НАВОЗНЫЙ ВОПРОС «ВСПЛЫВАЕТ» В СТЕНАХ ГОСДУМЫ

Проблемой лицензирования навоза занялись депутаты Госдумы РФ. Как рассказал «БИЗНЕС Online» депутат от Татарстана Александр Сидякин, 14 декабря в повестку дня включен правительственный час министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева. Обсуждать планируется именно «навозный» вопрос.

Напомним, что впервые история с лицензированием навоза в публичном пространстве всплыла еще на одном из заседаний комитета Госсовета РТ. Тогда Юрий Камалтынов не постеснялся назвать вещи своими именами. «Вот мужичок взял 10 коров. Я подсчитал: за месяц это 12 тонн, извините за выражение, дерьма. Навоза! Куда он их денет?.. Всю жизнь навоз возили на поля. Сегодня на поля вывез... Приходит Россельхознадзор и пол-лимона снимает с него, — пояснил он депутатам практически на пальцах. — Вываливаешь навоз — плати штраф!» Но в масштабах республики речь идет об огромных цифрах. В год хозяйства генерируют 5,5 млн. литров навоза КРС и помета птиц. И все это надо как-то перерабатывать.

Однако настоящий резонанс проблема приобрела, поднявшись на президентский уровень 4 августа в ходе расширенного заседания совета по предпринимательству с участием Рустама Минниханова. Специально созданная проектная группа работала над проблемой лицензирования отходов животноводства. С докладом на совете выступила директор центра экологического сопровождения Эльвира Курбанова. В беседе с «БИЗНЕС Online» она освежила в памяти свой доклад и рассказала в подробностях, почему возникла «навозная» проблема.

Все началось со вступивших 1 июля 2016 года изменений в закон об отходах производства и потребления. Они предписывают предпринимателям сертифицировать деятельность по сбору, обработке, транспортировке и утилизации отходов I - IV классов опасности. А поскольку навоз относится к отходам III (умеренно опасные) и IV (малоопасные) классов, то аграрии обязаны получить лицензии на его сбор, транспортировку, утилизацию и так далее. То есть ходить по инстанциям, получать гербовые бумажки и платить за них немалые деньги. Например, если предприниматель живет в деревне, а его сельхозугодья находятся отдаленно, то если он решит перевезти навоз с фермы на поле, то обязан будет получить на это лицензию. Ведь это уже «транспортировка отходов»! Второй момент — утилизация. «С 1 июля мы должны передавать отходы организациям, имеющим лицензии. Кому попало передавать не можем. А поскольку навоз и куриный помет у нас по классификатору — это отходы, то в отчетности мы должны указать, куда и кому мы его передаем», — поясняет Курбанова. Однако таких фирм в РТ просто не обнаружилось.

Все это весьма недешево. На получение лицензии для небольших хозяйств требуется от 100 тыс. до 1,5 млн. рублей, для крупных ферм — от 400 тыс. до 20 млн. рублей. Учитывая, что в РТ насчитывается около 800 фермерских хозяйств, то размах проблемы вырисовывается серьезный. Ведь фактически без лицензии на навоз фермеры автоматически становятся нарушителями, то есть еще и на штрафы попадают.

Директор Центра экологического сопровождения Эльвира Курбанова рассказала в подробностях, почему возникла «навозная» проблема Эльвира Курбанова рассказала, что поскольку навоз относится к отходам III (умеренно опасные) и IV (малоопасные) классов, то аграрии обязаны получить лицензии на его сбор, транспортировку, утилизацию и так далее / Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЭТО ГЛУПОСТЬ! КТО ЭТО ПРИДУМАЛ? КАКОЙ ОТХОД? ЭТО УДОБРЕНИЕ!»

Услышанное буквально шокировало тогда Минниханова. «Я вообще поражаюсь, какие глупости в нашей стране принимаются! — отреагировал он. — Я понимаю, крупные комплексы, где есть экологические вопросы и требования. Но есть фермы, где навоз — это не отход, а продукт дальнейшего использования в растениеводстве. Это глупость! Кто это придумал? Какой отход? Это удобрение! Тогда ферму нужно назвать фабрикой по производству удобрений. И так уже коров никто не держит, а сделаем так, что животных не будет и все будем из-за границы покупать. Все в деревне выросли, навоз до последнего килограмма вносится в огород».

