Тина Канделаки: «Я всегда говорю одно своим сотрудникам — это ваша зона ответственности, вы в ней лучшие, и, если я вижу по результатам, что этот человек — лучший, я никогда не буду лезть в его зону ответственности» Тина Канделаки: «Я всегда говорю одно своим сотрудникам: это ваша зона ответственности, вы в ней лучшие, и, если я вижу по результатам, что этот человек лучший, я никогда не буду лезть в его зону ответственности» Фото: ©Антон Денисов, РИА «Новости»

«СОТРУДНИКИ ПОЗВОЛЯЮТ СОБОЙ УПРАВЛЯТЬ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОНИ ПОНИМАЮТ, ЧТО ТЫ СИЛЬНЕЕ»

Тина Канделаки — генеральный продюсер «Матч ТВ»:

— Про талантливых и трудноуправляемых сотрудников отвечу с удовольствием, как и во всех творческих и быстро развивающихся организациях, есть такие сотрудники и в нашей команде — некоторые даже сейчас сидят передо мной, например. Талант очень многое оправдывает. Если человек трудолюбивый, но тяжелоуправляемый, со своими особенностями, то с ним надо разговаривать. Здесь все зависит от одного качества, которое может объединить начальника и подчиненного, — насколько оба готовы меняться на благо общего дела. В людей вообще надо инвестировать, с людьми надо разговаривать и людьми надо умело управлять. А сотрудники позволяют собой управлять только в том случае, если они понимают, что ты сильнее, если они понимают, что твое предложение интереснее и продуктивнее, лучше той картины мира, которую он сам может предложить.

Мне миллион человек позвонили в связи с тем, что на канал в качестве главного редактора футбольных трансляций пришел Валера Карпин. У всех был опыт общения с ним, у всех было свое мнение, все мне по-разному рассказывали о том, насколько у Валеры тяжелый характер. Я уже много лет на этот вопрос всегда отвечаю так: «Это значит, что у него характер есть!» Меня никогда его характер не пугал при его таланте, одержимости и желании работать.

Я всегда говорю одно своим сотрудникам: это ваша зона ответственности, вы в ней лучшие, и, если я вижу по результатам, что этот человек лучший, я никогда не буду лезть в его зону ответственности. Если ты видишь перед собой профессионала, ты можешь его только поддерживать, и ему не надо мешать, его не надо перепроверять, не надо лезть в детали, заниматься микроменеджментом.

Когда мы только запускали канал «Матч ТВ», только ленивый не пришел и не сказал, что мы не запустимся, студия не будет готова, потому что ни в одной цивилизованной стране, в стране, имевшей отношение к качественному спортивному телевидению, никто никогда в такие сроки никакую студию не запускал. Но когда у тебя за спиной такие люди — все талантливые, все с особенностями, но это люди, для которых телевидение — это не работа, а жизнь, то все возможно. Это не просто профессия, это жизнь. И эти люди, да, не будут спать ночами и все сделают. И это не вопрос денег.

Сергей Акульчев — генеральный директор ООО «Акульчев»:

— Конечно, такие люди в жизни встречаются, правда, нечасто. Вообще, если брать современную тенденцию, то молодежь в эту историю очень хорошо вписывается. Вот эти все поколения миллениалов, Y, Z, требуют очень инновационного подхода в том плане, что им надо больше свободного времени, свободы, игр, развлечений. И вот эти талантливые сотрудники требуют примерно того же самого. Их не нужно задействовать в рутинной работе. Потому что бывают работоспособные сотрудники, которым как раз можно доверить рутинную работу, а бывают талантливые. Бывают и два в одном, это вообще идеальная история, но это редко.

Поэтому по возможности талантливых людей надо бросать на какие-то прорывные истории, скажем, чтобы он талантливо управлял другими. Фактически вот этих ленивых, но талантливых нужно делать руководителями, а работоспособных — подчиненными, тогда какая-то цепочка может выстраиваться. Если же он молодой человек и не тянет на руководителя по своим характеристикам, не умеет управлять, то надо понимать, что с ним придется, грубо говоря, повозиться, находить к нему какие-то ключики, быть готовым, что он будет лениться, что придется потерпеть, поддержать, подождать. Но, конечно, может быть и так, что с человеком проще расстаться. Если ключик не нашли, то в любом случае кто-то устанет, либо он, либо вы, и лучше разойтись.

Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров ООО «УК «ТрансТехСервис»:

— Конечно, мы ценим талантливых сотрудников. Люди по-настоящему одаренные эффективны в работе, и все-таки надо находить способы выстраивать с ними диалог, использовать их сильные качества. Но если при этом нарушаются какие-то базовые ценности, которые противоречат корпоративным ценностям компании, то, увы, несмотря на таланты, надо расставаться. Потому что талант может иметь разрушительные последствия.

Фарид Бикчантаев — главный режиссер театра им. Камала:

— Заставить работать человека невозможно. Если он не рожден трудиться в команде, бесполезно бороться. Конечно, пытаемся иногда что-то исправить и кнутом, и пряником. Хотя в основном, наверное, кнутом. Сейчас, слава богу, появились финансовые какие-то рычаги и можно финансово дать понять, что если будет так продолжаться, то ты будешь обделен. К счастью, такие ситуации возникают нечасто. Во время учебного процесса вкладывается и формируется, скажем так, коллективное сознание. Без этого в театре работать очень тяжело, и человек сам страдает в первую очередь.

Владимир Крикунов — главный тренер ХК «Автомобилист» (Екатеринбург), экс-главный тренер «Ак Барса» и сборной России:

— Я с такими трудновоспитуемыми игроками справлялся сам. Бывало по-всякому, кого-то-то приходилось ругать, что, мол, если не прекратите себя так вести, я вас отправлю домой, с кем-то достаточно было поговорить по душам. Конечно, иногда приходится и расставаться, потому что человек не идет на контакт, не может играть в команде. Хотя такое может случиться и тогда, когда с человеком хорошие отношения, но вот он не играет нормально, или у него не получается, или ему партнеры не подходят. Приходится расставаться. А что касается «Рубина», тот факт, что сами собрались и сами этих легионеров предупредили, это отлично. Значит, у них хороший коллектив, значит, есть внутреннее самоуправление, а это большое дело, я вам скажу.

«В БИЗНЕСЕ ЕСТЬ ПОНЯТИЕ «РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ СОТРУДНИК», И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ»

Айгуль Мирзаянова — PR-директор ГК «Нэфис»:

— Трудноуправляемые всех пугают, но, как правило, это асы в своей профессии. Среди них я бы выделила два вида сотрудников: трудноуправляемые, потому, что имеют свое видение того, как более эффективно можно выполнить задачу, и это видение может отличаться от точки зрения начальника; а также трудноуправляемые — попросту ленивые.

Итак, первый тип. Если перед вами как руководителем стоит задача в короткие сроки успешно выполнить сложный проект, то вы нанимаете абсолютных профессионалов в этой сфере — двоих, троих, пятерых. Вы создаете между этими «звездами» конкуренцию, черпаете идеи из их предложений, потому что перед вами, повторюсь, профессионалы, чье мнение стоит тех денег, за которые вы их наняли. Выслушав каждого, обсудив коллективно каждое предложение, лично принимаете решение по выполнению данной задачи. И если ваши «звезды» не согласны с этим решением, не готовы подчиняться — расставаться с ними немедленно. Ибо дальше они будут так сопротивляться, что пользы от них не будет, только вред. (Я вообще считаю, что, устраиваясь на какую-либо работу, надо уметь подчиняться тем правилам и тем авторитетам, которые существуют в этой компании. Не надо устраивать революций, это бесполезно, если ваше профессиональное мнение не ценят — надо уходить.) Но руководителю может и повезти, и тогда вы приобретете не только высокопрофессиональных работников, генераторов идей и вдохновителей, но и друзей, потому что с умными и креативными людьми приятно иметь дело.

Если же трудноуправляемые, будучи безумно талантливыми, тысячу раз профессиональными, при этом ленивы, то нет смысла их «воспитывать», это тоже бесполезно. Высосет всю кровь, заразит бациллами лени и равнодушия весь коллектив, потом от одной паршивой овцы пострадает весь ваш проект. На мой взгляд, лучше взять неопытного, но работящего новичка с горящими глазами, самому обучить его и работать с ним дальше. При этом все время повышать градус профессионализма более сложными и интересными задачами. И зарплатой, соответственно!

Айгуль Мирзаянова: «Трудноуправляемые всех пугают, но, как правило, это асы в своей профессии» Айгуль Мирзаянова: «Трудноуправляемые всех пугают, но, как правило, это асы в своей профессии» Фото: «БИЗНЕС Online»

Борис Жалило — бизнес-тренер:

— В бизнесе есть понятие «результативный сотрудник», и его результаты можно измерить. Если он нерезультативен, его «талант» — иллюзия. Управляю в основном менеджерами по продажам. Их результат зависит от активности (количества звонков, встреч, предложений) и конверсии. Если сотрудник ленив и недостаточно активен (не выполняет план по звонкам, встречам, предложениям), я делаю несколько попыток добиться активности и избавляюсь от такого сотрудника. Если нерезультативен при плановой активности за счет низкой конверсии — обучаю, помогаю поднять конверсию.

Есть и противоположный пример. Увольнял менеджера, который хватался за все входящие запросы, много звонил, готовил и высылал большое количество предложений, но при этом его конверсия была в несколько раз ниже, чем у коллег. Обучение прошел, но что-либо внедрить отказался. Его лень выразилась в нежелании что-либо менять в своей работе.

Михаил Скоблионок — предприниматель, президент еврейской национально-культурной автономии Татарстана:

— Трудноуправляемого лучше уволить, это во-первых. Во-вторых, что касается футбола, я бы не брал этих дорогих, которые считают себя гениями. Я бы брал молодых, которые хотят играть и хотят расти, и поставил бы футбол на совершенно другую основу. Когда футболисту платят миллионы, а он дурака валяет, ему главное не престиж «Рубина» и России, а деньги заработать, это не стимулирует игроков. Я, когда беру в свою компанию людей, говорю: самое главное — чтобы интересы компании совпадали с его личными интересами. Если личные интересы не совпадают с интересами компании, то тебе у нас не место. Человек должен выкладываться на работе так же, как и футболисты — на футболе, а если он не выкладывается, то такого работника лучше не держать.

