Альбир Крганов Альбир Крганов

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПРОРОКА МУХАММЕДА И КНИГА МАРДЖАНИ

В Сирию мы полетели из Москвы. Самолетом до Бейрута, а оттуда уже на машинах добрались до Дамаска. В Сирийскую Арабскую Республику отправились по приглашению исламских ученых этой страны, министерства вакуфов и почти неделю находились там. Во время визита посетили несколько городов. Основная цель — участие в мероприятиях, посвященных рождению пророка Мухаммеда-Маулиду ан-Наби. Его широко проводят все мусульмане-тюрки, оказывается, и в арабском мире, в частности, в Сирии два раза в месяц проходят эти праздничные мероприятия. Также мы посещали учебные заведения — были в Дамасском университете, где учатся несколько десятков тысяч студентов. Были в исламском университете «Аль-Фатх», в исламском университете «Абу Нур», фонде шейха Ахмада Кифтану...

Кстати, меня очень удивило, что при очень известной Омейядской мечети, где захоронен Салахутдин Аюби и там, по приданию, должно состояться второе пришествие Иисуса Христа, есть женское медресе, в котором 120 мусульманок обучаются. Как нам сказали, они наизусть знают хадисы пророка. Знают не просто наизусть, а с цепочкой передатчиков хадисов. Мы общались с простыми прихожанами мечетей, и, что нас удивило, так это это то, что на утренний намаз, который проходит полшестого, простые жители подходили к нам и разговаривали. Когда узнавали, что мы из России, благодарили и россиян, и руководство страны за поддержку в борьбе против экстремистов.

Часто задают вопрос: кого поддержать мы поехали туда? Естественно, народ Сирии, так как мы не политики, а религиозные деятели, и мы общаемся с религиозными деятелями, учеными, а там есть великие исламские богословы. Например, два брата Фарфур. Они обладают уникальными знаниями по исламу, а один из них показал нам книгу Шигабутдина Марджани по Усуль аль-фикх. Это труд, написанный нашим ученым на арабском языке, по которому, кстати, преподают в университете «Аль Азхар». Книга была старинная, уже пожелтевшая. Для нас было откровением, что они изучают татарских богословов.

«МЫ УВИДЕЛИ, К ЧЕМУ ПРИВЕЛИ ИГРЫ В ДЕМОКРАТИЮ»

Наша задача заключается в том числе и в выстраивании еще более тесных взаимоотношений между учеными России и Сирии. Там знают и о создании Болгарской исламской академии, готовы принять участие в организации учебного процесса. У них есть очень много книг, знаний, методик. Например, в университете «Абу Нур» мы увидели, как вообще реально работает трехступенчатая система образования. В одном учебном заведении есть и начальные классы, и средне-специальные, потом есть высший вуз. Прекрасная библиотека у учебного заведения.

Несмотря на то, что идет война в Сирии — это великая страна, за которую еще молился сам пророк Мухаммед, говоря, что есть благость в Шаме. Люди, обладающие знанием, знают, что в труде «Хашия ибн Абидин» конкретно говорится о том, что любые формы революции запрещены. Мы увидели, к чему привели те игры в демократию, которую туда импортировали извне. Мы увидели в целом, что там творится. Что сегодня натворили в Ливии, Ираке, сколько наших братьев погибли под видом того, что иностранные войска пришли спасать страну от руководителей-деспотов. Раньше же такого не было. Ни при Саддаме Хусейне, ни при Муаммаре Каддафи.

А вот Сирии удалось, несмотря на большие потери, разрушение инфраструктуры, многое сохранить. Россия помогает легитимным властям в противостоянии с радикалами, с экстремистскими группами, которые нарушают и законы шариата, и общечеловеческие нормы. Мы переживаем за наших братьев-мусульман, мы хотим, чтобы там был мир, чтобы не было ангажированного чужими странами разделения. Мы это уже видели на примере Чеченской Республики, когда против нас, против чеченского народа, фактически и российской государственности, воевали наемники из 50 с лишним стран мира. И получается, что здесь такая же схема. Политики выбирают новые методы — не воюют напрямую друг с другом, так как у ряда стран есть ядерное оружие, а используют для своих целей экстремистов-террористов. Выбрана такая шайтанская модель. Политики, финансируя эту идеологию, ведут свою страшную, грязную работу.

ЕЛОЧКА БЕЗ СНЕГА, НО ПО-НОВОГОДНЕМУ УКРАШЕННАЯ

Что касаемо Нового года, когда были в Бейруте, то видели праздничное оформление, а также видели в Сирии украшенные елки. Конечно, там не было Дедов Морозов или кого-то другого, там такого нет. Видимо, не принято. А вот наряжающих елочку видели. Возможно, это были христиане, потому что, как вы знаете, в Сирии есть город Маалула, где до сих пор разговаривают на арамейском языке — языке Иисуса Христа. Ведь Сирия похожа на Россию, она такая же многонациональная, многоконфессиональная страна. Там живут представители многих национальностей, вероисповеданий, культура там разнообразная.

Это был первый официальный визит муфтия духовного собрания мусульман России за границу. Кроме меня в поездке участвовали муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, председатель ДУМ Кемеровской области Тагир Бикчантаев, проректор Российского исламского института Рустам Нургалиев. Во время встречи с министром по делам вакфов Абдусаттар ас-Саидом ученые выразили пожелание — пригласить патриарха Кирилла побывать в Сирии, в ее христианских городах. В 2011 году он уже посещал страну, его знают, уважают. Такое предложение было высказано. Камиль хазрат вручил сирийцам Коран «Казан басмасы», напечатанный недавно в Казани, — они очень хорошо отреагировали на это, потому что с почтением относятся к мусульманам-татарам. У Сирии большой опыт в издании книг — много там печатается религиозной литературы.

Мы посетили несколько городов, ездили за 200 км от Дамаска. Нас поразило то, что даже если там идет война и есть разрушенные дома, мечети, сгоревшие автобусы, в глазах у людей удивительный позитив. У них есть надежда на завтрашний день. Они говорят, что главное — выдворить из страны экстремистов-террористов, а дальше сами разберутся. Люди довольны тем, что у них есть. Рынки, магазины работают, на улицах народ, правда, очень много людей в форме. Они охраняют покой. По трассе мы видели ухоженнные поля, заводы работают. Жизнь идет своим чередом.

Альбир Крганов