В каком же банке хранить свои сбережения? В каком же банке хранить свои сбережения? Фото: ©Руслан Кривобок, РИА «Новости»

«К СОЖАЛЕНИЮ, ХОРОШЕГО ИСХОДА НЕ БУДЕТ»

Фоат Комаров — совладелец АО «СМП-Нефтегаз»:

— Я терял деньги на рынке ценных бумаг, а вот, чтобы в банках зависали суммы, были какие-то потери, такого не было. Советовать сейчас что-то клиентам Татфондбанка, как говорится, это как мертвому припарки. Им уже советы не нужны, они потеряли деньги, это катастрофа. И вероятность того, что деньги вернут, практически нулевая. К сожалению, банковская система так построена, что реальные денежные средства уже потрачены, остались ликвидные активы. И с них получить ресурс тот же адекватный практически невозможно.

Люди должны дробить свои вложения, вкладывая их в разные банки. Есть гарантированный возврат 1,4 миллиона рублей. Если у человека есть 5 миллионов, он должен четыре вклада сделать, по 1,25 миллиона в разные банки. Тогда при любом банкротстве гарантированно он свои деньги получит. Пусть через три-четыре месяца, но получит. Вообще, произошедшее с ТФБ — печальный факт, ситуация очень напряженная и рискованная, потому что это один из столпов банковской структуры Татарстана и все это отразится на банковской системе очень сильно. Впереди могут быть еще более тяжкие последствия.

Флун Гумеров — президент ювелирной компании «Алмаз-Холдинг»:

— Многие, наверное, помнят первый серьезный банковский кризис Инкомбанка — это 1998 год. Это был один из первых крупных коммерческих банков. У нашей компании «Алмаз-Холдинг» там находились открытые счета, и тогда мы столкнулись с ситуацией, когда зависают деньги. В большом бизнесе не бывает побед и поражений, бывают неправильные выводы, и тогда мы, надеюсь, сделали правильные выводы, перевели все счета и счета наших партнеров в Сбербанк. Нам удалось избежать удара.

И произошедшее с Татфондбанком — тяжелый удар, особенно для простых вкладчиков. В такой ситуации я бы посоветовал им успокоиться. Государство свои обязательства выполнит, и застрахованная часть будет выплачена. Кто же держал суммы больше застрахованного лимита, тем остается надеяться, что решение регуляторов поможет стабилизировать ситуацию. Все-таки у банка есть определенные активы и немаленькие, уверен, новый собственник, возможно, не сразу, но будет возвращать деньги. А сегодня поддаваться панике не надо. Кроме потраченных нервов ничего это не даст.

Павел Сигал — первый вице-президент «ОПОРЫ России»:

— Мне лично не приходилось терять деньги в банке. Я профессионал и знаю, в каких банках можно деньги держать, а простым людям очень сложно было предвидеть, что подобное произойдет с Татфондбанком. На днях как раз там ввели временную администрацию, это значит, что замораживаются на три месяца все платежи. Что касается последствий, к сожалению, хорошего исхода не будет. Все-таки это один из системообразующих банков. 76 миллиардов рублей вкладов, несколько миллиардов на счетах компании, которые тоже подпадают под мораторий...

Сергей Акульчев — генеральный директор ООО «Акульчев»:

— Я думаю, что мы все столкнулись с этой ситуацией в начале 90-х, у нас родители на сберкнижках хранили деньги, собирая их на 18-летие ребенка. Какие-то банки в лихие 90-х закрывались, и, к сожалению, это продолжается, нынешние банки неожиданно для вкладчиков допускают подобное. Какая-то безумная политика, видимо, была у банка. Конечно, надеюсь, что вопрос решится, потому что произошедшее крайне негативно и для республики, и для ее имиджа. Что касается советов пострадавшим, я бы в первую очередь посоветовал набраться терпения и быть настойчивым. С одной стороны — не паниковать и не рвать на себе волосы, с другой — настойчиво добиваться правды и возмещения денежных средств. Можно ли себя застраховать от подобного? В теории, конечно, мы можем сказать какие-то красивые слова, но по большему счету, если вы не в банковской сфере, если вы не знаете инсайд, то вряд ли можете что-то сделать. Все ведь происходит не в один день, этому предшествуют какие-то сигналы и, если вы не из банковской сферы, то можете эти сигналы не понимать. Для обывателя это, к сожалению, недоступная информация.

«НЕОБХОДИМО ПРОСМАТРИВАТЬ БАЛАНСЫ БАНКОВ, ОНИ ПУБЛИКУЮТСЯ НА САЙТЕ ЦЕНТРОБАНКА»

Венера Иванова — председатель финансового комитета ТПП Набережных Челнов и Закамья, экс-гендиректор Автоградбанка:

— Вкладчикам, я думаю, не надо ничего бояться, огорчаться. В течение 14 дней будет определен банк, через который будут возвращены вклады, застрахованные государством, в пределах 1,4 миллиона рублей. Здесь, думаю, никаких сложностей не будет, мораторий как раз является страховым шагом. Важно сохранять спокойствие и во время выдачи вкладов не бежать в первый же день, образовывая столпотворение. Деньги можно будет забрать в течение действия моратория, то есть в течение трех месяцев. Минус, конечно, в том, что на эти деньги не будут начисляться проценты.

