Сегодня состоится первый матч «зеленого дерби» в этом сезоне: «Салават» примет «Ак Барс». Исход поединка предсказать нельзя, но можно быть уверенным в одном: телевизионный показ матча для болельщиков из Башкортостана будет гораздо более высокого качества, чем то, что делают в Казани. В чем причина — неуважении к болельщикам, технической отсталости или цензуре, разбирался «БИЗНЕС Online».
Башкирские телевизионщики не жалеют ресурсов на показ спорта
ФРОНТ, ГДЕ ТАТАРСТАН ПРОИГРЫВАЕТ СОСЕДЯМ
Сегодня «Ак Барс» сыграет в гостях с «Салават Юлаевым». Эта встреча станет первой для команд в нынешнем сезоне, всего в календарь КХЛ вписаны четыре «зеленых дерби» по ходу регулярного чемпионата. Семиматчевая серия плей-офф прошлого сезона реанимировала несколько затухающий пыл татаро-башкирского хоккейного противостояния. Игру покажут оба республиканских телеканала — ТНВ и БСТ — и сделают это по-разному. Долгие годы именно татарстанское телевидение задавало тренд в регионах в части показа спорта, однако в последние несколько лет инициатива перешла к башкирам, причем рывок был сделан очень качественный как в технической, так и творческой части. Из некогда лидера в части спортивного ТV телекомпания Ильшата Аминова превращается в отстающего середняка. «БИЗНЕС Online» рассказывает, как показывают хоккей в Уфе и что делают в ответ в Казани. Спойлер: это дерби выигрывает Башкортостан.
Хотя сам БСТ не вещает в формате высокой четкости, все равно заметно, что съемки идут на новейшей технике
КАК ПОКАЗЫВАЕТ ХОККЕЙ БСТ
Во-первых, 99% трансляций домашних матчей «Салавата Юлаева» производится в формате высокой четкости HD, при помощи филиала Национального спортивного телеканала (подразделение «Газпром-медиа», выпускающее «Матч ТВ») в Уфе, что значительно сказывается на качестве картинки. Хотя сам БСТ не вещает в формате высокой четкости, все равно заметно, что съемки идут на новейшей технике. Картинка настолько яркая и насыщенная, что отлично смотрелась бы и на сайте НХЛ.
Во-вторых, башкирские телевизионщики не жалеют ресурсов на показ спорта: матч обслуживает десяток инженеров, два звукорежиссера, микрофонный оператор, 16 операторов, 5 человек отвечают только за повторы, также работают два режиссера. Один готовит так называемую международную картинку, а второй занимается только местным продакшном, отвечает за показ студии и контент, который видят только зрители БСТ. Также задействован продюсер, редактор и три комментатора (двое ведут матч, один работает в студии перед игрой, в перерывах и после матча), к эфиру привлекают экспертов. Иными словами, производство поставлено, как у нас любят говорить, на федеральном уровне, по принципам ведущих спортивных телеканалов не только России, но и мира. Такой подход серьезно сказывается на качестве показа и работы. Зрители могут видеть игру с различных ракурсов и планов, постоянно используются замедленные повторы опасных моментов, отложенные показы нарушений или острых моментов.
Азамат Муратов и Рамиль Юлдашев
В-третьих, отдельно стоит уделить внимание верстке ТВ-программы, которую использует БСТ. Трансляция хоккея начинается за 15 минут до начала матча, гость вместе с ведущим в студии разогревают аудиторию. Это либо эксцентричный Азамат Муратов, либо обаятельный Дмитрий Каретко или хоккейный аналитик Артем Кочешев. Обсуждают прошедшие матчи, готовят информацию о будущей встрече. Благодаря тому что в ПТС работает два режиссера, такой формат выдерживается вне зависимости от того, показывают ли игру на каналах КХЛ или «Матч ТВ». Программы формируются независимо друг от друга, и БСТ может следовать своему плану и верстке, не обращая внимания на федеральных коллег. Перерывы также заполняются беседами в студии на «Уфа Арене». Комментатор вместе с гостем-экспертом разбирают опасные моменты, есть возможность остановки эпизода, рисования схем прямо на картинке, то есть точечного разбора игры. Отметим, что эксперт не стесняется выдавать и критические оценки, особенно если в студию приходит Рамиль Юлдашев, директор городской хоккейной школы им. Азаматова. Вероятно, не все в клубе довольны жесткими оценками, но специалиста при этом никто не обвиняет в нелюбви к родной команде и из эфира БСТ гнать не собираются. Более того, иногда записи разборов публикуют даже официальные клубные соцсети.
Дмитрий Каретко
После матча, вне зависимости от его продолжительности, в эфире телеканала на несколько минут вновь появляется студия, которая завершает трансляцию. Опять же следует краткий обзор встречи и анонсируется следующий матч. Упрощенный формат верстки: студия (15 минут до начала, рекламы здесь нет) — 1-й период — реклама — студия — реклама — 2-й период — реклама — студия — реклама — 3-й период — студия (минимум 5 минут после окончания матча). Таким образом, БСТ удается еще и монетизировать популярность хоккея в республике. Все рекламные блоки во время матча (по два перерыва в первых двух периодах и один — в 3-м), а также во время перерыва заполнены. Рассказывают, что творческой группе порой приходится значительно ужимать хронометраж обсуждений в перерыве, дабы вписать в эфир всю рекламу, которую продали именно на время хоккея. Качественное ТВ-сопровождение не уменьшает, а, напротив, увеличивает аудиторию зрителей на трибунах. «Салават Юлаев» может быть доволен цифрами посещаемости: в начале сезона на матчи команды в среднем ходят по 6800 зрителей, при том что впереди еще две игры с Казанью, матчи со СКА, ЦСКА и «Магниткой».
