Заместитель председателя Волго-Вятского банка Сбербанка России — управляющий отделением «Банк Татарстан» Рушан Сахбиев Заместитель председателя Волго-Вятского банка Сбербанка России — управляющий отделением «Банк Татарстан» Рушан Сахбиев

«МЫ ОСОЗНАНО НЕ ШЛИ В ПРОЕКТЫ С ВЫСОКИМ РИСКОМ. КАК ПОКАЗАЛА ЖИЗНЬ, ЭТО БЫЛИ ПРАВИЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ»

Заместитель председателя Волго-Вятского банка Сбербанка России — управляющий отделением «Банк Татарстан» Рушан Сахбиев провел накануне ставшую уже традиционной предновогоднюю встречу с журналистами. Интерес к ней подогревали события вокруг Татфондбанка. Однако в самом начале банкир попросил журналистов не касаться этой темы, так как, «во-первых, это неэтично, а во-вторых, мы владеем точно такой же информацией, что и вы». Конечно, просьба Сахбиева разочаровала журналистов, однако позднее в разговоре он нет-нет да и возвращался к животрепещущему вопросу.

По мнению Сахбиева, 2016 год оказался удачным для руководимого им отделения. Прибыль только по Татарстану в 2016 году составила 12,6 млрд. рублей, что на 2,5 млрд. больше, чем в 2015 году (+24,5%). Привлеченные средства юридических лиц за 2016 год останутся примерно на уровне 2015 года — около 80 млрд. рублей, хотя оборот денежных средств увеличился в 1,5 раза. Привлеченные средства населения выросли примерно на 12 млрд. рублей до 170 - 171 млрд. рублей (+7,6%). По юридическим лицам кредитный портфель увеличится на 8 млрд. рублей и составит порядка 150 млрд. рублей (+5,6%), а розничный портфель — на 7 млрд. рублей до 91 млрд. рублей (+8,3%). По-прежнему львиную долю в розничном портфеле составляют ипотечные кредиты (56 млрд. рублей). По итогам года Сбербанк займет в этом сегменте 53% татарстанского рынка. Для сравнения: по потребительским кредитам доля Сбербанка составит 22%.

Сахбиев с удовлетворением отметил, что в 2016 году удалось не допустить рискованных операций и сократить просроченную задолженность. Так, по корпоративным кредитам у Сбербанка в Татарстане за 2016 год просрочка снизилась более чем в два раза — с 4 до 1,9%, правда, по кредитному портфелю физлиц снижение не такое значительное — с 4,8 до 4,6%. При этом по ипотеке просрочка порядка 1 - 1,5%, а по потребительским кредитам — 7 - 8%. «Мы считаем, что у нас очень качественный кредитный портфель, и мы не видим для себя каких-то угроз по нашим крупным клиентам и среднему бизнесу. Мы осознано не шли в проекты с высоким риском. Как показала жизнь, это были правильные решения», — отметил Сахбиев.

.

«УРОВЕНЬ НЕВОЗВРАТА КРЕДИТОВ У МАЛОГО БИЗНЕСА ДОХОДИТ ДО 20 ПРОЦЕНТОВ»

При этом он выразил озабоченность ситуацией с МСБ. «2016 год нельзя назвать годом активного кредитования малого бизнеса. Сейчас уровень невозврата кредитов у малого бизнеса в целом по российскому банковскому сектору доходит до 20 процентов. Такой уровень невозврата значительно выше, чем банки могут себе позволить. Поэтому в размер кредитной ставки приходится закладывать риск невозврата», — рассказал банкир. По его мнению, это связано с общей ситуацией в экономике России — экономический кризис, снижение портфеля заказов и потребительского спроса, негативные изменения в налогообложении и т. д. «Задача банковской системы — подобрать такую модель, которая бы увеличивала доступ малого бизнеса к кредитам, не накладывая на них дополнительных нагрузок, связанных со сбором большого количества ненужных документов, но и не увеличивала бы риски самих банков», — сказал Сахбиев.

По его словам, такая система оценки деятельности предпринимателя, построенная на технологиях Big Data — с учетом и его налоговой дисциплины, активности с контрагентами, аккуратности в проведении расчетов, в Сбербанке уже создана и проходит процесс обкатки. «Это достаточно революционный подход, который более точно позволяет прогнозировать возвратность кредита, нежели чем простое изучение бумаг и отчетностей», — подчеркнул представитель Сбербанка.

