Все просто, когда знаешь КАК!

Чингизхан

«ВОТ ВИДИШЬ, А ТЫ ВСЕМ ГОЛОВУ МОРОЧИШЬ»

Начиная работу над изданием «Истории татар с древнейших времен в 7 томах», я предложил Миркасыму Усманову первый том посвятить полностью древнетюркскому периоду. На что он возразил: «Ашыкма («Не спеши»)! Ты не понимаешь, о чем говоришь. Этот период не разработан, авторов нет, материала не хватает. На полноценный том не тянет». Однако я настаивал и предложил проконсультироваться Сергеем Кляшторным. Сергей Григорьевич был лучшим специалистом по древнетюркскому периоду. Усманов выругался, но согласился.

На одной из конференций мы сели в сторонке, и Усманов начал меня честить:

— Вот он, не историк, ничего не знает о древнетюркском периоде, но настаивает, чтобы был отдельный том.

Кляшторный задумался и начал перечислять имена:

— Этот уже старенький и давно не пишет, этот умер, этот, где обитает, никто не знает. Том не получается.

Усманов обрадованно воскликнул:

— Вот видишь, а ты всем голову морочишь, елки-палки.

Он просто упивался своей правотой и несколько раз повторил, что я не историк и только хожу и морочу всем голову. Я не сдавался:

— А если мы сделаем расширенное предисловие к первому тому? Иначе получается куцая история. Всем же интересно, где наши корни. Если мы ничего не скажем о гуннах, то получится, что татары спустились с небес.

Тут они оба согласились.

ШЕСТЬ ТАТАРСКИХ ЮРТОВ

Работа началась. По ходу дела вдруг «замороженные» и куда-то исчезнувшие ученые ожили. В середине 90-х годов ситуация в России не содействовала научным исследованиям и многие ученые разбежались с «исторической» арены добывать себе кусок хлеба на преподавательской или другой работе. А когда начались конференции по древним тюркам, они повылезали из своих нор. Так, постепенно получился добротный и во многом уникальный первый том, чьим главным редактором стал, естественно, Кляшторный.

Мне многократно приходилось обсуждать с Сергеем Григорьевичем самую раннюю историю татар, и он не раз намекал: «Пора отделить татар и монгол». Честно скажу, я его тогда не понял. Он пытался определить расположение шести татарских юртов, о которых упомянул Рашид ад-Дин. Один из юртов Кляшторный локализовал у озера Буир-нор на востоке нынешней Монголии. Другой юрт он относил к территории Ганьсу на границе с Восточным Туркестаном со столицей Сучжоу. Иначе их в хрониках называют «западные татары». Махмуд аль-Кашгари называет эту территорию «Дешт-и-Татар». «Западные татары» граничили с уйгурами, выполняя функцию посредника между китайцами и уйгурами на «Великом шелковом пути».

Карта составлена Р.П.Храпачевским Карта составлена Романом Храпачевским

Об остальных юртах не было никаких сведений. Но вот появились новые переводы китайских летописей Романа Храпачевского, и дело помаленьку проясняется. «Белые татары» располагались на территории нынешней Внутренней Монголии, сразу за Великой китайской стеной, и их можно отнести к отдельному государству. Еще два татарских государства связывают с так называемыми войсками дю во главе с татарским племенем тутукулйут («самым уважаемым» по словам Рашида ад-Дина). Они локализуются севернее киданей (Ляо) и западнее от чжурчжэней (Цзинь). Предполагается, что кидане были предками нынешних монгол (язык не расшифрован) и в древности населяли территорию современной Внутренней Монголии, Монголии и Маньчжурии, а чжурчжени были предками маньчжур.

Самостоятельный юрт составляли «черные татары», жившие на северо-востоке нынешней Монголии. По данным китайских источников, в 1211 году «черные татары» жили вдоль границ с Цзинь и были вассалами чжурчжэней. Появление различных названий одних и тех же татар в разных летописях объясняется делением их по разным признакам. В одном случае указывали на их хозяйственную деятельность (земледельцы — «белые», скотоводы — «черные», охотники — «дикие»), в другом — их название происходило от местности проживания (государства западных, северных и северо-западных татар), в случае с образованием войск дю отмечалась их государственная функция — в летописи «Цзинь ши» они названы «пограничными войсками севера».

«НАРОДЫ НЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЗ НИОТКУДА И НЕ ИСЧЕЗАЮТ В НИКУДА»

Таким образом, все шесть татарских юртов находят свое место, хотя нет ясности, сколько они просуществовали до появления Чингизхана. Рашид ад-Дин «диких татар», видимо, не выделяет в самостоятельное государство, поскольку те не имели ханов и государственных структур, занимаясь лишь охотой на юге Сибири. «[Они] только и знают, что скакать на лошадях вслед за всеми [другими]», — свидетельствует «Мэн-да Бэй-лу».

Мне кажется, к татарскому юрту можно также отнести Кимакский каганат, хотя большинство исследователей считают основателей этого государства — кимаков и кыпчаков — самостоятельными народами наряду с татарами. Здесь надо сделать отступление и пояснить наш тезис.

Абу Са’ид Гардизи пишет о происхождении кимаков следующее: «Начальник татар умер и оставил двоих сыновей; старший сын овладел царством, младший стал завидовать брату; имя младшего было Шад. Он сделал покушение на жизнь старшего брата, но неудачно; боясь за себя, он, взяв с собой рабыню-любовницу, убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река, много деревьев и обилие дичи; там он поставил шатер и расположился... После этого к ним пришли 7 человек из родственников-татар: Ими, Имек, Татар, Баяндер, Кипчак, Ланиказ (?) и Аджлад (?)...» Из этого сообщения Гардизи может сложиться впечатление, что татары, как и кыпчаки, относятся к кимакским племенам, но здесь нужно помнить принцип сохранения «материнского» этнонима у старшей ветви рода, в то время как остальные ветви получают свое собственное имя. Ссылаясь на разные самоназвания племен, мы можем воспринять их в качестве различных народов, хотя на самом деле они всего лишь ближайшие родственники — при объединении в союзы они возвращались к «материнскому» имени, как в случае с «Алты татар», «Токуз татар», «Отуз татар» и т. д. Опираясь на свидетельство Гардизи, мы можем лишь утверждать о политическом доминировании кимаков среди близкородственных татарских племен в конкретный период и на конкретной территории.

... Кимакский каганат

С ослаблением Кимакского каганата, а также «Дешт-и-Кипчака» кимаки и кыпчаки неожиданно исчезают с исторической арены. Почему столь сильные народы, имевшие свою государственность, не сохранились, как, например, марийцы или чуваши, живущие у нас под боком тысячи лет? Марийцы не имели собственного государства, но никуда не исчезли, так и живут в своих лесах. Народы не появляются из ниоткуда и не исчезают в никуда. Почему кыпчаки и кимаки исчезли? Объяснения, мол, кыпчаки были ассимилированы, неубедительны. На самом деле они не исчезли, а просто вернулись к материнскому имени, то есть слились с татарами, а затем и казахами.

Существование шести татарских юртов объясняет столь стремительное возникновение империи Чингизхана и покорение им всей Азии, Китая, Персии, а Бату — Евразии вплоть до Европы. Не случайно Марко Поло в вышеприведенной цитате отмечает: «Татары со всего света... пришли к нему и признали его своим государем». Такое объяснение более правдоподобно, нежели решение монгольских пастухов на курултае покорить мир.

Ниточки соединить — получится аркан.

Татарская пословица

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции