изменениях, происходящих в структуре «Татмедиа».

Месяц назад наша газета писала, что медиахолдинг «Татмедиа» расстался с франшизой делового портала «РБК-Татарстан». С передачей лицензии, которая стоила республике 1 млн. рублей в год, владельцу мужского журнала First Key Рамилю Усманову в холдинге был запущен процесс объединения медиаресурсов холдинга на базе ИА «Татар-информ». На первом этапе в него вошли редакции Intertat, Sntat и печатной газеты «События». При этом слухи о слиянии-сокращении интернет-проектов «Татмедиа» ходили достаточно давно. Первые разговоры пошли с приходом на пост гендиректора «Татмедиа» самого Кузьмина в конце 2015 года.

По информации наших источников, вся печатная и интернет-пресса «Татмедиа» в ходе процесса будет консолидирована на базе «Татар-информа» с районными филиалами («Буинск-информ», «Мамадыш-информ» и т. д.). Однако Кузьмин сегодня пока не подтвердил эту информацию, но рассказал, что идет процесс оптимизации районных СМИ медиахолдинга.

«Там, где было три филиала, например, две газеты и телекомпания, мы объединяем в единое юридическое лицо, и они продолжают работать как СМИ, — объяснил он. — На самом деле этот процесс идет давно. Так у нас работают в Мамадыше, Зеленодольске. Мы объединили Заинск, на очереди — Лениногорск. Эффективно, когда все финансовые, бухгалтерские, юридические, рекламные вещи сосредотачиваются в одном филиале. Раньше было так: русская и татарская редакции — отдельно, газета и телевидение — отдельно, даже в маленьком районе. Это все не ради того, чтобы тупо объединить и из трех бухгалтеров оставить одного. Речь идет об изменении психологии журналиста. Он должен уметь работать и с традиционным печатным текстом, и писать на сайт, и писать в соцсети. Эти умения как раз развиваются в рамках мультимедийных редакций. Сегодня журналист — многостаночник».

При этом Кузьмин, отвечая на вопрос о слухах по слиянию татароязычных журналов, отметил, что ни одно СМИ не будет закрыто. «Все журналы как выходили, так и будут выходить. Есть момент оптимизации именно с точки зрения организации работы. Поэтому официально заявляю, что ни один журнал не будет закрыт», — сказал он.

Отвечая на вопросы, Кузьмин порассуждал о роли и функциях журналиста в современных условиях. «Понятно, что на сегодня газета утратила функцию новостного ресурса. Понятно, что новости мы узнаем из других вещей. И мы сейчас пытаемся донести позицию до руководителей филиалов СМИ „Татмедиа“ в районах, что газета на сегодня — это источник аналитики. Просто освещать уже произошедшие изменения неинтересно. Чтобы привлечь интерес, в газетах должны быть аналитические статьи. Это должен быть источник аналитической, эксклюзивной информации. С этим работаем сейчас с главными редакторами в районах. А для оперативной, новостной информации у них есть сайты. У каждой газеты есть аккаунты в соцсетях».

«ТАТАРСТАН 24» КАК РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕЛЕКАНАЛ

Еще одна тема, по которой республика еще не давала официальной информации (разве что скудные и общеизвестные данные через информагентство «Татар-информ»), — работа нового республиканского частно-государственного телеканала «Татарстан 24». «БИЗНЕС Online» рассказывал о его концепции, творческой составляющей, структуре, собранной по частям из телеканалов «Эфир 24» и KZN. Как уточнил сегодня Кузьмин, объем финансирования «Татарстан 24» не увеличился и остался в рамках финансирования, которое предусматривалось для телеканала KZN.

«Работой телеканала доволен, все идет по плану, он развивается. В кабель мы везде „зашли“, эфирная лицензия получена, — отчитался Кузьмин. — Наращиваются рекламные бюджеты, творческая составляющая. За последний месяц у нас прошло более 200 сюжетов из региональных станций. Мы начинаем приучать наших партнеров в Лениногорске, Нижнекамске, Мамадыше отправлять свои сюжеты. То есть „Татарстан 24“ становится настоящим региональным телеканалом».

По его словам, при соблюдении определенных лицензионных условий «Татарстан 24», как и предполагал «БИЗНЕС Online», будет подложкой для районных станций. Кстати, несмотря на то что в Казани телеканал будет работать только на русском языке, гендиректор холдинга отметил, что в районах вещание на татарском языке сохранится.

ЧЕЛНИНСКАЯ «ВЕЧЕРКА» ОТОЗВАЛА ПОДПИСКУ И ПЕРЕШЛА К БЕСПЛАТНОМУ ФОРМАТУ

На этом радостном фоне роста подписки у «татмедийных» СМИ частники демонстрируют несколько иные тенденции. К примеру, сегодня стало известно, что газета «Вечерние Челны» подписку сворачивает. И более того, не будет продавать газету. Все это анонсируется в интервью с главным редактором Юлианой Натаркиной. Платная версия закрывается с января 2017 года.

