«ТАЛИЮ МИНУЛЛИНУ ВОЗЬМИТЕ. НЕМНОЖКО ПОХУДЕЕТ!»

В зале Института экономики, управления и финансов КФУ, где подвели итоги шестого сезона проекта «Фабрика предпринимательства», собрался символический комитет инвесторов из примерно 200 человек, которые принимали решение: вкладывать деньги или нет в тот или иной проект финалистов. А в жюри оказались представители власти и бизнеса. Бессменный ведущий, руководитель «Фабрики», глава Bulatov group Айдар Булатов, после того как гости осмотрели достижения бизнесменов за три месяца на небольшой выставке, рассказал, что в этом году был побит рекорд: на одном мастер-классе присутствовали сразу 3 тыс. человек. За время существования проекта через него прошли более 21 тыс. человек, около 100 бизнесменов-наставников, 2 тыс. обученных, запущено 200 компаний.

Первой на сцену не вошла, а вбежала команда I love running с проектом школы бега и плавания, которую коротко можно описать так: 7 недель — и ты спортсмен. Глава бизнеса Евгения Макарова рассказала, что при обучении 60 человек в месяц заработок составил 95 тыс. рублей, за время «Фабрики» выручка достигла 1 млн. рублей, прибыль — 250 тыс. рублей. В штате компании уже 11 человек, собственных тренировочных баз нет (зимой это манеж Центрального стадиона, арендуемый бассейн, летом для бега — все парки, стадионы и улицы Казани). За 7 недель бега клиент платит 12,5 тыс. рублей, месяц плавания — 15 тыс. рублей.

«Какая скидка предусмотрена для руководителя агентства инвестиционного развития? — спросил с улыбкой министр экономики РТ Артем Здунов после того, как свои вопросы задала глава АИР РТ Талия Минуллина. Макарова не растерялась и сказала, что готова взять Минуллину в качестве промо.

И тут владелец кондитерской фабрики, эксперт Сергей Акульчев попросил Рустама Минниханова создать в Казани школу триатлона (включает плавание, велогонку и легкоатлетический кросс), так как спорт молодой и интересный. «Триатлон очень популярен, а вы сами триатлонист?» — спросил заинтеросовавшийся Минниханов. Акульчев напомнил, что с легкой руки самого президента РТ он президент федерации этого вида спорта. «Айдара [Булатова] возьмите, молодежь, Леонов [министр спорта РТ] участвовал не полностью, — перечислил Минниханов. — Фамилии, кто полностью прошел, будем давать в прессу. Это на самом деле очень непросто, и характер, и физика нужна. Нагуманова [бизнес-омбудсмена РТ] возьмите, он молодой. Обязательно Талию Минуллину. Если она 90 километров на велике проедет, то немножко похудеет». Акульчев под смех зала сказал, что ей, кажется, и не надо.

«ТЕМА ХОРОШАЯ, ГОЛОСУЕМ!»

Итог нынешнего года — более 600 участников проекта создали 60 компаний по РТ, а их совокупная выручка составила 18 млн. рублей. Средняя рентабельность — 20 - 30%. Это только у начинающих предпринимателей, были и те, кто уже работает и пришел за советом (таких бизнесменов было 100, и они якобы увеличили финансовые достижения своих компаний в 1,5 - 10 раз).

Например, созданная на проекте компания «Престиж» презентовала президенту РТ проект очистки автомобилей от пятен и грязи с выездом к клиенту с помощью безопасной химии. Средний чек — 3 тыс. рублей, из которых 1,1 тыс. рублей — чистая прибыль (рентабельность на уровне 30%). В Казани обслужено уже более 280 клиентов, открыто 3 точки франчайзинга. Выручка — более 1 млн. рублей. В планах — масштабирование проекта в пределах России, но для этого нужны инвестиции в 6,5 млн. рублей с расчетом оборота в 23 млн. рублей, из которых 8 млн. — чистая прибыль. Инвесторов манят 30-процентной долей в компании, окупаемость — 2 года.

