В корзине «Бахетле» за прошедший год выросли ценники на 16 товаров, 4 остались на прежнем уровне и еще 6 были переписаны в сторону понижения В корзине «Бахетле» за прошедший год выросли ценники на 16 товаров, 4 остались на прежнем уровне и еще 6 были переписаны в сторону понижения

«БАХЕТЛЕ» ОТСТАЛ ОТ ПРОДУКТОВОЙ ИНФЛЯЦИИ

Уже два года на регулярной основе мы покупаем две корзины продуктов в разных ценовых сегментах. Первую — в демократичном супермаркете сети «Магнит», а вторую — в магазине «Бахетле», который относится к более высокой категории. Главная цель этого проекта — наглядно показать реальную продуктовую инфляцию. Для начала посмотрим, как цены в казанских сетях изменились за прошедший год. Корзина «Магнита» в сравнении с декабрем 2015 года в рублях потяжелела на 12,4%, что заметно опережает официальные данные. По предварительным подсчетам Росстата, инфляция в стране за 2016 год составила 5,4%, а стоимость продовольственных товаров выросла всего на 6%. Любопытно, что на сопоставимую величину подорожал как раз более дорогой набор из «Бахетле» — плюс 5,5%. Год назад наблюдалась иная картина: цены обеих корзин заметно отставали от темпов инфляции. С одной стороны, это еще один повод задаться вопросом, насколько жизненна методика расчетов Росстата, с другой — главная тенденция сохранилась: более дешевый «паек» дорожает сильнее.

Впрочем, как принято с некоторых пор выражаться, все не так однозначно. В Топ-5 наиболее подорожавших продуктов в корзине «Магнита» вошли сразу три товара, мягко говоря, не первой необходимости — сладкая газировка (плюс 90,6%), шоколад (77,9%) и сигареты (25%). Компанию им составили яйцо куриное (34%) и хлеб «Новый (29,6%). При этом Росстат убеждает нас, что за 2016 год цены на яйцо подросли лишь на 2,4%, а декабрь к декабрю так и вовсе снизились на 0,7%. Увы, наши ежеквартальные закупки свидетельствуют об ином. Неужели Татарстан накрыла локальная волна подорожания, а в прочих регионах дела обстоят иначе? Почему-то в это верится слабо.

Из хорошего: практически весь Топ-5 подешевевших продуктов в «Магните» заняли первоочередные продукты, за исключением разве что бананов (минус 5%). Сильнее всего упали цены на капусту (-24,5%) и рис (-21,2%), чуть похуже динамику показали куриные бедрышки (-14,2%) и сахар (-9,7%).

В «Магните» же с разгромным счетом 19:6 победу одержали подорожавшие продукты — что вновь подтверждает тезис об ускоренной инфляции в «бюджетном» секторе В «Магните» же с разгромным счетом 19:6 победу одержали подорожавшие продукты, что вновь подтверждает тезис об ускоренной инфляции в «бюджетном» секторе

Даже беглый взгляд показывает, что в корзине «Бахетле» картина отличается. Здесь в первой пятерке «плохишей» собрались большей частью именно «системообразующие» продукты — майонез (70,2%), сливочное масло (42,1%) и спагетти (30,8%). Плюс все тот же необязательный шоколад (54,5%) и чак-чак (31,1%). И если с шоколадом ситуация просматривалась заранее из-за мировой конъюнктуры на какао-бобы (хорошая новость для сладкоежек: в 2017 году Международная организация какао наконец-то прогнозирует значительный избыток предложения сырья, в январе цены мартовских фьючерсов снизились на 26% к прошлогоднему уровню), то главному татарстанскому лакомству, видимо, не повезло из-за тех же яиц, которые входят в рецептуру. Подорожание майонеза сразу на 70% и вовсе выглядит нонсенсом: основной ингредиент этого популярного соуса — растительное масло — подрос в цене меньше чем на 20%. Однако причина тому чисто техническая. Просто в декабре 2015-го, с которым мы сегодня сравниваем цены, Ирек Богуславский устроил аттракцион невиданной щедрости. Неизвестно, каких уступок и жертв стоила новогодняя акция «Нэфис-Биопродукту», но цена в «Бахетле» на майонез Mr. Ricco опустилась сразу на 23,1% до уровня конца 2014 года — 39,9 рубля за упаковку 400 миллилитров. В пересчете на объем это вышло даже дешевле, чем бюджетный майонез из «Магнита» в таре 800 миллилитров. Отсюда и кажущийся нынешний рывок майонеза — на самом же деле он подорожал, но вовсе не такими темпами.

