Свое видение будущего Адмиралтейской слободы представил президенту РТ знаменитый московский архитектор Сергей Чобан Свое видение будущего Адмиралтейской слободы представил президенту РТ знаменитый московский архитектор Сергей Чобан

АДМИРАЛТЕЙКА ГЛАЗАМИ МОСКВИЧА

Свое видение, какой все-таки быть Адмиралтейской слободе, в середине декабря президенту РТ Рустаму Минниханову представил знаменитый московский архитектор Сергей Чобан. По просьбе главы республики его команда SPEECH разработала мастер-план территории. Газете «БИЗНЕС Online» удалось получить слайды, которые были показаны на закрытой презентации, и узнать, как может измениться слобода.


Согласно документу, помимо нового жилья на территории слободы кроме уже согласованного музея Адмиралтейской верфи появится масса других объектов: ультрасовременный музей воды XXI века, концертный зал, конгресс-центр, площадка для полуденного выстрела. От нее вдоль всего берега вплоть до Ленинской дамбы протянется набережная. Еще одна пешеходная зона, как и планировалась, пройдет вдоль старого русла Казанки.

«Главной идеей было создание гуманной и интересной для казанцев, для гостей города пешеходной территории, создание парка, — рассказал газете „БИЗНЕС Online“ Чобан. — Вдоль восстановленного русла Казанки организация парковой среды с интересными культурными объектами. Они могут быть разного назначения, в первую очередь это, конечно, музей „Адмиралтейская верфь“, который предполагается реализовать уже в 2018 году».

«Главной идеей было создание гуманной и интересной для казанцев, для гостей города пешеходной территории, создание парка», — рассказал Сергей Чобан «Главной идеей было создание гуманной и интересной для казанцев, для гостей города пешеходной территории, создание парка», — рассказал Сергей Чобан Фото: «БИЗНЕС Online»

Музей Адмиралтейской верфи Чобан предлагает разместить практически у самого начала старого русла. Руководитель SPEECH видит музей в форме буквы П, по центру — классическое здание адмиралтейства со шпилем, по бокам — застекленные павильоны с макетами кораблей внутри. Чобан называет музей первым и главным в программе к реализации.

Концертный зал на 3 - 5 тыс. мест предлагается разместить в парковой зоне на берегу старого русла реки по соседству с жилым кварталом (территория КВЗ и «Сувара»). «Концертный зал я бы делал как барку с деревянными ребрами сложной формы», — сказано в презентации, с добавлением, что между деревянными ребрами будет матовое стекло.

Согласно документу, помимо нового жилья на территории слободы кроме уже согласованного музея Адмиралтейской верфи появится масса других объектовНажмите, чтобы увеличить

Наконец, в месте схождения трех улиц — Клары Цеткин, Боевой и Большой — Чобан предлагает построить конгресс-центр с большими и трансформируемыми залами. Площадку под полуденный выстрел предлагается разместить слева от него по улице Боевой.

Музей воды XXI века — а идея его создания принадлежит Чобану — станет центральным зданием на песчаном мысу. Форма в виде спирали или закрученного водного потока выглядит довольно смело. «Очень важно, чтобы такой музей воды посещало большое количество людей, чтобы они понимали, насколько важен баланс пресной воды в общем функционировании всего нашего мира. Все это предполагается иллюстрировать интерактивными и хорошо воспринимаемыми элементами. Это должен быть живой музей», — говорит архитектор.

Музей Адмиралтейской верфи, «первым и главным в программе к реализации», Чобан видит в форме буквы «П», по центру — классическое здание адмиралтейства со шпилем, по бокам — застекленные павильоны Музей Адмиралтейской верфи, «первый и главный в программе к реализации», Чобан видит в форме буквы П: по центру — классическое здание адмиралтейства со шпилем, по бокам — застекленные павильоны

РАСШИРИТЬ КИРОВСКУЮ ДАМБУ, ПУСТИТЬ СТАРЬЕ ПОД СНОС

Судя по представленному мастер-плану, Адмиралтейская слобода должна стать одним из самых зеленых пространств Казани. Зеленый массив протянется вдоль русла Казанки с внешней стороны фактически до улицы Гладилова и Первого Мая, со сносом части строений. С внутренней стороны территория от русла до железной дороги превращается в огромный парк с Зилантовом монастырем в центре. Через старое русло предлагается перекинуть 7 мостов. Один из них — с севера, со стороны улицы Первого Мая — станет одновременно внешним входом в парк.

 Один из мостов через старое русло Казанки — с севера, со стороны ул. Первого мая — станет одновременно внешним входом в парк Один из мостов через старое русло Казанки — с севера, со стороны улицы Первого Мая — станет одновременно внешним входом в парк

Еще один вход в виде моста над дорогой будет с восточный стороны — с улицы Несмелова. Пешеходная эстакада в виде замысловатой ленты перекинется через этот участок Большого казанского кольца, где, кстати говоря, уже построен подземный переход. Мысль в том, чтобы соединить таким плавным подъемом и спуском парк с будущей набережной Волги. Разумеется, будет и вход изнутри самой слободы — с запада, со стороны улицы Набережной, но команда SPEECH свое видение, каким он будет, не представила.

Еще один вход – пешеходная эстакада в виде замысловатой ленты над дорогой – будет с восточный стороны Еще один вход — пешеходная эстакада в виде замысловатой ленты над дорогой — будет с восточный стороны

Вдоль всего русла территорию предлагается очистить от старых строений. В том числе от русла до улицы Адмиралтейской — это земли Казанского вертолетного завода и «Сувара». На них должно появиться 178 тыс. кв. м жилья квартальной застройки.

Под ковш пойдут и все мелкие строения от монастыря до улицы Жуковка. Вместо них между улицей Жуковка и улицей Архангельской появится квартал новых домов (46 тыс. кв. метров). Также под снос — строения «Сантехприбора» по улице Клары Цеткин, вдоль которой предполагается возвести 64 тыс. кв. м жилья.

Высотность новых зданий на всей территории ограничивается 6 этажами Высотность новых зданий на всей территории ограничивается 6 этажами

Высотность новых зданий на всей территории ограничивается 6 этажами. «Нам кажется, что в традициях исторического города не строить высокие здания, строить в основном здания в 4 - 6 этажей, — продолжает Чобан. — Это приведет к тому, что строительство будет более бюджетным, дешевым, потому в данных зданиях могут разместиться представители разных социальных слоев. И сама плотность застройки будет более гуманной по отношению и к историческому городу, и к существующим доминантам, таким как, например, Зилантов монастырь».

Идея предполагает расширение Кировской дамбы, а также строительство эстакады на месте пересечения с железной дорогойНажмите, чтобы увеличить

Мастер-план предполагает и смелые транспортные решения, ведь одно из узких мест слободы — «бутылочное горлышко» на въезде. Согласно плану, вдоль всего железнодорожного полотна до улицы Первого Мая протянется новая улица общегородского значения с подземными пешеходными переходами (на пересечении с речкой будет водно-пешеходный тоннель). Идея предполагает расширение Кировской дамбы, а также строительство эстакады на месте пересечения с железной дорогой. Вообще эта зона на схеме обозначена как транспортно-пересадочный узел, а на месте существующей остановки для электричек обозначен целый ж/д вокзал, но подробно тема в презентации не раскрыта.

ПЕСЧАНЫЙ МЫС: КВАРТАЛЬНАЯ ЗАСТРОЙКА С МУЗЕЕМ ВОДЫ В ЦЕНТРЕ

Теперь вновь вернемся к самой перспективной части слободы — свободной от застройки прибрежной территории песчаного мыса. В центре недалеко от улицы Большой, как уже было сказано, размещается музей воды XXI века. Территория же от него и до берега застраивается жильем и торгово-административными зданиями.

фрагментарно предлагается возвести высотки в 11, 13, 14, 16 и 20 этажей На прибрежной территории песчаного мыса фрагментарно предлагается возвести высотки в 11, 13, 14, 16 и 20 этажей

В этой части предлагается два варианта, разница между которыми заключается в объеме построенного. Первый вариант предполагает строительство 412 тыс. кв. м площадей. Из них по 40% (по 120 тыс.) отводится под жилье и общественные функции, еще 20% (60 тыс.) — под отели и пр. Второй вариант учитывает, что построено будет в два раза меньше: 230 тыс. кв. м (жилье и общественные функции займут 40%, но теперь это будет лишь 66 тыс. кв. метров).