«У вас рентабельность — 30 процентов, а окупаемость — 2 года, — сказал Минниханов. — С арифметикой, может быть, не совсем?» Но предприниматели объяснили, что речь идет только о деньгах инвестора. «Они-то сами значительно раньше [будут в плюсе]», — добавил Булатов. «Тема хорошая, голосуем», — обратился к залу Минниханов, что резко подняло оценку проекта, причем единогласно.

Компания «Вольпи-мебель» предложила на суд жюри собственное производство гипоаллергенной детской мебели, кроваток-домиков. За три месяца участия в проекте оборот бизнеса составил 1,1 млн. рублей, появилось 6 торговых представителей в городах России, в планах открытие филиалов-магазинов в пяти городах РФ, занятие 30% рынка детской мебели.

«Зачем вам открывать магазины, это издержки, зачем поставлять куда-то? — спросил Минниханов. — Мы сейчас говорим об электронном продвижении товаров, типа Alibaba, вам надо найти нишу, сертифицировать товар. Может, не надо рентабельность в 50 процентов закладывать, пусть 20 - 25 процентов, но вы будете конкурентны на рынке. Через электронные продажи вы можете в любую точку мира поставлять изделия. Разный дизайн, модели, надо работать не только в стиле скворечника!»

Молодые предприниматели рассказали, что отказываться от офлайн-точек не хотят. «Не мучайтесь, у вас масштабность такая, что вам еще далеко до магазинов, вам для этого нужно делать серию, большую фабрику, — сказал президент РТ. — Ваш продукт конкурентен, однозначно. Чтобы на рынке всех убрать, нужно дать такую цену, чтобы кроме ваших кроватей больше никаких не было. Это мое предложение. Я бы в каждом перинатальном центре свои проспекты оставил бы, через загс получил адреса с семьями новорожденных и в каждую семью бы направил открытку».

Булатов сказал, что если они сошлются на президента, то ни в каком центре им не откажут. «Но мы в доле», — пошутил президент и сорвал аплодисменты.

«БРАСЛЕТИКИ, СУМОЧКИ. ТАЛИЯ ЛЮБИТ ТАКИЕ ВЕЩИ»

Были на подведении итогов и компании, которые на протяжении нескольких лет уже имеют бизнес. У кожгалантерейной фирмы-мастерской Gali (руководитель бизнеса Марат Галимов), существующей три года, заказы расписаны на месяц вперед. Булатов назвал бизнесменов борцами с Dolce&Gabbana, а их заработок по итогам года — 11 млн. рублей, чистая прибыль — более 2 млн. рублей.

«Электронные заказы вам тоже нужно организовать, объемы надо расширять, — сказал президент. — Индивидуальность очень важна, какие-то браслетики, сумочки, для женщин что-нибудь красивое. Талия любит такие вещи». Тут снова смех в зале, но Минниханов предложил бизнесу посмотреть, что делают ведущие зарубежные компании. «Это в 20 раз дороже вашего, а качество примерно одно и то же, — сказал он. — Сначала посмотрите тех, кто лучше делает, а потом делайте лучше них. И все».

Предприниматели сообщили, что есть сложности с расширением производства. Минниханов предложил им республиканскую программу «Лизинг-грант», привлекать индивидуальных работников с ограниченными возможностями. «Кожа — это наша национальная традиция, и ее надо поднимать, она будет востребована, — сказал Минниханов. — У вас должна быть и серийная продукция, и индивидуальная. За счет индивидуальной вы маржу сделаете, а за счет серийной — массовость. Массовый продукт тоже нужен. Нужно и быстро реагировать на спрос».