Творческой группе порой приходится значительно ужимать хронометраж обсуждений в перерыве, дабы вписать в эфир всю рекламу, которую продали именно на время хоккея
КАК ПОКАЗЫВАЕТ ХОККЕЙ ТНВ
Первые и ключевое отличие — ТНВ производит картинку с помощью техники, которой 10 лет и которая уже лет 5 не отвечает никаким, даже усредненным стандартам ТВ-производства. Игру обслуживает всего лишь 8 камер, ни о каком HD и речи нет, а недавно еще сломались аппараты для производства повторов, так называемые EVS. Повторы во время домашних матчей «Ак Барса» делают буквально на коленке, что сказывается на скорости и качестве. Стоит отдать должное творческой бригаде телеканала, которая, несмотря на такие условия, продолжает выдерживать определенный уровень, но в силу технической отсталости делать это становится все тяжелее. Только один матч из Казани в этом сезоне показали в формате HD — это матч с «Локомотивом» 12 сентября. Игру транслировал «Матч ТВ», и канал поставил свою технику на «Татнефть Арену».
Даже странно, насколько ТНВ вообще не заморачивается с хоккеем, единственным стабильно рейтинговым продуктом канала — то ли вид спорта не входит в круг первоочередных интересов акционеров, то ли просто такова общая планка. Трансляцию начинают за три минуты до старта матча, то есть фактически «выходят на гимны». Никакой студии, никакого разогрева. Все достижения современной телевизионной мысли (речь даже не о технике) не берутся во внимание. Зрители ТНВ, как во времена СССР, получают голую трансляцию с одним комментатором. Во время перерыва в эфир выходит почему-то программа «Вызов 112» с криминальными сводками и рассказами о ДТП. Часто хронометраж этой программы оказывается больше отведенного времени, и показ второго периода, к неудовольствию болельщиков, начинается лишь со второй минуты. Так что не показать быструю шайбу, заброшенную в начале периода, в порядке вещей. Во втором периоде в эфир ставят записи разных архивных передач — о путешествиях и природе. Никакой студии, никакой аналитики. Трансляция матча завершается послематчевыми интервью и нарезкой моментов, от которой могут и отказаться, если вдруг игра затянулась.
Экспертов в эфир телеканала не приглашают. Рекламные блоки во время матчей, судя по всему, продаются плохо, все пространство занимают ролики партнеров лиги, присланные КХЛ, которые прокручивают по два раза (впрочем, возможно, таковы условия контракта, но выглядит решение странным). Мало рекламы и в перерывах, зато притчей во языцех стала бегущая строка во время хоккейного матча, которая лаконично гласит: «Продам барана». Вывод: ТНВ не удается полноценно монетизировать свой самый популярный и успешный проект, потому он и воспринимается как обуза. Может быть, менеджерам татарстанского ТВ стоит взять мастер-классы у башкирских коллег?
Почему дела столь плачевны? Во-первых, как уже было сказано, дело в технической отсталости. БСТ в свое время заключила договор с АНО «Спортивное вещание» на аренду их новейшей 16-камерной ПТС. ТНВ отказался работать с АНО, хотя в Казани базировалась и до сих пор базируется, но уже в составе «Матч ТВ», 24-камерная машина, превосходящая по ряду характеристик ту, что работает в Уфе. Во-вторых, есть сложности в отношениях клуба и телекомпании. «Ак Барс» скрыто или явно уничтожил все инакомыслие на татарстанском ТВ. Экспертам попросту запрещали приходить в эфир и критиковать команду. Например, в 2013 году директору федерации хоккея Алмазу Гарифуллину, ныне спортивному директору московского ЦСКА, запретили приходить на телевидение из-за его ярких выступлений и очень качественной и уместной аналитики. Намеки о запрете на выход в эфир и критику получали и тренеры школы «барсов». «Ак Барс» устраивает положение, когда их матчи обслуживает комментатор, которому не дозволено высказывать собственное мнение. При этом хоккеисты «Ак Барса» все равно недовольны тем, что человек в эфире путает игроков, схемы и часто говорит совсем не об игре. В-третьих, слабые позиции спортивной редакции внутри ТНВ.
В Казани любят говорить на каждом углу о статусе спортивной столицы России, однако полноценной индустрии спорта в республике нет. И то, как далеко ушел БСТ от ТНВ, — яркий тому пример. В Уфе сработали обычные рыночные механизмы: у публики был спрос на продукт, флагман местного телевидения удовлетворил его своим предложением. Судя по тому, что на казанские матчи плей-офф БСТ организовала студию и на «Татнефть Арене», затраты оправдывают себя. Спортивным клубам столицы Татарстана стоит задуматься над тем, как и кто их показывает, потому что ТНВ уже не способен сам себя реформировать. Паралич воли на примере показа хоккея очевиден.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 75
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.