Ипполит Цитович

РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ НАУКИ

– Ипполит Георгиевич, вы многие годы занимаетесь прикладной наукой в области текстиля и не понаслышке знаете о проблемах в легкой промышленности в России, которая, к сожалению, с 90-х годов и до сих пор находится в упадке. На ваш взгляд, чего сегодня не хватает российскому легпрому?

– У нас полностью ликвидирована текстильная промышленность. Осталась легкая промышленность – и то 10 - 12 процентов от объемов 80-х годов, а текстильной, которая производила сырье, уже нет. Наша страна выпускала 1,5 миллиарда пар носков в год, занимала второе место в мире по их производству. Только крупных фабрик было порядка 500. Сейчас объем производства чулочно-носочных изделий в России составляет 200 - 250 миллионов пар, порядка 1,5 миллиардов пар поставляет Китай. Более 50 процентов составляет контрафактная продукция, продают не продукцию, а этикетки. Да, были среднеазиатские республики, которые производили хлопок. Но сейчас у нас нет своего хлопка, нет льна, нет и заводов по производству синтетических нитей. Это касается и заводов по производству химических волокон. Исходное сырье – нефть, древесина. Складывается впечатление, что у нас нет этих ресурсов. И о каком развитии отрасли можно говорить, если страна не производит свое сырье – ни натуральное, ни химическое? Именно сырье стоит на входе производственного процесса. У нас же отсутствует промышленная цепочка, а у китайцев такая цепочка есть: они производят все – от сырья, нити, волокна до готовой продукции. И на корню скупают тот же хлопок у других стран, имеют годовой запас сырья. К сожалению, в России текстиль не является одним из приоритетов. А ведь годовой доход от производства и продажи текстиля в 2015 году в мире составил порядка 1,6 триллиона долларов! Впереди только доходы от информационных технологий и туризма. А у нас все размышляют: какие еще точки роста для экономики найти? Так вот она, точка роста, требующая приоритетного финансирования! Нужно разрабатывать проекты, на выходе у которых будет реальный продукт, а не строить стратегии по организации «мероприятий».

– Вы сказали, что в России практически «убита» текстильная промышленность. Неужели в стране совсем не осталось крупных фабрик?

– Практически нет. Есть исторически три «звездочки» по производству чулочно-носочных изделий: наша, Альметьевская чулочно-носочная фабрика «Алсу», и еще две – в Смоленске и Орле. Конечно, существуют малые предприятия, но двигают производство большие фабрики, потому что только на их базе возможно создание прикладной науки, а без технологий, без внедрения инновационных разработок в наше время быть конкурентным нельзя. Почему-то считается, что производство носков, колготок – достаточно простой процесс: купил автоматизированную машину, дождался, когда оттуда «вывалится» готовое изделие, и неси на рынок. А качество, технология, эффективное использование финансовых, материальных, информационных ресурсов, организация сетей поставок и электронного бизнеса – об этом не задумываются. У нас же отлаженное производство с жестким контролем качества. Мы даже качество пряжи дополнительно проверяем на специальном приборе собственной разработки, который определяет технологические свойства пряжи. Вы посмотрите, какая сейчас вакханалия с размерами и качеством продукции на рынке: на этикетке написан один размер, а на самом деле – другой. Это не в машинах дело, а в качестве пряжи, в профессиональных знаниях.

НОСКИ – КАТЕГОРИЯ СЛОЖНАЯ

– А что входит в параметры качества?

– Казалось бы, носки – категория простая. Но они, во-первых, обеспечивают механическую защиту ног. К примеру, в Германии выпускают носки для каждого вида спорта, а их они насчитывают более 100. Второе – биологическая защита. И третья функция носков – термозащита: зимой в носке должно быть тепло, а летом – прохладно. Наша цель – реализовать все три вышеназванные функции изделий. Сейчас изменилась технология изготовления носков: если раньше приходилось применять шерсть, еще что-то, то сегодня уже используются совершенно новые виды волокон – с содержанием серебра, многокамерные, полые... В результате получается такой тоненький носочек, но при этом он отлично защищает зимой от холода. Даже специальные носки для хаджа выпускают, и наша фабрика могла такие производить, если будет заказ. В принципе, мы готовы решить любую сложную задачу.

– Вы говорили, что у нас в стране сырье не производят, а кто поставщики пряжи, нитей для фабрики «Алсу»?

– Поставщики натурального сырья из Узбекистана, Беларуси, за рубежом покупаем химические нити и эластаны, которые обеспечивают облегаемость и комфорт. Сейчас ведем переговоры с Италией, Индией и Таджикистаном. Освоить производство химических видов сырья у нас в стране – это основная задача промышленности.

И я думаю, что в Татарстане есть все условия для этого. Здесь много технологических площадок, даже свой отраслевой химико-технологический университет. Можно попытаться создать технологическую цепочку, сесть и разработать инженерный проект по производству химических волокон. Кстати, многие ошибочно полагают, что носки должны быть исключительно из хлопка. Но вы попробуйте, к примеру, в хлопковых носках хотя бы за грибами сходить! Такие носки хороши, если вы целый день сидите в офисе или дома отдыхаете. Концепция изделия поменялась, сейчас востребована функциональная продукция. «Человек – изделие – среда» – вот в этой системе рождаются носки. Кто-то скажет: «Подумаешь, носки!» А вся кровь проходит через ногу. У спортсменов выделяется до 200 граммов пота в час через стопу. Куда его девать? Либо это должно «плюхаться», или выйти через специальные каналы. Поэтому все наукоемкие решения направлены на то, как удалить влажность от стопы, как создать максимально комфортную среду для ноги.

НЕРАЗРЕШИМЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ НАС НЕТ

– Несколько лет назад Вы разработали носки для военных, потом – для космонавтов. Есть спрос на эту продукцию?

– Для военных мы разработали так называемый «носок в носке»: первый – с большой влагоемкостью, из четырех слоев хлопка, второй, одеваемый сверху первого, износостойкий, мы его еще называли «портянкой XXI века». Опытную партию отдали военным, и от солдат пришли очень хорошие отзывы. Но, к сожалению, военные выпустили свои технические условия, в том числе на обычные хлопчатобумажные носки. Но в таких носках трудно переносить физические нагрузки. Нам же отдали производство небольшой партии трубчатых безразмерных носков. А наша разработка «носок в носке» так и осталась невостребованной, хотя мы готовы развернуть его производство, был бы заказ. И знаете, что неприятно: в прошлом году в Америке появилась реклама: «Два носка лучше, чем один! Носок в носке!» По сути, это наша разработка. У меня десятки патентов, и, как только действие того или иного патента заканчивается или приостанавливается, он чуть ли не на следующий день появляется за рубежом. Что касается «космических» носков (а это полностью наше изобретение), то мы получили заказ на разработку и изготовление от компании «Кентавр-наука», она занимается изготовлением специальной одежды для космонавтов. Как только получим все необходимые документы, сразу начнем производство. Кстати, сейчас изучаем возможность создания на основе этих «космических» носков изделий для спортсменов.

– Каким вы видите дальнейшее развитие фабрики «Алсу»?

– Во-первых, создание того, чего нет у других, то есть формирование рынка собственной конкурентоспособной продукции. И не только рынка, но и концепции. Конкурентность достигается через инновации. Что касается детских изделий (а их у нас в стране вообще мало кто производит), то здесь нужно создавать коллекции. Например, мир природы, животных, культура, безопасность, семья – все это будет формировать и развитие ребенка, и спрос. Второе – производство новой функциональной продукции. У меня есть большая мечта – производить трубчатые эластичные трикотажные бинты. Кстати, мы уже освоили медицинские изделия профилактического типа: двухслойные носки, чулки до колена и выше колена. Они хороши как для активной физической работы, так и для тех людей, кто страдает проблемами венозного кровообращения, – у этих изделий есть компрессионный эффект. Еще думаем над созданием изделий класса люкс, более высокой ценовой категории. Но здесь нужно решать вопросы с сырьем, в том числе в рамках сотрудничества. Мы считаем, что неразрешимых задач нет. Есть известная мудрость «Любая стена – это дверь», просто ее надо открыть и найти выход.