Татарские страусы, татарские лошади, утка в тюбетейке, перепела и сельский туризм в Татарстане стали основными темами дискуссионной площадки «животноводство» в рамках VI схода предпринимателей татарских сел Татарские страусы, татарские лошади, утка в тюбетейке, перепела и сельский туризм в Татарстане стали основными темами дискуссионной площадки «Животноводство» в рамках VI схода предпринимателей татарских сел Фото: agro.tatarstan.ru

«НЕПИСАНЫЙ ЗАКОН НАШЕГО МИНИСТЕРСТВА — ПЕРВЫМИ ПОМОЩЬ ПОЛУЧАЮТ ФЕРМЕРЫ»

Татарские страусы, татарские лошади, утка в тюбетейке, перепела и сельский туризм в Татарстане стали основными темами дискуссионной площадки «Животноводство» в рамках VI схода предпринимателей татарских сел, который стартовал накануне в Казани. «Пленарка» с участием Рустама Минниханова ожидается в субботу, а пока поговорить о развитии животноводства в зале Дворца земледельцев собралось около 200 человек.

Еще до начала заседания модератор — исполнительный директор всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям Фарид Уразаев —поинтересовался, есть ли в зале те, кто не понимает по-татарски, чтобы определиться, на каком языке вести встречу. Поднялась одна рука, что еще раз подтверждает: татарский язык сегодня сохраняется благодаря деревне. Он напомнил, что на сход приехали 700 фермеров из разных уголков страны, 100 из которых татарстанские. «Наша с вами задача — обозначить цель, к которой должна двигаться татарская деревня, как и сама жизнь татарской деревни, а также кооперация друг с другом, — начал Уразаев. — Ситуация в сельском хозяйстве, и в деревнях в частности, непростая, т. к. экономическое состояние страны сказывается на каждом из нас, касается и нашего бизнеса».

«Если самое главное богатство — это земля, то второе богатство — это люди, живущие на этой земле», — продолжил он. Основными темами встречи были обозначены агротуризм, халяль и ... татарские лошади. «В татарском языке слово мужчина звучит как „ир-ат“ („ат в переводе с татарского „лошадь“прим. ред.). Татары всегда были верхом, смотрели на мир с высоты лошади», — подчеркнул Уразаев и передал слово заместителю министра сельского хозяйства Татарстана Назипу Хазипову.

Вкратце пробежавшись по основным показателям агрокомплекса республики за прошедший год, Хазипов отдельно остановился на программах господдержки сельхозпроизводителей, предусмотренных в республике. По словам замминистра на эти цели в этом году из бюджета Татарстана предусмотрен почти миллиард рублей. Так, согласно отчету Хазипова, за 2016 года в республике было надоено 1770 тонн молока, из них 1207 дали СХО и КФХ. «Республика занимает первое место по производству молока в России и четвертое место по мясу на убой. Интенсивно развивается козоводство. Была поставлена задача иметь тысячу фермерских хозяйств, занимающихся КРС. Цель почти достигнута: на сегодняшний день в Татарстане 711 ферм. Мы полностью закрываем потребности республики в сельхозпродукции, а в летний период и вовсе экспортируем за пределы 700 - 800 тонн молока», — отчитался чиновник.

Вкратце пробежавшись по основным показателям агрокомплекса республики за прошедший год, Назип Хазипов отдельно остановился на программах господдержки сельхозпроизводителей, предусмотренных в республике Вкратце пробежавшись по основным показателям агрокомплекса республики за прошедший год, Назип Хазипов отдельно остановился на программах господдержки сельхозпроизводителей, предусмотренных в республике Фото: Гульназ Бадретдин

Рассказывая о господдержке сельхозпроизводителей, замминистра подчеркнул особый статус фермеров в республике: «Неписаный закон нашего министерства — первыми помощь получают фермеры, а потом уже крупные инвесторы. Это не достижение, это правило. Показатели сами по себе обо всем говорят — без поддержки ничего не бывает. Мы у себя в республике никогда не делим: это крупный производитель, это средний, это ЛФХ», — добавил он. «ЛПХ производят продукции больше, чем крупные предприятия», — добавил Уразаев.

Резюмируя, Хазипов поделился личной историей взаимодействия с данным форумом. «В общем, очень было приятно встретиться с вами. Я родом из деревни Сатышево Сабинского района. В 1921 году во время голода некоторые семьи из нашей деревни уехали в Красноярск. В прошлом году именно на этом форуме я встретил родственников этих людей. В душе что-то такое произошло... Такая радость была. Поэтому встреча с вами для нас всегда радость, обращайтесь, приходите», — расчувствовался замминистра сельского хозяйства Татарстана.

