.

«ФОКУСЫ» ОТ АДИЛЯ ШИРИНОВА

Вот уже второй раз за этот год ПАО «Газпром» открывал в Татарстане новые автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). Точкой старта 6 заправочных комплексов стала Казань — новая АГНКС расположилась на проспекте Победы, прямо за ТЦ «Южный». Впрочем, оттуда же дали старт и остальным станциям — в Лениногорске, Елабуге, Набережных Челнах, Азнакаево и Алексеевском...

К мероприятию «Газпром» подготовился тщательно, журналистам даже раздали «сухой паек» и предложили горячего чая — видимо, понимали, что ожидание главных боссов будет долгим. Традиционно гостей ожидали и сотрудники самой компании в соответствующей униформе — массовка. По обыкновению же, не обошлось без выставки автомобилей с оборудованием на метане. LADA Vesta на 100 км расходует 6,27 куб. м метана, Skoda Rapid Taxi расходует газ чуть больше — 8 куб. м, а спортивная LADA Granta ATC AutoSport и вовсе 40 куб. метров. Возле автомобилей Ford Focus и Ford Transit стоял первый вице-президент и исполнительный директор СП Ford Sollers Адиль Ширинов. «Мы сегодня представляем Ford Focus, который сделан с учетом газомоторной тематики, — указал он корреспонденту „БИЗНЕС Online“ на экспозицию своей компании. — Считаем, что такое топливо — будущее России. И мы хотим быть в числе передовых компаний. Это решение у нас поставлено на конвейер, сделано в промышленных условиях, и мы готовы во Всеволожске по Focus уже принимать заказы и исполнять данные машины».

На вопрос о том, дороже ли будет стоить автомобиль с оборудованием на метане, Ширинов заметил, что в этом смысле в первую очередь нужно учитывать стоимость владения машиной, а не только ее покупки. По его мнению, эксплуатация авто на метане будет намного выгоднее как для частного лица, так и для компании: «Естественно, федеральная поддержка и внимание к газомоторной тематике, субсидии позволят на первом этапе сделать это предложение еще более интересным или, по крайней мере, компенсировать изначальные затраты. А в целом мы говорим о том, что стоимость владения таким автомобилем однозначно более выгодное решение».

Ширинов, кстати, заметил, что появление на рынке первых автомобилей Ford на метане можно ожидать уже в течение первого полугодия 2017-го. «Это вопрос, связанный с инфраструктурным развитием и с сегодняшним мероприятием — открытием АГНКС, — добавил собеседник, — они должны идти как минимум параллельно, а лучше, чтобы эта инфраструктура развивалась быстрее, чтобы во всех регионах страны можно было использовать». Представителей тольяттинского автозавода возле своих автомобилей не оказалось. А так хотелось порасспрашивать о Vesta...

.

ПОДАРОК НА НОВЫЙ ГОД

Президент Татарстана Рустам Минниханов и председатель совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков, прибыв на станцию, осмотрели авто, среди которых, кстати, помимо LADA и Ford был и «КАМАЗ». Это, впрочем, неудивительно. Камский автогигант — стратегический партнер «Газпрома» по развитию рынка газомоторки. Когда гости дошло до сцены, начальник АГНКС №5 Вадим Камаруллин объявил о запуске своей станции с пропускной способностью 240 автомобилей в сутки. «Не замерзли?» — вежливо поинтересовался у общественности Зубков, в ответ — молчание. Сказать о том, что ждать начальство было немного прохладно, никто не решился.

«Это событие имеет серьезное значение как для потребителей природного газа Татарстана, так и для развития рынка газомоторного топлива России, — начал Зубков, взяв микрофон. — Нам удалось за три года развернуть серьезную работу по этому направлению в 21 регионе страны». Он напомнил, уже во второй раз за год вводит в строй заправочные комплексы в Татарстане. Летом этого года три заправки запустили в Зеленодольске, Нижнекамске и Бугульме. Зубков заметил, что это закономерный результат совместной работы с руководством республики: «Татарстан — один из ведущих потребителей газомоторного топлива в России». К слову, к 2020 году «Газпром» планирует довести потребление газа в России до 4,5 млрд. куб. м в год и инвестировать в развитие инфраструктуры порядка 80 млрд. рублей.

.

«Это перед Новым годом нам серьезный подарок, — подчеркнул Минниханов. — Мы параллельно ведем работу по приобретению транспорта на газомоторном топливе. В последние годы мы самый активный регион. Порядка тысячи машин [на метане] уже купили. Есть программа субсидирования, 800 автомобилей переоборудовали. Эта работа будет продолжена». И по видеосвязи главы городов вместе с начальниками станций дали старт АГНКС.

«КОГДА ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ СЛИТЬ — МЫ ВСЕГДА СЛИВАЕМ»

Главным экономическим эффектом от создания инфраструктуры председатель совета директоров «Газпрома» назвал то, что за два последних года в Татарстане почти в два раза увеличилось потребление газа. «Значит, появился реальный потребитель, который приобретает топливо по 12 - 13 рублей, а не по 36 - 40. Есть разница? Конечно, есть!» — гордо заявил Зубков во время брифинга и призвал использовать метан в сельском хозяйстве, на общественном транспорте и в ЖКХ. После брифинга гендиректор компании «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев рассказал, что общий объем потребления КПГ в Татарстане по итогам года составит порядка 25 млн. куб. метров. К слову, летом этот показатель составлял 14,1 млн. куб. м, а загрузка 10 станций в РТ была на уровне 18%. «Сейчас главное — АГНКС загрузить», — добавил после Лихачев.

.

Минниханов подчеркнул, что раньше «головной болью» владельцев автомобилей на метане была долгая заправка баллонов, теперь этот вопрос решен. Заправка легкового автомобиля, по словам президента РТ, на станции займет минуту, а грузового — 5 минут. «Старый автомобиль, „КАМАЗ“ с „Евро-1“, прошел реновацию и теперь [стал] „Евро-4“, еще добавить — и [будет] „Евро-5“, — привел пример президент. — Это мировой уровень. Это очень важно. Нам всем не нравится, когда позади „КАМАЗа“ ехать невозможно». Кроме того, глава республики не забыл упомянуть еще об одном важном моменте при переводе машины на метан: «Не секрет, что когда есть возможность слить, мы всегда сливаем. Здесь возможности нет, значит, воровства не будет».

Брифинг закончился новогодним поздравлением в адрес журналистов. Жаль только, никто из VIP'ов так и не упомянул о перспективах строительства завода по сжижению газа в Чистополе. Напомним, завод СПГ, по оценкам «Газпрома», должен был стоить порядка 9 млрд. рублей. Проектные работы должны начаться в этом году. Мощность завода — 200 тыс. т к 2030 году. Тем не менее никаких подробностей о том, на какой стадии строительства сегодня находится предприятие, так и не раскрыли. Напомним, ранее говорилось, что оно должно заработать уже в 2016-м. Видимо, пока «Газпром» решил сконцентрировать внимание на компримированном газе.