Вкладчикам в первую очередь совет — размещать средства в разных банках и в пределах страховой суммы. Во-вторых, если человек более-менее финансово грамотный, необходимо просматривать балансы банков, они публикуются на сайте Центробанка, и есть информация на «Банки.ру», отслеживать насколько прибыльно, рентабельно работает банк. Если он периодически допускает убытки, то это уже определенные вопросы. Есть определенные нормативы в банковской сфере, которые устанавливаются Центробанком. Если есть изменения в сторону ухудшения, это как раз говорит о ситуации, что у банка могут быть определенные проблемы. Также простым гражданам не надо гнаться за большими процентами. Если банк привлекает ими клиентов, значит, он чувствует проблемы со своей ликвидностью, бывают такие моменты. Хотя у Татфондбанка ставки были рядовые, самая высокая, по-моему, была 9 процентов. Так что необходимо следить хотя бы за информацией, которую публикуют в СМИ о финансовом положении банка.

По поводу Автоградбанка были, конечно, оттоки вкладов, были кризисы не один раз, наверно, два или три. Массово клиенты приходили за деньгами, это было как раз в начале ипотечного кризиса во всем мире, который начинался с Америки. А учитывая, что мы были ипотечным банком, к нам ринулись все вкладчики, плюс в интернете распускались определенные слухи. Здесь основная задача — снять ажиотаж, необходимо обязательно удовлетворять требования вкладчиков. Потому что если кому-то отказать, то начинается резонанс, и дальше сложнее стабилизировать ситуацию. Да, у нас были сложные моменты, но мы находили выход, нам помогали акционеры, другие банки. Мы выправлялись и, в принципе, моментально отдавали деньги, которые занимали.

Марат Галеев — заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

— Есть несколько вариантов развития событий, но, я думаю, никто не скажет точно сейчас, как именно будет развиваться ситуация вокруг Татфондбанка — это, во-первых. Во-вторых, понятно, что репутационные потери известные есть, от этого никуда не уйдешь. Тем не менее нельзя сказать, что ситуация совсем печальная. Вообще, сейчас нельзя быть многословным никому, если мы хотим чтобы ситуация не ухудшалась. Рецептов не попасть в подобную ситуацию нет, риск есть везде. Деньги — это такая штука, что гарантий не может дать даже Господь Бог, поэтому абсолютно надежных мест на Земле не существует. Было написано немало книг, достаточно серьезных, которые говорили, что никогда, скажем, ипотечные компании в Америке, которые, по сути, являются крупными ипотечными банками, не рухнут, у них настолько большие гарантии и прочее. Но в 2008 году многие из них все же обвалились.

«ВСЕ, КТО ЗАРАНЕЕ ВЛАДЕЛ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ, СВОИ ДЕНЬГИ ОТТУДА УЖЕ УНЕСЛИ»

Сергей Пасечник — гендиректор Companion SP:

— Да, был у меня такой печальный опыт с банком «Казанский», с которым работали лет 20. Ситуация была внешне похожа на ситуацию с Татфондбанком: в конце года, когда нужно подбивать итоги, идут срочные проплаты, люди готовятся к каникулам новогодним... Это всегда вредит нашему бизнесу. Пока ты ищешь средства из других источников, проходит три-четыре дня, неделя. Эта неделя серьезно сказывается на бизнесе. Поэтому все в основном на личных связях, на доверии, на репутации. Что посоветовать вкладчикам? Есть такая крылатая фраза: вы там держитесь. Хочется пожелать, чтобы эта ситуация как можно быстрее разрешилась, нашлись деньги других, параллельных банков, которые дадут кредит. Ясно, что это пятно на репутации финансов Татарстана.

У меня проблемы хранения денег нет. Они все в бизнесе, а вот простым людям что делать? Если слушать аналитиков, то лучше в одной корзине не хранить все золотые яйца. Может быть, в долларах, может, в евро, еще лучше — купить фунты стерлингов английские, потому что курс фунта самый высокий. А можно вкладывать в путешествия. По хорошим ценам, тарифам уже на следующий сезон. Так делают пенсионеры зарубежные — путевки с фиксированным курсом. В нашей компании есть и такие предложения. Это касается не только путешествий, но и санаториев, лечения, плановых операций. Это все то, что мне знакомо.

Айдар Шагимарданов — президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ:

— Слава Богу, деньги в банках я не терял. Мусульмане не хранят деньги в банках, у мусульман деньги всегда в работе. У нас есть несколько компаний в Татарстане, России, которые занимаются финансированием по исламским принципам. И если возникает необходимость привлечения денежных средств, то мы обращаемся в эти компании. Раз такое уже произошло, то вкладчикам Татфондбанка я бы посоветовал терпения и ждать выплат АСВ, а в дальнейшем — анализировать, где и с каким банком работать. Думаю, для экономики Татарстана глобальных последствий не будет, потому что все, кто заранее владел инсайдерской информацией, свои деньги оттуда уже унесли, поэтому для экономики больших проблем, я считаю, не возникнет.