«Это было непросто, и мы долго к этому шли. Ведь речь идет о репутации издания. Всегда считалось, что платной газете можно доверять. К бесплатным же люди относятся как к классифайдерам — сборнику рекламных объявлений. Мы решили поменять эту ситуацию: газета „Вечерние Челны“ останется в прежнем формате с серьезным контентом, но бесплатной. Тиражи у нас значительно вырастут, и газета станет гораздо доступнее для людей. Мы частная газета, за нами не только читатель, но и рекламодатель. Соответственно, мы рассчитываем и на коммерческий эффект», — считает главный редактор.

Как утверждает Натаркина, подписка сохранится, но сама газета будет стоить ноль рублей, а платить подписчики будут только за услуги почты. Те же, кто привык покупать издание, смогут получать его бесплатно в привычных пунктах продаж прессы.

Отметим, что «Вечерка» была единственной газетой медиахолдинга «Единство» Рамиля Галеева, распространявшейся по подписке. И теперь она будет конкурировать с другим бесплатным изданием этого же холдинга — газетой «Единство». Ранее медиахолдинг уже закрыл журнал «Дочки-сыночки», газету объявлений «Из рук в руки» и бизнес-издание «Олигарх». Впрочем, в отличие от формата «Единства» (а также казанского «Ва-банка» и «Города»), «Вечерка» не будет распространяться по ящикам или лежать на стойках. Главную ставку в газете делают на промоутеров, через которых и будут передавать газету читателям.

Стоит отметить, что подобный рискованный выбор пришлось сделать как раз в 20-летний юбилей этого городского издания. Судя по информации собственных источников «БИЗНЕС Online», решение это созрело не столь давно, так как «Вечерка» всего около полумесяца назад отозвала подписку на следующее полугодие. Видимо, в газете все же надеялись до последнего на успех подписной кампании. К слову, на текущее полугодие по подписке распространялось всего 800 экземпляров газеты. В платной версии тираж газеты, судя по выходным данным, составляет 12800 экземпляров. А в первом бесплатном номере, который вышел 31 октября, уже указана цифра в 50 тысяч.

КАК БЬЮТСЯ ЗА ТИРАЖ: КТО АКЦИЯМИ, КТО СОДЕРЖАНИЕМ, КТО ИДЕОЛОГИЕЙ

Как вы работаете над повышением тиража, рассчитываете ли на рост в первом полугодии? Этот вопрос «БИЗНЕС Online» адресовал участникам рынка.

Ильфат Файзрахманов — главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета»):

— Наша подписка держится постоянно. Мы сохраняем свои позиции среди местных газет. По подписке у нас распространяется около 14 тысяч экземпляров, в розницу — примерно 2,5 тысячи экземпляров. Всего получается 16,5 тысяч экземпляров. Но мы ничего не делаем специально, чтобы увеличить подписку, работаем так, как работали всегда. Я имею в виду, мы обходимся без каких-то подписных акций, лотерей. Себя не рекламируем.

Наша задача — издание газеты. Чтобы она была содержательной, чтобы там были интересные, читабельные материалы. Если выпускаешь хорошую газету — сосед соседке будет ее рекламировать! Если меня коллективы приглашают на встречи, я никогда не призываю подписываться именно на «Безнен гэжит». Я призываю читателей, чтобы они читали татарские газеты. А они сами вправе выбрать, какую именно газету им читать. Среди татароязычных изданий есть и желтые, и эротические. Пусть и желтые читают, придет время — начнут читать серьезную прессу! Для меня главное — чтобы люди читали татарча, по-татарски, чтобы язык сохранился.

Разумеется, у нас есть и интернет-версия, но ее задачи несколько иные, хотя содержание одинаково с электронной. Я за то, чтобы народ читал по-татарски не только в Татарстане, но по всей России, за рубежом. А туда можно выйти разве что через интернет — мою бумажную газету там не получат никогда.

Светлана Загидуллина — главный редактор газеты «Волжские зори», Камское Устье:

— Я бы хотела напомнить, что под эгидой «Татмедиа» у нас проходят различные акции по подписке: «Подпиши родных», «Подпиши близких». И эти акции подвигают многих руководителей на подписку своих пенсионеров, даже не родственников, а бывших коллег. Декада подписчиков тоже активно проходит. Кроме того, в отделениях связи действуют конкурсы среди почтальонов, что тоже их стимулирует подписывать наших земляков на «Волжские зори». В первом полугодии 2015 года, например, Зодонское почтовое отделение получило премию 30 тысяч рублей. Поэтому очень многие почтовые работники в этом полугодии очень активно поработали. Мы каждую неделю видимся с начальником отдела почтовой связи, и он обещает, что план по подписке его коллеги выполнят. Все начальники отделений связи нацелены на это. В результате всех этих мер мы надеемся на рост.

Но есть и другие, творческие меры. Мы стараемся выезжать в различные населенные пункты, писать о людях, их проблемах, поднимать вопросы, которые волнуют. Эта связь, работа на читателя и привлекает подписчиков.

«ЭТО КАК С «ЕДИНОЙ РОССИЕЙ»: ОНА ПРОВОДИТ АКЦИИ И ПРАЙМЕРИЗ, НО ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАВИСЯТ НЕ ОТ АКЦИЙ»

Леонид Толчинский — директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ:

— С моей точки зрения, аудитория до 35 лет по большей части уходит в интернет. Вернуть ее к периодической печатной продукции почти невозможно, и это общемировая тенденция. Гиганты печатной индустрии США, Великобритании, которые являлись законодателями мод и создавали саму форму периодической печати, уже отказались от печатных версий. Они пребывают исключительно в виртуальном пространстве. При этом они научились капитализировать свое пребывание в интернете и капитализировать ничуть не хуже, чем было, когда они занимались принтом. Не думаю, что чаша эта нас минует. Что касается поколения старшего, то часть из них традиционно выписывает по разным соображениям. Хотя и она постепенно начинает постигать прелести интернет-пространства и телевидения. Это тоже поколение, находящееся в состоянии колебания — подписаться или не подписаться. Очень важно учитывать, что чем старше поколение, тем меньше у них финансовых ресурсов, которые бы давали им люфт идти каждые полгода на очередную подписную кампанию с индексацией вверх. Это создает тоже лишние проблемы.

Можно проводить специализированные акции, что и пытаются сейчас проводить наши коллеги. Надо учиться капитализировать новые каналы распространения контента. Вот чем надо заниматься. Можно увеличить тираж за счет какой-то разовой кампании. Хотя не думаю, что речь идет об увеличении, скорее — об удержании падения или об увеличении по сравнению с предыдущим падением. Но все равно среднегодовая цифра будет давать состояние стояния на месте. Принципиально и радикально изменить ситуацию на рынке печатных СМИ, тем более общественно-политических, будет очень трудно. Есть некая благодатная пока среда в глубинке, в малых городах и сельской местности, где пока плохо представлен интернет и телевидение. Там коммуникация осуществляется пока по традиции. В больших и средних городах такими акциями можно работать только на удержание, чтобы аудиторию не растерять. Насколько я знаю, «Татмедиа» и Кузьмин очень много этому внимания уделяют. Надо серьезно работать над развитием интернет-версий. Необходимо туда интеллектуальную, техническую и финансовую мощь сейчас направлять, чтобы потом получить ту отдачу, которую сегодня имеют наши коллеги за рубежом. Иного пути просто не прослеживается.

Геннадий Наумов — издатель газеты «Аргументы недели» в Татарстане:

— Тиражи можно увеличить только в одном случае: если у Кузьмина есть волшебная палочка. Никаких реальных объективных предпосылок к увеличению тиражей нет. Напротив, все идет к тому, как выразился наш президент Рустам Минниханов: «Газеты скоро будет читать только тот, кто сам их печатает и выпускает». Я с этим полностью согласен. Могу только добавить, что сам, будучи всю жизнь газетчиком, сегодня газет уже не читаю. Сегодня окончательно произошел перелом. Все мы, конечно, на это надеялись. Я сам высказывал мнение, что газеты — это бумага, которая воспринимается читателем как инструмент, в отличие от интернета. А сегодня, извините, любая бабушка ходит с телефоном.

Говоря о различных акциях по привлечению читателей, то здесь можно провести параллель с политикой. «Единая Россия» проводит акции, праймериз и так далее, но все мы прекрасно знаем, что итоги выборов зависят отнюдь не от этого. Я абсолютно не верю в эффективность таких мер. Можно даже поставить эксперимент и предложить бесплатную подписку, но для этого нужно ее оформить, то есть, приложить некоторые усилия. Я уверен, что ничтожное число людей придут! Лень не только читать, но даже и бесплатно оформить эту газету. Если в почтовый ящик будут бросать, то человек еще возьмет и пролистает.

Конечно, много на эту тему копий ломали. Были и тезисы, что телевидение придет, то умрет театр. Но этого не произошло. Все дело в том, что печатная пресса окончательно не умрет, она просто станет немного другого формата, содержания, статуса и так далее. Печатная пресса останется только корпоративной. Если она изменит свой формат, содержание, то только тогда у нее есть шанс на выживание. В нынешнем состоянии печатная пресса обречена.