НЕЛЬЗЯ, ЧТОБЫ СУЩЕСТВОВАЛО ДВА РАЗНЫХ МИРА — ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Производственное предприятие «ТехВент», которое входит в ГК «Фортэкс», на днях подарило Казанскому государственному архитектурно-строительному университету (КГАСУ) вентиляционную установку Airway. Этим необходимым в учебном процессе, но весьма дорогостоящим оборудованием будет оснащена лаборатория кафедры теплоэнергетики, газоснабжения и вентиляции. Климатическая установка Airway позволит студентам нарабатывать практические навыки и повышать свою компетентность в современных реалиях. Передача оборудования прошла в торжественной обстановке во время круглого стола, посвященного энергоэффективности и презентации инженерно-образовательного центра «Энергоэффективность в строительстве и ЖКХ».

Как пояснили представители компании «ТехВент», нельзя, чтобы студенты обучались на устаревшем оборудовании, нельзя допускать существование двух разных миров — образования и производственной практики. Круглый стол, кстати, как раз собрал и работников науки университета, и практиков-производственников.

Компания «ТехВент», да и в целом «Фортэкс», уже несколько лет работает в образовательном направлении, хотя основной профиль дочерней структуры — это производство вентиляционного и холодильного оборудования. С 2014 года компания Рауфа Галямова поддерживает движение WorldSkills, вложив около 2 млн. рублей в такие направления, как «Столярное дело» и «Холодильная техника и системы кондиционирования». На базе Казанского политехнического техникума компанией была создана площадка для подготовки студентов для чемпионата рабочих профессий. В результате один из учащихся Вадим Поляков в декабре прошлого года на чемпионате Европы EuroSkills положил в копилку российской сборной золотую медаль в компетенции «Холодильная техника и кондиционирование». К чемпионату Euroskills он тренировался на своем рабочем месте в ООО «ПП «ТехВент», производя установки для реальных объектов. Наиболее крупные из них — Перинатальный центр РКБ, Международная школа по ул. Мавлютова, Казанский логистический почтовый центр Почты России. По словам Вадима, задания на EuroSkills показались ему не очень трудными, так как за его плечами опыт работы c более сложными схемами оборудования Airway. Ну а компания «ТехВент» для себя подтвердила, что может давать неплохой уровень подготовки, в прямом смысле чемпионский. Но это учащиеся техникума, теперь же надо помочь студентам вуза.

Современная энергоэффективная установка с рекуперацией тепла Airway предназначена для проведения исследовательских работ. В компании говорят, что постарались адаптировать ее под образовательный процесс: она несложная, студенты могут заниматься на ней с начальных курсов. В то же время ее возможности позволяют проводить и серьезные лабораторные исследования.

«КАК КОМПАНИИ, В ЧЬЕМ АРСЕНАЛЕ ЕСТЬ СВОИ НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ, НАМ ВАЖНО КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ МОЛОДЫХ ИНЖЕНЕРОВ»

– Адель Рауфович, ваша компания довольно известна специалистам отрасли климатического оборудования, неужели и вы чувствуете нехватку квалифицированных кадров?

– У данной проблемы есть две составляющие. Компании необходимы квалифицированные кадры, которые работают руками на заводе, и те, кто работает в офисе — в инженерном отделе. Что касается первых, то там ситуация становится лучше.

Престиж рабочих профессий некоторое время назад упал, но сейчас благодаря движению WorldSkills, а также политике российских и республиканских властей выпускники учебных заведений снова пошли работать руками. На примере Вадима Полякова видно, как симбиоз образовательных учреждений с заводами-производителями дает в итоге чемпионов Европы. Сегодня он действующий сотрудник нашей компании. Это ли не яркий пример сотрудничества учебного заведения с работодателем?