И напротив, в «великолепную пятерку» подешевевших продуктов из «Бахетле» из товаров первой необходимости попал разве что рис (минус 22,1%). Впрочем, с нами могут не согласиться те, кто предпочитает кефиру или катыку утреннюю порцию йогурта, обогащенного бифидобактериями (-13,6%). Однако пельмени с бараниной (-15%), слабосоленая рыба (-11,1%) и все те же бананы к каждодневной пище все же вряд ли относятся. В целом же в корзине «Бахетле» за прошедший год выросли ценники на 16 товаров, 4 остались на прежнем уровне, еще 6 были переписаны в сторону понижения. В «Магните» же с разгромным счетом 19:6 победу одержали подорожавшие продукты, что вновь подтверждает тезис об ускоренной инфляции в «бюджетном» секторе.

==table1435==
==table1436==

ПОЧЕМУ ОМЛЕТ НЫНЧЕ ДОРОГ

А теперь о том, как изменились цены на важнейшие продукты питания за последние 3,5 месяца. Начнем с неприятного. Безоговорочным лидером по динамике стоимости стало яйцо куриное. Цена за десяток яиц С1 в «Магните» выросла за последние 16 недель аж на 58,4% — с 43,5 рубля до 68,9 рубля. Традиционно ценник на куриное яйцо поднимается к максимальным значениям в ноябре — январе. Но на этот раз ценовой пик пришелся на 14 января. И это не просто сезонное колебание, а выход на рекордную отметку за всю историю наших наблюдений.

Цена за десяток яиц С1 в «Магните» выросла за последние шестнадцать недель аж на 58,4% Цена за десяток яиц С1 в «Магните» выросла за последние 16 недель аж на 58,4%

В корзине «Бахетле» отборное яйцо С0 также подорожало, но скромнее — на 45,2% до 95,7 рубля за десяток. Впрочем, в июне прошлого года ценник здесь доходил до 85,5 рублей за десяток. Причем этот ценовой пик был достигнут, несмотря на традиционное летнее снижение цен на более доступные категории яиц С1 и С2. И здесь мы также фиксируем абсолютный рекорд за двухлетнюю историю наблюдений.

Заметим, что никакого падения объемов производства яиц в России не наблюдалось. Так, по данным Росстата, в сентябре — ноябре 2016 года в нашей стране было произведено 10,574 млрд. куриных яиц. Это почти на 324 млн. больше, чем за аналогичный период 2015 года. Таким образом, дефицита на рынке нет, а раз так, то и цены на этот продукт, по идее, расти не должны.

Заметим, что никакого падения объемов производства яиц в России не наблюдалось Заметим, что никакого падения объемов производства яиц в России не наблюдалось

Еще один любопытный момент заключается в том, что яйца С1 марки «Яратель», которые поставляет птицеводческий комплекс «Ак Барс», в «Магните» стоят почти на 16% дороже, чем в «Бахетле». Если в первом случае цена за десяток составляет 81,4 рубля, то во втором — всего 67,9 рубля. И это при том, что «Магнит» делает ставку на экономных покупателей и продукты питания там вроде бы должны быть дешевле, чем в премиальных магазинах. Откуда же возникла такая разница в цене? Нет ли тут политики двойных стандартов?

Интересно в этом контексте, что буквально на днях татарстанское управление ФАС возбудило дело в отношении птицеводческого комплекса «Ак Барс» из-за жалобы торгового дома «Перекресток» (X5 Retail Group) как раз на завышенные цены куриных яиц. Как считает УФАС, повышение цены зафиксировано, в частности, со стороны филиала комплекса — птицефабрики «Яратель». В сообщении ведомства прямо говорится, что общее отклонение отпускных цен с 1 сентября по 30 ноября 2016 года было несопоставимо с ростом их себестоимости, что и стало поводом для возбуждения антимонопольного дела по признакам нарушения закона о защите конкуренции. Сама фабрика обвинения отвергла, заявив, что яйца — «фактически биржевой товар», есть много конкурирующих между собой поставщиков. Да и сама X5 Retail Group позже объяснила, что жаловалась в ФАС на поставщиков по всей стране (их у компании 40), которые начали одновременно повышать ценник. Просто у татарстанских монопольщиков во главе с Александром Груничевым публичная реакция оказалась быстрее, чем у всех коллег из других регионов.

Безоговорочным лидером по динамике стоимости стало яйцо куриное Безоговорочным лидером по динамике стоимости стало яйцо куриное

На втором месте по динамике роста в продуктовой корзине «Магнит» оказались макароны. Их цена выросла аж на 27,1% за упаковку, но это легко объяснимо. Дело в том, что в сентябре прошлого года макароны в сети Сергея Галицкого продавались в рамках различных рекламных акций, ценник на них был скорее исключением. В целом же за последние полтора года цена на этот продукт стабильно держалась в диапазоне 34 - 37 рублей за пачку. А в марте 2015 года, на пике разгона инфляции, макароны и вовсе стоили 38 рублей, так что нынешний рост цен не выглядит чем-то из ряда вон выходящим.

Помимо куриных яиц и макарон не радует и другой товар первой необходимости. В «Магните» самое доступное молоко 2,5% жирности в асептической упаковке от федерального бренда подорожало на 10,9% до 52 рублей. Аналогичный продукт от компании УК «Просто молоко» Марата Муратова на полке «Магнита» можно было взять за 54 рубля, или на 5,9% дороже, чем в сентябре 2016 года. При этом акционных, желтых ценников на этот раз не нашлось ни у местных, ни у федеральных игроков. Также заметим, что молоко продолжило дорожать после резкого, на 31,1%, роста цен, зафиксированного в третьем квартале прошлого года.

Что касается молока жирностью 3,2% в жесткой упаковке с клапаном, то в «Бахетле» упаковка на 1000 г от компании «Просто молоко» обошлась нам в 74,8 рубля. Это на 17,1% дороже, чем молоко «Домик в деревне» массой 950 г, которое продавалось 25 сентября 2016 года. В то же время ближайшее предложение от федерального бренда с учетом акционной цены составило 75,9 рубля за упаковку. В итоге стоимость «Домика в деревне» за прошедшие месяцы поднялась на 18,8%. Отметим, что под продукцию УК «Просто молоко» в «Бахетле» была выделена целая стойка, на каждой полке которой были закреплены указатели с надписью «Сделано в Татарстане». Ход, очевидно, популистский, тем не менее компания Муратова честно борется за кошельки покупателей за счет лучшего ценового предложения на полках магазинов Муслимы Латыповой.

В то же время, например, натуральное сливочное масло «Просто молоко» в корзине «Бахетле» подорожало на 30,8% до 551,7 рубля за килограмм. При этом такой кисломолочный продукт, как йогурт «Активия» от компании «Данон», даже подешевел на 3,8% до 27,9 рубля за штуку. Максимальная же цена на него — 32,3 рубля — была нами зафиксирована 20 декабря 2015 года.

Молоко продолжило дорожать после резкого, на 31,1%, роста цен, зафиксированного в третьем квартале прошлого года Молоко продолжило дорожать после резкого, на 31,1%, роста цен, зафиксированного в третьем квартале прошлого года

В целом ситуация с ростом цен на молоко настораживает. Согласно данным Росстата, производство молока в России за 11 месяцев 2016 года не изменилось по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Валовое производство молока не растет, более того, объем производства сырого молока всеми категориями хозяйств в уходящем году может оказаться ниже прошлогоднего уровня и составить 30,6 - 30,7 млн. т (по официальным данным Росстата), 45% из которых все еще приходится на личные подсобные хозяйства. По оценкам Марины Петровой, гендиректора консалтинговой компании Petrova Five Consulting, производство сократилось на 1%, а в текущем году может уменьшиться еще на 1 - 2%. Да и последние тенденции мирового рынка играют лишь на руку — а точнее, на карман — молочникам. Свою роль в осеннем «молочном ралли» сыграл, вероятно, и так называемый политический фактор. Мы не будем исключать того, что в преддверии сентябрьских выборов в Госдуму производители продуктов питания просто не решались резко поднять цены, опасаясь ответных популистских действий властей и регуляторов. Но после того как выборная кампания завершилась, повышению цен уже ничто не могло помешать. Так что в ближайшее время нам придется привыкать к новым уровням цен на молочную продукцию.

Согласно данным Росстата, производство молока в России за 11 месяцев 2016 года не изменилось по сравнению с аналогичным периодом 2015 года Согласно данным Росстата, производство молока в России за 11 месяцев 2016 года не изменилось по сравнению с аналогичным периодом 2015 года

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ БЬЮТ ПО КАРМАНУ

На фоне резко подскочивших в цене яиц и молока подорожание подакцизных товаров можно считать символическим. Так, например, цена на водку выросла всего на 5,5% до 210 рублей за бутылку. Этому в немалой степени поспособствовала как успешная борьба с бутлегерами, так и сезонное увеличение спроса на алкоголь в преддверии новогодних праздников. Однако нет никаких сомнений в том, что зафиксированный нами рост цен — далеко не предел. Напомним, что по предложению Росалкогольрегулирования в нынешнем году снова подорожает алкоголь — так, минимальная розничная цена на водку увеличится на 29 рублей до 219 рублей за пол-литра. Таким образом, стоимость беленькой должна была подняться сразу на 15%. Но глава минфина РФ Антон Силуанов внес путаницу в эту стройную картину, заявив на Гайдаровском форуме, что оснований для нового роста цен на водку нет, так как решение о нынешнем повышении акциза принималось еще два года назад при формировании трехлетнего бюджета. А в 2018 - 2019 годах индексации акцизов на водку, по словам министра, не предполагается. Но можно не сомневаться: производители алкоголя повысят цены как минимум пропорционально росту акциза в текущем году. Почти как водка, выросли в цене и сигареты: здесь подорожание составило 5,3% до круглых 100 рублей за пачку.

Из товаров в корзине «Бахетле» отметим подорожание шоколада (+69,9%) и премиального пакетированного чая (+43,8%). Неприятно удивил здесь и ценник на бананы, подросший на 11,1% до 69,9 рубля за килограмм. Заметим, что при укреплении рубля цены на бананы традиционно снижают обе наблюдаемые нами торговые сети, но на сей раз этому правилу последовал лишь «Магнит».

Без малого половину от сентябрьского уровня потеряла белокочанная капуста: ешь не хочу, по 10,8 рубля за килограмм. Заметим, это рекордно низкий ценник на капусту за все время наших наблюдений

НАЛЕГАЕМ НА КАПУСТУ И ГРЕЧКУ, КУРЯТИНУ И БАНАНЫ

Теперь о хорошем — некоторые ходовые продукты подешевели. Чем же можно недорого «закусить» стресс от подорожания молока, яиц и спиртного?

