До освобождения Ильдару Курманову по УДО оставалось еще 33 дня. Об этом по видеоконференцсвязи из ИК-18, куда его специально доставили, сообщил сам осужденный До освобождения Ильдару Курманову по УДО оставалось еще 33 дня. Об этом по видеоконференцсвязи из ИК-18, куда его специально доставили, сообщил сам осужденный

«НИЧЕГО, ВСЕ РАВНО УЖЕ 30 ДНЕЙ ОСТАЕТСЯ!»

Сегодня, когда Верховному суду РТ надлежало решить, выпустить ли Ильдара Курманова условно-досрочно или оставить его в колонии-поселении, отец осужденного, экс-министр юстиции РТ Мидхат Курманов в общении с журналистами оценивал шансы на успех по принципу «50 на 50».

— Могут отменить и отправить на новое рассмотрение. А его назначат на какое-нибудь 10 марта, — гадал Курманов-старший.

— Но Ильдара к тому времени же отпустят? — уточняли коллеги.

— Да, 3 марта выйдет на свободу, — уверенно ответил бывший министр юстиции РТ.

В этом, в отличие от вердикта Верховного суда РТ, он был уверен. «Ничего, все равно уже 30 дней остается», — успокаивал себя Курманов-старший. Также он напомнил, что намерен добиться оправдания сына, и считает, что это возможно в Верховном суде РФ и Европейском суде по правам человека.

«Фиктивного предприятия не было, обмана и злоупотребления доверием тоже, присвоение средств не доказано», — рассуждал он вслух.

Если быть точными, то до освобождения Курманову осталось еще 33 дня. Об этом по видеоконференцсвязи из ИК-18, куда его специально доставили, сообщил сам осужденный во время процесса судье Мансуру Камалову. С экрана на состав суда смотрел тот же Ильдар — только коротко стриженный, в ярком синем свитере и без улыбки, которая нет-нет да и появлялась на его лице во время домашнего ареста.

Его интересы защищала уже проверенный годами и процессами адвокат Надежда Муратова. Она же заявила ходатайство об ознакомлении своего клиента с материалами дела. Для консультации понадобилось 5 минут. Во время перечисления документов оказалось, что до суда не дошли возражения на представление прокуратуры, а также жалоба на имя начальника колонии, отправленные 23 января. Но это, к счастью, не послужило причиной для переноса дела. В отличие от предыдущих разбирательств ни одна из сторон не хотела, чтобы процесс затянулся.

«Фиктивного предприятия не было, обмана и злоупотребления доверием тоже, присвоение средств не доказано», — рассуждал отец осужденного Мидхат Курманов «Фиктивного предприятия не было, обмана и злоупотребления доверием тоже, присвоение средств не доказано», — рассуждал отец осужденного Мидхат Курманов

«ОН ПРОВЕЛ В КОЛОНИИ ПОЛГОДА, А УЩЕРБА НИ КОПЕЙКИ НЕ ВОЗМЕСТИЛ!»

Прокурор отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры РТ Артур Ахметшин озвучил причины несогласия ведомства с решением Приволжского районного суда по УДО. «Судом не учтено отношение Курманова к содеянному, а также отношение к возмещению причиненного ущерба. Данные обстоятельства имеют существенное значение. Однако суд детально не раскрыл отношения осужденного Курманова к наказанию и не вызвал потерпевших», — заявил Ахметшин.

Между тем поведение Курманова в колонии не было ни стабильным, ни безупречным. За ним есть два нарушения. Однажды он (о ужас! — но так бывает) заснул в СИЗО в неустановленное время. В другой раз передал корреспонденцию, минуя руководство колонии-поселения. К минусам в биографии Курманова после суда прокурор отнес и то, что тот не проявил рвения в труде. «Начальник отряда Исламов пояснил, что Курманов был трудоустроен, но инициативы не проявлял и не поощрялся, — доказывал свои доводы прокурор. — Выводы суда первой инстанции считаю поверхностными и формальными, прошу направить дело на новое судебное рассмотрение», — заключил представитель прокуратуры РТ.

Представитель «Леруа Мерлен» Андрей Сидоренко, также обжаловавший постановление об УДО, объяснил, почему добивается дальнейшего содержания Курманова в колонии-поселения. «Суд должен учитывать поведение осужденного за весь период его заключения. Суд вынес постановление, но не учел характеристику Курманова от администрации исправительного учреждения. Более того, в протоколе судебного заседания зафиксировано, что при вопросе судьи, почему при наличии большинства голосов „за“ комиссия все-таки не рекомендовала ему УДО, сотрудник пояснил, что это связано с небольшим сроком пребывания осужденного в колонии на тот момент. Следовательно, администрация не могла составить адекватного представления, какой это человек, как он относится к преступлению Более того, на все беседы о совершенном преступлении с администрацией Курманов не реагирует и на контакт не идет. Обстоятельства свидетельствуют, что он не раскаялся, вины не признал», — заявил адвокат ООО «Интеллект и Право».

Помимо достижения социальной справедливости, Сидоренко как представителя потерпевшей стороны волновало возмещение ущерба. «Он провел в колонии полгода, а ущерба ни копейки не возместил. Как минимум нужно отбыть весь срок наказания», — сказал адвокат.

В отличие от предыдущих разбирательств ни одна из сторон не хотела, чтобы процесс затянулся В отличие от предыдущих разбирательств, ни одна из сторон не хотела, чтобы процесс затянулся

«ВСЕ РЕБЯТА, С КОТОРЫМИ Я РАБОТАЮ НА СКЛАДЕ, ЕЖЕМЕСЯЧНО ПОЛУЧАЮТ БЛАГОДАРНОСТИ, КРОМЕ МЕНЯ»

В ответ на это в своей речи адвокат Муратова парировала, что на имущество Курманова суммой 12 млн. рублей наложен арест. «Обратитесь к приставам. Арест же не отменен. Нет мотива обмануть сторону, это гражданско-правовые отношения», — обратилась адвокат к представителю потерпевших и суду.

Сон в изоляторе в неположенное время Муратова объяснила тем, что был жаркий летний день, Курманов постоянно готовился к заседаниям. «Физиологические возможности ведь разные у людей», — взывала к гуманному началу адвокат. Взыскание, по ее словам, за нарушение наложено не было, была лишь проведена профилактическая беседа. Да и разве мало трех лет, которые ее клиент провел в заключении (считая и домашний арест)? В конце своей речи она попросила суд оставить решение в силе и вернуть Ильдара в семью, к двум малолетним детям.

Сам Курманов парировал обвинения тем, что начальник ФКО «Жилищно-коммунальное управление», где он был трудоустроен, даже попросил руководство колонии «поощрить осужденного своей властью». «Срок наказания составляет 33 дня из 3 лет. Суд посчитал, что в изоляции от общества я вовсе не нуждался. Поэтому прошу оставить в силе постановление первой инстанции, а апелляционную жалобу оставить без удовлетворения», — обратился к судье Курманов.

Однако напоследок он припас жалобу на начальника колонии-поселения. «Когда ознакомился с характеристикой, я подошел к начальнику отряда и спросил, почему все так положительно, а внизу отрицательно. Он ответил, что на комиссии начальник учреждения предложил переписать ее на отрицательную», — посетовал осужденный. По его словам, этой информации достаточно, чтобы внести частное представление в адрес руководителя.

«То, что поощрений нет в данное время... Все ребята, с которыми я работаю на складе, ежемесячно получают благодарности, кроме меня. Выезжают в выходные домой, кроме меня. Они мне здесь все воспитание испортят, лучше отпустите! Надеюсь на правильную оценку доказательств, прошу учесть отбытый срок. Хватит портить мне воспитание — у меня только одно пожелание», — выступил с последней репликой в суде Курманов.

Представитель «Леруа Мерлен» заявил, что трехлетний срок заключения применительно к содеянному — изначально очень мягкий приговор, поэтому комания не оставляет попыток его ужесточить Представитель «Леруа Мерлен» заявил, что трехлетний срок заключения применительно к содеянному — изначально очень мягкий приговор, поэтому компания не оставляет попыток его ужесточить

РЕШЕНО: НАПРАВИТЬ ДЕЛО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ

Судья Камалов удалился в совещательную комнату, из которой вернулся с решением примерно через 5 минут. «Суд апелляционной инстанции постановил постановление Приволжского районного суда Казани от 9 декабря 2016 года в отношении осужденного Ильдара Мидхатовича Курманова отменить. Материалы направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе. Апелляционную жалобу представителя потерпевшего удовлетворить», — озвучил решение судья.

Прокуратуру и Сидоренко такой расклад устроил. А Мидхат Мазгутович, несмотря на рассуждения вслух до процесса, кажется, все-таки расстроился. Обжаловать это решение в кассационном порядке он считает бессмысленным.

Представитель «Леруа Мерлен» Илья Мазуров заявил «БИЗНЕС Online», что трехлетний срок заключения применительно к содеянному — изначально очень мягкий приговор, поэтому компания не оставляет попыток его ужесточить. «Кредитор, конкурсный управляющий и прокуратура подали кассационные жалобы в Верховный суд Татарстана. Во-первых, на чрезвычайно мягкий приговор для суммы крупного размера, из которой осужденный не попытался вернуть ни копейки. Во-вторых, на переквалификацию дела на более мягкую статью „Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности“, которой, правда, уже нет в Уголовном кодексе. Мы не видим никаких оснований для УДО — именно поэтому мы обжаловали его. Курмановы тоже подали жалобу, требуя полного оправдания», — заявил Мазуров.

Также «Леруа» пытается взыскать с Курманова 47 млн. рублей ущерба — в идеале с процентами. «В ходе следствия было арестовано имущество, в том числе земельный участок в Зеленодольске. В случае обнаружения иных активов, в том числе совместно нажитого имущества, мы будем взыскивать деньги в рамках гражданского судопроизводства», — подчеркнул адвокат.

Курманову отказали в условно-досрочном освобождении. Но он все равно может выйти на свободу раньше повторного рассмотрения дела по УДО Курманову отказали в условно-досрочном освобождении. Но он все равно может выйти на свободу раньше повторного рассмотрения дела по УДО

ДЕЛО КУРМАНОВА: ОДИН ПРИГОВОР, ДВЕ АПЕЛЛЯЦИИ, ТРИ ГОДА

Напомним, что новость о возможном скором освобождении Ильдара Курманова появилась в конце 2016 года. 9 декабря Приволжский райсуд удовлетворил ходатайство Курманова-младшего об условно-досрочном освобождении. В колонии-поселении он вел себя примерно, что признали не только представители УФСИН, но и прокуратуры РТ. Тем не менее гособвинение выступало против удовлетворения ходатайства осужденного.

Положительному решению суда предшествовало продолжительное рассмотрение апелляции на приговор, когда ВС РТ вдвое сократил срок Курманову, а также смягчил режим. Вместо 6 лет колонии общего режима Курманов-младший получил 3 года колонии-поселения. Кроме того, судьи изменили квалификацию действий Курманова-младшего с ч. 4 ст. 159 («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере») на ч. 3 ст. 159.4 УК РФ («Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности»). Итого, учитывая пребывание под домашним арестом и в СИЗО, сыну экс-министра юстиции РТ на момент приговора оставалось провести в колонии-поселении полгода.

Ранее Вахитовский райсуд приговорил Ильдара Курманова к 6 годам колонии общего режима. Сначала он обвинялся в преступлениях, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»), ст. 196 («Преднамеренное банкротство»), ч. 1 ст. 195 («Неправомерные действия при банкротстве»), ч. 2 ст. 201 («Злоупотребление полномочиями»), п. «б» ч. 3 ст. 174.1 («Легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения преступления с использованием своего служебного положения»), ч. 4 ст. 160 («Присвоение или растрата») УК РФ и двум эпизодам по п. «б» ч. 4 ст. 174.1 («Легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения преступления в особо крупном размере»). Но суд признал Курманова виновным только в мошенничестве в особо крупном размере. Исключение 7 статей из обвинений дает шансы на дальнейшие судебные тяжбы Курмановых. Так, отец осужденного считает, что сын имеет право на реабилитацию и, следовательно, возмещение причиненного морального и материального вреда. Пока иски не поданы, и суммы не озвучены.

ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗВРАТА УЩЕРБА: «ЛЕРУА МЕРЛЕН» — ДОСТАТОЧНО СЕРЬЕЗНЫЙ ИГРОК, МОЖЕТ И ПОЛУЧИТЬСЯ«

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам оценить, стоит ли на фоне оставшегося месяца до конца срока наказания оспаривать УДО,а также взвесить шансы обиженной стороны на получение 47 млн. рублей ущерба.

Эмиль Гатауллин — юрист:

— Если говорить об абсурдности таких попыток прокуратуры настоять на своем и добиться полного отбывания наказания Ильдаром Курмановым, то зачастую вообще деятельность юристов кажется абсурдной, что мы прицепились к какому-то пункту в законе и ему следуем... Но я думаю, что на самом деле ничего абсурдного здесь нет. Есть ответственные лица, которые несут ответственность за то, чтобы в данном случае восторжествовал закон, в том числе и в их понимании. И вот эти ответственные лица, несмотря на то, 30 дней или три часа осталось Курманову отбывать наказание, пытаются доказать всему миру, что они скрупулезно следуют всем нормам и тому закону, который, по их мнению, должен восторжествовать именно в такой форме.

Говоря же об иске «Леруа Мерлен» о возврате причиненного ущерба, хотел бы заметить, что все перспективы судебных решений оцениваются исходя из того веса, который имеет тот или иной игрок в деле. Я думаю, что «Леруа Мерлен» — достаточно серьезный игрок. У них может все получиться.

Борис Рыбак адвокат:

— Не кажется ли мне настойчивость прокуратуры абсурдной? А давайте вывернем ситуацию наизнанку: не кажется ли вам абсурдной настойчивость Курманова, тем более что он через 33 дня выйдет на свободу? Есть определенные условия, необходимые для того, чтобы получить условно-досрочное освобождение. Насколько я помню, туда также входит возмещение ущерба и учет мнения потерпевшего, с учетом всех обстоятельств дела, о которых я не знаю. И если прокуратура вышла с апелляцией, то наверняка суд не учел всех этих обстоятельств, принимая решение о досрочном освобождении. Речь идет о законности или незаконности принятого решения, а не о целесообразности подачи апелляций.

Говоря же о гражданском иске «Леруа Мерлен» к Ильдару Курманову, замечу лишь, что они вправе это делать. Они вправе предъявлять такие иски.