Что касается инженеров, я не скажу, что есть большая нехватка кадров, но тем не менее есть к чему стремиться. К сожалению, ребята, которые приходят на собеседование после пятого курса, иногда не знают элементарных вещей. Из десяти двое-трое, скажем так, абсолютно непрофильно специализированы. Уровень знаний и подготовки выпускников бывает разный. Нам как компании, которая умеет думать и в чьем арсенале есть свои научные разработки и патенты, важно качество знаний молодых инженеров, полученных в вузе. Мы начинали с поставок вентиляционного оборудования Mountair из Швейцарии, постепенно доросли до открытия в Казани полноценного завода, где сами выпускаем тот же Mountair. И это не отверточная сборка, а именно производство — от начала до конца. Затем начали выпускать оборудование под собственным брендом Airway. Конечно, нам нужны высококвалифицированные инженеры! Мы не собираемся останавливаться в развитии, тем более что мы молодая и динамично развивающаяся компания, которая существует на рынке без малого 9 лет.

– А качество? Многие относятся с сомнением к тому, что наши заводы могут выпускать качественные товары.

– Поскольку мы выросли из швейцарского аналога, то у нас была хорошая база. При производстве оборудования Airway мы постарались сохранить лучшее, что могут делать европейцы, но добавили то, что можем делать сами, адаптировав под российские условия: все-таки у нас разный климат. Климатические системы Airway достаточно легки в эксплуатации и адаптивны. И нам нестыдно за этот продукт, уверен, что мы можем поставлять его и в Европу. У нас есть свое инженерное бюро, научный центр, благодаря которому в арсенале компании есть запатентованные разработки. Так что наша продукция не уступает европейским аналогам по качеству, хотя наш бренд Аirway дешевле. Что касается Mountair, то этот швейцарский бренд находится в премиум-сегменте. Но оба бренда энергоэффективны.

– А в чем выражается эффективность оборудования?

– Простой пример: наш клиент заказал установку для ледового катка в Подмосковье. По его подсчетам, экономия на электроэнергии катка составила около 1,5 - 2 миллиона рублей. И это только за год! Партнером на данном объекте стала частная компания, где деньги считают очень внимательно, и для них это ощутимая сумма. Конечно, установка будет работать не один год и покроет любую стоимость оборудования, даже если клиент выберет премиум, не говоря уже о нашем более доступном бренде.

– Как вы оцениваете создание инженерно-образовательного центра при КГАСУ?

– Он будет интересен как для студентов, преподавателей, так и для нас, предприятий. Связать воедино теорию и практику — это правильное решение. К сожалению, ребята с кафедры теплоэнергетики, газоснабжения и вентиляции, а это наша профильная кафедра, сейчас обучаются на достаточно устаревших образцах, а чтобы получить квалифицированных специалистов, мы должны помочь студентам познакомиться с тем оборудованием, на котором им придется работать. Для нас, да и, думаю, для всей экономики Татарстана, это очень важно. Мы с удовольствием берем на работу молодых специалистов. 70 процентов сотрудников — выпускники КГАСУ. Поэтому нами и было принято решение о разработке и создании установки Airway специально для обучения наших потенциальных сотрудников.

– Немного о группе компаний. Сегодня «Фортэкс» является компанией полного цикла. Какие плюсы это несет вашим клиентам?

– В первую очередь это удобно: «Фортэкс» — это возможность полностью закрыть все виды строительных работ, начиная с проектирования здания любой сложности до сдачи его в эксплуатацию. В ГК «Фортэкс» входят компании различного профиля, заказчик в едином лице получает одно входное окно. Могу с уверенностью сказать, что по объемам строительства группа компаний занимает значимые позиции. «Фортэкс» — имя, которому доверяют, которое себя зарекомендовало.

– Для кого вы производите свое оборудование. Кто ваш потребитель?

– Компания охватывает широкий спектр потребителей. Среди наших разработок есть специализированные решения для спортивных учреждений, в том числе крытых ледовых арен и бассейнов. Создание благоприятного климата в подобных помещениях имеет свои значительные нюансы. Также в нашем арсенале имеются решения для медицинских объектов, промышленных зданий, агропромышленной отрасли и т. п.

– Насколько широко вы работаете за пределами Татарстана?

– Мы изначально хотели полностью освоить рынок Татарстана, поэтому сосредоточились на республике. По России есть официальное представительство в Красноярске и Башкортостане. Сегодня мы работаем над развитием дистрибьюторской сети за пределами республики: основные четыре точки — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара.