... В генпрокуратуру, СКР и минздрав РФ написал обличительные письма водитель Тукаевской ЦРБ, уверяющий, что работников больницы заставляют «рисовать» левые вызовы
Фото: zdrav.tatar.ru

В ТУКАЕВСКОЙ ЦРБ «ВСПЛЫЛО» 22 ТРУПА?

«В республике были зафиксированы случаи оказания медицинской помощи пациентам после их смерти! Это переходит все границы дозволенного!» — говорил президент Татарстана Рустам Минниханов в октябре прошлого года на заседании антикоррупционной комиссии.

Именно о таких злоупотреблениях свидетельствует водитель скорой Тукаевского района Дмитрий Абрамов, который вступил в одиночную борьбу со своим руководством. Работает он в местной ЦРБ около года, но за это время собрал наблюдения, достойные пера Николая Гоголя и второго тома «Мертвых душ». Свои переживания Абрамов изложил в письмах к следственному комитету РФ, генеральной прокуратуре РФ и минздраву РФ, написанных через интернет-приемную. Правда, подтверждение о получении пришло пока лишь от минздрава.

«Хочу рассказать о криминальной ситуации, которая происходит в Тукаевской ЦРБ в Татарстане, — повествует водитель. — Главврач Сабирзянов Г.Г. через старшего фельдшера Шайхразиеву И.Г. заставляет фельдшеров отделения скорой помощи заниматься приписками левых вызовов. Норма на сутки установлена в 18 вызовов на одну бригаду. Хотя фактически обслуживается 8 - 10. Особо ретивые фельдшеры пишут и по 24 вызова. Это в районе, где к больному иногда едешь за 75 километров. Все левые вызовы официально забиваются диспетчерами в компьютер, а после каждой смены карты вызова СМП проверяет и подписывает завотделением Зидиханов И.А.»

Судя по словам Абрамова, ситуация с приписками «мертвых душ» была озвучена коллективу скорой еще в конце прошлого года, когда все отделение СМП Тукаевской ЦРБ было приглашено в актовый зал больницы на собрание. «На сцене за столом сидел Сабирзянов с юристом и главным экономистом, — продолжает свой рассказ Абрамов. — Главврач обвинил всех работников СМП в мошенническом зарабатывании денег, так как при проверке ФМС за первое полугодие 2016 года с его слов выяснилось, что левые вызовы оформлены на 13 человек, которые полгода как умерли. Всего по Тукаевской ЦРБ «всплыло» 22 трупа (9 — в амбулаториях, приписанных к этой больнице, видимо, их также заставляют)».

Поясним, что, согласно программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории РТ на 2017 год, установлены нормативы финансовых затрат за единицу медицинской помощи. В частности, за один вызов скорой из бюджета выделяется 2919,8 рублей, а из фонда ОМС — 1850,5 рубля. И эта сумма каждый год растет. Если проводить калькуляцию исходя из плана в 18 вызовов, из которых половина приписаны, то получается, что за сутки бригада «наваривает» для больницы на приписках до 43 тыс. рублей, а за месяц может доходить до 1,3 миллиона.

Дальше в письме содержится информация о санкциях к медработникам, причем, что странно, одних якобы наказали за приписки, а других — за отказ в них участвовать. «Фельдшер Оксана Багрова тогда заявила, что больше левых вызовов она писать не будет. На следующий день ее уволили, фактически самого профессионального фельдшера СМП Тукаевской ЦРБ. Всех фельдшеров тогда сразу предупредили, что если вызовов будет не хватать, будут удержания из зарплаты, вплоть до увольнения. Также под предлогом левых вызовов, а фактически за дружбу со мной, 20 февраля был уволен фельдшер Андрей Попов», — рассказывает Абрамов.

В личной беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Абрамов пояснил, что фельдшеры на собрании получили нагоняй не за сам факт жульничества, а за то, что они попались — «оформили» выезды на мертвых. Карты вызова, заполняемые в скорой, отправляются в страховую компанию, где их пробивают по базе. У фельдшеров же базы умерших нет, вот и получаются накладки. «Медики, конечно, стараются писать пациентов помоложе, которые вроде как еще не должны умереть, но все равно ошибаются, — объясняет «кухню» скорой помощи Абрамов. — Поэтому главврач на собрании ругался и требовал от фельдшеров ходить по домам, чтобы там брать реальных людей. В позапрошлом году действительно была такая практика. Но когда бригада к одной семье за неделю третий или четвертый раз приехала, там не на шутку всполошились: «Вы у нас дом, что ли, хотите отобрать?»

