СПОР ДИЛЕТАНТОВ

В силу профессиональных интересов я вынужден внимательно следить за тем, как разворачивается дискуссия о целесообразности строительства в Казани мусоросжигательного завода (МСЗ). Несколько месяцев назад я уже высказывался по данной проблеме, хотя, признаюсь, что на тот момент интерес к ней был не так высок. С января же нынешнего года тема строительства мусоросжигательного завода всколыхнула общественность Казани.

Скажу сразу, что лично я не являюсь ни противником, ни сторонником данного проекта, поскольку полноценное отношение к нему может быть сформировано лишь при наличии открытой и достоверной информации о степени безопасности будущего казанского МСЗ. Развернувшаяся дискуссия вроде как должна внести ясность в этот вопрос. Но ее пока так и нет.

Ценность любой дискуссии определяется в первую очередь тем, насколько профессионально ее участники разбираются в самом предмете дискуссии. Ведь очевидно, что спор дилетантов, каким бы долгим он ни был, не способен привести к адекватному пониманию сути спорной проблемы. А именно такое ощущение возникает при наблюдении за ходом дискуссии вокруг строительства МСЗ в Казани. И с той, и с другой стороны очень много эмоциональных поверхностных суждений, в то время как тон в ней должны задавать профессионалы, реально разбирающиеся в спорной проблеме, которых пока не так много.

Кстати, самого себя я не отношу к числу профессиональных знатоков в вопросах мусоросжигания, так как более 10 лет занимаюсь переработкой отходов, а не их уничтожением. Тем не менее имею большое желание разобраться в содержании проблемы по существу.

Мне, к примеру, весьма импонирует мнение профессора Казанского университета, доктора биологических наук Светланы Селивановской, демонстрирующей профессионализм в знании темы и взвешенное суждение. Может быть, уважаемая госпожа Селивановская не настолько досконально знакома с практикой функционирования МСЗ, но в целом ее позиция вызывает доверие. В принципе, она не высказывается однозначно против строительства МСЗ, но проявляет явный скепсис относительно полного соблюдения в наших условиях всех технологических требований.

Также довольно весомы профессиональные суждения известного казанского эколога Сергея Мухачева.

На этом фоне аргументация явных сторонников строительства МСЗ пока не дотягивает до должного уровня, прежде всего в том контексте, что она не вызывает полного доверия. В их суждениях немало противоречий, а также нескрываемого снобизма по отношению к противоположной стороне. Особенно грешат этим некоторые сотрудники республиканского минстроя и ряд наших депутатов, чей профессионализм в вопросах строительства МСЗ тоже можно поставить под сомнение. И вот почему.

Начнем с того, что в нашей республике пока нет ни одного МСЗ, а значит, скорее всего, нет настоящих профессионалов, разбирающихся во всех тонкостях технологии их функционирования. В том же минстрое есть специалисты, профессионально знающие, как функционирует мусорный полигон. Но что такое МСЗ, они не знают. И в этом заключается одна из проблем. Можно ли доверять суждению людей, степень компетенции которых по данному вопросу не дотягивает до профессионального уровня?

То же самое можно сказать и в отношении председателя комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Госсовета РТ Тахира Хадеева, который также активно выступает за строительство МСЗ в Казани. Будучи крупным специалистом в области сельского хозяйства, Тахир Галимзянович, к сожалению, не обладает должными знаниями и авторитетом в вопросах функционирования МСЗ. Мне особенно запомнилось, как после январского посещения татарской делегацией Московского мусоросжигательного завода №3, Хадеев потом заявлял, что, находясь на его территории, он не почувствовал никаких запахов. Наверно, так оно и было. Возраст у депутата, как никак, солидный – 65 лет. Так что органы чувств вполне могли и подвести. С другой стороны, те же диоксины – одни из наиболее токсичных веществ, образуемых в результате сжигания — не сможет почувствовать даже человек, обладающий собачьим нюхом по той причине, что диоксины не имеют ни запаха, ни вкуса, ни цвета.

ВРЕДА ОТ МСЗ НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ОТ СИГАРЕТ

Говоря о теме влияния МСЗ на экологию, все-таки предпочтительней опираться на профессиональные исследования. В том же докладе «О состоянии окружающей среды в городе Москве в 2014 году», подготовленном департаментом природопользования и охраны окружающей среды правительства города Москвы, отмечается, что в числе основных загрязнителей атмосферного воздуха значатся нефтеперерабатывающий завод, очистные сооружения, полигоны ТБО, мусоросжигательные заводы и ряд производств. В этом же исследовании отмечено 8 столичных территорий, которые лидируют по количеству жалоб жителей на загрязнение воздуха. Среди них район Кожухово, где одним из крупных загрязнителей является мусоросжигательный завод №4, а также территория, прилегающая к мусоросжигательному заводу №2 (Отрадное и Восточное Дегунино).

Справедливости ради следует отметить, что Московский МСЗ №3, на котором побывала делегация нашей республики, в этом докладе не упоминается. Этот завод считается самым технологически совершенным в нашей стране, где мусоросжигательных заводов не так уж и много. Он был построен в 1984 году по технологии датской компании Volund, а в 2004 - 2007 годах был реконструирован австрийской компанией EVN AG. Сказать, насколько безопасно данное производство, могут лишь независимые профессионалы-экологи, обладающие соответствующими средствами технического контроля. Мнения же наших депутатов и чиновников, использующих исключительно собственные органы обоняния, явно недостаточно.

Впрочем, можно поинтересоваться и мнением москвичей, проживающих вблизи МСЗ №3. Конечно, это тоже мнение дилетантов, но сформированное на основании длительного опыта проживания рядом с этим заводом. Причем среди этих дилетантов есть как сторонники, так и противники завода.

Вот лишь некоторые наиболее характерные высказывания (орфография и пунктуация сохранены):

dmr (гость): После реконструкции завод самый экологически чистый в России. Строили как экспериментальный. Если на нем выдерживают все нормативы, то он намного чище ТЭЦ, и меньше наносит вреда чем стоянка грузового транспорта, что около овощной базы.

LOSOSINA: Раньше до реконструкции дым был и чувствовался а теперь нет. Правильно что построили. Уж лучше завод такой чем свалки мусора прямо в городе. Рядом с одним кладбищем названия не помню есть огромная свалка мусора. Сейчас уже активно по назначению не используется. За то раньше запах чувствовался на расстояние 5 км от свалки.

Skyze (гость): Всем возмущаемся ) Таких завода только 2 во всём мире: Первый этот, а вот второй стоит.... Угадайте где ???............... В Берлине !!! А уж немцы говно у себя под носом точно строить не будут, если учитывать какие они чистоплюи ) Так что вреда от него не более чем от сигарет, которые курят большая часть населения Москвы...

Alex (гость): Во первых, завод не в берлине, а под Веной был. А во вторых его закрыли, потому что он не соответствовал европейским экологическим стандартам. А вот у нас построили (а скорее всего просто перевезли оборудование с австрийского завода в москву). Дымище из него валит большую часть дня, и шлейф от трубы прямиком идет или в бирюлево или в чертаново. Летом очередь из мусоровозов стоит, которые сваливают там мусор. Теперь подумайте, чем мы дышим и после этого говорите, какой этот завод "самый самый".

fatherfrost: Этот завод сильно дымил в 70-ых - начале 80-ых. Потом там установили финские фильтры, ну а в 2000ых австрийская EVN провела свою реконструкцию. Некоторые жители жалуются на запах, напоминающий печеную картошку, и даже пишут об этом в управу. Но хотите верьте, хотите нет - этот запах исходит не от этого завода, он идет от пивоварни EFES! Это запах солода и молодого пива - можете сами проверить, если проехаться на электричке павелецкого направления мимо этого предприятия, ну или подойти поближе со стороны улицы Подольских курсантов если ветер дует с его стороны.

martinengo: ну я различаю запахи тоже, живу здесь давно. Что ТЭЦ, что Эфес, а что мусорник. И по ветру сложновато ошибиться. Последний раз вонял мусорник в октябре, зимой ни разу не застал. Тяжелый кисловатый, с палеными оттенками запах. От дымящей его трубы. Но я и не сижу безвылазно в районе. Согласен, 10-15 лет назад было гораздо хуже и воняло чаще.

Александр (гость): запах идет 100% от завода Эфес. Я прям возле него работал три года. А до этого жил в Подольске в районе, где был пивной завод, там был такой же запах иногда.

martinengo: Завод Эфес полгода как не работает ) А мусорка продолжает пованивать - вчера, 30.03, в 22.40 ставил машину в ГСК на Харьковской, труба дымила на восток - северо-восток. Характерный сладковатый запах МУСОРКИ, не надо ляля, и основный дымок идет на новостройку через ж/д ) Ведь там всегда была промзона, роза ветров позволяла вечерне-ночной ее "обдув".

В общем, дискуссии относительно МСЗ №3 еще какие дилетантские: каждый делает выводы на основании собственных субъективных ощущений.

«ЭТО ТО ЖЕ САМОЕ, КАК ЗНАКОМИТЬСЯ С MERCEDES В АВТОСАЛОНЕ BMW»

В истории МСЗ №3 есть и примеры иного рода. В марте 2015 года Арбитражный суд города Москвы обязал данный завод выплатить штраф на сумму свыше 366 млн. рублей по иску Росприроднадзора за использование отходов производства – золы и шлаков, являющихся отходами III и IV классов опасности – для рекультивации карьера в поселке Тучково Рузского района Московской области. Согласно же нормативам, такие отходы должны складироваться на специальных полигонах. Этот случай является наглядным примером того, что даже использование западной технологии, считающейся вроде как безопасной, в наших условиях может дать сбой.

Завершая тему московского МСЗ №3, я хотел бы обратить внимание на еще один аспект. Как заявлено, в Казани планируют построить МСЗ на основе технологии швейцарско-японской компании Hitachi Zosen Inova. Однако наши депутаты и чиновники почему-то поехали знакомиться с московским МСЗ №3, реконструированным по технологии австрийской компанией EVN AG. Это примерно то же самое, как если бы упомянутый мной депутат Госсовета РТ захотел купить супруге Mercedes-Gelandewagen, но поехал бы знакомиться с достоинствами этой модели в автосалон BMW, после чего с восторгом рассказывал бы супруге об увиденном: машина большая, черная, четыре колеса, в общем, суперкласс, покупаем! Что-то похожее наблюдается и в ходе нашей дискуссии. Сторонники строительства в Казани МСЗ на основе швейцарско-японской технологии усиленно расхваливают достоинства завода, работающего на основе австрийской технологии. И в этом кроется серьезная проблема. Можно ли доверять людям, которые строят свою аргументацию на основании сомнительных, с точки зрения элементарной логики примеров? Было бы логичнее поехать на один из заводов Hitachi Zosen Inova, ознакомиться с ним, а потом расхваливать его достоинства. А еще лучше пригласить к дискуссии независимых экспертов-экологов из тех стран, которые контролируют деятельность заводов данной компании. Мнение таких профессионалов пользовалось бы наибольшим доверием.

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции