Игорь Марченко Игорь Марченко

«НАРОДНЫМ КОНТРОЛЕМ» — ПО «ФАНФУРИКАМ»: КАЗАНЕЦ ЗАРАБОТАЛ 56 ТЫС. РУБЛЕЙ НА НИВЕ ИНФОРМАТОРСТВА

ЕГАИС, битва с «фанфуриками» и тотальные проверки привозного алкоголя на предмет суррогатов. Такие карты разыгрывала Госалкогольинспекция на рынке в минувшем году. С отчета по этим направлениям начал сегодняшнюю коллегию глава ведомства Игорь Марченко.

С первым годом работы ЕГАИС в целом справились. «Основной костяк предпринимателей, понимающих необходимость обеспечения легальности продукции и планирующих свой бизнес на долгосрочной основе, пошли на эти затраты, — заявил он. — Противодействие было только со стороны дельцов, для которых введение ЕГАИС закрывало возможность сбыта нелегальной алкогольной продукции через легальную сеть».

Ведомство традиционно шерстит завезенный в республику алкоголь на наличие суррогата. В 2016 году, например, в шести независимых лабораториях проверено 2,7 млн. дал и 5,5 тыс. наименований продукции. 2% было забраковано, большая часть брака — спирты и разного рода «фанфурики», то есть лосьоны и тоники. Интересно, что среди 1600 экспертиз спиртосодержащих жидкостей было забраковано 80% товара. Одна только Госалкогольинспекция изъяла из оборота более 120 тыс. литров жидкостей двойного назначения. Лаборатория ведомства даже изобрела собственную методику быстрого выявления в пробах капсаицина — основного компонента настоек со стручковым перцем, а трое сотрудников обучились на судебных экспертов.

Спирт в пятилитровых канистрах и «парфюмерку» с содержанием спирта свыше 75% на сером рынке продают по 30 рублей (по всей видимости, за литр). Это настоящий бич алкогольного рынка, в сотый, наверное, раз повторил Марченко. «Республика Татарстан является фактически единственным регионом, в котором борьба со спиртосодержащими жидкостями систематически ведется уже в течение 10 лет. К сожалению, все наши предложения по изменению законодательства по этому вопросу не находили понимания в федеральных органах власти. И лишь печально известный случай в Иркутске заставил фактически признать нашу правоту», — не смолчал чиновник. Меж тем на видеоэкране мелькали слайды, демонстрировавшие изобретательность производителей и продавцов суррогата: часть продукции везли по накладным для компота, другая предназначалась якобы для нужд церкви...

... Ильдар Халиков (справа)

Помимо госорганов в работу включились и простые граждане. По словам Марченко, прошлогодняя инициатива президента республики Рустама Минниханова награждать жалующихся в службу «Народный контроль» нашла свой отклик. Напомним, что в феврале 2016 года президент выделил из бюджета на эти цели 1 млн. рублей. Вознаграждение от 1 до 3 тыс. рублей получает гражданин, отправивший достоверное сообщение в «Народный контроль» о продажах суррогата объемом от 10 литров.

«Жители республики восприняли и поддержали это начинание. Подтверждение тому — 625 обращений из 28 муниципальных районов за год. Для сравнения: в 2015 году поступило всего 108 обращений, — рассказал Марченко. — Есть здесь и свои рекордсмены. Так, один из жителей Казани в качестве материального вознаграждения в прошлом году получил 56 тысяч рублей по 34 обращениям. Житель Набережных Челнов — 28 тысяч рублей по 23 обращениям. Жительница Нижнекамска — 19 тысяч по 9 обращениям».

«Я попрошу средства массовой информации дать [эту информацию] и как показатель активности людей, и как пример того, что можно, совершая благие дела, еще и получать такое вознаграждение. Считаю, что нужно стимулировать подобную работу не только в нашей отрасли, но и во многих других», — оживился премьер-министр РТ Ильдар Халиков.

АЛКОГОЛЬ ОНЛАЙН, 267 СМЕРТЕЛЬНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ И МЕТАНОЛОВАЯ «НЕЗАМЕРЗАЙКА»

И порадовала, и огорчила (но больше все-таки порадовала) слушателей своим выступлением глава управления Роспотребнадзора по РТ Марина Патяшина. По ее словам, в республике падает число алкогольных отравлений и смертей в их результате. Так, в 2016 году от алкогольных отравлений пострадали 776 человек, а в 2015 году было 1100 случаев. Зафиксировано 267 смертельных случаев, что на 89 человек меньше, чем в 2015 году. Кроме того, неожиданно в новогодние праздники в Татарстане было зафиксировано в три раза меньше алкогольных отравлений, чем в среднем за последние пять лет.

Однако среди отравившихся остаются дети — 36 несовершеннолетних, в том числе 22 подростка. Слушая эту статистику, в зале охали и расстроенно качали головами. Смертных случаев среди детей, слава богу, не оказалось. Чтобы пресечь продажу спиртного несовершеннолетним, Роспотребнадзор начал судиться с сайтами, продающими алкоголь онлайн. Таких дел было возбуждено 27, и с положительным результатом — «иски удовлетворены, сайты закрыты», отметила Патяшина.

«Безусловно, итоги 2016 года не могут не радовать. Главным, конечно же, является снижение отравлений алкоголем, — заметил Халиков. — Нужно понимать, что сама цифра — 450 тысяч литров — помимо обнаружения оперативных мероприятий, задержаний, даже просто чтобы перевезти такой объем из места незаконного нахождения у преступников в специальные склады, требуются просто колоссальные ресурсы. И это не просто литры — это те самые литры, которые не отравили людей, не убили людей. Нужно понимать, что цифры, которые мы сегодня называем, — ущерб, который наносится здоровью людей, значительно больше, чем, к примеру, от огнестрельного оружия и вообще тяжких телесных повреждений на сегодняшний день... У нас сегодня получается большой преступник под названием „нелегальный алкоголь“, который берет и убивает наших людей. Поэтому, конечно же, важно нашу работу продолжить».

После объявленного в конце минувшего года моратория на продажу спиртосодержащей продукции управление Роспотребнадзора по РТ проверило 1864 мест продаж и обнаружило 1048 единиц некачественного товара объемом 200 мл, которые арестованы. «Мы ждем на сегодня дальнейших указаний от федеральной службы и надеемся, что приостановление будет продлено», — объявила глава татарстанского Роспотребнадзора. Всего же за год объем проверенной продукции составил более 6,5 тыс. литров, объявила Патяшина об успехах своего ведомства. И это немало, учитывая, что большая часть «подозреваемых» — лосьонов, тоников и других парфюмерных жидкостей — разлиты по емкостям объемом 50 - 250 миллилитров.

Но почему-то больше всего досталось обычной «незамерзайке» для промывания стекол — видимо, на фоне морозов тема оказалась актуальной. В 34 пробах которой обнаружилось превышение содержания метанола, в некоторых случаях — аж в 902 раза. Чем так пагубно это превышение для обычного человека, использующего «незамерзайку» по назначению, и употребляют ли вообще такую жидкость внутрь, на коллегии осталось нераскрытым. Но 975 литров несоответствующей продукции было изъято из продажи.

«ВОДКУ ПИТЬ ВРЕДНО, ТАК ЖЕ КАК И ДРУГИЕ АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ...»

Марченко озвучил уже анонсированные успехи татарстанского алкохолдинга «Татспиртпром». Так, в 2016 году его филиалы произвели 3,1 млн. дал спирта — на 22% выше показателей 2015 года. А водки — 11,6 млн. дал, на 35% больше, при общем росте российского рынка водки на 14%. Производство всех видов продукции, включая коньяки, вино, шампанское, на «Татспиртпроме» увеличилось на 33% до 11 млн. декалитров.

Татарстанский холдинг удержал первое место по водке на рынке России и даже слегка оторвался от конкурентов. Сейчас на долю ТСП приходится 16% от общего объема производства водки в России. Продукция есть во всех регионах страны, где объемы продаж значительно превышают продажи внутри РТ. Татарстанская водка активно продается и за рубежом — рост экспорта в 2016 году составил 148%.

