Усилить пул арендаторов, обновить кинотеатр, благоустроить территорию, построить фуд-корт планирует собственник торгового центра XL — ООО «Барс Синтез» Алмаза Сулейманова, купившее ТЦ за 1 млрд. рублей в 2013 году. Возможно, уйдет в небытие ради «Магнита» или другой продуктовой сети знаменитый XL-базар. Тем не менее, как выяснил «БИЗНЕС Online», XL по-прежнему хочет оставаться «семейным дисконт-центром».
Владельцы одного из первых в Казани современных торговых центров — XL на пр. Ямашева — утвердили проект реконцепции объекта
ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ СРЕДНЕЙ СЕМЬИ
Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», владельцы одного из первых в Казани современных торговых центров — XL на пр. Ямашева — утвердили проект реконцепции объекта. Здесь в течение года будет расширена парковка, появятся новые арендаторы и полноценный фуд-корт, а также будет усилена развлекательная составляющая.
В торговом центре, введенном в эксплуатацию в 2003 - 2005 годах группой «Сувар Казань», нашей газете подтвердили информацию об уже начатых изменениях. Исполняющий обязанности директора ООО «ТК Икс-эль» Тимур Яушев сообщил «БИЗНЕС Online», что трансформация не будет кардинальной.
«XL сохранит концепцию дисконт-центра с ориентацией на семью со средним уровнем дохода, — рассказал Яушев. — Наряду с действующими дисконт-магазинами известных брендов появятся и новые, ранее в центре не представленные. При этом ретейлеры, реализующие товар в ценовом сегменте эконом, тоже останутся. Наша задача — сохранить имеющийся, узнаваемый и востребованный у покупателей формат торгового центра, но в то же время точечно усилить его составляющие, поработать над созданием максимально комфортных условий для арендаторов и покупателей».
Сегодня в торговом центре, согласно 2ГИС, расположены 117 организаций. В их числе магазины «Эльдорадо», «Снежная королева», «Спортмастер», «Бегемот», «Золотая рыбка», «Корд», «Твое», «Читай-город», «Яхонт», O’Stin, Savage, Sela, Zolla, спортивные дисконты Adidas и Nike Factory Store Kazan. В комплексе также есть ряд меховых салонов, несколько небольших магазинов мужской и женской одежды, сеть химчисток, «Беби парк», кинотеатр «Магия кино», кофейня Chicolat и несколько небольших кафе.
Уже сейчас в центре сформирована специализированная зона с востребованными детскими магазинами, якорным арендатором которой выступает «Бегемот»
Как рассказал Яушев, на третьем этаже XL появилась галерея верхней одежды со множеством магазинов. Усилена развлекательная составляющая за счет открытия «Удивительного зоопарка» в дополнение к «Острову Сокровищ». Вообще, в торговом центре довольно много изменений адресовано детям, а значит, семейным покупателям.
«В 2016 году начата реконцепция четвертого этажа, в результате которой рядом с зоной детских развлечений создается сильная зона продаж детских товаров. Уже сейчас в центре сформирована специализированная зона с востребованными детскими магазинами, якорным арендатором которой выступает «Бегемот» — крупнейшая федеральная сеть по продаже игрушек, к детскому направлению присоединились «КариКидс», «ДжигаДрыга».
Отметим, что известный на рынке детских товаров ретейлер «Бегемот» последние несколько лет располагался в торговом центре «Квартал» на ул. Чистопольской, а в XL переехал в 2016 году. На прежнем месте «Бегемота» заменил гипермаркет новосибирской сети детских товаров Rich Family.
Ключевым изменением станет появление в XL полноценного фуд-корта
ОПЕРАТОРЫ ЕДЫ — P.LOVE И ДРУГИЕ
Пожалуй, ключевым изменением станет появление в XL полноценного фуд-корта. Уже сейчас на четвертом этаже комплекса снесено прежнее XL-кафе с линией раздачи и висят растяжки «Здесь будут рестораны и кафе», «Скоро открытие фуд-корта», «Здесь можно будет вкусно поесть». По нашей информации, фуд-корт займут три-четыре игрока рынка общепита, в том числе международный игрок фастфуда (скорее всего, Burger King), а также ресторан. Рядом с фуд-кортом располагается работающее кафе японской кухни. Открытие обновленного фуд-корта планируется до конца зимы — в феврале.
Оператором ресторана станет чайхона P.Love, заведения которой работают сегодня в торговом центре «Олимп» и на ул. Гоголя. Чайхона в XL будет похожей на ту, что в «Олимпе» — за закрытыми дверями, со своей кухней, большой детской комнатой. P.Love разместится на 387 кв. метрах и рассчитан на 110 посадочных мест. В этом ресторане, а следом во всех остальных сеть впервые запустит детское меню.
По словам владельца чайхоны P.Love Нурислама Шарифулина, его заведение откроется ориентировочно в середине февраля. «Наши гости часто просили нас открыться в центре, и прошлой весной мы открылись на Гоголя — проект оказался успешным. Потом начали просить открыть ресторан на Квартале, и это совпало с нашей стратегией по выходу на рынок проектов P.Love Delivery и P.Love Kids. На Гоголя мы сейчас открываем детскую комнату, открытие запланировано на февраль, — говорит он. — В XL нас пригласили в рамках проведения реконцепции торгового комплекса. В руководстве молодцы, делают все, чтобы переформатировать торговый центр и адаптировать его под существующие потребности рынка. Мы до этого вели переговоры с „Парк Хаусом“, но не пришли к пониманию и даже не смогли встретиться с управляющим, из чего я сделал вывод, что как арендатор не очень интересен этому торговому центру. А XL оказался адекватным».
Оператором ресторана станет чайхона P.Love, которая разместится на 387 кв. м и рассчитана на 110 посадочных мест
По мнению ресторатора, решение для игроков общепита о размещении в торговых центрах или на улицах зависит от формата. «Мы как чайхона преследуем семейный формат, поэтому нам, конечно, интересно открытие в торговых комплексах. В торговых центрах нет проблем с парковкой, готовая инфраструктура», — объяснил Шарифулин.
НОВЫЙ ФОРМАТ КИНО, ОБНОВЛЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ И ВЛОЖЕНИЯ В 100 МЛН. РУБЛЕЙ
Также владельцы XL планируют в 2017 году провести ремонт общих зон, их благоустройство, установить новую навигацию. «Планируется обновить формат кинотеатра, будет увеличено количество залов, заменено устаревшее оборудование», — сообщили в ООО «ТК Икс-эль». По информации «БИЗНЕС Online», изначально в планах руководства комплекса была замена местного оператора кинотеатра «Магия кино» новым федеральным игроком, но пока эти сведения не получают подтверждения.
Планируется обновить формат кинотеатра, будет увеличено количество залов, заменено устаревшее оборудование
Наконец, XL планирует благоустроить прилегающую территорию, а также упорядочить парковку перед торговым центром. Известно, что в выходные дни от комплекса сложно отъехать, не постояв в пробке. «Уже на сегодняшний день для удобства посетителей работает многоуровневый паркинг. Наши гости могут пользоваться третьим, четвертым и пятым этажами многоуровневого паркинга совершенно бесплатно в часы работы центра. Удобство еще и в том, что, припарковав свою автомашину на многоуровневой парковке, наш посетитель имеет возможность через переходы попасть не только в ТК XL, но и в ТК «Савиново», — комментирует и. о. директора ООО „ТК Икс-эль“. — Причем в этой части мы ведем работу параллельно и с нашими арендаторами, приглашая их парковать свои автомашины на этой же парковке и освобождая уличную парковку для потенциальных посетителей».
Объем инвестиций во все преобразования в XL не раскрывают, но, по оценке экспертов нашей газеты, речь идет о более чем 100 млн. рублей.
ИЗБАВЯТСЯ ЛИ ОТ БАЗАРА?
По информации «БИЗНЕС Online», перемены ожидают и вещевой рынок XL-базар, расположенный на цокольном этаже справа от главного входа в ТЦ. В самом торговом центре планов в этой части уточнять не стали.
Перемены ожидают и вещевой рынок XL-базар, расположенный на цокольном этаже справа от главного входа в ТЦ
Отметим, что эти площади были предметом судебных разбирательств между собственником центра и арендаторами. Неуплата аренды за месяцы простоя позволила владельцу ТЦ возобновить давно тлевшую войну с оператором вещевого рынка Раисой Назаровой. Ранее прекратить отношения с ней не позволял договор, заключенный сроком до 2021 года. В итоге Назарова (создавшая рынок и зарабатывавшая на сдаче площадей в субаренду) проиграла суды с собственником и вынуждена была покинуть помещения, уже закрытые к тому времени из-за претензий к пожарной безопасности. Летом 2015-го XL-базар открылся под тем же названием, но оператором выступили сами собственники ТЦ.
Общая площадь полуподвальных помещений XL-базара составляет 4,5 тыс. кв. метров. Ранее арендовавший там площади предприниматель рассказал «БИЗНЕС Online», что до этого на площадях, где сейчас продают одежду и обувь, располагались склады. «Было решено повысить рентабельность, переделав их под торговые, однако переговоры с федеральными сетями успехом не увенчались. Общая площадь полуподвальных помещений составляет 4,5 тысячи „квадратов“, но „гуляет“ высота потолков — где-то она 200 - 220 сантиметров, но есть места и по 180 сантиметров, и даже 150. Именно это и стало загвоздкой, — говорит наш собеседник. — Например, „М-Видео“ требовали минимальную высоту в 250 сантиметров. Так и возникла идея с базаром».
Кроме того, источники газеты говорят, что в XL по итогам проведенной реконцепции появится продуктовый ретейлер, которого сейчас в ТЦ нет. Зато рядом, в ТК «Савиново», принадлежащем тому же собственнику, есть супермаркет «Карусель». По некоторым данным, арендатором станет сеть «Магнит». На запрос нашей газеты от пресс-службы ретейлера поступил ответ: «Розничная сеть „Магнит“ рассматривает Республику Татарстан, как и другие субъекты РФ, в качестве потенциальных площадок для развития. Планы по развитию сети в отдельных регионах компания не раскрывает».
Эксперты торговой недвижимости неоднократно рекомендовали мастодонтам казанского ретейла шевелиться, приспосабливаясь к новым реалиям
ОБНОВИСЬ ИЛИ УМРИ
Эксперты торговой недвижимости неоднократно рекомендовали мастодонтам казанского ретейла шевелиться, приспосабливаясь к новым реалиям. «Нужно что-то делать, чтобы люди приходили в торговые центры — сами по себе в том же объеме они ходить не хотят. Для этого есть объективные причины: снижение покупательской способности, возникновение неопределенности с доходами», — говорил на рождественском саммите операционный директор SRV360 Тимур Хазраткулов, предрекая целую волну реконцепций в региональных ТЦ.
В самом XL говорят о том же. «Новые экономические тенденции в нашей стране в последние годы испытывают на прочность девелоперский бизнес, заставляя игроков рынка формировать новые стратегии развития, адаптироваться к существующей реальности, работать над поиском новых решений по привлечению арендаторов и покупателей», — заявил «БИЗНЕС Online» Яушев.
На фоне этих разговоров торговый центр XL стал пока всего лишь вторым после «Меги» ТЦ в Казани, который решился на обновление. Впрочем, реконструкция «Меги», которая полностью завершится в 2018 году, на порядок масштабнее: в реализацию концепции Crystal будет вложено порядка 2 млрд. рублей. При этом и XL, и «Мега» были введены в эксплуатацию в 2005 году, однако «Мега» приступила к преобразованиям раньше.
Масштабную реконструкцию ранее анонсировали и братья Хайруллины — их ТЦ «Кольцо» должно было, в частности, избавиться от своего спорного символа на крыше. Впрочем, проект так и не был представлен общественности, увязнув в согласованиях. Кто на очереди по старшинству? «Тандем»?
Торговый центр XL стал пока всего лишь вторым после «Меги» ТЦ в Казани, который решился на обновление
ТРЕЙДЕР ТАИФА УДАЧНО ВЛОЖИЛСЯ
Реконцепция вызывает интерес и благодаря имени владельца. Напомним, в 2013 году комплекс за 1 млрд. рублей был выкуплен структурами компании «Барс Синтез» Алмаза Сулейманова у банка «Зенит». Тому здание перешло от «Сувара» на волне кризиса 2008 года в качестве залога по невыплаченному кредиту.
За Сулеймановым закрепилась репутация человека, близкого к ТАИФу, — как-никак основную часть оборота компании приносит торговля продукцией ОАО «Казаньоргсинтез». Также бизнесмен, согласно базе данных «Контур-Фокус», является учредителем 25 компаний. Помимо ООО «Торговый дом «Барс Синтез» и ООО «Барс Синтез» это фирмы, занимающиеся арендой, управлением и продажей недвижимого имущества (ООО «Альянс плюс», ООО «Парковка», ООО «Рент риэлти», ООО «Акцепт», ООО «Квадратный метр», ООО «Ист-вест», ООО «Гуд капиталс», ООО «Парк Эстейт», ООО ТК «Савиново» и др.).
Компания «Барс Синтез» несколько раз входила в число Топ-300 крупнейших компаний Татарстана по версии «БИЗНЕС Online», в том числе в последний рейтинг, опубликованный в декабре 2016 года.
Согласно базе данных «Контур-Фокус», по итогам 2015 года выручка ООО «ТК «Икс-эль» составила 27,2 млн. рублей (выросла за год на 6%), а чистая прибыль — 5 млн. рублей. При этом по итогам 2012 года (согласно СПАРК), ЗАО «ТК «Икс-эль» (оператор ТЦ) получил 138,6 млн. рублей убытка при выручке в 165,4 млн. рублей. Похоже, новый собственник после покупки за миллиард изо всех сил старается работать на улучшение показателей.