Сбережения нужно всегда пускать в работу, а не хранить. В исламе все четко и однозначно обговорено, что все деньги должны быть в работе, категорически нельзя отдавать деньги куда-то под проценты, потому что надувается мыльный пузырь. Вот эти мыльные пузыри с определенной периодичностью и лопаются. И те люди, которые не слушаются законов Божьих, к большому сожалению, попадают в такие большие минусы. У простых людей, пенсионеров есть возможность отнести деньги в центр партнерского банкинга, и там по исламским принципам экономики они будут участвовать в том или ином бизнесе. То есть их деньги не будут за счет чего-то непонятного надуваться, они будут вложены в какой-то конкретный проект. Они будут вместе с этим проектом зарабатывать.

Михаил Скоблионок — предприниматель, президент еврейской национально-культурной автономии Татарстана:

— Нет, я никогда не терял деньги в банках, у меня такого опыта нет. А все потому, что я их никогда там не держал. Деньги надо вкладывать, чтобы они работали, а не лежали в банках. Что я могу посоветовать вкладчикам Татфондбанка? Не знаю, но сейчас банки повсеместно закрываются. Я не экономист, чтобы говорить, чем закончится эпопея с Татфондбанком, но его будут вытаскивать, а вытащат или нет — это уже другой вопрос. Простым людям хочу сказать, что в крайнем случае храните деньги в долларах или евро.

«У НАС В ТАТАРСТАНЕ ОЧЕНЬ МУДРОЕ РУКОВОДСТВО...»

Наиль Бикмуллин — генеральный директор ГК «Еврокаскад»:

— Мне повезло, с такими ситуациями я, слава богу, не сталкивался. У нас были случаи, когда у банка «Казанский» были проблемы, но мы благополучно свои деньги вытащили и, к счастью, у банка потом все наладилось. Что касается совета вкладчикам ТФБ, универсальный совет — терпите, ждите, ситуация может улучшиться. И я бы его дал, если бы был наивным.

К сожалению, верить обещаниям сейчас, не знаю, можно ли. Конечно, хотелось бы, чтобы банк встал на ноги. Насколько я знаю, только у наших жителей, моих земляков в нем 70 - 80 миллиардов рублей вкладов. И потом Татфондбанк — крупный банк, его руководитель Роберт Мусин очень серьезный, умный. Я думаю, что он найдет выход из этой ситуации и республика ему поможет.

Ильдус Исламов — гендиректор НПО «Татэлектромаш»:

— Мы деньги в банках не теряли, но сегодняшняя ситуация отражается на наших покупателях. У них деньги в Татфондбанке, и есть риск, что до нас эти средства не дойдут, либо потребителям придется искать другие возможности, чтобы рассчитаться с нами. Как бы то ни было, ситуация отразится и на нас. Думаю, сейчас уже поздно что-то предпринимать вкладчикам. У нас был счет в Татфондбанке, небольшие деньги. Когда банк на день задержал платеж (это было месяц назад), мы сразу счет закрыли. Вы же понимаете, что сегодня идет концентрация банковского сектора, местным организациям становится жить все труднее. Если уж средства хранить, то в этой ситуации надежнее пользоваться услугами федеральных банков. Но лучше, конечно, вовсе их не хранить, а сразу инвестировать в производство. Деньги, которые лежат в банке, — это все равно что земля, которая не работает. Практика показывает, что они могут и пропасть. Многие потеряли средства из-за валютного скачка, и с банками ситуации повторяются. Зато то, что вложено в производство, приносит дивиденды каждый день.

Речь, конечно, идет в первую очередь о деньгах предприятий. Физлица-то свои вклады до 1,4 миллиона все равно вернут через АСВ — не защищен бизнес. Последствия, вероятно, будут достаточно серьезными для некоторых предприятий и их поставщиков. Ведь самое ценное для бизнеса сейчас не столько товар или репутация, сколько покупатели. Сейчас к тому же конец года, нужно платить зарплату, люди рассчитывали на эти деньги.

Захид Махмуди — издатель и главный редактор татарских газет:

— Я один раз чуть не потерял деньги в банке. Я был клиентом банка БТА, тогда был большой ажиотаж, решался вопрос с санацией, народ поднял панику, начал срочно снимать деньги со счетов. Но, к счастью, я не потерял свои деньги. Что касается клиентов Татфондбанка, то им остается надеяться и ждать. У нас в Татарстане очень мудрое руководство, помните же ситуацию с обманутыми дольщиками, начали им помогать. Думаю, Татфондбанк выплывет. Его под свое крыло возьмет сильный, например,«АК БАРС» Банк или другой банк. Верю в это почему-то.

Где хранить деньги? Года три-четыре назад люди стали скупать золото, акции, но не простые, а «голубые фишки». Сейчас же и это стало невыгодным. Сейчас можно играть только на коротких дистанциях, надолго деньги не вложишь. Я считаю, что сейчас выгодно вкладывать в недвижимость. Хоть и говорят, что она падает в цене, но это не так.