Высотные здания на мысу предлагается оформить в ультрасовременном стиле при том, что остальная застройка будет выполнена под старину Высотные здания на мысу предлагается оформить в ультрасовременном стиле при том, что остальная застройка будет выполнена под старину

В обоих вариантах застройка будет в 4 - 6 этажей, но фрагментарно предлагается возвести высотки в 11, 13, 14, 16 и 20 этажей. Некоторые из них будут стоять отдельно, некоторые станут составной частью среднеэтажных комплексов. Именно эти высотные здания и предлагается оформить в ультрасовременном стиле при том, что остальная застройка будет выполнена под старину. «Контрастная гармония», то есть сочетание истории и современности в стиле хай-тек, по замыслу, должна стать изюминкой Адмиралтейской слободы. В качестве примера на слайдах показаны немецкая филармония на Эльбе в Гамбурге (открывается в январе), бельгийский Port House в Антверпене, знаменитый небоскреб-огурец Мэри-Экс в Лондоне.

«На мысу мы предполагаем несколько архитектурных доминант, которые будут выше, чем 4 - 6 этажей и создадут некий силуэт этой части. Но данный силуэт ни в коем случае не будет мешать восприятию ни исторического Зилантового монастыря с разных точек, ни, естественно, не будет никакой конкуренции по отношению к Кремлю. Потому что застройка мыса выдвинута далеко вперед и не находится на визуальных осях, которые взаимосвязаны с вышеобозначенными памятниками», — оговаривается Чобан.

«Контрастная гармония» должна стать изюминкой Адмиралтейской слободы. В качестве примера показана немецкая филармония на Эльбе в Гамбурге «Контрастная гармония» должна стать изюминкой Адмиралтейской слободы. В качестве примера была показана немецкая филармония на Эльбе в Гамбурге

Таким образом, в Адмиралтейской слободе, согласно первому варианту, будет построено 812 тыс. кв. м новых зданий, согласно второму — 630 тыс. кв. метров (в обоих случаях половина приходится на жилье).

Чобан пояснил «БИЗНЕС Online», что в любом случае речь не идет о строительстве на мысу элитного жилья, кварталы должны быть смешанными. «Это очень важно, чтобы не происходила изоляция одной группы населения от другой. Исторические районы города всегда отличались тем, что происходило смешение разных групп, разных слоев населения», — говорит он.

Застройка мыса выдвинута далеко вперед и не находится на визуальных осях, которые взаимосвязаны с историческим Зилантовым монастырем и Казанским кремлем Застройка мыса выдвинута далеко вперед и не находится на визуальных осях, которые взаимосвязаны с историческим Зилантовым монастырем и Казанским кремлем

Как сообщает пресс-служба президента, Рустам Минниханов поручил начинать рабочее проектирование «совместными усилиями». То есть концепция в целом одобрена.

АЛЕКСАНДР ДЕМБИЧ: «МАСТЕР-ПЛАН СЫРОЙ»

Однако нашлись у мастер-плана и оппоненты. Так, Александр Дембич, завкафедрой градостроительства КГАСУ, называет представленный документ сырым. Сам Дембич разрабатывал концепцию развития Адмиралтейской слободы (она получила призы в нескольких престижных российских конкурсах) и за многие годы досконально изучил эту территорию Кировского района. При этом все шло к тому, что Адмиралтейка начала преображаться именно по разработанной Дембичем концепции (о ней газета «БИЗНЕС Online» рассказывала здесь и здесь). И только в октябре вдруг стало известно, что к проекту подключается Чобан. Говорят, Минниханов пересекся с архитектором на сочинском форуме, где и пригласил в Казань принять участие в большом проекте.

Приглашение московских архитекторов стало неожиданностью для казанских специалистов. Договорились работать вместе, но, как рассказал Александр Дембич (на фото), «они не захотели с нами плотно сотрудничать» Приглашение московских архитекторов стало неожиданностью для казанских специалистов. Договорились работать вместе, но, как рассказал Александр Дембич (на фото), «они не захотели с нами плотно сотрудничать» Фото: «БИЗНЕС Online»

Чобан и его бюро широко известны как авторы московской башни «Федерация», штаб-квартиры российской Coca-Cola, главного медиацентра Олимпийских игр в Сочи, нового здания Московской городской Думы. В Казани его объект (разрабатывал вместе с партнером Сергеем Кузнецовым — ныне главным архитектором Москвы) — Дворец водных видов спорта (ДВВС). Кроме того, Чобан готовил для ТАИФа эскиз новой штаб-квартиры телекомпании «ТНВ», правда, довольно футуристический проект на берегу Казанки пока так и не реализован.

Тем не менее это приглашение стало неожиданностью для казанских специалистов, тем более что сроки поджимали. Федеральный центр согласился выделить средства на создание музейного комплекса, и минкультуры РФ уже ждет проектно-сметную документацию на строительство. Мастер-план мог внести корректировку, поэтому он должен был быть разработан и представлен до Нового года. В итоге по поручению президента договорились работать вместе, но, как рассказал Дембич, «они не захотели с нами плотно сотрудничать». При этом времени было около 1,5 месяцев — небольшой срок для основательного документа (для сравнения: на мастер-план Ново-Татарской слободы малайзийская компания APUDG во главе с Норлизой Хашим взяла около 9 месяцев).

Чобан и его бюро широко известны. В Казани его объект (разрабатывал вместе с партнером Сергеем Кузнецовым, ныне — главным архитектором Москвы) — Дворец водных видов спорта Чобан и его бюро широко известны. В Казани его объект (разработан вместе с партнером Сергеем Кузнецовым — ныне главным архитектором Москвы) — Дворец водных видов спорта

В итоге, по мнению Дембича, в мастер-плане, во-первых, не были учтены строительные намерения собственников, которые находятся на этой территории: Казанский вертолетный завод, «Сувар», «Сантехприбор». «На территории много разных собственников, и их намерения могут существенно изменить мастер-план. Ведь SPEECH только из своих соображений исходит — как бы им хотелось, как они себе представляют эту территорию в будущем», — говорит он, отмечая, что в портфолио SPEECH он не нашел примеров аналогичных работ с территориями, где множество собственников.

Во-вторых, продолжает Дембич, неправильно было бы размещать концертный зал в парке, поскольку он нарушает целостность парка и вообще удален от транспортных потоков. «После концерта вечером выходят 3 тысячи человек — и куда им дальше? Такси туда не подъедет — парк. Стоянок поблизости нет. До ближайшей остановки транспорта — метров 500, а вы в вечерних платьях». По его словам, более удачным было бы размещение концертного зала ближе к набережной, рядом с которой проходит улица Большая и есть возможность пустить общественный транспорт. Кроме того, при размещении концертный зал «фактически залез на территорию Вертолетного завода, который этому не возрадуется».

Дембич считает, что неправильно было бы размещать концертный зал в парке, поскольку он нарушает целостность парка и удален от транспортных потоков: «Стоянок поблизости нет. До ближайшей остановки транспорта метров 500, а вы в вечерних платьях» Дембич считает, что неправильно было бы размещать концертный зал в парке, поскольку он удален от транспортных потоков: «Стоянок поблизости нет. До ближайшей остановки транспорта — метров 500, а вы в вечерних платьях»

В-третьих, по мнению Дембича, музей воды и конгресс-центр — это красивые идеи, но реализовать их все равно не получится. «Музей воды можно построить только за бюджетные деньги, никакой инвестор не возьмется за такую работу. Но за бюджетные деньги мы сейчас пытаемся построить музей Адмиралтейской верфи, и то с участием федерального центра. Музей воды, думаю, будет раз в 5 дороже — и кто будет финансировать? Федералы не дадут денег, потому что крайней необходимости в этом нет. Республика тоже наверняка не даст. Зачем предлагать такие отчасти утопические идеи? В ближайшее время его никто строить не будет, и вообще не факт, что будет кто-нибудь когда-нибудь строить. Получается, что место зарезервировали, а использовать его — по крайней мере, в обозримые лет 10 — будет невозможно. Конгресс-центр опять же можно только на бюджетные деньги построить. В свое время в Ново-Татарской слободе мы предлагали разместить конгресс-центр, и президент сразу сказал: даже не думайте, у меня таких денег сейчас нет и не будет в ближайшее время, а Москва нам на это деньги точно не даст», — вспоминает профессор КГАСУ.