«ВЫ ГДЕ ВИДЕЛИ, ЧТОБЫ ПРЕЗИДЕНТ ЧИТАЛ НАМАЗ И СОВЕРШАЛ ХАДЖ?!»

О здоровом экономическом климате в республике говорил и директор ООО «Фермерское хозяйство Рамаевское», выпускающее продукцию под брендом «Рамаевская утка» Фарид Хайрутдинов. «Очень большую помощь оказывает как министерство, так и правительство республики. Вы как гости республики видите, наверное, какие прекрасные у нас улицы. И вся республика у нас так светится!» — начал он свое выступление. «Все, кто здесь выступает, с воодушевлением рассказывают о своем бизнесе. За счет чего? За счет того, что к нам относятся по-другому, наверное. В министерстве сельского хозяйства я никогда не стою в очереди, я не стою в очереди ни в одном кабинете, нас всегда приглашают, выслушивают, решают наши проблемы. У нас самый лучший президент. Вы где видели, чтобы президент читал намаз и совершал хадж?! У нас у каждого татарина на телефоне есть его фотография, потому что мы гордимся им, мы любим нашу республику», — заявил бизнесмен. «Есть деликатес „пекинская утка“, когда будет деликатес „рамаевская утка“?» — поинтересовался модератор встречи Уразаев.

О здоровом экономическом климате в республике говорил и директор ООО «Фермерское хозяйство Рамаевское», выпускающую продукцию под брендом «Рамаевская утка» Фарид Хайрутдинов О здоровом экономическом климате в республике говорил и директор ООО «Фермерское хозяйство Рамаевское», выпускающе продукцию под брендом «Рамаевская утка» Фарид Хайрутдинов Фото: agro.tatarstan.ru

По словам замминистра Хазипова, дела с птицеводством в республике обстоят неплохо: «Сегодня в птицеводстве республика растет за счет фермеров. Их у нас 83 всего. Есть, конечно, «Ак Барс Холдинг», но пока сегодня основной рост дают наши фермеры», — отметил он. Свидетельством тому является выступление двух следующих спикеров, которые рассказали о довольно экзотическом для нашей республики видом птицеводства. Так, фермер из Высокогорского района Габдельахмат Котдусов занялся разведением страусов. Экзотический бизнес под брендом «Татарские страусы» предприимчивый фермер ведет не только для получения продукции, но и развивает сельский туризм с национальным колоритом. «Не буду скрывать, на туристах в прошлом году я заработал 500 - 600 тысяч рублей, — поделился он. — Работаем совместно с комитетом по туризму под руководством Сергея Иванова. Сегодня в туристический маршрут, помимо страусов, вошло 7 хозяйств». Залог успеха, по словам фермера, это татарская деревня, близость от города, человеческие ресурсы. Как итог татарскими страусов делает татарская деревня.

А вот Марат Губайдуллин из Алькеевского района после четырех лет поисков своего бизнеса нашел себя в перепелах. На сегодняшний день в его хозяйстве насчитывается 6 тыс. голов перепелов, которые дают до 60 тыс. яиц в месяц. «Четыре года чем только не занимались, в итоге остановились на перепелах. Бизнес этот перспективный, так как Россия на сегодняшний день обеспечивает только 20 - 25 процентов потребности в перепелиных яйцах. Спрос очень большой», — рассказывает Губайдуллин. «Жизнь заставила?» — поинтересовался у фермера Назипов. «Мне очень нравится этот бизнес!» — под громкие аплодисменты зала парировал фермер. «Единственное — у нас в республике не предусмотрены никакие гранты, никакие субсидии на разведение перепелов, все приходится тянуть самому», — посетовал на пробел в деятельности минсельхоза республики «перепелиный король».

Фермер из Высокогорского района Габдельахмат Котдусов ведет не только для получения продукции, но и развивает сельский туризм с национальным колоритом Фермер из Высокогорского района Габдельахмат Котдусов занимается разведением страусов не только для получения продукции, но и развивает сельский туризм с национальным колоритом Фото: agro.tatarstan.ru

Среди выступающих — крепких хозяйственников — была и одна представительница слабой половины человечества. Исполнительный директор национальной ассоциации индустрии Халяль Флюра Абдуллина поведала о пользе продуктов, изготовленных по халяль-стандарту. Перечислив все их преимущества, Абдуллина добавила: «Если бы было в моих силах, я бы дала преференции производителям халяльной продукции, освободив их от некоторых налогов, что привело бы к снижению цены на халяльную продукцию, а как следствие больше покупателей и потребителей здоровой пищи».

«НЕ ПУСКАЙТЕ ИХ НА КАЗЫЛЫК»

Что касается темы татарских лошадей, стоит отметить, что на сегодняшний день собран весь пакет документов на регистрацию новой старой породы лошадей. «О старо-татарской породе лошадей пока документов на руках нет. В этом году планируем завершить этот процесс», — отметил замминистра сельского хозяйства РТ. «Задача на сегодня — получить документы. Когда я был маленький, у нас в деревне такие лошади были — маленького роста, очень выносливые. Но коллективизация уничтожила и их», — посетовал Хазипов.

Как выяснилось, к делу возрождения татарских лошадей, которое начали энтузиасты, сегодня подключилось не только правительство республики, но и научное сообщество. Так, профессор ветеринарной академии, завкафедрой генетики и селекции Равиль Хаертдинов активно занимается этим вопросом на протяжении последних трех лет: «Коллективизация погубила наших лошадей, их заменили более культурными породами. Об их возрождении 7 - 8 лет назад начали говорить не казанские татары, а татары из других регионов — Уфы, Оренбурга, татары Азербайджана и Узбекистана. Три года назад в поисках этих лошадей мы объездили весь Татарстан, похожих нашли у Набиуллина. Его лошади являются моделью, эталоном татарской породы лошадей. Вот Назип Накипович [Хазипов] спрашивает меня, когда будет татарская порода лошадей. Отвечаю: сегодня у Набиуллина 53 кобылы и 2 коня. Для того чтобы говорить о том, что порода есть, необходимо не менее 100 особей одной породы». «Дело это дорогое, не зря разведением лошадей испокон веков занимались графы и цари, т. к. удовольствие это недешевое. Поэтому это не только моя и Фарида работа, это работа государства, должна быть госполитика», — обратился генетик к чиновнику. Напомним, тема эта стала актуальной благодаря фермеру из Бугульминского района Фариду Набиуллину. Несколько лет назад он взялся за выведение породы татарских лошадей.

.
Фото: agro.tatarstan.ru

При этом профессор призвал фермеров в регионах помочь в поиске татарских лошадей: «Назип Накипович обещал денег не жалеть, сколько стоят, столько и заплатим. Не пускайте их на мясо, на колбасу, казылык. Для татар эти лошади очень ценны», — обратился он к собравшимся в зале и оставил свой номер телефона. Из зала тут же прозвучало предположение, что татарская порода лошадей могла сохраниться среди тюркских народов Венгрии. «Уж очень похожа по описаниям на венгерскую лошадь», — отметил участник из Москвы, не раз бывавший в Венгрии.

«У каждого народа есть своя лошадь, которая служит им поводом для гордости. Каждый народ всегда хвалится своей лошадью — будь то англичане, французы или русские. У башкир есть своя порода лошадей, у удмуртов есть, есть вятская порода, бурятская, якутская и т. д. Татары — великий народ, а своей лошади у нас нет. Она была, но не сохранилась. Она дошла до нас еще со времен Чингизхана. Китайцы называли их небесными лошадями. На татарских лошадях Чингизхан прошел всю Азию и половину Европы», — провел небольшой исторический экскурс профессор. Процитировав депутата Госдумы и автора исторических трудов Фатиха Сибагатуллина, ученый остановился и на физиологических качествах татарской лошади, подчеркнув, что она очень вынослива, при этом мало ест.

Как выяснилось, в соседнем Башкортостане у Набиуллина есть коллега: Хасан Идиятуллин из татарского села Улу-Теляк Иглинского района также занимается разведением татарской породы лошадей. «В Татарстане о татарской лошади говорят только последние два-три года, а я впервые услышал о татарской лошади, когда мне было 5 лет! Я не буду ни с кем спорить — ни с Назиповым, ни с Набиуллиным, ни с Хаертдиновым, но в каждой татарской лошади течет улутелякская кровь», — довольно эмоционально выступил он. Однако в народе Улу-Теляк остался в памяти не как родина татарских лошадей, а как место крупнейшей железнодорожной катастрофы в истории СССР, случившейся в 1989 году.

После окончания секции все заинтересованные в возрождении татарской породы лошадей собрались в узком кругу, где прозвучали разные варианты популяризации татарской лошади, в т. ч. предложение совершить хадж верхом. «Есть брендовые вещи, которые делают народ народом. У татар таким брендом могла бы стать лошадь. Татарин без лошади не татарин. Я верю в успех этого дела», — резюмировал Уразаев. Сегодня у участников форума запланировано посещение хозяйств предпринимателей Арска и Балтасей.