В День защитника Отечества принято вспоминать свое армейское прошлое. Вот и полковник в отставке, экс-депутат Государственной Думы Фандас Сафиуллин решил отдать должное военачальникам, которые сыграли решающую роль в его становлении как личности. Об этом Фандас абый рассказывает в своем блоге на «БИЗНЕС Online» в честь 23 февраля.
Фандас Сафиуллин: «Армия была для меня не школой жизни, а стала самой жизнью»
«НАШ НАБОР 1957 ГОДА — ЭТО ДЕТИ ВОЙНЫ, ПОЧТИ ВСЕ БЕЗОТЦОВЩИНА»
Защитники Отечества, а не все граждане мужского пола, безусловно, заслуживают своего праздничного дня в календаре. Но, как я считаю, 23 февраля как День защитника Отечества не имеет серьезного исторического обоснования. Наверное, было бы более оправданно совместить его с Днем Победы.
Я служил почти 34 года — с 1957-го по 1988 годы. Армия была для меня не школой жизни, а стала самой жизнью. А выбрал себе армейскую судьбу не по призванию, а лишь по уважительным житейским обстоятельствам. Завершил в звании полковника старшим преподавателем философии в Казанском высшем военном командно-инженерном училище ракетных войск. А начинал с просьбы в Бугульминском военкомате направить меня в какое-либо военное училище и с моего согласия в Саратовское танковое училище.
Остаюсь благодарным замечательным преподавателям-фронтовикам училища и начальнику училища — генерал-майору танковых войск Кошелеву Василию Васильевичу. Был душа-человек. Вырос в детдоме. Подался в армию и прошел путь до генерала. Все годы войны на фронте. Наш набор 1957 года — это дети войны, почти все безотцовщина. Генерал был нашим кумиром. Он нас любил, и мы его тоже. Благодаря нашим «отцам-командирам» и преподавателям я, как деревенский паренек, окончивший татарскую школу, без всяких трудностей акклиматизировался и в армейской, и новой языковой среде.
Но даже став кадровым офицером, еще многие годы не ощущал свою привязанность к службе, не обрел естественной для молодого офицера тяги к служебной карьере. Не потому, что считал военную службу недостойной себя, а наоборот, себя считал не годным для профессиональной военной службы.
Нет у меня способности и тяги командовать людьми, властвовать над ними, приказывать, добиваться выполнения приказов. Я годен к прямому настоящему военному делу лишь как солдат, но не как командир.
Генерал-майор танковых войск Кошелев Василий Васильевич
МОИ КОМАНДИРЫ — АХРОМЕЕВ И ГАРЕЕВ
16 лет офицерской молодости в Белорусском военном округе стали счастливым поворотом судьбы на всю жизнь. Служба командиром взвода в учебном танковом батальоне по подготовке сержантов-танкистов стала первой моей школой преподавательской работы. Командир там, ко всему прочему, преподаватель всех танковых «наук».
Преподавательскую часть командирских обязанностей воспринял как свое призвание. И оно у меня пошло. Все эти годы мечтал поступить в заочный пединститут или в университет и перейти на педагогическую работу. Наверное, от погибшего в 1942 году на фронте отца. Он у меня был школьным учителем.
Тем, что нашел свое скромное место в армии и остался благодарным ей, я обязан двум моим командирам, двум замечательным генералам Советской Армии: генералу Ахромееву Сергею Федоровичу, будущему маршалу, начальнику генштаба ВС СССР, и генералу Гарееву Махмуту Ахметовичу. Сменив один другого, они командовали учебной танковой дивизией Белорусского военного округа в военном городке Печи (город Борисов), недалеко от Минска.
Генерал Ахромеев Сергей Федорович
Благодаря генералу Ахромееву осуществилась моя мечта — получил разрешение на учебу в Белорусском государственном университете, поступил в 1964 году и окончил его с отличием по специальности «философия», преподаватель философии. В те годы офицерам не разрешалось получать второе образование в гражданских гуманитарных вузах. Но генерал Ахромеев поддержал мое ходатайство об учебе.
Ничем я особо не отличался, чтобы так поддержать мою просьбу. Истоки его доброты, наверное, в самой его биографии. В ней я нашел некоторые параллели со своей. Родом он из крестьян, с тяжелым детством. С малых лет он рос без отца, с 7 лет в Москве. Там остался один. Жил в кабинете директора школы. После школы собирался поступать в Институт философии (!), литературы и истории, но в 1940-м по комсомольской путевке пошел в Высшее военно-морское училище им. Фрунзе.
Кем стал для меня, для офицера самого низшего командного звена, сменивший Ахромеева генерал Махмут Гареев, коротко не выразишь. Наверное, слишком раннее чувство неустроенности в жизни, неуверенности в себе, неосознанная «застарелая» детская потребность в старшем товарище, наставнике и защитнике, отразились на моем особом отношении к новому легендарному комдиву Гарееву Махмуту Ахметовичу. Именно они, генерал Сергей Ахромеев и генерал Махмут Гареев, их пример и уважение к ним окончательно примирили меня со своей военной судьбой.
Начальникгенштаба ВС СССР и генерал Гареев Махмут Ахметович / Фото: «БИЗНЕС Online»
«АРМИЯ — ЭТО НЕ ПРОСТО РАБОЧЕЕ МЕСТО, А СЛУЖБА»
Еще одному генералу Советской Армии я бесконечно благодарен и обязан своей армейской и послеармейской судьбой. Это проректор БГУ Кирсанов Александр Васильевич, генерал-майор в отставке, Герой Советского Союза. Благодаря его поддержке я смог воспользоваться полученным от командования БВО разрешением поступать в Белгосуниверситет — за несколько дней до начала вступительных экзаменов, через месяц после окончания приема документов, при конкурсе в 8 человек на место будущих философов.
Но только недавно, уже в 2015 году, перелистывая 3-й том «Татарской энциклопедии», неожиданно обнаружил там статью: «Кирсанов Александр Васильевич». Оказывается, он родился в простой рабочей семье и вырос в Казани. Окончил у нас, в Казани, реальное училище и учительскую семинарию. Но пришлось выбрать военную профессию. Как и мне.
Герой Советского Союза Кирсанов Александр Васильевич
За все годы службы мне очень везло в хороших людях. Повезло и со службой — только мирной. За все 34 года мне ни разу не пришлось употребить по назначению то, чему меня учила армия. Об армейской половине жизни у меня сожалений никаких нет. Только самые добрые воспоминания и чувства благодарности за крепкую основу для перехода на другую, уже тоже прожитую, половину активной жизни.
Можно ли сравнить статус военного в советское время и сейчас? Сравнить можно, но оно не будет в пользу нынешней армии, хотя я сегодня далек от жизни нынешней армии. Тогда, в мое время, армия и армейская служба были в почете и всеобщем уважении. Даже после вторжения в Чехословакию и Афганистан.
Отдал бы своих детей и внуков в армию? Отдавать или не отдавать по призыву — это не от отцов и дедов должно зависеть. В контрактники не отдал бы, если бы меня послушались. Армия — это не просто рабочее место, а служба: или по призванию, или по призыву. И должна армия только защищать свою Родину и не принуждать жителей чужих стран защищаться от нее.
Поздравляю с Днем защитников Отечества всех, кто заслуживает этого гражданского звания; и всех, для кого Отечество — это Отец, а Родина — это Мать!
Фандас Сафиуллин
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 140
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.