Парадоксальное, но справедливое, на взгляд потерпевших и прокуратуры, решение вынес сегодня ВС РТ в отношении Ильдара Курманова. Припомнив — о ужас! — случайный сон в колонии и «безынициативный» труд на складах, ему отказали в условно-досрочном освобождении. Но он все равно может выйти на свободу раньше повторного рассмотрения дела по УДО. Тем временем, как выяснил «БИЗНЕС Online», «Леруа Мерлен» по-прежнему жаждет возврата 47 млн. рублей с процентами и ужесточения первоначального приговора.
До освобождения Ильдару Курманову по УДО оставалось еще 33 дня. Об этом по видеоконференцсвязи из ИК-18, куда его специально доставили, сообщил сам осужденный
«НИЧЕГО, ВСЕ РАВНО УЖЕ 30 ДНЕЙ ОСТАЕТСЯ!»
Сегодня, когда Верховному суду РТ надлежало решить, выпустить ли Ильдара Курманова условно-досрочно или оставить его в колонии-поселении, отец осужденного, экс-министр юстиции РТ Мидхат Курманов в общении с журналистами оценивал шансы на успех по принципу «50 на 50».
— Могут отменить и отправить на новое рассмотрение. А его назначат на какое-нибудь 10 марта, — гадал Курманов-старший.
— Но Ильдара к тому времени же отпустят? — уточняли коллеги.
— Да, 3 марта выйдет на свободу, — уверенно ответил бывший министр юстиции РТ.
В этом, в отличие от вердикта Верховного суда РТ, он был уверен. «Ничего, все равно уже 30 дней остается», — успокаивал себя Курманов-старший. Также он напомнил, что намерен добиться оправдания сына, и считает, что это возможно в Верховном суде РФ и Европейском суде по правам человека.
«Фиктивного предприятия не было, обмана и злоупотребления доверием тоже, присвоение средств не доказано», — рассуждал он вслух.
Если быть точными, то до освобождения Курманову осталось еще 33 дня. Об этом по видеоконференцсвязи из ИК-18, куда его специально доставили, сообщил сам осужденный во время процесса судье Мансуру Камалову. С экрана на состав суда смотрел тот же Ильдар — только коротко стриженный, в ярком синем свитере и без улыбки, которая нет-нет да и появлялась на его лице во время домашнего ареста.
Его интересы защищала уже проверенный годами и процессами адвокат Надежда Муратова. Она же заявила ходатайство об ознакомлении своего клиента с материалами дела. Для консультации понадобилось 5 минут. Во время перечисления документов оказалось, что до суда не дошли возражения на представление прокуратуры, а также жалоба на имя начальника колонии, отправленные 23 января. Но это, к счастью, не послужило причиной для переноса дела. В отличие от предыдущих разбирательств ни одна из сторон не хотела, чтобы процесс затянулся.
«Фиктивного предприятия не было, обмана и злоупотребления доверием тоже, присвоение средств не доказано», — рассуждал отец осужденного Мидхат Курманов
«ОН ПРОВЕЛ В КОЛОНИИ ПОЛГОДА, А УЩЕРБА НИ КОПЕЙКИ НЕ ВОЗМЕСТИЛ!»
Прокурор отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры РТ Артур Ахметшин озвучил причины несогласия ведомства с решением Приволжского районного суда по УДО. «Судом не учтено отношение Курманова к содеянному, а также отношение к возмещению причиненного ущерба. Данные обстоятельства имеют существенное значение. Однако суд детально не раскрыл отношения осужденного Курманова к наказанию и не вызвал потерпевших», — заявил Ахметшин.
Между тем поведение Курманова в колонии не было ни стабильным, ни безупречным. За ним есть два нарушения. Однажды он (о ужас! — но так бывает) заснул в СИЗО в неустановленное время. В другой раз передал корреспонденцию, минуя руководство колонии-поселения. К минусам в биографии Курманова после суда прокурор отнес и то, что тот не проявил рвения в труде. «Начальник отряда Исламов пояснил, что Курманов был трудоустроен, но инициативы не проявлял и не поощрялся, — доказывал свои доводы прокурор. — Выводы суда первой инстанции считаю поверхностными и формальными, прошу направить дело на новое судебное рассмотрение», — заключил представитель прокуратуры РТ.
Представитель «Леруа Мерлен» Андрей Сидоренко, также обжаловавший постановление об УДО, объяснил, почему добивается дальнейшего содержания Курманова в колонии-поселения. «Суд должен учитывать поведение осужденного за весь период его заключения. Суд вынес постановление, но не учел характеристику Курманова от администрации исправительного учреждения. Более того, в протоколе судебного заседания зафиксировано, что при вопросе судьи, почему при наличии большинства голосов „за“ комиссия все-таки не рекомендовала ему УДО, сотрудник пояснил, что это связано с небольшим сроком пребывания осужденного в колонии на тот момент. Следовательно, администрация не могла составить адекватного представления, какой это человек, как он относится к преступлению Более того, на все беседы о совершенном преступлении с администрацией Курманов не реагирует и на контакт не идет. Обстоятельства свидетельствуют, что он не раскаялся, вины не признал», — заявил адвокат ООО «Интеллект и Право».
