Неутешительным для застройщика оказался очередной обход исторического центра, совершенный Рустамом Миннихановым. Аргументами к «обрезанию» представленных ему проектов, как выяснил «БИЗНЕС Online», стала не только запредельная высотность, но и влияние на транспортные потоки. Попутно глава РТ поручил «Татинвестгражданпроекту» разработать проект реставрации многострадального дома Михляева.
Президент Татарстана накануне провел совещание по строительству в исторической части Казани
«МЫ НАСТАИВАЕМ, ЧТОБЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ СОБЛЮДАЛИСЬ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ»
В ходе обхода исторического центра Казани Рустаму Минниханову накануне показали проект застройки холма в районе улиц Калинина-Тихомирнова-Вишневского, исторически известного как Третья гора. Компания-застройщик «Аркада» представила проект жилого комплекса с офисными помещениями. Архитектор Герман Бакулин рассказал о трех вариантах, рассмотренных на градсовете у главного архитектора, которые не были согласованы, передает пресс-служба президента РТ.
Варианты данного проекта действительно рассматривались в январе этого года на градсовете. Тогда первый вариант предполагал формирование трех линейных жилых групп из домов в 8 - 10 этажей площадью 40 тыс. кв. метров для 1,2 тыс. человек. По проекту в домах запланировано 616 квартир, предусмотрено 518 машино-мест. Градостроительным акцентом предлагалось сделать 21-этажный жилой дом с блоком общественного обслуживания и гостиницей. Второй вариант проекта основан на концепции строительства трех жилых групп из домов в 4 - 9 этажей. Планируемое количество проживающих — 1,9 тыс. человек на 809 квартир и 787 парковочных мест. Вариант был интересен тем, что дома должны были размещаться по линии оврагов, повторяя природную извилистость рельефа. Третий вариант проекта предполагает строительство жилых домов для 1,4 тыс. человек на 529 квартир и 575 машино-мест.
Президенту же был показал вариант ступенчатой композиции от 7 до 9 этажей и с 18-этажной высоткой на углу улиц.
Вариант ступенчатой композиции от 7 до 9 этажей и с 18-этажной высоткой на углу улиц
Высотность президента не устроила. «И я признаю, и все здесь присутствующие должны признать, что были непродуманные решения по строительству в центре, и сейчас мы не должны повторять своих ошибок, — цитирует пресс-служба слова Минниханова. — Мы настаиваем на том, чтобы в центральной части города соблюдались рекомендации по сохранению исторической застройки. Деревянной — особенно».
В итоге было предложено подыскать другие варианты строительства, а идеи проработать на проектном семинаре с различными архитектурными бюро Казани.
«В данном проекте была заложена высотная застройка, которая, на мой взгляд, могла бы существовать как некий градостроительный акцент на данном месте. Но, рассмотрев предложения, все-таки было принято решение, что проект предполагает слишком высокие параметры. Кроме того, он может оказать негативное влияние на транспортную загруженность, поэтому решено не согласовывать и его», — рассказала «БИЗНЕС Online» Татьяна Прокофьева.
«По Калинина рассматривается участок под застройку площадью 2,52 гектара, — рассказала «БИЗНЕС Online» помощник президента РТ Олеся Балтусова. — Мы с обществом охраны памятников, с центром прикладной урбанистики исследовали его досконально. В основном среда на горе деградировала, это правда, и нуждается в реконструкции. Строительная компания активно выкупает дома, однако многие еще жилые. По Третьей горе по проекту планировки действует зона размещения многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки с элементами обслуживания на первом этаже. Имеет значение то, что территория Третьей горы входит в границу исторического поселения Казани, дома входят в предмет охраны поселения как средовые. Список сейчас дорабатываем в минкульте. Когда документ утвердится, дома будут подлежать реконструкции без изменения масштаба».
