Меры поддержки малого и среднего бизнеса 2016 года, а также снижение административных барьеров для предпринимателей стали центральными темами делового понедельника в исполкоме Казани Меры поддержки малого и среднего бизнеса 2016 года, а также снижение административных барьеров для предпринимателей стали центральными темами делового понедельника в исполкоме Казани

КАК ЛЬГОТНЫЕ КРЕДИТЫ УДЕРЖАЛИ НА ПЛАВУ МСБ КАЗАНИ

Меры поддержки малого и среднего бизнеса 2016 года, а также снижение административных барьеров для предпринимателей стали центральными темами делового понедельника в исполкоме Казани. Важность темы можно подтвердить статистикой, согласно которой в Казани действуют 63,2 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, которые формируют 37% городской экономики. Причем, несмотря на кризис, число людей, занятых в этом секторе, продолжает расти. Совокупный оборот МСБ Казани за первое полугодие 2016 года составил 237 млрд. рублей. Рост малых предприятий — 1,8%, средних — 30,5%. Основной вклад в оборот МСБ внесли предприятия оптово-розничной торговли (57%), 12,5% дали строительные компании, по 11% — обрабатывающие производства и компании предлагающие услуги в сфере недвижимости.

Для начала замглавы исполкома Иван Кузнецов напомнил, что в этом году власти города существенно расширили масштабы городской программы льготного кредитования, а также предложили предпринимателям на льготных условиях аренду 105 помещений для бизнеса.

Объем кредитного портфеля программы льготного кредитования на этот год — полмиллиарда рублей (год назад было около 200). Итогом «битвы банков» за право реализации городской программы, которую выиграл Татсоцбанк, стали максимально льготные условия. Поскольку 10% из ставки субсидируется из бюджета Казани, у предпринимателей есть возможность получить кредит всего под 2,3% годовых. Принципиальным нововведением этого года стало увеличение по просьбам предпринимателей суммы льготного кредита до 10 млн. рублей, а срока кредитования по приоритетным направлениям — до трех лет, особо приоритетным — до пяти лет.

Порядка 70% проектов, на которые выданы кредиты, относятся к сферам здравоохранения, обрабатывающих производств, обслуживания дорог. Кроме того, предприниматели получили финансирование на организацию четырех хостелов и двух мини-гостиниц.

Сказочные условия были предложены и по программе льготной аренды помещений — в первые два года ее участники освобождены от арендных платежей. В третий год действия договора выплаты составляют 25% от арендной платы, в четвертый год — 50%, в пятый год — 75%.

«Не скрою, многие предприятия благодаря этой поддержке удержались на плаву», — подытожил рассказ об особенностях этих программ замглавы исполкома.

БИЗНЕСУ КАЗАНИ ВЫДАЛИ 370 МЛН. РУБЛЕЙ И ГОТОВЯТ ЕЩЕ 130 МИЛЛИОНОВ

Всего на получение льготных кредитов по данным банка-оператора поступило 334 заявки. После внутренних проверок банк передал исполкому 163 заявки, 148 из которых на сегодняшний день уже рассмотрены, 65 получили одобрение. Выдано уже 50 кредитов на 370 млн. рублей. Для сравнения: за весь прошлый год были выданы кредиты на общую сумму 181,7 млн. рублей. Более чем в два раза (с 10 млн. до 24,4 млн. рублей) выросла сумма в муниципальном бюджете, предусмотренная на субсидирование процентных ставок по кредитам МСБ. На текущую дату городская казна компенсировала процентные ставки на 10 млн. рублей.

Мелкие нарушения были найдены в заявках 57 компаний. «Это небольшие задолженности перед бюджетом города, исключение подакцизных видов деятельности, если они не являются основными», — уточнил Кузнецов. Отказ в кредите получили 20 предпринимателей.

«За каждым таким случаем стоят налоговые нарушения, специализация на подакцизных товарах и непостановка на учет в налоговых органах Казани», — объяснил отказы замглавы исполкома, уточнив, что того требует федеральное законодательство.

Программа поддержки работает до конца декабря, поэтому в исполкоме не исключают, что сумма выданных кредитов даже превысит полмиллиарда рублей.

Программа льготного кредитования работает почти 10 лет с 2007 года, и за это время поддержкой воспользовались более 400 субъектов МСБ, выдано кредитов на 1,3 млрд. рублей. Общая сумма компенсаций бюджета города составила почти 60 млн. рублей с учетом нынешнего года.

А вот программа льготной аренды муниципальных помещений — это ноу-хау текущего года. С 29 апреля на торги, которые проходят еженедельно, выставлено 66 помещений общей площадью 11,7 тыс. квадратных метров. С торгов ушло 39 объектов общей площадью 5 тыс. квадратных метров, по 32 договоры аренды уже заключили. 6 предпринимателей после проведения торгов пока отказались от заключения контрактов.

«Эффект от программы не только в возвращении в оборот ряда простаивающих объектов, поддержки МСБ, но и развитие инфраструктуры района, дворов, создание дополнительных рабочих мест для населения», — объяснял замглавы исполкома.

Федеральная антимонопольная служба приостановила заключение договора по помещению на ул. Баумана из-за того, что задаток на участие в аукционе поступил от юридического лица, а взнос был проплачен физлицом.

В процессе торгов за это помещение предприниматели подняли цену с 300 тыс. до 3 млн. рублей, сожалел Кузнецов. Готовятся документы на повторный аукцион.

Почему на торги выставили не все заявленные помещения? По некоторым объектам были выявлены нарушения в документации, задвоенность площадей, пришлось столкнуться и с фактами мошенничества. «У одного из помещений без нашего согласия появился новый собственник, он его просто украл», — сказал Кузнецов. У 18 помещений не были готовы кадастровые паспорта, вся юридическая работа сейчас завершена, и постепенно помещения выставляются на торги.

«Мы ежемесячно обзваниваем предпринимателей, выезжаем на место, — сказал Кузнецов. — На разных стадиях в помещениях уже идет ремонт. Среди озвученных проблем в основном подключение к электроэнергии. По некоторым помещениям предприниматели недостаточно хорошо изучили техническое состояние, в результате чего были недовольны».

.

«В НАШИХ РЕГЛАМЕНТАХ ТОЛЬКО НА КОПИРОВАНИЕ И РЕГИСТРАЦИЮ ДОКУМЕНТОВ УХОДИЛО ЦЕЛЫХ ТРИ ДНЯ»

Но эти меры по словам замглавы исполкома носят точечный характер. Сегодня он замахнулся на куда более масштабный, но и сложный для реализации проект. Кузнецов заявил о создании проектного офиса по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Основная задача «офиса» — тотальная инвентаризация и пересмотр муниципальных услуг, устранение административных препон и всего того, что мешает бизнесу развиваться. «Это не отдельная структура в составе исполкома», — сразу уточнил Кузнецов.

Таким образом, получила развитие тема, затронутая на летней сессии Казгордумы. Именно тогда Кузнецов заявил, что Казань нужно сделать «фастфудом» по оказанию муниципальных услуг. «Местом, где предприниматели быстро получают заказанные блюда», — прибегнул он к этому сравнению и в этот раз. Из 87 муниципальных услуг более половины (51) оказывается бизнесу. Только за 9 месяцев по этим услугам приняли более 30 тыс. обращений.

По каждой услуге создаются проектные группы с участием предпринимателей — всего 6 направлений. «Разбираем услугу как сооружение по кирпичику, выявляем слабые места, то, что требует ремонта и замены, предлагаем построить услугу заново, — объяснил замглавы исполкома. — Эта работа требует времени, совместных усилий разных подразделений. Тут важно все, вплоть до производительности принтеров в кабинетах исполкома, на котором печатаются документы. Мы столкнулись с ситуацией, когда в наших регламентах только на копирование и регистрацию документов уходило целых три дня».

Сегодня уже начат анализ услуги по приобретению земельного участка с аукционных торгов.

«ЭТО НЕ КАКАЯ-ТО ТАМ АКЦИЯ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ЛОЯЛЬНОСТЬ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВУ. Я ПОД ЭТОЙ ИНИЦИАТИВОЙ ПОДПИСЫВАЮСЬ»

Ильсур Метшин назвал этот проект вызовом самим себе.

«Сколько себя помню, всегда стоял этот вопрос. Это вечный путь, но на этом пути можно достичь успеха», — настраивал команду мэр.

«За день невозможно выдать разрешение на строительство, это сложный документ, который связан с безопасностью жителей, с архитектурным обликом, который закладывается на века, но и не должно быть 7 кругов ада, когда желание инвестировать в город превращается в отторжение. Должна быть золотая середина. Вопрос к нам, — обратился мэр к сидящим в зале чиновникам. — Мы должны будем меняться, находить желание, пути сокращения административных барьеров. Речь не о том, что раньше было два месяца, а сегодня за один день. Не будет такого в обозримые 100 лет. Но каждый день — это стоимость ресурсов. Это наши уважительные взаимоотношения с предпринимателями, которые хотят организовать бизнес, создать рабочие места и реализовать свою инициативу, свой креатив на благо наших жителей».

Мэр уточнил, что в этой инициативе задействованы и федеральные, и республиканские госструктуры. «Сначала с себя начнем, а дальше будем стучаться в республиканские, федеральные органы», — сказал Метшин.

«Никаких замов, никаких помов, никаких отписок, что были на совещании у меня, — выразительно глядя в зал, предупредил Метшин. — Если не найдете времени в течение рабочего дня, будем собирать во внерабочее время — до 8 утра или после 6 вечера, когда нас на совещания никуда не дергают. Это не какая-то там акция, чтобы показать лояльность бизнес-сообществу. Я под этой инициативой подписываюсь. Нам предстоит работа, о которой мы отчитаемся».

А далее мэр пообещал, что инициативность в рамках проектного офиса повлияет на оценку работы каждого руководителям. «Не ждите, когда мы к вам придем и скажем, какие моменты можно упростить, не нарушая законную часть. Ждем инициативы от вас», — совсем уж строго подытожил мэр.

