. Нападение на фельдшера челнинской скорой, приехавшей к 5-месячному младенцу, вызвало федеральный резонанс Фото: ©Евгений Самарин, РИА «Новости

ПОДОЗРЕВАЕМАЯ, БУДУЧИ НАВЕСЕЛЕ, РЕШИЛА, ЧТО РЕБЕНКА ЗАБРАТЬ ХОТЯТ

Сегодня сотрудники следственного комитета РФ по РТ доставят в Комсомольский районный суд Набережных Челнов гражданку Рябову, которая ударила ножом фельдшера, прибывшего для помощи ее племяннице. Ожидается, что следователи будут настаивать на избрании меры пресечения в виде ареста. Это ходатайство будет рассматриваться в рамках вызвавшего федеральный резонанс инцидента, который произошел 25 марта: бригада из двух женщин-фельдшеров приехала в одну из квартир поселка ГЭС (Комсомольский район Набережных Челновприм. ред.) на помощь 5-месячной девочке. Медиков встретили отец и тетя ребенка, оба были навеселе и продолжали распивать спиртные напитки. Во время осмотра маленького пациента одна из врачей вместо благодарности получила от тети ребенка удар ножом в спину. Фельдшеры выбежали в подъезд и сообщили о произошедшем старшему врачу смены. На место вызова был направлен экипаж полиции и две бригады скорой помощи для пострадавшей женщины-медика и ребенка.

Сейчас нападавшая задержана, а фельдшер госпитализирована в состоянии средней степени тяжести. «Она находится в хирургическом отделении, ее жизни ничего не угрожает», — отметила в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь министерства здравоохранения РТ Айгуль Салимзянова. По ее словам, ситуация находится под личным контролем министра здравоохранения РТ Аделя Вафина. Как уточнил председатель правления ассоциации медработников РТ Ростислав Туишев, медработнице будет оказана помощь в форме путевки в санаторий либо денежной компенсации.

Однако инцидент на этом не был исчерпан. По прямому поручению председателя следственного комитета России Александра Бастрыкина следственными органами СКР по Республике Татарстан было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ст. 105 УК РФ («Покушение на убийство»). «В рамках расследования уголовного дела будут установлены все обстоятельства нападения на медика. Этот очередной вопиющий случай посягательства на сотрудника скорой помощи, который приехал на помощь больному ребенку, получит жесткую и принципиальную оценку в следственном комитете», — отметили в пресс-службе ведомства.

«Подозреваемая, будучи навеселе решила, что ребенка забрать хотят», — изложил одну из версий источник «БИЗНЕС Online» в правоохранительных органах. Относится ли семья к категории неблагополучных, пока точно не известно. «Конечно, в нормальной семье такого произойти не могло, — разделил соображения корреспондента „БИЗНЕС Online“ другой источник в следственном комитете Челнов. — Сейчас мы занимаемся сбором доказательной базы, чтобы следователь представил в челнинском суде необходимые аргументы для избрания меры пресечения». В пресс-службе Челнинского городского суда корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что доставка в суд гражданки Рябовой ожидается сегодня после обеда.

Прокуратура Набережных Челнов проведет проверку соблюдения прав ребенка после нападения женщины на фельдшера. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. Ход и результаты расследования находятся на контроле прокуратуры.

«По поручению прокурора Республики Татарстан Илдуса Нафикова организована проверка, — сообщил Галиев. — В ходе надзорных мероприятий будет дана правовая оценка действиям органов системы профилактики по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, а также действиям родителей на предмет исполнения ими обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка. При выявлении нарушений закона будут приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования».

Александр Бастрыкин По прямому поручению председателя следственного комитета РФ Александра Бастрыкина следственными органами СКР по РТ было возбуждено уголовное дело Фото: kremlin.ru

«РЕЧЬ ИДЕТ О ВОПИЮЩЕМ ПРОИСШЕСТВИИ, ЭТО ЖЕ ЧИСТЫЙ КРИМИНАЛ!»

Врачи и раньше регулярно попадали под горячую (нетрезвую) руку пациентов. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заведующая оперативным отделением станции скорой медицинской помощи Казани Татьяна Ликотурнова вспомнила, что в прошлом году от нападения пострадал сотрудник психиатрической бригады. «Родственник пациента напал на него и нанес достаточно серьезные повреждения, — рассказала Ликотурнова. — В год таких случаев происходит где-то от 7 до 12. И в моей практике был такой случай, еще в 90-е годы. На наш автомобиль напали наркоманы. Нам никаких травм не нанесли, а автомобиль повредили».

