«МОНЕТЫ ДЖАНИБЕКА С ДВУГЛАВЫМ ОРЛОМ ЗВЕНЕЛИ В КОШЕЛЬКАХ У РУССКИХ»

Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание.

Жан Жак Руссо

Однажды мне на день рождения подарили разбитый кувшин с кладом золотоордынских монет. Я отдал материал на экспертизу. Оказалось — подделка. Однако я храню эти монеты, поскольку с тех пор на черном рынке археологических находок появилось такое количество подлинных вещей, что подделывать дороже обходится. Теперь подделка стала ценнее, чем оригинал. За последние годы «черные копатели» вооружились современными приборами, и рынок просто завалили артефактами. Грустно, но бороться с этим крайне сложно.

Среди подлинных монет Золотой Орды особо примечателен чекан Джанибек-хана (ХIV в.) с двуглавым орлом. Откуда появился этот образ в Орде, трудно сказать, он встречается еще у хеттских царей, затем в Римской Империи. Константин Великий ввел новую эмблему — черного двуглавого орла на золотом фоне — символ власти императора над Западом и Востоком. Этот герб сохранился и как герб Византийской империи.

Джанибек-хан Джанибек-хан (условный портрет Джанибека в Каталонском атласе)

Герб Ивана Грозного сильно напоминает двуглавого орла с монеты Джанибека, правда, на нем появились две короны в честь взятия Казанского и Астраханского ханств. Впоследствии появится третья корона в честь покорения Сибирского ханства.

Стандартная версия появления двуглавого орла гласит, будто Софья Палеолог, выйдя замуж за Ивана III, привезла с собой из Византии герб России. Пусть будет так. Но много раньше монеты Джанибека с двуглавым орлом звенели в кошельках у русских. Если даже на самом деле Софья привезла этот символ, то для русских это не было диковинкой. Где Византия и где звонкие монеты?! Рассудите сами.

Не должно смущать, что монета Джанибека медная. В ходу были и серебряные монеты (данга). Наличие медных разменных монет указывает на очень стабильную финансовую систему и интенсивную торговлю. Их номинал гарантировался не самой стоимостью меди в отличие от серебряных и золотых монет, а государством, и это могло произойти только при очень развитой экономике.

Монета Джанибек-хана, герб Ивана Грозного, герб Михаила Романова Монета Джанибек-хана, герб Ивана Грозного, герб Михаила Романова

«КАКИЕ БЫ ПЕРИПЕТИИ НИ ИСПЫТЫВАЛ ГЕРБ — НЕИЗМЕННЫМИ ОСТАВАЛИСЬ ТРИ КОРОНЫ ТАТАРСКИХ ХАНСТВ»

В период правления Михаила Романова в гербе появляются изменения — у орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья. Позже Петр I на крыльях размещает гербы Великих княжеств и Царств. На правом крыле были помещены щиты с гербами Киевского и Новгородского княжеств, а также Астраханского ханства; на левом крыле — Владимирского княжества, а также Казанского и Сибирского ханств. Многие черты петровского герба сохранились до сегодняшнего дня. Какие бы перипетии ни испытывал герб при разных монархах, неизменными оставались три короны и гербы трех татарских ханств.

Значимость татарских ханств отразилась и в титулатуре монархов. Сокращенная форма титулов гласит: «Божиею поспешествующею милостию, Мы, ΝΝ, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая».

Большой герб Российской империии и герб Российской Федерации Большой герб Российской империии и герб Российской Федерации

Киев в титулатуре присутствует, но не с него начинается перечисление, а с Москвы. Киевская Русь имеет отношение к России в силу принятия православия славянами, и только. У Киева и России географическое, хозяйственно-политическое и этническое содержание совершенно различно. Так называемое «воссоединение» России и Украины в ХVII веке не несет никакой смысловой нагрузки, кроме идеологического штампа. Это было присоединение Малороссии, развивавшейся в рамках Литвы и Польши, к Московии. Вследствие этого становится понятной и нынешняя ситуация с Украиной, которая не желает оставаться с Россией, а вот татары ведут себя иначе, они не стремятся к отделению, для них Россия не чуждое, а свое государство.

Киев — один из источников русской культуры, но сама Россия начинается с Москвы, укрепившейся благодаря дружбе с ханами Золотой Орды. Менгу-Тимур выделяет из Суздальского княжества Московский удел для Даниила, и с этого момента начинает строиться Москва. Затем подключается Иван Калита, который особенно дружил с Узбек-ханом и Джанибек-ханом. Жена Узбек-хана Тайдула считалась защитницей православных. Теплые отношения между Сараем и Москвой возникли потому, что ханы всегда привечали потомков Александра Невского.