Стоимость земли здесь высокая, и девелоперы, мягко говоря, не рады тем сложностям, что получаются. Вместе с тем «Аркаде» неоднократно предлагали провести проектный семинар по выработке вариантов развития этой территории с привлечением экономистов, архитектурных бюро именно города, местных. Достигнута договоренность о встрече на эту тему. «В КГАСУ появился замечательный новый современный проектный центр, именно там бы и хотелось предложить проведение. В мире есть прекрасные примеры с развитием подобных центральных территорий, когда эта частная застройка не исчезает, а перерабатывается архитекторами в дорогую, престижную, экологичную, туристически привлекательную, становится золотой: в Риге например, в Израиле есть, в Дании», — привела примеры помощник президента РТ.
ТРИ ВАРИАНТА ЖК НА УЛ. ПОДЛУЖНОЙ НЕ ПРОШЛИ ПО ВЫСОТЕ
Еще один проект от этого же застройщика — жилой комплекс на ул. Подлужной. Минниханову было предложено три варианта ЖК, которые отличались друг от друга лишь разной высотностью: начиная с двух этажей, высота от прилегающей к берегу улицы постепенно повышалась в сторону холма. Первый подразумевал высоту в 2 - 9 этажей, второй ограничивался семью этажами, третий — тремя. Минниханов обратил внимание, что улица Подлужная сегодня является территорией, где высотное строительство вообще не предполагается, и важно сохранить облик улицы с небольшим повышением в сторону холма, передает пресс-служба президента РТ. Низкоэтажные регламенты для этой территории вблизи Кремля предусмотрены и в новом проекте зон охраны Казани. Наиболее близко под новые требования — высота в 11 метров — подходит третий вариант, но и он не вписывается в регламент — превышение на 4 метра. Первый, оригинальный, вариант и вовсе выше 30 метров.
«Здесь в два этажа, здесь в три этажа умещайтесь», — поставил вердикт Минниханов.
Прокофьева пояснила «БИЗНЕС Online», что проект необходимо дорабатывать. «Если брать вариант в два-три этажа, то полностью повторять планировочное решение, что и для высокой застройки, было бы неэффективно. Поэтому застройка в 11 - 12 метров на данной территории должна быть совсем иной», — рассказала она. Действительно, этажность подразумевает и совершенно разную «экономику» проекта. Высота в 9 этажей предполагала размещение в жилом комплексе 754 человек на 304 квартиры с общей площадью жилого фонда в 24,1 тыс. кв. метров. Малоэтажная застройка предполагает эти же параметры с сокращением практически в два раза: 308 человек на 134 квартиры с общей площадью жилого фонда в 8,3 тыс. кв. метров.
«Малоэтажный проект требует корректировки, потому что он такой современный, модернистский. А если сохранять среду, то надо применить другие подходы, попытаться использовать старую систему размещения домов. Может быть, ее модернизировать в пользу сегодняшнего дня, но так, чтобы глаз находил знакомые черты», — прокомментировал «БИЗНЕС Online» Бакулин.
Добавим, что в обоих случаях рассматривались проекты от одного застройщика. Судя по всему, речь идет о строительной компании «Аркада», владельцем которой является Рафаэль Гильфанов. Согласно базе данных «Контур-Фокус», по итогам 2015 года компания получила убыток в 3,4 млн. рублей при балансе в 9 млн. рублей и выручке в 11 млн. рублей. Впрочем, есть еще СК «Аркада», финансовые результаты которой более успешны: чистая прибыль составила 4,7 млн. рублей, баланс — 336 млн. рублей, выручка — 33 млн. рублей. Учредителем также является Гильфанов. Из объектов — компания строила дом по ул. Достоевского, 50. Кроме того, он засветился в качестве собственника старинного деревянного дома на ул. 2-я Привольная (недалеко от улиц Тихомирнова и Вишневского), который, к неудовольствию градозащитников, сгорел дотла в середине октября. Вероятно, на это и намекнул президент, когда упомянул о необходимости сохранять деревянную застройку.