Без малого половину от сентябрьского уровня потеряла белокочанная капуста: ешь не хочу, по 10,8 рубля за килограмм. Заметим, это рекордно низкий ценник на капусту за все время наших наблюдений. Кстати, очень схожая ситуация наблюдается в Польше — там цена на белокочанную капусту опустилась до пятилетнего минимума. Не секрет, что до введения запрета на поставку в Россию плодоовощной продукции из стран ЕС именно польские производители доминировали на нашем рынке. Не исключено, что и сейчас их овощи все еще поступают к нам по разнообразным серым схемам, в том числе через транзитную Беларусь. Этим, собственно, и можно объяснить столь резкое падение цен на капусту в российских торговых сетях.

Некоторые ходовые продукты подешевели Некоторые ходовые продукты подешевели

Само собой, одной капустой сыт не будешь, но и здесь есть чем крыть. Почти на четверть, до 48,9 рубля за пачку 800 г, подешевела «царица круп» — питательная гречка, поставщик натурального белка и целого спектра витаминов в организм человека. Посевные площади гречихи в России в прошлом году выросли на 24,5% и составили 1,198 млн. га — почти на 236 тыс. га больше, чем было засеяно в 2015 году. Заметим, что Татарстан вошел в десятку регионов с самым большим приростом площадей, отведенных под гречиху, заняв 6-е место в стране (+9,7 тыс. га). И это позволит не только насытить в нынешнем году местный рынок гречкой, но и сдержит рост цен на нее даже в условиях грядущего подорожания ГСМ.

К этому гарниру можно добавить и куриного мяса. Охлажденное бедро бройлера в корзине «Магнит» подешевело на 22,4% до 118,1 рубля за килограмм, что также является абсолютным рекордом за время наших наблюдений. Заметим, по данным Росстата, в сентябре — ноябре в живом весе на убой скота и птицы было произведено в РФ 3972 тыс. т, всего на 57 тыс. т (или на 1,5%) больше, чем за аналогичный период 2015 года. То есть дело отнюдь не в феноменальном перепроизводстве курятины в России. К слову, заметное снижение цен на курятину конкретно в корзине «Магнита» могло быть обусловлено сменой поставщика. Вместо уже привычной продукции от птицефабрики «Акашевская» из Марий Эл на прилавках оказалась охлажденная курятина от Васильевской фабрики из Пензенской области.

Из прочих достижений сети Галицкого можно отметить падение цены на бананы на 18,6% до 51,3 рубля за килограмм. Напомним, что цена этого тропического фрукта — самого доступного из представленных на прилавках — уже длительное время держится в диапазоне $0,9 - 1,1 за килограмм. На этот раз ценник оказался у нижней границы этого коридора. Нет никаких оснований думать, что в ближайшее время ситуация как-то изменится.

Ведь по итогам прошедшего квартала рубль оказался одной из немногих мировых валют, стабильно укреплявшихся по отношению и к доллару и евро. А раз так, то на закупки бананов, как и многих других продуктов за рубежом, импортеры тратят значительно меньше нацвалюты, повышать отпускные цены для розничных сетей им нет необходимости. Более того, их впору снижать: по крайней мере, на те товары, которые мы импортируем, например, из Турции. Эта страна, некогда один из крупнейших поставщиков овощей и фруктов на российский рынок, три месяца назад девальвировала свою национальную валюту примерно на 20% по отношению к доллару и почти на 25% к рублю. Главная причина — бегство капитала, вызванного многочисленными терактами, получившими гигантский международный резонанс. В этих условиях поставки из Малой Азии стали намного привлекательнее. И хотя отмена «турецкого» плодоовощного эмбарго в России все еще находится в стадии обсуждения, сам факт этих переговоров оказывает сдерживающее влияние на рыночные цены.

Масло «Миладора» от местного «Нэфис-биопродукт» в «Магните» снизилось в цене на 1,4 рубля Масло «Миладора» от местного завода «Нэфис-Биопродукт» в «Магните» снизилось в цене на 1,4 рубля

«НЭФИС» СОРЕВНУЕТСЯ САМ С СОБОЙ, А «ОЛЕЙНА» ВЕРНА СЕБЕ

На полках «Магнита» наше внимание привлекло внимание появление новой марки подсолнечного масла Mr.Ricco от местного завода «Нэфис-Биопродукт». Этот продукт продается по цене 69,9 рубля за литр и в пересчете на объем оказывается дешевле, чем другое масло этого же производителя — «Миладора», которое снизилось в цене на 1,4 рубля до 67 рублей за 0,9 литра. Что касается рафинированной «Олейны», то это масло за время наших наблюдений еще ни разу не дешевело. Вот и сейчас оно подорожало на 4,7 рубля, в результате литровая бутылка теперь стоит 122 рубля.

Также стоит отметить, что кофе Nescafe Gold по акционной цене обошлось нам в 311,5 рубля — сразу на 48,4 рубля дешевле, чем в сентябре. Впрочем, бодрящему импортному продукту впору дешеветь и без всяких скидок по той же причине, что и бананы. С другой стороны, последний отчет Международной организации кофе (International Coffee Organization) зафиксировал разнонаправленные тренды. По прогнозам экспертов ICO, в текущем сезоне дефицит робусты на мировом рынке составит 3,5 млн. мешков, или 210 тыс. тонн. Зато производство арабики ожидается на уровне 93,5 млн. мешков — рекорд, который станет возможным за счет хорошего урожая в Бразилии, Колумбии и Гондурасе. Как следствие, более дорогая арабика дешевеет, а робуста дорожает — с начала 2016 года спред между сортами сократился на 13%.

Удешевление корзины «Магнита» на 2,1% до 2187,9 рубля обусловлено, в первую очередь, снижением цен на курятину, гречку, кофе, газировку, капусту и бананы Удешевление корзины «Магнита» на 2,1% до 2187,9 рубля обусловлено в первую очередь снижением цен на курятину, гречку, кофе, газировку, капусту и бананы

В корзине «Бахетле» также нашлись товары, заметно потерявшие в цене. Лидером стало красное полусладкое вино российского производства из сорта каберне, которое подешевело сразу на 27% до 179 рублей за бутылку. Дешевле это вино в «Бахетле» предлагалось только в декабре 2015 года — тогда за бутылку просили всего 169 рублей. На 15% подешевели и пельмени с бараниной по-мусульмански — до 339 рублей за килограмм. Примерно на столько же снизились цены на натуральный кетчуп Mr.Ricco, который теперь стоит 59,9 рубля.

Корзина «Бахетле» потяжелела на 3,3%, до 6886,8 рубля — главным образом, за счет сливочного масла, колбасы, чая, шоколада и куриного яйца Корзина «Бахетле» потяжелела на 3,3% до 6886,8 рубля — главным образом за счет сливочного масла, колбасы, чая, шоколада и куриного яйца

Краткие итоги: удешевление корзины «Магнита» на 2,1% до 2187,9 рубля обусловлено в первую очередь снижением цен на курятину, гречку, кофе, газировку, капусту и бананы. При этом корзина «Бахетле» потяжелела на 3,3% до 6886,8 рубля — главным образом за счет сливочного масла, колбасы, чая, шоколада и куриного яйца. В случае дальнейшего укрепления рубля цены на такие социально значимые продукты, как яйцо и молоко, могут все же стабилизироваться, несмотря на неблагоприятный для покупателей рыночный фон в той же молочке. При этом особых надежд на заметное сокращение дефицита собственных молочных продуктов (а значит, и снижения цен) питать не стоит — слишком уж длинный цикл у этого производства. А вот возможная отмена Россией продовольственных «контрсанкций» — это серьезно: отечественным производителям идея уже активно не нравится, в отличие от рядовых покупателей. Впрочем, как показывает практика, загадывать заранее не стоит: в нашей стране любой курс может поменяться в мгновение ока на 180 градусов.

==table1437==
==table1438==