С треском провалился сегодня аукцион «наружки» в автограде. Даже таинственное ООО «Деск Медиа» — новичок, напугавший всех своими аппетитами в декабре, не стал торговаться. Как выяснилось, корни этого бизнеса восходят к структурам холдинга Life is Good, известного тяготением к сетевому маркетингу. «БИЗНЕС Online» напоминает ретроспективу битвы за рекламный рынок на фоне жалоб бизнес-омбудсмену.
В Набережных Челнах прошел второй после многолетних безуспешных попыток аукцион на размещение рекламных щитов. И его тоже не назовешь успешным
БИЛБОРДЫ ОСТАЛИСЬ У ИСПОЛКОМА: «СЛИШКОМ ДОРОГО!»
Сегодня в Набережных Челнах прошли вторые торги на право установки и размещения рекламных конструкций. Аукцион в итоге признан несостоявшимся. Ни один из 10 лотов по предложенным муниципалитетом ценам не заинтересовал участников рынка, хотя на участие было подано 33 заявки, по три-четыре на каждый лот.
Все 10 предложенных сегодня конструкций размещаются вдоль проспекта Чулман — не самого загруженного в Набережных Челнах, хотя по отзывам участников аукциона 400 рублей за квадратный метр ежемесячно они не стали бы платить и за щиты на основном проспекте Мира. Большинство лотов разыгрывались сегодня по цене аренды 410 рублей за 1 кв. метр. Начальная цена на право установки двустороннего щита установлена на уровне 130 тыс. рублей, за трехсторонний — 216,4 тысячи. Такую цену порекомендовали исполкому независимые оценщики.
Для сравнения приведем среднегодовую плату за еврощиты в Казани. В 2014 году за один щит платили 80,6 тыс. рублей, в 2015 году — 74,8 тыс. рублей. Что же до месячных цен на «наружку», то средняя стоимость рекламной площади в Казани в 2014 году составляла 34,3 тыс. рублей, а через год — 29,4 тыс. рублей.
Первым лотом стал трехсторонний щит на пересечении проспектов Чулман и Беляева. Из четверки заявителей лишь один подтвердил табличкой свою заявку. Однако, когда выяснилось, что он оказался единственным участником и лот по правилам достался ему, победитель «потерялся» — вопросы аукциониста Павла Куркина о том, кто поднимал руку, остались без ответа. Повторный аукцион по лоту для устранения недопонимания показал, что лот никому не нужен — так же, как и остальные 9. После окончания торгов участники поделились с журналистами мнениями и заявили, что никакой предварительной договоренности о бойкотировании аукциона не было. Просто все отказались бороться за предложенный ценник в надежде на последующее снижение цен.
Ни один из 10 лотов по предложенным муниципалитетом ценам не заинтересовал участников рынка, хотя на участие было подано 33 заявки, по три-четыре на каждый лот
«Это неприемлемо. Цены превышают все разумные пределы, — высказался индивидуальный предприниматель Виталий Стрыгин. — Прошлый аукцион хотя и привел к высоким ценам, начальные условия предлагал разумные, арендная плата была 130 рублей. Теперь же исполком сразу выставил арендную плату, которую мы не в состоянии платить — там не с чем работать. Если размещать клиента по такой цене — надо самому доплачивать, чтобы рассчитаться с исполкомом. По нынешним условиям аренды, не считая никаких иных расходов, каждый щит в месяц будет обходиться примерно в 14 тысяч, а средняя цена продажи — 12 тысяч, на проспекте Мира максимум — 15 тысяч. Добавьте к аренде стартовую цену! Получится 19 тысяч, плюс расходы на обслуживание, освещение, налоги, зарплату... Сейчас слово за исполкомом — он обязан изменить начальные условия, и будем считать дальше». В дополнительные расходы, по словам участников рынка, входят освещение, сама металлическая конструкция, фундамент — бетонная плита. Собрать конструкцию, по их оценке, обойдется еще примерно в 200 - 250 тыс. рублей, хотя новых давно не заказывали. Готовых запасных конструкций ни у кого нет.
При этом каждый щит, являясь двусторонним, работает только наполовину — со стороны А, лицевой по направлению движения проезжей части. Кто бы ни зашел на рынок наружной рекламы в условиях скачкообразного роста цен, ему придется учитывать и этот фактор. «Новые владельцы щитов попытаются поднять цены, но я не думаю, что им удастся, — считает гендиректор ООО „Грэм“ Виктор Мороз. — Продается только сторона А, а сторона Б — как мусор, ее и за 5 тысяч трудно продать. Мы пытались поднять цену постоянным клиентам на 1 тысячу, на 500 рублей — они сразу расторгают договоры. Челнинский бизнес не готов платить больше».
После окончания торгов участники поделились с журналистами мнениями
«Исполком же не делит щит на стороны, он продает квадратными метрами, поэтому у нас фактически получается двойная цена за сторону А. Вторая сторона мертвая, на нее можно только социальную рекламу вешать, — добавляет Стрыгин. — Когда-то в Нижнекамске так и делали — исполком забирал себе стороны Б, вешал социальную рекламу на постоянной основе, а с нас денег не брал. Это нас устраивало. Если бы нам предложили сейчас формат одностороннего щита, это было бы логично, но исполкому это невыгодно».
Что касается федерального ретейла, то и в его желании платить больше нынешнего ценника рекламисты сомневаются. По словам игроков рынка, федералы придерживаются средних цен по каждому городу присутствия. Опыт Казани и Москвы показывает, что при росте цен они так же, как и местные бизнесмены, уходят в другие медиа. В настоящее время операторы рынка наблюдают тенденцию снижения расходов на рекламу со стороны федерального бизнеса — именно поэтому московские и питерские клиенты уводят свою «наружку» в регионы.
«По нынешним условиям аренды, не считая никаких иных расходов, каждый щит в месяц будет обходиться примерно в 14 тысяч, а средняя цена продажи — 12 тысяч, на проспекте Мира максимум — 15 тысяч»
ТЕМНАЯ ЛОШАДКА: КАК НОВИЧОК СМУТИЛ СТАРОЖИЛОВ РЫНКА ЧЕЛНИНСКОЙ «НАРУЖКИ»
Напомним, ситуация на рынке наружной рекламы Челнов осложняется появлением нового, незнакомого местным операторам игрока. Проблемы с регламентами на этом рынке начались еще в 2013 году. С тех пор исполком несколько раз пытался провести торги, всякий раз они отменялись требованиями УФАС, город готовил новую схему размещения рекламных конструкций, запускал демонтаж почти всех существующих билбордов, поскольку все договоры продлевались без аукционов, и даже столкнулся с бунтом. В декабре 2015 года при разборке очередного щита операторы не позволили исполнителям из ПАДа подойти к нему, после чего выяснилось, что в Арбитражный суд РТ была подана жалоба на действия УФАС и до окончания судов никаких сносов не будет. С тех пор ситуация подвисла — щиты эксплуатировались, а исполком никак не мог объявить аукцион, на котором бы определились новые цены и владельцы. Все это время игроки работали без уверенности в завтрашнем дне — все опасались, что рынок Челнов захватят федеральные операторы, менее стесненные в средствах.
Наконец после годового абсолютного молчания 20 декабря 2016 года исполком разыграл первые 7 лотов, согласно новой схеме размещения. Тут-то и выяснилось, что кое-кто с большими финансовыми возможностями намерен оправдать худшие опасения игроков и покорить рынок. Темной лошадкой оказался Вячеслав Гусев — собственник ООО «Деск Медиа». Причем общество было зарегистрировано в Набережных Челнах, очевидно, под начало аукционов — в минувшем сентябре.
Ситуация на рынке наружной рекламы Челнов осложняется появлением нового, незнакомого местным операторам игрока
Если Гусев до сих пор и имел отношение к рекламе, то не к наружной. Не знают игроки рынка и его трехгодовалую компанию «Кью Медиа», которая, по данным сервиса «Контур-Фокус», также ориентирована на рекламную деятельность (среди специализаций указана полиграфия и печать газет). На старте своей деятельности в 2013 году «Кью Медиа» показала убыток в размере 999 тыс. рублей, что вчетверо превысило годовую выручку, равную 272 тыс. рублей. Более поздних данных по компании Гусева в открытых источниках не содержится, однако соперники по торгам абсолютно уверены, что деньги в щиты он вкладывает не свои.
На декабрьских торгах Гусев денег как будто не считал — за 7 щитов он заплатил более 4 млн. рублей, поднимая цену на право аренды в несколько раз от стартовой. Такое поведение привело конкурентов к выводу, что тот представляет интересы некоей федеральной компании. Более того, инсайдеры «БИЗНЕС Online» принесли весть из кулуаров о том, что и под сегодняшние торги бизнесмену уже выдали 16 млн. рублей. Однако аукцион показал, что и таинственный участник не готов работать с утроенной ценой ежемесячной аренды, хотя Гусев недвусмысленно заявлял, что намерен забрать весь рынок и стать монополистом в Челнах.
На все 10 лотов, которые разыгрывались сегодня, Гусев подавал заявки и, судя по его словам, не прогнозировал результатов аукциона. Возможность прокомментировать свою бизнес-политику он подтвердил до аукциона — в зависимости от результатов. Видимо, они оказались в чем-то неожиданными, потому что от разговора с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он в итоге отказался.
В ЧЕЛНЫ ПРИШЛИ СЕТЕВИКИ?
Судя по данным «Контур-Фокуса», новый игрок до сих пор пробовал себя в разных бизнесах. Он участвовал как соучредитель в ООО «АВИ Траст» — компании, занятой торговлей автомобилями, имел треть в ООО «Техноком Строй» — торговля красками, стеклом, другими стройматериалами. Главным же местным партнером Гусева на сегодняшний день, судя по открытым источникам, является Илья Тимофеев. Вдвоем они основали компанию «Мегасервис 16» (сегодня ею владеет только Тимофеев) и благотворительный фонд «Родительская забота», в котором Гусев является президентом. И фонд, и «Мегсервис 16» связаны между собой и располагаются сегодня по одному адресу с «Деск Медиа». Прежде «Мегасервис 16» именовался как ООО «Федеральный проект «Родительская забота».
Пока операторы рынка срывают торги и ждут помощи из Казани — по итогам декабрьского аукциона они уже отправили письмо бизнес-омбудсмену Тимуру Нагуманову
О деятельности фонда, несмотря на его благотворительное предназначение, в открытых источниках не удалось обнаружить никакой информации. В сочетании с секретным и весьма серьезным спонсором это не может не наводить на размышления. Ведь некоммерческие фонды, как известно, имеют льготы по налогообложению и пользуются определенной свободой в расходовании средств. Источник пожертвований такого фонда не проверяется, они могут быть и анонимными — НКО не обязана отчитываться об их происхождении, а средства не облагаются налогом, как доход. О потраченных деньгах НКО тоже не отчитывается.
В то же время спонсором «Деск Медиа» вполне может оказаться сетевая компания BestWay — Гусев работает в одноименном федеральном жилищном кооперативе, который входит в структуру холдинга Life Is Good финансиста Романа Василенко — он известен также как автор тренингов и лекций, посвященных сетевому маркетингу. Исторически ООО «Гуд Лайф Тревел» Василенко учреждали господа Мамет Исмаил и Зюфер Джамали, а бренд BestWay имеет представительства во многих странах мира. Какой интерес у сетевика Василенко в челнинской наружной рекламе и есть ли он, покажет время — возможно, через некоторое время город будет увешан рекламой BestWay?
Пока же операторы рынка срывают торги и ждут помощи из Казани. По итогам декабрьского аукциона они уже отправили письмо бизнес-омбудсмену Тимуру Нагуманову, пожаловавшись на высокие стартовые цены, которые равняются, по их словам, половине средней итоговой (!) цены на щит в Москве. Реакции пока не было, что неудивительно — все свое время Нагуманов посвящает вкладчикам Татфондбанка.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.