Решение об обновлении или изменении концепции принимается руководством объекта на основе анализа многих факторов
«РЕКОНЦЕПЦИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПАНАЦЕЕЙ»
Эксперты прокомментировали газете ситуацию на рынке торговой недвижимости, необходимость реконцепции для торговых объектов и планы торгового центра XL.
Алена Волчкова — начальник отдела маркетинга департамента торговых центров UD Group (ТЦ «Горки Парк»):
— Нормативных сроков реконцепции для торговых центров нет, и решение об обновлении или изменении концепции принимается руководством объекта на основе анализа многих факторов, главные из которых, на наш взгляд, это состояние ключевых показателей эффективности, состояние рынка и необходимость соответствия его стандартам. И если в ТЦ XL приняли такое решение, значит, они сочли его рациональным. Понятие «устарел» очень субъективное, поэтому я бы не стала его применять. Локацию можно смело назвать удачной, первая линия магистрали, соединяющей все районы города, и густонаселенный жилой массив, высокая транспортная, пешеходная и визуальная доступность.
При организации фуд-корта нужно обращать внимание на результаты маркетинговых исследований рынка, касающихся предпочтений целевой аудитории объекта, конкурентного окружения и так далее.
Магомед Ахкуев — аналитик, отдел исследований рынка CB Richard Ellis:
— Как правило, реконцепция может затрагивать как внешний, так и внутренний дизайн и планировки — все зависит от целей реконцепции. Стоит отметить, что девелоперы обычно не очень охотно идут на такие меры, так как они требуют капитальных вложений и приостановки работы объекта. Обычно необходимость проведения реконцепции не привязана к какому-то временному интервалу, а вызвана множеством факторов: состав арендаторов, динамика посещаемости, появление новых форматов торговли и так далее.
Степень современности торгового центра сама по себе не является залогом успеха, ведь на посещаемость влияют такие факторы, как расположение объекта, наличие конкуренции, хороший состав арендаторов и так далее.
Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик ГК «Финам»:
— Росстат еще не представил данных за декабрь, но, судя по динамике данных за январь – ноябрь 2016 года, продовольственный и непродовольственный ретейл в ушедшем году находился под сильным давлением макроэкономической конъюнктуры. Так, за январь – ноябрь реальные доходы населения упали на 5,8 процента г/г, а оборот розничной торговли из-за падения доходов просел на сопоставимые 5,1 процента г/г. Под наибольшим ударом оказались торговые центры в небольших городах, где спрос наиболее чувствителен к динамике реальных доходов. На этом фоне владельцы торговых центров предпочитали либо уходить с рынка, либо закрывать объект на реконцепцию.
Сама по себе реконцепция не является панацеей. Если место расположения торгового центра дает плохой трафик, то реконцепцией проблемы не решить. Реконцепцию применяют относительно популярные объекты, владельцы которых видят выгоду в том, чтобы провести модернизацию в период вялого спроса и максимально сократить выпадающие за этот период доходы. Как правило, износ центра происходит через 10 - 15 лет после запуска.
Полина Жилкина — руководитель отдела ретейла консалтинга департамента торговых площадей компании JLL:
— Один из главных трендов в ретейле сегодня — это фокус на f&b (food&beverage), то есть расширение предложения предприятий общественного питания в торговых и торгово-развлекательных центрах. Как мы видим по последним примерам, доля общепита в составе арендуемой площади торговых центров значительно увеличивается, а наполнение ресторанной зоны становится более насыщенным и разнообразным. Активно развиваются не только сетевые операторы, но также и индивидуальные проекты известных рестораторов, заточенные под конкретную целевую аудиторию.
Детская тема также становится все более актуальной: ретейлеры этого сегмента отлично работают в связке с предприятиями услуг, а собственники торговых центров таким образом стараются полностью закрыть потребности семей с точки зрения шопинга и досуга.
Любые инвестиции в реконцепцию торгового центра должны быть обоснованы потенциальным увеличением арендного потока, даже если это средне- или долгосрочная перспектива. Рынок Казани считается одним из самых конкурентных среди городов-миллионников, и торговому центру, который работает уже более 10 лет, необходимо меняться, чтобы соответствовать современным требованиям арендаторов и продолжать оставаться центром притяжения для своих покупателей. Учитывая локацию и историческую популярность центра, думаю, у него есть все шансы, чтобы обновление прошло успешно и принесло ожидаемый результат.
ООО «Барс Синтез»
Трейдер полимерной продукции. Компания создана в 2001 году.
Учредитель: Алмаз Сулейманов (100%).
Показатели за 2015 год: выручка — 2,5 млрд. рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 143
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.