Александр Фридман — бизнес-тренер:

— К сожалению, на вопрос, как я веду себя с такими сотрудниками, нужно отвечать минут сорок. Рецепта у меня нет, естественно, потому что ленивость — это одно, трудноуправляемость — это другое. Это разные качества. Ленивый человек — это тот, который всегда выбирает легкий путь. Трудноуправляемый сотрудник — это тот, который так или иначе, в скрытой или явной форме, противится и оказывает сопротивление управлению. То есть у трудоноуправляемого сотрудника активное сопротивление, а у ленивого — пассивное. Это разные категории сотрудников, и к ним применяются разные наборы методик.

Но и в том и в другом случае, если сотрудник в нужные сроки не меняет своего отношения к работе, он должен быть уволен. Я считаю, что сразу с таким сотрудником расставаться не обязательно, если он не совершил преступление, не совместимое с жизнью. Во-первых, всегда есть шанс вернуть овцу заблудшую на путь истинный, а во-вторых, есть замечательная возможность потренироваться в использовании управленческих подходов.

Михаил Скоблионок: «Самое главное, чтобы интересы компании совпадали с его личными интересами. Если личные интересы не совпадают с интересами компании, то тебе не место у нас» Михаил Скоблионок: «Самое главное — чтобы интересы компании совпадали с его личными интересами. Если личные интересы не совпадают с интересами компании, то тебе у нас не место» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТРЕБОВАНИЕ К ЛОДЫРЯМ ЖЕСТКОЕ, Я НИКОМУ ПОЩАДЫ НЕ ДАЮ»

Иван Казанков — председатель СПК «Звениговский»:

— Требование к лодырям жесткое, я никому пощады не даю. Они или сами уходят, или перестраиваются. Такие есть, которые перестраиваются. Талантливых я всегда уважал, не смотрел на их характер, старался подстраиваться под них, если человек действительно талантливый. А если он думает «кто я», а у самого за душой ни копейки, то таких я терпеть не могу. Но за талантливого обеими руками буду держаться.

Дина Гараева — директор сети радиостанций Tatar Radiosi:

— Если говорить о творческих людях, то с ними все гораздо сложнее. Здесь нужно взвесить, какие преимущества и недостатки есть у этого человека и какую пользу он может принести для компании. Исходя из этого можно будет повлиять и судить о человеке. Если плюсов будет больше, то нужно искать компромисс, хотя и сам человек должен стараться соответствовать должности. Если он не старается, нет смысла пытаться что-то изменить, люди не меняются. Если говорить об артистах, то очень часто компания работает как садовник: находит зернышко, сажает его, ухаживает за ним, создает благоприятные условия и бережет этот цветок. Потому что очень часто талантливые люди легкоранимые, не стрессоустойчивые. И поэтому их творчество — это командная работа. Но по отношению к этой команде артиста должно быть ответственное отношение. Человеческие качества прежде всего.

Ильфат Файзрахманов — владелец и главный редактор газеты «Безнең гәҗит»:

— Нужно сотрудников воспитывать, говорить с ними, но помнить, что незаменимых нет. Я терплю у себя талант, талантливых на свете немного. Но если он делает прогулы, нарушает дисциплину, толком не работает... Работая на телевидении и в газете, много повидал таких людей. Да, сперва пытаешься с таким человеком поговорить, перевоспитывать, а если не получается, то остается одно — расстаться. Если человек ведет себя неподобающе, что еще с ним делать? Если ты талантлив, то свой талант не должен «пропивать».

Мансур Джалялетдин — имам-мухтасиб Вахитовского и Приволжского районов Казани:

— На этот вопрос я по шариату скажу. Всевышний, если захотел бы, то создал бы всех людей одинаковыми — одинакового цвета кожи, волос, языка, характера, а он создал нас разными. Для того чтобы мы друг у друга набирали опыта и учились. Да, есть такие люди — трудноуправляемые, но талантливые. Хороший руководитель старается в каждом найти что-то полезное для своего предприятия, общества и человека, будет вести по тому направлению работы, которое у него хорошо получается. Бывает характер трудный, но если справляется со своей работой, то нужно с ним работать.

Лень же нужно искоренять, она присуща любому, но если у человека есть свои планы, перспективы, то он будет стараться ее победить. На то и есть руководитель, тренер, учитель. Нужно найти подход к этому человеку, а если человек уже совсем не умалишенный, то к любому можно ключ подобрать. Если не получится найти этот ключ, то такому остается сказать до свидания. Или, говоря по татарски, дүрт ягың кыйбла, то есть «иди ты на все четыре стороны». В школе мы, когда учились, в классе были и отличники, и двоечники, и талантливые, и бездельники. Иногда лодырь показывал себя сильным в каком-нибудь предмете. Это зависело от учителя и самого человека.