.

«СБЕРБАНК — ЭТО НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ. ЗАЧЕМ НАМ УХУДШАТЬ ЕГО КАЧЕСТВО?»

Сахбиев успокоил своих сотрудников и опроверг слухи о дальнейшем сокращении персонала в связи с оптимизацией расходов и развитием дистанционных методов оказания услуг. По его словам, численность сотрудников татарстанского отделения уже достигла критической величины, снижение которой проблематично. «Сейчас у нас работают около 4500 сотрудников, и 90 процентов из них заняты в бизнес-операциях. Лишь 10 процентов сотрудников Сбербанка в Татарстане занимаются поддерживающими функциями — поддержка клиентов и т. д.», — подчеркнул он.

Журналисты спросили Сахбиева, нет ли в Сбербанке очередей на снятие денег из-за паники, связанной с проблемами у Татфондбанка? «А что, 12 миллиардов прибыли у банка „Татарстан“ и более 500 миллиардов рублей прибыли у Сбербанка вас не убеждают? — удивился банкир. — Поверьте, сейчас бизнес Сбербанка и качество его активов находятся на очень высоком уровне. Так что у нас очереди увеличились, но не на снятие денег. Наоборот, люди вкладывают средства на депозиты, переводят к нам, в том числе зарплатные проекты». Он пояснил, что всегда в условиях раскачивания ситуации люди стремятся сохранить свои активы в «тихой гавани». «В этом смысле Сбербанк — идеальное место», — подчеркнул Сахбиев.

Журналисты продолжали искать способы вывести Сахбиева на тему Татфондбанка и спросили, почему Сбербанк не участвует в санации других банков. Тот сослался на экономическую неэффективность этого процесса. «Если мы видим, что это повлечет убытки для нашего банка, для акционеров, то такая операция, просто исходя из принципов экономической обоснованности, совершаться не должна», — подчеркнул он.

«Но другие же банки участвуют в санации, они считают это выгодным для себя?» — спросил корреспондент «БИЗНЕС Online».

«Мне такие примеры не известны, чтобы кому-то это было выгодно», — категорически ответил Сахбиев и подчеркнул, что Сбербанк — самодостаточная организация и вопрос расширения своего бизнеса путем присоединения проблемных банков или проблемных активов перед ним не стоит. «Это нам не нужно. По большому счету Сбербанк — это национальное достояние. Зачем нам ухудшать его качество? Мы подходим к этой теме прагматично: если исходя из экономической целесообразности решение будет эффективным, то руководство примет такое решение. Но пока такой целесообразности мы не видим», — закрыл тему управляющий отделением «Банк Татарстан».

.

«ТЕ, КТО ЖЕЛАЛ, ТАКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ УЖЕ ПОЛУЧИЛИ»

Среди достижений 2016 года Сахбиев выделил участие совместно с компанией Google в пилотном образовательном проекте «Бизнес класс», в котором приняли участие около 12 тыс. начинающих предпринимателей Татарстана. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о его дальнейших перспективах для республики, ведь Google планирует в 2017 году реализовать его в Екатеринбурге, Сахбиев отметил, что и в следующем году любой желающий из Татарстана сможет пройти онлайн-курсы, однако очных консультаций специалистов, общения с наставниками больше не будет. «Мы считаем, что в Татарстане этот этап уже пройден. Те, кто желал, такую возможность уже получили», — подчеркнул Сахбиев. Правда, есть и положительные новости: Сбербанк ведет переговоры о проведении в Татарстане новой пилотной образовательной программы для бизнесменов с «другой очень крупной международной компанией», которую банкир называть пока отказался. «Я думаю, что в конце января 2017 года мы сможем анонсировать программу. Это будет отличная от „Бизнес класса“ пилотная обучающая программа, которую планируется опробовать на Татарстане, а потом распространить на всю Россию», — сообщил Сахбиев.

.

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ПОТОМ КАРТУ ПОЛОЖИТ В ДАЛЬНИЙ ЯЩИК СТОЛА, ТО, ЗНАЧИТ, ПРОЕКТ НЕ РАБОТАЕТ»

Также он рассказал о ходе реализации проекта выпуска карт жителя республики РТ. На сегодняшний день выпущено около 2000 карт для жителей Зеленодольска. «Наша задача — по максимуму выдать эти карты. Но на этом проект не заканчивается. Если человек потом карту положит в дальний ящик стола, то, значит, проект не работает. Мы хотим, чтобы люди пользовались и социальными сервисами, которые заложены в эту карту, и финансовыми услугами», — подчеркнул банкир. Однако, по мнению Сахбиева, потребуется как минимум полгода, чтобы жители пилотного города привыкли к ним и стали эффективно пользоваться всеми возможностями, заложенными там. Пока же в основном зеленодольцы используют их как скидочные карты.

По словам Сахбиева, предполагается, что следующим городом, где начнут выдаваться карты жителя республики РТ, станет Казань. Однако пока окончательно не решен вопрос, кто и сколько будет платить за реализацию этого проекта. «Нужно выпустить карты, поставить считывающее оборудование, разработать программное обеспечение и т. д.», — отметил Сахбиев, назвав проект достаточно затратным, не раскрывая, впрочем, его бюджета.

.

«ПАРАДОКС: САМЫЕ КРУПНЫЕ ПОКУПКИ НЕВОЗМОЖНО СОВЕРШИТЬ ЧЕРЕЗ ПЛАСТИКОВУЮ КАРТОЧКУ»

Говоря о перспективах, банкир выразил надежду, что 2017 год переломит тенденцию и принесет экономический рост. «Для банков это критически важно — на падающем рынка всегда растет просрочка, более консервативно оцениваются риски и т. д. Мне кажется, что самое плохое уже позади. По крайней мере, по многим нашим клиентам идет хорошая динамика, компании чувствуют себя хорошо», — отметил Сахбиев. Большие надежды он связывает с развитием IT-отрасли. Так, недавно стало известно, что Сбербанк намерен разместить около 1000 сотрудников своей дочерней компании «Сбербанк-технологии» в Иннополисе. «Самое главное — это тот продукт, который они будут там производить. На мой взгляд, IT-потенциал Татарстана — это новая нефть. Сейчас идет процесс накопления знаний и идей, которые потом перерастают в прорывные продукты», — подчеркнул банкир.

Своим приоритетом на 2017 год Сахбиев назвал работу по уменьшению наличного оборота. Прорывом 2016 года он назвал заключение с компанией ТТС соглашения, позволяющего покупать автомобили по пластиковым картам. «В планах на 2017 год — добиться таких же соглашений с девелоперами по покупке квартир по безналичной оплате. А то у нас был парадокс: самые крупные покупки невозможно было совершить через пластиковую карточку, потому что продавец не готов был нести комиссионное вознаграждение за операцию торгового эквайринга», — рассказал банкир.

.

«СИТУАЦИЯ УСПОКАИВАЕТСЯ, ЧИСТКА БАНКОВ ПОДХОДИТ К КОНЦУ»

Драйверами роста банковской сферы в 2017 году, по мнению Сахбиева, станут снижение инфляции и последующее снижение ставок по кредитам и по депозитам. «Мы ожидаем, что совершенствование системы оценки риска позволит нам в следующем году по росту кредитного портфеля в корпоративном сегменте и в рознице опередить рост рынка в целом. Правда, если не произойдут какие-то тектонические сдвиги в экономике», — сказал управляющий отделением «Банк Татарстан», напомнив, что таких форс-мажоров, которых никто заранее не может предвидеть, но которые коренным образом меняют весь политический и экономический ландшафт, в истории России уже было немало.

Впрочем, Сахбиев уверен, что в 2017 году банковскую сферу России не ждут большие потрясения. «Ситуация успокаивается, чистка банков подходит к концу», — отметил он, дав понять, что случившееся с ТФБ не носит системный характер. По словам представителя Сбербанка, в основном проблемы возникают у тех банков, которые ведут рискованную кредитную политику. «Ключевая компетенция банка — умение торговать рисками. Если у тебя это получается лучше других, то ты имеешь возможности снижать кредитные ставки», — подчеркнул Сахбиев, закончив разговор с журналистами на оптимистичной ноте и выразив надежду на отложенный спрос — вместе со стабилизацией экономики вновь станут актуальными инвестиционные проекты, которые были заморожены в 2014 - 2016 годах.