По словам собеседницы издания, врачи уже выступили с инициативой по ужесточению ответственности за нападение на медработников. «Это происходит на разных уровнях — и на уровне минздрава Российской Федерации, весь четвертый квартал прошлого года это активно обсуждалось и в СМИ, и, насколько я знаю, в Госдуму уже внесен такой законопроект, — рассказала Ликотурнова. — Я это тоже поддерживаю, ответственность за нападение на медработников должна быть ужесточена. Чтобы избежать печальных последствий, сотрудников бригад, конечно, инструктируют. Их учат разговаривать и с возбужденными, не всегда адекватными родственниками, и с пациентами, чтобы не допускать конфликтов, предупреждают, чтобы были осторожными. А если есть угроза для жизни и здоровья, чтобы они сразу сообщали об этом в оперативное отделение, и мы сразу вызываем полицию».

Главврач частной скорой помощи, работающей в Набережных Челнах, Тимур Гизатулин добавил, что в силу специфики работы медперсонал часто сталкивается с неадекватным поведением. «Как правило, это не совсем трезвые люди, как сами больные, так и их родственники, — говорит он. — Но бывает неадекватное поведение и по другим причинам: психические расстройства, нервные состояния и так далее. В данном же случае вообще речь идет о вопиющем происшествии, когда на сотрудника скорой помощи напали с ножом. Это же чистый криминал, такие факты очень редки».

Тем не менее врачи часто сталкиваются с агрессией. «В первую очередь это является следствием того, что наши врачи не защищены даже с точки зрения законодательства, — полагает Гизатулин. — Не говоря уже об элементарных средствах защиты. Недавно, например, я беседовал на эту тему с участковым. Он считает, что медиков, работающих на скорой, можно было бы хотя бы обеспечить электрошокерами. Или можно составлять бригады по смешанному принципу, чтобы там мужчина хотя бы один был и смог постоять за врачей и фельдшеров, если на вызове присутствуют люди с признаками неадекватного поведения. Хорошо, что в данном случае обошлось без серьезных последствий, рана была лишь касательной, а не проникающей. И сейчас жизни пострадавшей ничего не угрожает. Но все же надеюсь, что этот случай заставит задуматься над безопасностью врачей».

В силу специфики работы медперсонал часто сталкивается с агрессией Фото: prav.tatarstan.ru

КАК ОБЕЗОПАСИТЬ МЕДИКОВ? УГРОЗЫ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ И ОТВЕТНЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ

В последний год все чаще «ангелы в белых халатах» становятся жертвами тех, кто, казалось бы, нуждается в их помощи. На Татарстан и всю Россию прогремела история 2015 года, когда 85-летний Мисбах Сахабутдинов застрелил 52-летнего травматолога Андрея Железнова. Врач шел на работу, в то время как к нему приблизился человек преклонного возраста с тростью и выстрелил из нее. Пенсионер затаил обиду, распланировал убийство, подготовив самодельное оружие под видом клюки.

Как показал сам Сахабутдинов, конфликт между ним и Железновым разгорелся из-за тюбетейки. Травматолог попросил пациента во время осмотра снять головной убор ввиду санитарных норм, тот наотрез отказался. Закончилось все тем, что никто из сторон уступить не захотел и пенсионера из кабинета врача выпроводили полицейские... Суд приговорил Мисбаха бабая к 6 годам и 3 месяцам колонии строгого режима за умышленное убийство. Кроме того, суд постановил взыскать с осужденного 300 тыс. рублей в пользу семьи Железнова.

Мисбах Сахабутдинов застрелил травматолога Андрея Железнова. Пенсионер затаил обиду, распланировал убийство, подготовив самодельное оружие под видом клюкиФото: «БИЗНЕС Online»

Один из последних инцидентов произошел в феврале 2017 года в Саратове. Запомнился он цинизмом вызвавших скорую, а впоследствии чуть не изнасиловавших женщину-фельдшера. В квартире помимо больного оказалось четверо мужчин. К счастью, врачу скорой помощи удалось забаррикадироваться в ванной комнате и вызвать полицию. В результате троим мужчинам предъявлены обвинения в незаконном лишении свободы и попытке изнасилования. Двое других проходят по уголовному делу в качестве свидетелей.