Рустаму Минниханову было предложено три варианта ЖК, которые отличались друг от друга лишь разной высотностью
ДОМ МИХЛЯЕВА (ДРЯБЛОВА): «ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ ЗАДАЧА БЫЛА ОСТАНОВИТЬ ДВИЖЕНИЕ ГРУНТОВ»
Наконец еще один объект, который рассматривал президент, представлял собой не новое строительство, а возрождение. Речь о доме Михляева (Дряблова) — единственном сохранившемся в Татарстане доме гражданской архитектуры петровского времени. Предположительно, в 1722 году здесь останавливался проездом российский император Петр I.
Напомним, поручение спасти самый старый гражданский дом президент Татарстана дал в 2011 году. Балтусова говорила о необходимости противоаварийных работах в доме первым делом, вступив в должность помощника президента РТ. Однако тогда внимание было переключено на более аварийные — деревянные — строения, которые не могли ждать. Противоаварийные работы в доме Михляева начались в прошлом году, с подключением к делу известного в РТ банкира Роберта Мусина. О завершении работ Балтусова сообщила в начале ноября. «Принимали окончание противоаварийных работ на доме Михляева (Дряблова) (Мусы Джалиля, 18, самое старое гражданское здание Казани, петровское время). Огромный этап прошли, первая и вторая очередь всего на 56 млн. рублей. Спасибо Татфондбанку (инвестор), ООО „Сувар Девелопмент“ (технадзор) и ООО „Реставратор“ (подрядчик). И лично Игорю Матвееву, автору проекта противоаварийных и консервационных работ», — написала тогда помощник президента на своей странице в «Фейсбуке». — «Был укреплен склон с устройством свайного поля, проинъектированы стены, своды, укреплен фундамент, обустроен силовой каркас в виде лесов и подпорок, установлена временная кровля с сохранением родной стропильной системы».
«В доме сухо, просторно после вывоза векового мусора, ощутимы его объемы в 1500 кв. метров. Обнаружился старый паркет. Теперь дом пригоден для реставрации и приспособления, он больше не руина, а дом. Осталось решить, под что приспосабливать», — написала Балтусова.
Дом Михляева — единственный сохранившийся в Татарстане дом гражданской архитектуры петровского времени
О деталях президенту рассказывал Матвеев.
— Здания врезаны в холм, они все «едут». Первоочередная задача была остановить движение грунтов. По периметру здания обеспечено свайное поле — 10-метровые сваи 60 сантиметров толщиной, — рассказал президенту Матвеев.
— И сколько еще надо денег, чтобы это здание хотя бы... — спросил Минниханов.
— Еще нет проекта реставрации и нет цели приспособления, нет даже предложений, — объяснила сложности Балтусова.
Среди вариантов рассматривалось размещение в здании библиотеки с книгохранилищем, однако ее строительство заставит еще более усиливать здание, что и без учета реконструкции приведет к двукратному удорожанию стройработ.
«Или это государственный орган, который мог бы здесь расположиться, или это музей, или это относящееся к церкви, — перечислила Балтусова возможные варианты. — Касательно дома Михляева есть решение по продолжению реставрации и приспособлению к культурной или социальной функции. Сначала должен быть разработан проект реставрации, затем приспособление. Это самый старый жилой дом не только в Казани, но вообще в республике, решение по приспособлению должно быть взвешенным. Для меня самым важным решением является продолжение работ на нем. Значит, дом будет жить. Нет решения по библиотеке — найдем другое. Хотя жаль: как читальный зал отдела древних рукописей или лаборатория старых документов он бы очень подошел», — пояснила помощник президента РТ в разговоре с «БИЗНЕС Online».
Минниханов резюмировал: «Подумаем». Институту «Татинвестгражданпроект» дано поручение по разработке проекта реставрации на все здание.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 179
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.