Первые реальные предложения по сокращению барьеров обсудят уже в январе будущего года.

«МЫ ОЧЕНЬ ДОЛГО ШЛИ К ЭТОМУ ДОКУМЕНТУ»

Под занавес совещания главный архитектор города Татьяна Прокофьева рассказала о принятом в ноябре этого года новом проекте зон охраны Казани, разработанном Институтом Генплана Москвы по заказу минкультуры РТ.

«Чтобы понимать накал страстей, немножко опишу ПЗО Казани 1988 года», — сказала она, уточнив, что прежний документ устанавливал ограничения по застройке на значительных территориях исторического центра, в частности, на 900 га было запрещено всякое строительство, еще на 200 га можно было строить здания высотой 12 - 15 м, на 150 га — от 15 до 30 метров.

В ноябре 2015 года кабинет министров РТ признал утратившим силу постановление совета министров ТАССР, утвердившее в 1988 году проект зон охраны памятников истории и культуры Казани. Однако против отмены выступило всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

Предложение по установлению границ исторического поселения города КазаниНажмите, чтобы увеличить

«С сентября 2015 года мы практически не согласовали ни одного эскизного проекта, — констатировала Прокофьева. — При этом буквально выстраданные архитекторами проекты удачно вписывались в окружающую историческую застройку. Было очевидно, что применять проект зон охраны 1988 года просто невозможно».

С новым ПЗО, который получил положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, а также согласован минкультуры РФ и Татарстана, исполкомом Казани, пришел конец мытарствам чиновникам от архитектуры. Документ затрагивает не только исторический центр города, но охватывает Адмиралтейскую слободу и локальные зоны, связанные с обособленными объектами культурного наследия (ансамбль архиерейского загородного дома, Воскресенский монастырь, церковь Казанской иконы Божией Матери, окружная психиатрическая клиника, надвратная церковь Кизического монастыря, Никольская церковь и т. д.).

«Мы очень долго шли к этому документу, — сказал мэр, попросив всех присутствующих с ним ознакомиться. — Его ждали мы, застройщики. Какое-то время мы работали без этого документа,и беда всех российских городов, исторических в том числе, в том, что таких документов нет. Это большой труд, немалые деньги. Без такого документа существовать современный город не может».

В 2011 году исполком уже предпринимал попытку принять новый ПЗО. Тогда проект был полностью разработан, согласован по всем инстанциям, но не был утвержден. «На наш взгляд, этот документ является наиболее сбалансированным, — оценила новый ПЗО главный архитектор. — Документ учитывает сохранение уникальной исторической среды и необходимость хозяйственной деятельности в центре».

ПЗО 1988 года и ПЗО кремляНажмите, чтобы увеличить

СОЦГОРОД И «СТАЛИНКИ» НА ВОССТАНИЯ СТАНУТ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫМИ МЕСТАМИ КАЗАНИ

За месяц работы по новому ПЗО управлением архитектуры и градостроительства рассмотрена проектная документация по 6 объектам в центре города, согласована по 1 объекту (ул. Островского,100). На предстоящую комиссию при президенте РТ вынесут еще 10 проектов. «Нас ожидает новый виток развития центра города», — сказала Прокофьева.

В Казани 553 объекта культурного наследия, состоящих на государственной охране, из них федеральных — 119, республиканских — 37, местных — 64. Выявленных объектов культурного наследия, ожидающих присвоения категории, — 118, а объектов, обладающих признаками ОКН, — 57.

С марта 2015 года Казань приобрела статус исторического поселения республиканского значения, и в связи с этим появилась возможность сохранения градоформирующих исторических объектов, не являющихся памятниками.

Достопримечательное место «Поселок Серго Орджоникидзе (Соцгород)»Нажмите, чтобы увеличить

До 1 декабря 2016 года должны были быть определены границы исторического поселения, но этого не произошло. «Работаем с министерством культуры и надеемся, что границы будут утверждены в ближайшее время, — сказала Прокофьева. — Нам предстоит провести анализ территории исторического поселения, проблемы и направления устойчивого развития, утвердить перечень мероприятий, разработать градостроительные регламенты».

Грант на разработку режима был выигран начальником управления государственного контроля, охраны и использования памятников истории и культуры Казани Фаридой Забировой, но режим так и не разработан. «И на сегодняшний день нужно продолжать обсуждать, кто его должен подготовить, — сказала Прокофьева. — Все-таки они в соответствии с грантом или город».

Минкультуры также предложило создать в городе пять достопримечательных мест, но управление архитектуры считает, что все из предложенных утверждать не стоит. «Ряд из них расположен на территории центра, где уже действуют регламенты, — считает Прокофьева. —Применение еще одного ограничительного документа просто усложнит ситуацию. Зато есть несколько территорий за пределами центра, которые мы считаем достойными». Среди них Соцгород, а также жилые комплексы советского периода в районе парка имени Урицкого, улицы Восстания.