Буквально через 10 дней после этого рядом с саратовской городской больницей местный житель напал на врача и разбил ему нос. К рукоприкладству мужчину, по его же признанию, сподвигло недовольство. Нападавшему не понравилось, как фельдшер неотложки транспортирует на носилках его сожительницу. Тогда по этому факту следственные органы возбудили уголовное дело по п. «а», ч. 2 ст. 115 УК РФ («Умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное из хулиганских побуждений»). Кроме того, саратовец получил административное наказание — 12 суток ареста за за мелкое хулиганство.

Подобные атаки порождают дискуссию о мерах безопасности, способных защитить медиков на рабочем месте. К примеру, межрегиональный профсоюз работников здравоохранения «Действие» (член организации конфедерации труда России) предложил ужесточить наказание за попытки нападения на врачей. Президент КТР Борис Кравченко высказался о целесообразности не только административной, но и уголовной ответственности. Ранее генпрокуратура не поддержала минздрав в предложении ввести в УК РФ статью с пожизненными санкциями за посягательство на жизнь врачей. Законопроект также предусматривал наказание в виде 200 тыс. рублей штрафа или лишения свободы до 5 лет, уголовное наказание с лишением свободы на 9 лет в случае угроз и опасного вреда здоровью. Тем временем депутаты Мосгордумы в 2017 году одобрили проект об ужесточении наказания за покушение на работников здравоохранения. В случае посягательства на жизнь, согласно законодательной инициативе, злоумышленникам грозит лишение свободы на срок от 12 до 20 лет с последующими ограничением свободы до двух лет либо пожизненное лишение свободы.

«МЫ СЕГОДНЯ УСИЛИМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПОДДЕРЖИВАЯ ВРАЧЕЙ, ЗАВТРА — ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ, ПОСЛЕЗАВТРА — ЖУРНАЛИСТОВ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» выразили свое отношение к инциденту с нападением на фельдшера.

Александр Сидякин — депутат Госдумы:

— Насколько я знаю, уже внесен законопроект, комплексно решающий этот вопрос. Мы с коллегами Геттой и Грибовым внесли законопроект, ужесточающий административную ответственность за непропуск скорой. Сейчас непропуск скорой — 500 рублей, а непропуск пешехода — 1,5 тысячи — несоизмеримые наказания. Получен положительный отзыв правительства на него. Думаю, примем изменения и в КоАП.

А в части уголовной ответственности надо вводить новый состав преступления, который комплексно бы решал вопросы, связанные с осуществлением деятельности врачей и воспрепятствованием этой деятельности любыми способами как через создание препятствий на дорогах, так и связанные с нападениями при осуществлении профессиональной деятельности. Так что я считаю, что это не просто надо делать, а уже сделано силами «Единой России». Я надеюсь, что в ближайшее время, в весеннюю сессию, поправки будут приняты.

Ильдар Гильмутдинов — депутат Госдумы:

— Вы знаете, наверное, этих ситуаций стало много. Видимо, не помешает ужесточить, чтобы все понимали, что на медиков не то что нападать, но и никаких противозаконных действий совершать не стоит, иначе будет не только наказание в обычном порядке, но и более жесткое. Я за то, чтобы ужесточить. Один-два раза — ладно, можно было отнести к тому, что это недоразумение, безобразие. А когда один за другим случаи в регионах, значит, люди наши не понимают нормального хорошего слова, законов, не понимают, что эти люди едут спасать чью-то жизнь или приходят по их приглашению, а в итоге получают такой «привет». Соответствующие законопроекты уже есть. Я за то, чтобы ужесточить. Сколько можно уже? Если не понимают, что наши врачи приходят спасать нас, наших родственников, знакомых. Мне непонятно, как так можно вести себя. Это же не только нападение, в том числе случаи, когда не пускают машины скорой помощи. Это хамство и безобразие. Что еще нужно? Видимо, если их не устраивают обычные штрафы, пожалуйста, с нашей стороны реакция будет — более жесткие штрафы и меры. Конечно, очень не хочется, чтобы у нас были в отношении граждан жесткие меры, но по-другому не понимают. Тогда что делать?

Татьяна Воропаева — заместитель председателя комитета Государственного совета РТ по социальной политике:

— Да, за последнее время в разных городах подобные случаи происходят, не миновала эта участь и Набережные Челны. Такие вещи появились, то не пропускают машины, то нападают на здание больницы, то на фельдшера нападают. Давно уже пора, и нам тоже, принять участие в законопроекте, который бы ужесточил спрос с тех, кто позволяет себе такие преступления. Такой закон, который гарантирует жизнь человеку, который приходит спасать человека, должен быть принят.

В данном случае нападение совершили пьяные люди. Также психически неуравновешенные люди смогут совершать подобное. Ну что это за безобразие? Это распоясавшиеся люди, нормальный человек должен быть адекватным в любой ситуации. Что из того, что он нападает, бьет врача?

Григорий Эйдлин — генеральный директор компании «Казанская неотложка»:

— В нашей организации не было таких сложных ситуаций с нанесением травм и прочим. Но мы тоже сталкивались с нанесением травм и с грубостью, с хамством и с угрозами. Такие моменты бывают, но с точки зрения усиления ответственности я категорически против того, чтобы давать какие-то преимущества представителям определенных профессий. Есть Конституция Российской Федерации, которая гарантирует равные права всех граждан независимо от их места работы. А так мы сегодня усилим ответственность, поддерживая врачей, завтра — водителей автобусов, послезавтра — журналистов и т. д. И по каждому принимать закон. Я думаю, со стороны правоохранительных органов нужно принимать жесткие меры ко всем нарушителям закона в рамках того законодательства, которое уже есть. Эта женщина, которая нанесла травму врачу, независимо от того, есть у нее дети или нет, должна нести самую жесткую, самую суровую уголовную ответственность.

Рафил Нугуманов — депутат Госсовета РТ:

— У нас законодательство и так жесткое. На республиканском уровне невозможно ввести подобные вещи (ужесточение наказания для врачей скорой), потому что это компетенция Москвы — Уголовный, Уголовно-процессуальный кодекс. Но как-то нужно влиять на эту ситуации, может быть, вооружать травматическим оружием. Министерство здравоохранения может обратиться в Росгвардию с этим вопросом. Но там же (на скорой помощи) женщины, что, мы будем оружием женщин вооружать? Не поставишь же к каждой скорой помощи машину с ЧОП? Ведь точно так же могут напасть на газовика, домоуправа, водопроводчика — каждому отдельно не дашь охранника!

Но сотрудникам скорой, конечно, нужно быть осторожнее. Они ведь не привыкли защищаться, не привыкли, чтобы их так ждали. Их обычно ждут как спасателей, а тут вдруг такое! Но думаю, что суды по максимуму таким людям будут выносить наказания. И СМИ на эту тему должны об этом не просто писать, а кричать.

Римма Ратникова — вице-спикер Госсовета РТ:

— Законопроект (об ужесточении наказания за нападения на врачей скорой помощи) внесли на рассмотрение Госдумы депутаты Дмитрий Морозов и Ирина Яровая. До этого тоже вносили, в 2016 году были попытки такие законопроекты провести (Мосгордума и минтранс), но они были сырые, так как предусматривали защиту по профессиональному принципу. Но этот подход посчитали не совсем правильным, потому что в таком случае отдельно нужно было бы защищать и таксистов, полицейских, учителей — тоже профессии не самые безопасные. А этот законопроект, который теперь внесен, предусматривает два вида ответственности. Административная ответственность идет за факт воспрепятствования деятельности врача, а уголовная — если были угрозы или телесные повреждения врача. И самое-то главное: если такие препятствия повлекли вред здоровью пациента. Вот почему это выведено в отдельный законопроект, потому что от профессиональных действий врачей зависит здоровье пациента. Как, например, это происходит, когда хулиганы не дают проехать во двор, где живет нуждающийся в помощи человек. А почему это происходит? Это и соцсети, и телевидение, где насилие идет потоком, и стрессы большого города. Медицинские психологи говорят, что когда накапливается большое количество неприятностей, даже мелких (где-то в подъезде света нет), то такой срыв агрессивный может быть. Может быть, еще и из-за того, что людям не запрещено носить с собой биты и проч., возить их в машине — нет-нет, да и используют их. Конечно, я не сторонник все время ужесточать законодательство. Наверное, надо и воспитывать еще!