Команда «Первая» презентовала недорогую установку по очистке воздуха на предприятиях. По цене разработанная система фильтрации воздуха оказалась в два раза дешевле аналогов и в 10 раз энергоэффективнее, монтаж — в три раза быстрее. Оборот за время участия проекта составил 1 млн. рублей, чистая прибыль — 178 тыс. рублей (продана, правда, только одна установка). Минниханов интересовался, а есть ли патент? Разработчики дали утвердительный ответ и сказали о планах создать производство. «Не лучше ли вам, чем создавать производство, разработать установку, продать ее или производить на каких-то предприятиях? — спросил президент. — Может быть, с каким-то предприятием сделать и продвигать ее. Пока вы будете создавать продукт, его украдут. Надо этот продукт на рынок выбросить. Вам нужно работать над новыми моделями. Зачем вы будете эти очистители воздуха делать, стучать молотком, пусть кто-то делает! Вы разработайте хорошую конструкцию, размещайте на заводах».

Альметьевский проект Sunshine Рафиса и Ильнура Камаловых предложил решить проблему нехватки игрушек на татарском языке, особенно развивающего характера. Получившаяся азбука выполнена в виде планшета, главный рынок сбыта — Татарстан и регионы России и мира, где проживают татары. Себестоимость игрушки — 750 рублей, розничная цена — до 1,5 тыс. рублей. В планах — продажа 10 тыс. штук планшетов в год. «Нужно оценить, подключить школы, детские сады для тестирования, — сказал Минниханов присутствовавшему в зале министру образования Энгелю Фаттахову. — Контент должен быть интересным, если мы его обновлять не будем, он будет приедаться, и детям это не будет интересно». Создатели приняли эту информацию и согласились с президентом. Последний не исключил госзаказов на игрушку в качестве поддержки. «Если цена будет тысяча рублей, то можно активно продвигать в другие регионы, за границу, там тоже интересуются», — сказал президент. Но зал в поддержку проекта высказывался не особенно активно, что удивило Минниханова.

«APPLE ЭТИ ТЕЛЕФОНЫ ДЕЛАЕТ, ЧТО ЛИ? ОН ЗАКАЗЫВАЕТ»

Руководитель проекта «Фабрика предпринимательства» в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказал, что впервые проект охватил 13 районов республики. В прошлом году проект проходил в формате реалити-шоу на ТНВ, и призовой фонд тогда составлял 1 млн. рублей. «В этом году шоу не снималось, процесс сложный, требует больших усилий», — сказал Булатов, уточнив, что в этом году финалисты получили, во-первых, действующий бизнес, во-вторых, возможность обучаться по новым программам «Фабрики».

Ректор КФУ Ильшат Гафуров, накануне избранный академиком АН РТ, анонсировал создание в вузе постоянно действующей площадки «Фабрики». «Учиться этому станут студенты вне зависимости от того, на каких факультетах они учатся, — сказал Гафуров. — У нас выпускники в основном работают по найму. В данном случае большого объема высокотехнологичных рабочих мест мы создать не сможем, мы все время надеемся, что за нас это сделает кто-то другой, но это мы должны делать сами». Министр Здунов тоже порадовался, что во многих проектах стало появляться такое понятие, как интеллектуальная собственность, чего не было ранее.

«Нужно глобально смотреть, у Uber ни одной машины нет, а по всему миру работает, — как-будто вспомнил свою недавнюю встречу в США Минниханов. — Apple эти телефоны делает, что ли? Он заказывает, а сам разрабатывает. Вы же умные, продвинутые, думайте! Я хочу пожелать успехов, темп нужно задавать. Нам нужно создать такие условия, чтобы наши предприниматели не ограничивались 20 кроватками какими-то. Надо быть агрессивными! Сегодня рынок открыт, но на рынке нужен конкурентный продукт по цене и по качеству. Мы будем помогать, потому что другого пути у нас нет».

В итоге победителями шестого сезона проекта стали две компании: по разработке вентиляционной системы (команда «Первая») и по производству мебели из дерева («Вэлсон»). Приз зрительских симпатий взяла «Вольпи-мебель», а лучшая защита проекта у Gali. Перед тем, как поздравить победителей и финалистов, Минниханов сказал, что, да, есть крупные производства в республике, но огромным резервом назвал молодежь, способную выбросить на рынок огромное количество идей, создать рабочие места, ну и налоги, конечно, заплатить.