«Карты вызова, заполняемые в скорой, отправляются в страховую компанию, где их пробивают по базе. У фельдшеров же базы умерших нет, вот и получаются накладки»

Но больше всего Абрамова возмутило то, что главврач в мошенничестве обвинил и водителей, хотя они, в отличие от фельдшеров, строго сидят на бюджете и от количества обслуженных вызовов их зарплата не зависит. «Когда пришел на работу, сразу сказал, что я эти левые вызовы придумывать не собираюсь, — рассказал водитель. — А мне говорят: чтобы не подставлять фельдшеров, должен писать. Фельдшер-то пишет левые вызовы, а водитель в путевых листах — нет. И если проверка приедет, эти приписки сразу всплывут. Я там на собрании этот вопрос поднял. Но ответа четкого не получил. Будет мало вызовов — на следующий год финансирования не будет, сказал нам главврач».

КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫ ГОСДУМЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРАВДОРУБ

Стоит отметить, что Абрамов не совсем обычный водитель, а, можно сказать, политический деятель. Несколько месяцев назад он состоял в рядах партии «Коммунисты России», которую возглавляет в Челнах небезызвестная Татьяна Гурьева. В минувшем году партия даже выдвинула Абрамова на выборах в Госдуму как кандидата в депутаты от Нижнетагильского округа Свердловской области. Причем там ему удалось набрать 7807 голосов, но депутатский мандат обошел его стороной. Годом ранее Абрамов пытался стать депутатом Госсовета РТ, но уже от Набережных Челнов. Однако тогда, напомним, челнинский избирком отказал «Коммунистам России» в регистрации партийного списка. Теперь, по заверению Абрамова, он к партии отношения не имеет.

Между двумя выборными кампаниями Абрамов был замечен еще в одной скандальной истории. На тот момент он работал водителем бензовоза на предприятии «ТЭФ «КАМАтранссервис» и активно боролся за права водителей, открыто критикуя при этом руководство компании (в том числе и в прессе). Однажды водители под предводительством Абрамова даже организовали нечто вроде митинга у проходной. Они жаловались на то, что половина автопарка предприятия не соответствует техрегламентам — многие ездят на лысой резине, за рулем находятся больше положенного, а зарплату им выдают редко и без сверхурочных. В итоге правдолюбу выплатили все причитающееся и даже предложили лучшую работу.

«КРИМИНАЛА» В «МЕРТВЫХ ДУШАХ» НЕТ?

Факты оказания медпомощи умершим в Тукаевской ЦРБ действительно были, признали в минздраве. В 2015 году на оплату поданы 26 случаев оказания медпомощи после даты смерти, в 2016-м — 22 случая. Однако никакого «криминала» ведомство в этом не усматривает. В частности, по 2015 году экспертиза установила, что в 9 случаях на оплату подавались амбулаторные посещения в вечернее и ночное время с целью констатации смерти пациента, а счет формировался в рабочие дни в программном средстве, и дата формирования счета проставлялась автоматически. Это и привело к расхождению времени жизни и времени оказания услуги пациенту. В остальных случаях минздрав оправдывает «помощь трупам» ошибками медицинских статистиков, которые были допущены в процессе выбора пациента из регистра застрахованного прикрепленного населения (РЗПН). Ни одного случая расхождения дат жизни пациента и дат оказания скорой медицинской помощи в ГАУЗ «Тукаевская ЦРБ» в 2015 году не выявлено.

Что же до статистики по 2016 году, то действительно, как и озвучил на собрании главврач, из 22 случаев 13 были выявлены по линии скорой. «Из 13 случаев один — констатация факта смерти, четыре — вызовы к ребенку-близнецу умершего. Поэтому полное совпадение фамилии, инициалов и адреса привело к неправильному выбору пациента из РЗПН. По остальным случаям продолжается ведомственная проверка. По всем упомянутым случаям в оплате медицинской помощи было отказано», — сообщают в минздраве.

При этом в ответе ведомства была приведена любопытная ремарка, которая входит в противоречие с последним предложением в ответе минздрава: запланированный объем финансирования медучреждение получает независимо от количества выполненных вызовов.

На вопрос о том, какими методами проверяются данные, подаваемые медучреждениями, в минздраве дали понять, что подлинность отчетов проверяется разными способами. Прежде всего сопоставляются отчетные формы, направляемые в различные управления и отделы министерства, что позволяет легко выявить неточности и отклонения, проводятся оперативные мониторинги. Кроме того, страховые компании, работающие в системе ОМС, и территориальный фонд ОМС ежемесячно проводят как медико-экономический контроль, так и медико-экономическую экспертизу поданных на оплату случаев оказания медпомощи. По результатам проверок некорректно поданные на оплату случаи оказания медпомощи частично или полностью снимаются с оплаты. Проводится и вневедомственная экспертиза качества оказания медицинской помощи управлениями Росздравнадзора и Роспотребнадзора по РТ.

По словам Абрамова, после скандала фельдшеры стараются вписывать лишних пациентов так, чтобы не вызвать подозрений. Например, на один и тот же адрес пишут два, а то и три вызова, как если бы помощь оказывалась двоим членам семьи либо был повторный выезд. В качестве подтверждения своих слов Абрамов предоставил один из февральских путевых листов, где, по его словам, вписаны два лишних вызова: один — в поселок Татарстан, другой — в Суровку. «БИЗНЕС Online» решил проверить заявления водителя и съездил по одному из этих адресов. В Суровке женщина, вызывавшая скорую, подтвердила, что бригада к ним приезжала и помощь оказала двум людям. Правда, в путевом листе по этому адресу вписано три вызова...

ЦРБ: «ЭТО ВСЕ — УМЫШЛЕННАЯ КЛЕВЕТА»

В своей борьбе против «мертвых душ» экс-коммунист пока одинок. Оба уволенных фельдшера не присоединились к нему. Комментировать «БИЗНЕС Online» факты приписок они также отказались. Правда, Попов все же сказал, что ушел по собственному желанию, добавив, что говорить о прежнем работодателе плохое, тем паче в прессе, некорректно.

Тем временем сам Абрамов говорит, что именно с Поповым ситуация получилась самая некрасивая. На весь Тукаевский район, где проживают около 40 тыс. человек, работают две бригады скорой, которые обслуживают сельскую местность вокруг Набережных Челнов и садовые общества. Городская скорая выезжает в редких случаях, когда обе бригады заняты, а помощь нужна срочно. 19 февраля в скорую поступил вызов из деревни Нижние Суксы, где куском яблока подавился годовалый малыш. Городская скорая по признаку территориальности вызов передала тукаевским коллегам. Однако бригада, обслуживающая этот населенный пункт, была в тот момент на другом вызове. Поэтому в Суксы срочно рванула вторая бригада — из поселка Татарстан, откуда добираться до деревни в три раза дольше. Попову, некогда работавшему в реанимационной бригаде, удалось доставить малыша в челнинскую БСМП вовремя — ему спасли жизнь, а спустя сутки он пришел в сознание. В соцсетях потом от имени родителей публиковали благодарности в адрес врачей и Попова в том числе.

Каково же было удивление фельдшера, когда на следующий день его поставили перед фактом — либо он пишет заявление по собственному, либо его увольняют по статье. По крайней мере, такую версию событий излагает Абрамов. «Его спросили: почему у тебя написано в карте 18 вызовов, а у Абрамова — только 6? Он и сказал, мол, вы же сами план требуете. Ну и все, сказали, чтоб увольнялся. Этот фельдшер у нас всего три месяца отработал, хотя опыт у него большой — работал в нижнекамской скорой, в Челнах», — говорит водитель.

Главврач ЦРБ, к которому «БИЗНЕС Online» обратился с письменным запросом, указал в качестве причины увольнения обоих фельдшеров их собственное желание. В целом же все изложенное Абрамовым Сабирзянов считает «умышленной клеветой» и намерен даже привлечь его к уголовной ответственности. В частности, по поводу рекомендаций вписывать в отчеты необслуженные вызовы главврач утверждает, что руководство ЦРБ не только не рекомендует, а наоборот, всячески борется с приписками.

А вот по зарплате врачей и финансировании ЦРБ ответ получен расплывчатый. «Финансирование Тукаевской ЦРБ осуществляется на основании плана финансово-хозяйственной деятельности и зависит от фактического выполнения программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а заработная плата сотрудников зависит от ее выполнения», — написано в ответе.

Абрамов же сейчас надеется исключительно на проверку правоохранительных органов, которым, по его мнению, достаточно сверить путевой лист водителя с картой вызова фельдшера. Правда, таких принципиальных водителей, как Абрамов, в тукаевской скорой мало. Впрочем, как и фельдшеров.