Но — увы. Чтобы доказать, что навоз — это вовсе не отходы, а органическое удобрение, опять придется обойти круги чиновного ада. Надо внести изменения в уставные документы, где прописать, что наряду с молоком и мясом уважаемое КФХ такое-то производит... навоз. Но это еще полбеды. «Раз навоз — это сырье, мы должны получить какой-то документ, что это сырье. Добровольный сертификат качества, например. Он выдается на основании технических условий или ГОСТа. То есть предприниматель должен прописать техрегламент, описав, как из навоза образуется сырье. И потом на основании этого получить сертификат», — объясняет Курбанова. Но и это еще не все. Потому что органические удобрения нужно регистрировать в госреестре как агрохимикат. Нельзя ведь непонятное абы что вносить в родную землю-матушку! «То есть мы заявляемся в минсельхоз — и там еще полтора-два года хождения и оформления документов», — говорит она. Причем проделывать этот титанический труд должно по отдельности каждое предприятие...

Вступился за фермеров и глава минсельхоза РТ Марат Ахметов, который успокоил, что сворачивать животноводство целой республики из-за какой-то нелепой бумажки никто не станет. «Пусть кто-то попробует оштрафовать за то, что у него навоз. Экологам есть куда идти, пусть идут на свалку, где есть мусор, а не туда, где навоз», — пригрозил тогда Минниханов контрольным органам.

«Его (Рустама Миннихановаприм. ред.) реакция последовала моментально, — вспоминает бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов. — Фактически тема была поднята на федеральный уровень. Тогда же вопросы у проверяющих и надзорных органов к фермерам отпали. Сейчас их не штрафуют за отсутствие лицензий. Однако внедрять технологии обращения с отходами в любом случае нужно. Задача безопасной утилизации отходов осталась».

Нагуманов говорит, что совет по предпринимательству совместно с минсельхозом РТ собирал фермеров, проводил опросы предпринимателей, чтобы выяснить, в каком состоянии сейчас в КФХ система обращения с отходами. «Выяснили, что практически в нулевом. У большинства фермеров, к сожалению, нет никаких условий переработки навоза. Поэтому контрольные органы в любой момент могут применить к ним соответствующие санкции и штрафы. Сейчас мы совместно с минсельхозом, предпринимателями и экспертами подбираем и обсуждаем наиболее экономичные и эффективные технологии, которые могут внедрить фермерские хозяйства. После того как мы найдем оптимальный вариант, будем рекомендовать его и дадим разъяснения по внедрению», — рассказал Нагуманов «БИЗНЕС Online».

Марат Ахметов вступился за фермеров и успокоил, что сворачивать животноводство целой республики из-за какой-то нелепой бумажки никто не станет Марат Ахметов вступился за фермеров и успокоил, что сворачивать животноводство целой республики из-за какой-то нелепой бумажки никто не станет / Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК СИДЯКИН ПРИНЯЛ ВЫЗОВ ПРЕЗИДЕНТА

Пикантности ситуации добавило то, что на том памятном совете в зале оказался только один депутат Госдумы — Александр Сидякин. К нему за неимением других адресатов и обратился президент республики с гневной речью по поводу непутевости некоторых законов, принимаемых в Госдуме РФ. Как выяснилось, Сидякин про наказы президента не забыл (хотя мог бы, ведь в Думе он занимается вопросами ЖКХ, а с 17 ноября начал работу по защите прав дольщиков вместо Александра Хинштейна). Как депутат рассказал «БИЗНЕС Online», критику президента он воспринял в качестве руководства к действию и решил разобраться с проблемой навоза путем множественных депутатских запросов и встреч в высоких московских кабинетах.

Ответы федеральных чиновников (они есть в распоряжении редакции) пока внушают осторожный оптимизм. К примеру, министр сельского хозяйства РФ Ткачев заверяет, что лицензированию подлежит самостоятельный вид деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и транспортировке навоза. Другими словами, если предприятие не получает от этого прямую прибыль, то и получения лицензии по обращению с опасными отходами не требуется. Замруководителя Росприроднадзора РФ Амирхан Амирханов успокоил, что «при использовании навоза в качестве продукта по целевому назначению для собственных нужд» получать лицензию на обращение с отходами не требуется. В своем письме Сидякину первый замгенерального прокурора РФ Александр Буксман заявил, что Росприроднадзор «сведениями о привлечении рассматриваемой категории субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности за такие правонарушения не располагает». Также Буксман сообщил, что обращение депутата о возможных нарушениях законодательства на территории РТ направлено прокурору республики для организации проверки, но сведений о нарушениях в ведомство Илдуса Нафикова не поступало. Буксман также пообещал, что «в случае получения информации о необоснованном привлечении сельхозтоваропроизводителей к административной ответственности органами прокуратуры будут приниматься меры реагирования для защиты их прав и законных интересов».

На сегодняшний день проблема снята, но она потенциально могла быть, рассказал Сидякин «БИЗНЕС Online». «Мы поставили ряд административных барьеров, чтобы это не случилось», — говорит он. Санкции в отношении фермеров могли возникнуть в связи и неоднозначным толкованием законов. Но фактически серия запросов дает какую-никакую индульгенцию фермерству всей страны.

Группа Сидякина предложила минсельхозу РФ существенно упростить процедуру признания навоза агрохимикатом Группа Сидякина предложила минсельхозу РФ существенно упростить процедуру признания навоза агрохимикатом / Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ ПОМОГЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ ИЗБЕЖАТЬ ЭТИХ ВОПРОСОВ»

Но это пока не штрафуют, а что будет завтра — поди знай! Ведь все эти ответы не исключают требований включения навоза в реестр агрохимикатов, что требует 1,5 - 2-летней ходьбы по инстанциям.

В результате этой работы группа Сидякина предложила минсельхозу РФ существенно упростить процедуру признания навоза агрохимикатом. И, судя по всему, лед тронулся. Как сообщается в письме главы минсельхоза РФ Ткачева, длинный и мучительный путь госрегистрации пахучего продукта можно существенно сократить. Для этого минсельхоз разработал поправки в ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». В частности, предлагается установить, что «сырье для производства агрохимиката не подлежит госрегистрации в качестве химиката». Сейчас проект отправлен на рассмотрение в органы власти РФ.

«Если фермер выращивает скот и складывает на задворках навоз для личных целей, вот его лицензиями обременять мы не должны ни в коем случае и тем более штрафы для этого вводить», — объясняет свою позицию депутат. Вместе с тем он считает, что не нужно ослаблять контроль за обращением с особо опасными отходами.

«Лицензирование важно по особо опасным отходам, по свиному навозу и куриному помету, если он (предприниматель) где-то его складирует или продает как удобрение, то лицензии нужны. И разговоры по этому поводу со стороны природоохранных и силовых структур небеспочвенны. В РТ была пара уголовных дел с доведенными до конца приговорами, когда складировали свиной навоз, из-за чего проиходило заражение водных источников, и рыба умирала», — вспоминает депутат ГД.

Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заверяет, что лицензированию подлежит самостоятельный вид деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и транспортировке навоза Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заверяет, что лицензированию подлежит самостоятельный вид деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и транспортировке навоза Фото: kremlin.ru

ЭКОЛОГИ: МЫ МОЖЕМ ЗАГУБИТЬ СЕЛЬХОЗУГОДЬЯ, ВЫЖЖЕМ ВСЕ!

Экологи также считают, что надо снять на законодательном уровне большую часть проблем с сертификацией навоза как агрохимиката. Если изменения будут приняты, то навоз как сырье больше не нужно будет вносить в госреестр.

«Предприниматель просто разрабатывает техусловия, получает сертификат — и все, он уже освобожден от регистрации в реестре, которая занимает полтора-два года», — говорит директор центра экологического сопровождения Курбанова. Получение сертификата займет от двух недель до двух месяцев и будет стоить от 7,5 тыс. рублей (ежегодно). Стоимость разработки техусловий — от 20 тыс. рублей (один раз).

Вместе с тем Курбанова подчеркивает, что как эколога ее одновременно волнует будущее татарстанских полей, ведь любое послабление у нашего человека приводит к вседозволенности. И где гарантия, что вслед за мелкими фермерами на поля не начнут «гадить» владельцы крупных ферм? В навозе ведь есть много всего. Самым безопасным считается навоз КРС. Но, например, у куриного помета срок перепревания 3 года, потому что там колоссальное содержание мочевины. «Если положить его на почву сразу, мы можем загубить сельхозугодья, выжжем все», — высказывает опасение Курбанова. Свиной же навоз — кладезь всех возможных гельминтов. Также неперепревший навоз приводит к закислению почвы и, соответственно, росту сорняка. «Как от сорняка избавиться? Сыпем реактивы. Что получается? Возникают алергии», — говорит Курбанова.

Как считает эколог, решением проблемы переработки навоза могло бы стать принятие госпрограммы (по аналогии с программой по строительству коровников, овощехранилищ и т. п.), которая помогла бы фермерам со строительством современных навозохранилищ.

Решением проблемы переработки навоза могло бы стать принятие госпрограммы, которая помогла бы фермерам со строительством современных навозохранилищ Решением проблемы переработки навоза могло бы стать принятие госпрограммы, которая помогла бы фермерам со строительством современных навозохранилищ Фото: tatarstan.ru

«ЭТО ИНИЦИАТИВА МОЛОДЕЖИ, КОТОРАЯ НЕ ЗНАЕТ КРЕСТЬЯНСКИХ РЕАЛИЙ»

Обсудить проблему «БИЗНЕС Online» предложил экспертам — чиновникам, фермерам, экологам.

Николай Титов — замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ:

— Конечно же, навоз — это удобрение! Лучше, чем наш президент Рустам Нургалиевич, об этом не скажешь. Это глупость! Кто это придумал? Навоз — это прежде всего органические удобрения. Да, с крупными животноводческими комплексами, птицефабриками, свиноводческими комплексами можно проработать вопрос о лицензировании. А мелкие, крестьянские, средние хозяйства республики — у них буртование и внесение удобрение было испокон веков и, дай бог, будет и в дальнейшем. Никакие это не отходы. Здравый смысл все-таки должен восторжествовать. Это просто идиотизм, я по другому не могу сказать об этом предложении о лицензировании. Все хотят быстро заработать деньги, но я согласен с президентом РТ: это глупость. Добавить к этому нечего.

Ильнур Мадьяров — директор агротехнопарка «Индюжина»:

— Я думаю, надо добиваться отмены этого лицензирования. Для крестьян это никогда не было отходами, это удобрения. Мы всегда вносили навоз в огород, на поля, и картошка хорошо росла и все остальное. Я даже не могу сказать, почему этот законопроект был принят. Видимо, это инициатива молодежи, которая не знает крестьянских реалий. В деревне они, видимо, не росли, навоза не видели, не понимают, зачем он нужен. Я думаю, это лицензирование нужно отменить как для малых хозяйств, так и для крупных.

Алмаз Фасхутдинов — заместитель директора по экономике ПСХК «Ембулатово»:

— Я ответ нашего президента, который назвал этот закон глупостью, слышал и полностью с ним согласен. Считать навоз отходами — это, конечно же, абсурд. Тем более что навоз от КРС не такой вонючий, как, скажем, свиной. Наша ферма, к примеру, находится далеко от деревни, все санитарные нормы соблюдены. Мы навоз сначала складируем, а после того, как он переработается, «перегорит», вносим его на поля. Это отличное удобрение! Поэтому мне непонятно, для чего эта лицензия. Я надеюсь, что этот закон будет отменен.

«Я С ПРЕЗИДЕНТОМ СОГЛАСЕН ПОЛНОСТЬЮ. И ТАК УЖЕ ВЕЗДЕ ВСЕ ПРИЖАЛИ»

Юрий Сарапкин — фермер:

— Навоз — это удобрение, зачем его лицензировать как отходы? Поэтому я с президентом согласен полностью. И так уже везде все прижали. Малым крестьянским или фермерским хозяйствам и так тяжело. Я вот уже забыл, что такое дотации — ничего не дают... Лично я пока от этого закона не пострадал. У меня стадо КРС примерно в 500 голов. Приходили ко мне, говорят: «Навоз убирать надо». Но это мое дело, когда его убирать... Я, правда, убрал, но у меня хозяйство находится в таком месте, где много дач, садовых обществ. И осенью эти дачники у меня весь навоз под ноль выгребают, ничего не остается. У меня с этим проблем нет. А эта утилизация, о которой идет речь, что она значит? Кто-то будет за меня этот навоз убирать? Что это за новая фишка? Я не знаю, как это в Европе делается, но в нашей стране необходимости в этом нет. Лучше навоз разбрасывать на полях как натуральное удобрение, чем покупать аммиак и другие искусственные удобрения. Тут же никакой химии, ничего! Не надо заводам дымить... А мы сотни заводов строим, а потом не знаем, кому продать. Поэтому я с президентом полностью согласен.

Дмитрий Спиридонов — руководитель экологического направления центра развития добровольчества в РТ:

— Во-первых, какой-то надзор за тем, как утилизируется навоз, в любом случае нужен. Контроль должен быть. Причем, как мне кажется, не за крупными предприятиями, которые и так все время находятся под контролем, а именно за мелкими предприятиями, фермами. Они-то как раз в большей степени могут нарушать правила, не очень ответственно относиться к данным отходам.

Во-вторых, законы такие нужны, потому что этот экологический вопрос должен регулироваться. Правда, в том виде, в каком этот закон есть сейчас, он, может быть, не совсем реалистичен. Насколько его в реальности можно применять? Поэтому надо взять, может быть, один-два пилотных региона, где можно будет попробовать разные модели реализации данного закона. Потому что в таком виде, в каком он есть сейчас, он малореализуем. Сейчас это создает дополнительную нагрузку на сельское хозяйство, а потом на всех наших граждан. Все должно быть гармонично: и налоги, которые берутся, и контроль, который осуществляется, и развитие сельского хозяйства. В нашем регионе оно составляет существенную часть и нашего бюджета, и нашей экономики.