В-четвертых, по мнению Дембича, неправильно бессистемно вставлять хай-тековские объекты от 11 до 20 этажей на полуостров — они разбросаны по территории, что «не очень хорошо». «Лучше было бы их сгруппировать, чтобы это был такой мощный высотный ориентир, который бы фланкировал западный край берегового фронта Казани. Потому что юго-восточный фронт фланкировали бы будущие высотные здания в Ново-Татарской слободе. Посередине бы стоял Кремль, а с двух сторон — два высотных акцента таких мощных. Но в представленном проекте высотного акцента не получилось, его размазали по территории».

«Музей воды можно построить только за бюджетные деньги, никакой инвестор не возьмется за такую работу. Федералы не дадут деньги, потому что крайней необходимости в этом нет», - делится сомнениями Дембич «Музей воды можно построить только за бюджетные деньги, никакой инвестор не возьмется за такую работу. Федералы не дадут денег, потому что крайней необходимости в этом нет», —делится сомнениями Дембич

Кроме того, как стало известно «БИЗНЕС Online», есть еще ряд вопросов к мастер-плану. Так, основной для строительства на песчаном мысу предполагается сделать бетонную платформу-стилобат. В казанских СМИ указывалось, что ее строительство обойдется в 20 млрд. рублей. Как стало известно нашему изданию, специалистами «Татинвестгражданпроекта» обсуждаются другие цифры — 12 - 15 млрд. рублей. Но и эта сумма приведет к удорожанию каждого квадратного метра на 20 - 25 тыс. рублей. Также количество соцобъектов — детских садов и школ — не вполне вяжется с количеством жителей.

СЕРГЕЙ ЧОБАН: «СУММА, КОТОРАЯ БЫЛА НАЗВАНА, АБСУРДНО ВЫСОКАЯ»

С представленными замечаниями Чобан не согласен. Например, по поводу размещения концертного зала глава SPEECH говорит, что не настаивает на конкретном расположении: «Это предложения по возможным функциям культурных объектов. И в России, и во всем мире существует традиция организации не одного, а целой серии культурных объектов вдоль парковых зон. Мы знаем, что в Санкт-Петербурге все здания расположены вдоль Невы. Или в Москве вдоль Москвы-реки выстраивается целый ряд культурных объектов, например, территория музейного города расположена сравнительно недалеко от воды — это целый музейный квартал, который сейчас возникает на базе Пушкинского музея. Как правило, музейные объекты располагаются не в одиночку, а создают ожерелье. Как раз в этом была и идея. Но дальше возможны другие варианты. Концертный зал может оказаться там, где мы его показали, он может оказаться ближе к мысу. Мы показали на мастер-плане несколько возможных точек, где эти объекты могли бы располагаться».

Чобан в ответ оппоненту говорит о том, что Музей воды будет самоокупаем и удет создавать поток посетителей несколько миллионов человек в год Чобан в ответ оппоненту говорит о том, что музей воды будет самоокупаемым и создаст поток посетителей в несколько миллионов человек в год

На немедленном появлении новых объектов он тоже не настаивает: «Если инвестиций нет, то их можно и не строить». Но потом архитектор все же добавил, что, по его мнению, и музей воды, и конгресс-центр могут быть привлекательны для инвестора. «Музей воды будет самоокупаемым. В этом я абсолютно уверен. Это связано с тем, что такой музей будет создавать поток посетителей в несколько миллионов человек в год. Примеры тому есть во всем мире, и в России есть большая потребность во внутрифедеральном туризме, — говорит Чобан. — Что касается конгресс-центра, то это тоже абсолютно окупаемая вещь, примеров тому масса. Я не знаю ни одного крупного многофункционального развития (та же Потсдамская площадь в Берлине), где бы не было крупного конгресс-центра, потому что конгресс-центр является абсолютно необходимой функцией для офисных составляющих».

Что касается концертного зала, то это запрос со стороны властей города, говорит Чобан. «Я знаю, что город собирался возвести концертный зал и планировал его построить в этом месте. Поэтому мы просто его расположили здесь. Его можно разместить в том месте, в котором мы его расположили, его можно разместить ближе к мысу. Там, где мы его расположили, может возникнуть прекрасный подъезд с улицы Мало-Московской и с севера. И там будет достаточное количество парковок для этого зала. Там и транспортный доступ возможен. А если в этом месте нет желания располагать, то его можно расположить ближе на юг, к мысу — это не является проблемой», — говорит он.

Не согласен Чобан и с звучавшей в СМИ суммой в 20 млрд. рублей, которая потребуется на создание «бетонной подушки», назвав ее «абсурдно высокой»: «Максимум будет необходимо треть от этой суммы для всей застройки мыса» Не согласен Чобан и со звучавшей в СМИ суммой в 20 млрд. рублей, которая потребуется на создание «бетонной подушки», назвав ее «абсурдно высокой»: «Максимум будет необходима треть от этой суммы для всей застройки мыса»

Не согласен он и со звучавшей в СМИ суммой в 20 млрд. рублей, которая потребуется на создание «бетонной подушки», назвав ее «абсурдно высокой». «Я думаю, что максимум будет необходима треть от этой суммы для всей застройки мыса, — отметил он и привел свое обоснование идеи. — Территория мыса находится на отметке примерно 54 метра, что и является отметкой затопления. Когда вода поднимается, она будет затапливать эту территорию, поэтому там нужны водозащитные мероприятия. Мы предлагаем за этой водозащитной дамбой сделать сухие парковки, потому что дамба будет защищать данные парковки от затопления, организовать просто сухие холодные парковки. В любом случае под домами нужно делать парковки. Можно было бы теоретически эти дома ставить на отметку более низкую, тогда парковки пришлось бы делать в воде. Это очень дорого. А если мы поднимаем застройку на этаж выше, то парковки делаем сухими и защищенными от возможного наплыва воды. То есть каждый дом нуждается в определенном количестве технических помещений и парковок подземного этажа. В данном случае это не будет подземный этаж — будет наземный. И его строить в любом случае пришлось бы. Мы строим его самым дешевым способом. А над ним действительно не будет движения транспорта, потому что все движение транспорта будет на той отметке, на которой сейчас идет улица Большая».

Что касается согласования мастер-плана с владельцами территории, то Чобан признает — да, его не было. «Но, чтобы с ними согласовать, надо сначала сделать предложение. Собственно говоря, мы это предложение и сделали. Кстати говоря, мы его сделали в полном соответствии с утвержденным сейчас проектом планировки, где предусматривается в целом 5-этажная застройка. Так что мы в своем предложении абсолютно точно ориентировались на позиции существующего сейчас проекта планировки», — говорит Чобан. По его словам, целью мастер-плана было показать, где застройка вообще возможна, а где лучше организовать зеленые территории.

Дамир Фаттахов: «По моему мнению, это достаточно законченная концепция, где есть четкое понимание дальнейшего развития территории» Дамир Фаттахов: «По моему мнению, это достаточно законченная концепция, где есть четкое понимание дальнейшего развития территории» Фото: «БИЗНЕС Online»

Наличие мастер-плана действительно позволяет встречаться с инвесторами, которые и сами толком не решили, что хотят строить, говорят в руководстве города. «По моему мнению, это достаточно законченная концепция, где есть четкое понимание дальнейшего развития территории, — прокомментировал газете „БИЗНЕС Online“ представленные наработки Дамир Фаттахов, первый заместитель руководителя исполкома Казани. — С этим документом можно спокойно встречаться с собственниками в первую очередь крупных территорий Казанского вертолетного завода, „Сантехприбора“ и еще ряда предприятий, которые задают нам один и тот же вопрос: „Скажите, что видит там государство, власть, и мы после этого сможем сформулировать наши бизнес-планы“. Вот с этим документом, достаточно поработав в рамках территории, уже можно более предметно разговаривать с инвесторами».