Помимо достижения социальной справедливости, Сидоренко как представителя потерпевшей стороны волновало возмещение ущерба. «Он провел в колонии полгода, а ущерба ни копейки не возместил. Как минимум нужно отбыть весь срок наказания», — сказал адвокат.
В отличие от предыдущих разбирательств, ни одна из сторон не хотела, чтобы процесс затянулся
«ВСЕ РЕБЯТА, С КОТОРЫМИ Я РАБОТАЮ НА СКЛАДЕ, ЕЖЕМЕСЯЧНО ПОЛУЧАЮТ БЛАГОДАРНОСТИ, КРОМЕ МЕНЯ»
В ответ на это в своей речи адвокат Муратова парировала, что на имущество Курманова суммой 12 млн. рублей наложен арест. «Обратитесь к приставам. Арест же не отменен. Нет мотива обмануть сторону, это гражданско-правовые отношения», — обратилась адвокат к представителю потерпевших и суду.
Сон в изоляторе в неположенное время Муратова объяснила тем, что был жаркий летний день, Курманов постоянно готовился к заседаниям. «Физиологические возможности ведь разные у людей», — взывала к гуманному началу адвокат. Взыскание, по ее словам, за нарушение наложено не было, была лишь проведена профилактическая беседа. Да и разве мало трех лет, которые ее клиент провел в заключении (считая и домашний арест)? В конце своей речи она попросила суд оставить решение в силе и вернуть Ильдара в семью, к двум малолетним детям.
Сам Курманов парировал обвинения тем, что начальник ФКО «Жилищно-коммунальное управление», где он был трудоустроен, даже попросил руководство колонии «поощрить осужденного своей властью». «Срок наказания составляет 33 дня из 3 лет. Суд посчитал, что в изоляции от общества я вовсе не нуждался. Поэтому прошу оставить в силе постановление первой инстанции, а апелляционную жалобу оставить без удовлетворения», — обратился к судье Курманов.
Однако напоследок он припас жалобу на начальника колонии-поселения. «Когда ознакомился с характеристикой, я подошел к начальнику отряда и спросил, почему все так положительно, а внизу отрицательно. Он ответил, что на комиссии начальник учреждения предложил переписать ее на отрицательную», — посетовал осужденный. По его словам, этой информации достаточно, чтобы внести частное представление в адрес руководителя.
«То, что поощрений нет в данное время... Все ребята, с которыми я работаю на складе, ежемесячно получают благодарности, кроме меня. Выезжают в выходные домой, кроме меня. Они мне здесь все воспитание испортят, лучше отпустите! Надеюсь на правильную оценку доказательств, прошу учесть отбытый срок. Хватит портить мне воспитание — у меня только одно пожелание», — выступил с последней репликой в суде Курманов.
Представитель «Леруа Мерлен» заявил, что трехлетний срок заключения применительно к содеянному — изначально очень мягкий приговор, поэтому компания не оставляет попыток его ужесточить
РЕШЕНО: НАПРАВИТЬ ДЕЛО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ
Судья Камалов удалился в совещательную комнату, из которой вернулся с решением примерно через 5 минут. «Суд апелляционной инстанции постановил постановление Приволжского районного суда Казани от 9 декабря 2016 года в отношении осужденного Ильдара Мидхатовича Курманова отменить. Материалы направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе. Апелляционную жалобу представителя потерпевшего удовлетворить», — озвучил решение судья.
Прокуратуру и Сидоренко такой расклад устроил. А Мидхат Мазгутович, несмотря на рассуждения вслух до процесса, кажется, все-таки расстроился. Обжаловать это решение в кассационном порядке он считает бессмысленным.
Представитель «Леруа Мерлен» Илья Мазуров заявил «БИЗНЕС Online», что трехлетний срок заключения применительно к содеянному — изначально очень мягкий приговор, поэтому компания не оставляет попыток его ужесточить. «Кредитор, конкурсный управляющий и прокуратура подали кассационные жалобы в Верховный суд Татарстана. Во-первых, на чрезвычайно мягкий приговор для суммы крупного размера, из которой осужденный не попытался вернуть ни копейки. Во-вторых, на переквалификацию дела на более мягкую статью „Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности“, которой, правда, уже нет в Уголовном кодексе. Мы не видим никаких оснований для УДО — именно поэтому мы обжаловали его. Курмановы тоже подали жалобу, требуя полного оправдания», — заявил Мазуров.
Также «Леруа» пытается взыскать с Курманова 47 млн. рублей ущерба — в идеале с процентами. «В ходе следствия было арестовано имущество, в том числе земельный участок в Зеленодольске. В случае обнаружения иных активов, в том числе совместно нажитого имущества, мы будем взыскивать деньги в рамках гражданского судопроизводства», — подчеркнул адвокат.
Курманову отказали в условно-досрочном освобождении. Но он все равно может выйти на свободу раньше повторного рассмотрения дела по УДО
ДЕЛО КУРМАНОВА: ОДИН ПРИГОВОР, ДВЕ АПЕЛЛЯЦИИ, ТРИ ГОДА
Напомним, что новость о возможном скором освобождении Ильдара Курманова появилась в конце 2016 года. 9 декабря Приволжский райсуд удовлетворил ходатайство Курманова-младшего об условно-досрочном освобождении. В колонии-поселении он вел себя примерно, что признали не только представители УФСИН, но и прокуратуры РТ. Тем не менее гособвинение выступало против удовлетворения ходатайства осужденного.
Положительному решению суда предшествовало продолжительное рассмотрение апелляции на приговор, когда ВС РТ вдвое сократил срок Курманову, а также смягчил режим. Вместо 6 лет колонии общего режима Курманов-младший получил 3 года колонии-поселения. Кроме того, судьи изменили квалификацию действий Курманова-младшего с ч. 4 ст. 159 («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере») на ч. 3 ст. 159.4 УК РФ («Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности»). Итого, учитывая пребывание под домашним арестом и в СИЗО, сыну экс-министра юстиции РТ на момент приговора оставалось провести в колонии-поселении полгода.
Ранее Вахитовский райсуд приговорил Ильдара Курманова к 6 годам колонии общего режима. Сначала он обвинялся в преступлениях, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»), ст. 196 («Преднамеренное банкротство»), ч. 1 ст. 195 («Неправомерные действия при банкротстве»), ч. 2 ст. 201 («Злоупотребление полномочиями»), п. «б» ч. 3 ст. 174.1 («Легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения преступления с использованием своего служебного положения»), ч. 4 ст. 160 («Присвоение или растрата») УК РФ и двум эпизодам по п. «б» ч. 4 ст. 174.1 («Легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения преступления в особо крупном размере»). Но суд признал Курманова виновным только в мошенничестве в особо крупном размере. Исключение 7 статей из обвинений дает шансы на дальнейшие судебные тяжбы Курмановых. Так, отец осужденного считает, что сын имеет право на реабилитацию и, следовательно, возмещение причиненного морального и материального вреда. Пока иски не поданы, и суммы не озвучены.
ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗВРАТА УЩЕРБА: «ЛЕРУА МЕРЛЕН» — ДОСТАТОЧНО СЕРЬЕЗНЫЙ ИГРОК, МОЖЕТ И ПОЛУЧИТЬСЯ«
«БИЗНЕС Online» предложил экспертам оценить, стоит ли на фоне оставшегося месяца до конца срока наказания оспаривать УДО,а также взвесить шансы обиженной стороны на получение 47 млн. рублей ущерба.
Эмиль Гатауллин — юрист:
— Если говорить об абсурдности таких попыток прокуратуры настоять на своем и добиться полного отбывания наказания Ильдаром Курмановым, то зачастую вообще деятельность юристов кажется абсурдной, что мы прицепились к какому-то пункту в законе и ему следуем... Но я думаю, что на самом деле ничего абсурдного здесь нет. Есть ответственные лица, которые несут ответственность за то, чтобы в данном случае восторжествовал закон, в том числе и в их понимании. И вот эти ответственные лица, несмотря на то, 30 дней или три часа осталось Курманову отбывать наказание, пытаются доказать всему миру, что они скрупулезно следуют всем нормам и тому закону, который, по их мнению, должен восторжествовать именно в такой форме.
Говоря же об иске «Леруа Мерлен» о возврате причиненного ущерба, хотел бы заметить, что все перспективы судебных решений оцениваются исходя из того веса, который имеет тот или иной игрок в деле. Я думаю, что «Леруа Мерлен» — достаточно серьезный игрок. У них может все получиться.
Борис Рыбак — адвокат:
— Не кажется ли мне настойчивость прокуратуры абсурдной? А давайте вывернем ситуацию наизнанку: не кажется ли вам абсурдной настойчивость Курманова, тем более что он через 33 дня выйдет на свободу? Есть определенные условия, необходимые для того, чтобы получить условно-досрочное освобождение. Насколько я помню, туда также входит возмещение ущерба и учет мнения потерпевшего, с учетом всех обстоятельств дела, о которых я не знаю. И если прокуратура вышла с апелляцией, то наверняка суд не учел всех этих обстоятельств, принимая решение о досрочном освобождении. Речь идет о законности или незаконности принятого решения, а не о целесообразности подачи апелляций.
Говоря же о гражданском иске «Леруа Мерлен» к Ильдару Курманову, замечу лишь, что они вправе это делать. Они вправе предъявлять такие иски.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 72
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.