«2016 год — это год, когда татарстанская компания «Татспиртпром» в таком крупном государстве, как Российская Федерация, прочно заняла лидирующие позиции, — похвалил Халиков команду Ирека Миннахметова. — Что еще более важно — продажи за пределы Татарстана в два раза выше, чем то, что продается в республике. Если вы помните, совсем недавно, всего 7 лет назад, я критиковал, говоря, что доля продаж за пределы Татарстана что-то около 10 процентов...»

«Ильдар Шафкатович, было 2 процента в 2009 году», — напомнил ему Миннахметов. Собственно, эти провалы способствовали отставке тогдашнего главы компании Рашита Шайхутдинова.

Ирек Миннахметов Ирек Миннахметов

«Сегодня это 200 процентов, — расщедрился Халиков. — Это значит, продукция качественная. Это значит, менеджмент «Татспиртпрома» проводит правильную маркетинговую политику. Мы подчеркивали всегда, и я это произношу на всех совещаниях: водку пить вредно, так же как и другие алкогольные напитки. Но мы не призываем это делать. Наша задача — в условиях, когда это потребление существует, чтобы на полках магазинов была качественная продукция, чтобы люди не травились различными суррогатами...»

Глава инспекции прокомментировал и результаты работы двух пивных производств — Efes и «Булгарпиво». Первый плательщик акцизов Госалкогольинспекцию порадовал: производство пива на казанском заводе выросло на 18%, а продажи на территории Татарстана — на 14%. «Булгарпиво» же снизило собственные поставки на рынок на 11% — виной тому, как отметил Марченко, законодательный запрет на продажу пива в ПЭТ-таре объемом более 1,5 л, к которому татарстанский завод, по-видимому, пока не приспособился.

В ДЕКАБРЕ ЕГАИС «ЗАВИСАЛА» ПО НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ

Слово предоставили и непосредственному участнику рынка — главе алкогольной ассоциации РТ Ольге Апенкиной. В отличие от феерического прошлогоднего выступления, в котором защитница прав продавцов спиртного критиковала наступление ЕГАИС, на этот раз доклад был куда более сдержанным. Хотя и без критики не обошлось: год был сложным для всех и выявил массу недочетов системы, отметила Апенкина. «Естественно, для розничного сегмента процедура внедрения ЕГАИС была достаточно затратной. Многие участники рынка, стремясь сэкономить, приобрели оборудование у непроверенных поставщиков. Сейчас мы имеем такую проблему в некоторых точках, как отказы самого оборудования», — рассказала она. Другой момент — обучение кадров: «Нам нужно организовывать какие-то курсы и поднимать уровень обслуживающего персонала для системы «ЕГАИС».

Что касается торговых сетей, то каждый настраивал систему по-своему. И «на данный момент мы имеем более сложную работу с сетями, нежели это предусмотрено даже законодательством», поставила вопрос ребром Апенкина. «А именно: до сих пор многие сети не имеют возможности в своих учетных системах принимать погрузки с расхождениями. То есть в пути разбивается бутылка, а нам разворачивают всю накладную». К таким же проблемам относится то, что практически ни одна сеть не принимает товар, если не видит в системе отгрузку в свой адрес, а это, согласно законным регламентам, может произойти в течение трех дней. «Огромная просьба все-таки обратить на это внимание и не ужесточать и так жесткие условия на рынке», — обратилась Апенкина к ретейлерам.

Декабрь 2016 года среди всего прочего показал, как ЕГАИС справляется с высокими нагрузками, ведь именно перед Новым годом алкогольные отгрузки идут валом. «Можно заключить, что система „ЕГАИС“ „зависала“ — по несколько часов мы не могли отгрузить накладные в систему», — пожаловалась Апенкина. Иногда загрузку приходилось ждать и десятки часов. К счастью, к ступору продаж это не привело — оптовики справились. «Декабрь показал, что систему нужно дорабатывать», — обратилась она к ведомству.