Но и Московская Русь еще не Россия ни в географическом, ни политическом, ни в этническом смысле. Россию от Московской Руси отличает территориальная экспансия за рамки исторических русских княжеств. Россия возникает, как только Москва начинает захватывать новые нерусские территории. Самой серьезной победой Москвы было покорение Казанского ханства в 1552 году — первое иностранное и не православное государство. До этого была Московия, Московская Русь, великое княжество Московское, но не Россия.

Флаг Казанского ханства Флаг Казанского ханства

После взятия Казани появляется новое государство. С завоеванием «Татарского царства», пишет Сергей Соловьев, «явился наконец царь на Руси». То, что было «Русскою землею», становится Россией, а, по словам Николая Карамзина, «новою Россиею». Эта метаморфоза произошла в результате борьбы постзолотоордынских государств за оставшееся в Евразии татарское наследие. Князь Николай Трубецкой весьма категорично заявлял: «Московское государство возникло благодаря татарскому игу. Московские цари, далеко не закончив еще „собирания Русской земли“, стали собирать земли западного улуса Великой монгольской монархии: Москва стала мощным государством лишь после завоевания Казани, Астрахани и Сибири. Русский царь явился наследником монгольского хана. „Свержение татарского ига“ свелось к замене татарского хана православным царем и к перенесению ханской ставки в Москву. Даже персонально значительный процент бояр и других служилых людей московского царя составляли представители татарской знати». По этому поводу Петр Савицкий писал Льву Гумилеву: «Как известно, великорусское дворянство, сыгравшее огромную роль в создании великого Русского государства, на 30, 40 и даже более процентов состояло из потомков [татарских] мурз, князей и слуг».

Иван Грозный Иван Грозный

Как бы непривычно это ни звучало сегодня, но в ХVI веке преемственность татарских ханств и русского государства воспринималось вполне естественно. Ногайский бек Белек-Пулад писал Ивану Грозному: «Белек Булат мирза христьянскому государю Белому царю много много поклон... В тои земле он сказываетца Чингисовым прямым сыном и прямым государем царем называетца. А в сеи земле яз Идегеевым сыном зовуся... Брат мои Дервиш царь к Чингимову сыну Белому царю, православному государю и жалостливому государю Белому князю в ноги его пасти идем». Белек-Пулад обращался к Ивану Грозному как к прямому преемнику рода Чингизхана: «Великого Цингиз царев прямои род счастливои государь еси... Похошь пожаловати — пожалуешь, а не похошь пожаловати — не пожалуешь». Иной взгляд на историю появляется много позже, после Петра, который разрушал любой намек на преемственность русских царей и татарских ханов.

Факт завоевания Казани стал переломным в российской истории. Иван III порой в письмах называл себя царем, но этого никто не признавал на международном уровне, и он жаловался польско-литовским послам, что король Сигизмунд-Август не признает его титулов и прав, а Иван Грозный вполне законно принял титул царя, ибо завоевал ханство, а титул царя соответствовал титулу хана.

Чужбину хвали, на родине живи.

Татарская пословица

«ЗИЛАНТ СТАЛ ГЕРБОМ КАЗАНИ, И В ЭТОМ КАЧЕСТВЕ ОН ВЕСЬМА ПОПУЛЯРЕН»

Познание будущего через прошедшее облегчается еще и тем, что отдельные народы, как можно убедиться, на протяжении длительного времени сохраняют одни и те же нравы.

Никколо Макиавелли

Когда принималась символика Татарстана в новом статусе суверенной республики, мало кто сомневался, что им должен быть Зилант. Он был гербом Казанского царства, затем Казанской губернии, и вполне логично было продолжить эту традицию. Комиссия по символике Верховного Совета РТ выставила на голосование только один вариант герба, и он многим не понравился. Если бы несколько художников предложили депутатам альтернативные варианты, тогда могли бы прийти к приемлемому результату, но комиссия работала только с одним, своим художником, а тот не мог проявить гибкость.

Вначале депутаты спорили по поводу количества ног. Остановились на двух. Затем им не понравились сами ноги («как у курицы»), дальше больше: хвост не так закручен, крылья не такие. Комиссия пыталась продавить проект, но депутаты не поддались на нажим. Спорам не видно было конца, и тут неожиданно появился белый барс с крыльями дракона, и его немедленно приняли. Видимо, все так устали, что были готовы не обсуждая принять любой альтернативный вариант.

В принципе, белый барс встречался в качестве символа у племени барсил. Белый барс водится на Алтае и Северной Монголии. Он нам не чужой.

Зилант стал гербом Казани, и в этом качестве он весьма популярен. Что он символизирует? У него довольно угрожающий вид. Но чем-то он все же привлекателен.

На гербе Москвы также присутствует змей, которого копьем поражает Георгий Победоносец. Кое-кто трактует этот символ как победу Москвы над Казанью. Так ли это на самом деле?

