ОДИН ЗАДЕРЖАН, ТРОЕ ПОД ВОПРОСОМ

Накануне МВД по РТ объявило о крупном успехе: поимке подозреваемого в дерзком нападении на директора строительной компании «Молком» Игоря Казакова и его сына Максима вечером 5 декабря прошлого года. Задержан и арестован 28-летний казанец, который, как подозревает следствие, нанес предпринимателю два удара металлическим прутом.

Напомним, 50-летний гендиректор и владелец крупной строительной компании подвергся жестокому нападению в Приволжском районе — прямо напротив собственного офиса. Остановил экзекуцию в стиле 90-х лишь звонок в полицию одного из прохожих. Уже через час Игорь и его сын были доставлены в горбольницу №7 на Чуйкова: Казаков-младший от госпитализации отказался, а его отец был направлен в реанимацию. Сам Максим Казаков в разговоре с «БИЗНЕС Online» коротко заметил: «Нападают по одной причине: не согласны, значит, в чем-то. Наверное, какой-то конфликт». При этом конкретизировать причины разногласий отца с нападавшими Казаков-младший не стал.

Врачи долго боролись за жизнь избитого Казакова, однако 26 декабря он скончался в больнице. Начатая полицией проверка по ст. 213 УК РФ («Хулиганство») автоматически превратилась в уголовное дело по ч. 4 ст. 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего»), которое взял под контроль следственный комитет РФ по РТ.

Полицейские задержали подозреваемого 25 января в том же Приволжском районе. Причастность к совершенному преступлению он не отрицает. «Выясняются мотивы совершенного преступления и личности соучастников задержанного, проводятся следственные действия, направленные на сбор и закрепление доказательств. Расследование уголовного дела продолжается», — говорится в сообщении следственного комитета.

Впрочем, расследование может занять не так много времени. По информации «БИЗНЕС Online», в поле зрения следствия попали еще три человека, которые в тот злополучный вечер присутствовали при нападении. В их отношении мера пресечения не избрана, однако вопросы к ним имеются. «По предварительной информации, бил один, роли остальных уточняются», — сообщил наш источник в правоохранительных органах. Заметим, эта версия расходится с тем, что рассказывал нам сын погибшего: в его первоначальном описании, избиение было групповым, а нападавших — вдвое больше.

«УМЕР. И НЕ ТОЛЬКО САЙТ...»

Игорь Казаков в строительном бизнесе давно. Например, его фирма «Молком» активно участвовала в возведении легендарной Деревни Универсиады, жилкомплекса «Серебряный век» и «Экопарка Дубрава», а также коттеджного поселка «Казанская усадьба». А в Набережных Челнах строители Казакова приложили руку к ЖК «Сююмбике». В последнее время он занимался строительством крупного ЖК «Генеральский» — проект предполагает возведение пяти 10-этажных домов в центре Московского района, на улице Тунакова. Не исключено, кстати, что проект породит новую волну обманутых дольщиков. Участники его неофициальной группы «ВКонтакте» свидетельствуют, что компания перестала выходить на связь. «Все, пропали, строить не будут», — написал вчера пользователь Руслан Нигматуллин. «Официальный сайт как будто умер. Информация уже давно не обновлялась», — тревожится еще одна дольщица. «Умер. И не только сайт...» — с горечью отвечают ей осведомленные товарищи по несчастью.

Бизнес-партнеры погибшего немногословны. К примеру, Дмитрий Орлов отказался комментировать убийство своего бывшего партнера. По данным справочного сервиса «Контур-Фокус», оба в свое время были учредителями ООО «КазаньСтрой», переименованного в 2009 году в ООО «Ключ». Орлов c Казаковым и еще одним бизнесменом Леонидом Ларионовым также вплоть до 2012 года были соучредителями ООО «Ренессанс Строй». Общество, показавшее в 2010 году выручку в 1,5 млрд. рублей и 1,3 млн. чистой прибыли, было ликвидировано в 2014 году. В том же году между партнерами пробежала черная кошка — 9 сентября в Арбитражный суд поступило исковое заявление от ООО «Казаньстрой» в адрес Игоря Казакова о взыскании в пользу ОАО «Казанский мясокомбинат» убытков в размере 1 млн. рублей. Однако уже 12 января 2015 года истец отказался от своих требований, и дело было прекращено.

История с КМК началась в 2013 году. В ноябре было объявлено, что ООО «Казаньстрой» приобрело новый актив — Казанский мясокомбинат. Генеральным директором общества был назначен Игорь Казаков, но что важнее — у общества появился стратегический партнер, брат вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, предприниматель Михаил Дворкович. Влиятельный бизнесмен тогда объявил, что владелец предприятия вскоре вновь сменится, а производство будет переброшено «ближе к границам города». За два года Дворкович обещал инвестировать в КМК $10 млн. и поднять его уровень производства с 8 до 100 млн. т продукции в сутки. Освободившийся участок предполагалось застроить жильем. Однако сделка так и не состоялась, а позднее влиятельный бизнесмен обвинил Казакова в обмане и выводе средств, что и послужило причиной выхода Дворковича из проекта.

Михаил Дворкович: «Я юридически не имел отношения к Казанскому мясокомбинату, эффект моего „присутствия“ на предприятии создавался за счет пиара, и административных мер» Михаил Дворкович: «Я юридически не имел отношения к Казанскому мясокомбинату, эффект моего „присутствия“ на предприятии создавался за счет пиара и административных мер» Фото: ©Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

Павел Краков, работавший генеральным директором КМК в 2014 году, в разговоре с «БИЗНЕС Online» припомнил, что не слышал хороших отзывов о Казакове как об управленце. «Я помню, что у него [Казакова] был судебный спор с Орловым в 2014 году, но до открытого конфликта тогда не дошло, они в зале суда пожали друг другу руки», — заключил Краков.

Свет на события трехлетней давности по просьбе «БИЗНЕС Online» пролил сам Михаил Дворкович. «Я юридически не имел отношения к Казанскому мясокомбинату, эффект моего „присутствия“ на предприятии создавался за счет пиара и административных мер, — заметил он. — Юридически я в этот бизнес так и не вошел, потому что с комбината начали выводить деньги. Судя по тому, что мне говорили мои сотрудники, которые проводили небольшой аудит, этим занималась финансовый директор. Схема была простая: товар уходил, а деньги за него приходили в 10 - 20 раз меньше его стоимости. В таких условиях инвестировать в предприятие оказалось невыгодно, и я от него отстранился».

Дворкович остался невысокого мнения о менеджерских способностях Казакова. «Когда мне его представили, я думал, что он профессионал и за слова свои отвечает, но когда мы начали вникать в дела, выяснилось, что все не так радужно, — вспомнил предприниматель. — Все истории про финансовую составляющую оказались не совсем такими. Комбинатом в конечном итоге управлял не он, а люди, которых наняли». По описаниям Дворковича, вместе с ростом кредиторской задолженности у предприятия сформировались долги по зарплате. «У меня было письмо от сотрудников комбината, они написали нескольким депутатам Госдумы, просили меня это письмо передать, чтобы возбудили дело, и прокуратура провела проверку по факту невыплаченной зарплаты, — рассказывает Дворкович. — Я делать этого не стал и письмо выбросил. Не посчитал себя вправе судить людей и выносить им приговоры».

Вместе с тем Дворкович убежден, что среди личностных качеств Казакова преобладали позитивные. «Мне, честно, очень жаль [того, что произошло], если по-человечески говорить, — высказался он. — Когда мы общались, он проявил себя как человек очень интеллигентный и приятный, говорить с ним было приятно. А когда происходили ситуации какие-то на мясокомбинате, я старался оправдать его и склонялся к тому, что вина в этом финансового директора и некоторых других людей».

Предприниматель сомневается, что убийство носит бытовой характер, и не исключает, что оно могло быть связано с бизнесом погибшего. «Сомневаюсь, что несколько человек с битами бьют одного человека из хулиганских соображений. Вы можете поверить в то, что это могло произойти спонтанно? Будем надеяться, что тот, кого арестовали, даст возможность найти всех, кто был к этому причастен».