Зилант-дракон или просто змей, по существующим легендам у татар и других народов, хранитель вод. Изначально вполне мирное существо. Змей в мировой мифологии встречается часто как тотемное животное. Затем у некоторых народов змей получает крылья от орла или другой птицы, превращаясь в дракона. Крылья появляются не случайно, они нужны для общения с потусторонним миром.

Нашим предкам потусторонний мир представлялся расположенным или на небе (возможно, за горизонтом), или под землей. В первом случае туда попадали с помощью птиц (душа могла улетать в виде птицы) или же просто с помощью крыльев, которые могли быть у змеи, коня, других животных (позже в сказках они трансформировались в ковер-самолет, а в развитой религии — в посмертных помощников, ангелов). Во втором случае помощниками выступали пресмыкающиеся, черви, естественно, без крыльев. Они были посредниками между людьми и подземным миром.

Дракон соединяет в себе черты как пресмыкающегося, так и птицы, он появляется довольно поздно уже в развитом государстве. Эпоха расцвета таких существ падает на древние государства такие, как Египет, Вавилон, древняя Индия, Греция, Китай, где дракон даже попал в герб, символизируя государственность.

Змей первоначально, хотя и страшное существо, но в основе благое — хранитель, податель вод. С появлением земледелия и городов водяной змей трансформируется в создателя плодородия, а затем появляется мотив злоупотребления змеем своей властью. Как существо водное, он или задерживает воду — и возникает засуха, или, наоборот, приводит к потопу. Он может также из управителя земных вод превратиться в управителя вод небесных, а значит, распоряжаться дождем. Так он превращается в свою противоположность, и только тогда возникает представление о злом змее, которого надлежит убить. Появляется герой.

Трансформация змея из положительного в отрицательный образ связана с изменением типа хозяйства и уклада жизни. Земледельцу важно было, чтобы его боги или герои сами управляли водой. Поэтому в мифах герои вырывают из рук дракона право на распоряжение водой и сами начинают управлять так, как это нужно людям. Отсюда, естественно, появление героя, убивающего змея. В христианской традиции таким героем становится Георгий Победоносец. Появление сюжета о змееборце не связано с Зилантом Казани, он существовал у разных народов и обозначал переход на новую стадию развития.

Значение образа змея и тем более дракона многообразное и разностороннее. Оно не поддается единому объяснению, к тому же со временем на него наслаиваются позднейшие представления, которые порой приходят в противоречие с первоначальным образом. Так произошло с казанским Зилантом. Он одновременно и добрый, и злой. По легендам, с ним борются жители древней Казани, собирая и поджигая хворост на Зилантовой горе для выведения многочисленных змей.

У татар появляется сюжет с молодой девушкой и джигитом, но как остаточный, плохо выраженный и случайный эпизод — отголосок некогда существовавших обрядов.

У первобытных народов мифология с молодой девушкой была связана с обрядом предоставления ее водяным демонам и богам с целью повлиять на плодородие страны или улов рыбы. В этом обряде присутствует и эротический момент, поскольку девушка должна была быть девственницей, а плодородие связывалось с ее соединением с божеством. На это накладываются представления о смерти как похищении — смерть наступает от того, что душу похитил умерший в образе животного. Но дракон не просто приносит смерть, он уносит возлюбленную и уносит ее в царство смерти. В древней вере смерть воспринималась как брак с божеством смерти. Красавица, похищенная «смертью» в лице дракона, все же не умирает, а освобождается героем. Такое отрицание жертвенности девушек наступает вместе с преодолением первобытного язычества, когда представления о потустороннем мире стали совершенно иными.

Итак, герой, который борется со змеем, олицетворяет трансформацию сознания от первобытного охотничьего хозяйства к земледельческой и скотоводческой культуре. Эти древние пласты легенд, связанные с драконом, в случае с Зилантом сохранились в виде намеков, и только сравнение с мифами и сказками других народов позволяет объяснить противоречивость образа Зиланта.

Дракон, аналогичный нашему Зиланту, встречается в истории у многих народов, а у некоторых он дожил до сегодняшнего дня. Например, Уэльс принял государственные символы, очень похожие на исторический герб Казанского ханства. Происхождение такого флага объясняют заимствованием из Римской империи, когда Британия была завоевана легионерами.

В I веке н. э. императором Траяном было введено императорское знамя из ткани, выкрашенной в пурпурный цвет, на котором красовался дракон. Этот знак укрепился в качестве одного из подразделений римского легиона — когорты. Конные подразделения римлян также имели либо дракона, либо вексиллумы (военный полевой штандарт).

Кто не знает горького вкуса, тот не знает и сладкого.

Татарская пословица

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции