«Это не приводит к хорошему качеству дорог, но позволяет снизить аварийность», — объяснил поздним вечером на объезде замруководителя исполкома Игорь Куляжев. Два футбольных поля дорожных ям пломбируют сейчас дорожники литым асфальтобетоном — тем самым, что так любит плавиться в жару. Как решат вопросы колейности, почему ямы вырубают днем, а заливают ночью — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Ночами дорожники пломбируют ямы литым асфальтом, заливая смесь практически в любую погоду
ЛИТОЙ АСФАЛЬТ СТАЛ ДЛЯ ГОРОДА ВРЕМЕННОЙ ЗАМЕНОЙ ПОКРЫТИЯ
«Кухню» стартовавшего ямочного ремонта раскрыли в Казани накануне вечером. Ночами дорожники пломбируют ямы литым асфальтом, заливая смесь практически в любую погоду: мороз, снег не преграда, мешает разве что дождь. Мера, понятно, временная, но что делать... В приоритете — автобусные маршруты и дороги с наибольшим трафиком движения транспорта, где ямы создают аварийные ситуации.
«Температура пока не позволяет работать с плотным асфальтобетоном, — объяснил причину применения литого асфальта заместитель руководителя исполкома и глава комитета внешнего благоустройства Игорь Куляжев. — Естественно, перед тем как проводить ямочный ремонт, мы проводим инвентаризацию дорог на предмет того, в каком состоянии они находятся. Если есть возможность заделать эти ямы литым асфальтобетоном, то принимается такое решение».
По улице Парижской Коммуны (за бывшим зданием ТГГПУ) к моменту объезда рабочие уже подготовили полотно к укладке литого асфальта. На месте ям дорожной фрезой и отбойными молотками сделали обрубку — вырезали прямоугольные участки площадью до 5 кв. метров. Часть карт уже очистили, продули воздухом из передвижного компрессора, прогрели газовой горелкой и готовились залить смесью литого асфальтобетона (АБЗ-300) с завода в поселке Новониколаевском. Доставка ведется специальной машиной (кохером), сзади похожей на бетоновоз из-за характерного механизма выгрузки смеси. В бункере кохера с помощью горелок непрерывно поддерживается заданная температура, не давая застыть материалу. За один рейс один такой термомиксер привез к месту около 1 т асфальта.
«Температура должна быть не менее 180 градусов для того, чтобы соблюдалось качество, чтобы ямочный ремонт прослужил как можно дольше, — сказал Куляжев. — Это временная мера, она не приводит к хорошему качеству дорог, хотя позволяет нам предотвратить аварийные ситуации, которые возможны при наличии ям на дорогах».
Заместитель руководитель исполкома и глава комитета внешнего благоустройства Игорь Куляжев объяснил причину применения литого асфальта
Временность не означает, что «пломбы» вылетят на раз-два-три. Когда дорожники приступят к капитальному ремонту дороги, заплатки из литого асфальтобетона просто срежут, но это в том случае, если залатанная дорога вошла в перечень подлежащих капремонту. На дорогах, которым не повезло дождаться капремонта, литой асфальт может прослужить сезон или два — в зависимости от нагрузок, автомобильного трафика.
«У этого асфальта есть такое свойство — из-за наличия большого количества смолы летом при высоких температурах (от 30 градусов и выше) он немного подтаивает, при интенсивном движении на нем начинают образовываться бугры и впадины», — рассказал об особенностях материала директор подрядившегося на ремонт «Казаньдорстроя» Олег Петров.
«НЕ В НАШИХ ИНТЕРЕСАХ ДЕЛАТЬ ПЛОХО, НАС ЖЕ ПРОВЕРЯЮТ»
Все работы ради избежания пробок ведутся в ночное время, кроме обрубки. Понятно, что водители ненавидят эти внезапно появляющиеся ямы с острыми квадратными краями, но спящим казанцам зубодробительная песня отбойного молотка не в радость. «Обрубку делаем днем, потому что в жилых кварталах просто невозможно работать с отбойным молотком», — объяснил Куляжев. Мартом-апрелем ямочный ремонт не завершится, он будет продолжаться в течение всего летнего периода: ставить «пломбы» будут при необходимости.
В этом году ремонт казанских дорог обойдется в 2 млрд. рублей, из которых 1,2 млрд. рублей выделяет федеральный бюджет в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги», а 800 млн. рублей — республиканский. Еще 94 млн. рублей выделяет город из муниципального дорожного фонда. Сколько стоит ямочный ремонт? Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», Куляжев пояснил, что на это казна выделяет 67 млн. рублей. Примерно 20 - 30% уйдет именно на весеннюю заливку дыр литым асфальтом, остальное надеются закатать асфальтом пористым. Оставшиеся 27 млн. рублей дорожного фонда направят на установку 320 дорожных знаков и 3 км ограждений безопасности.
На сегодняшний день уложено уже более 8,5 тыс. кв. м литого асфальта, в планах — сделать еще порядка 4 - 5 тыс. кв. метров. То есть примерно два футбольных поля дорожных ям украшают сейчас «серые ленты» Казани. «И все на этом. Дальше уже пойдут нормальные условия», — сказал Куляжев. При температуре воздуха свыше 10 градусов работы можно вести с использованием плотного, пористого асфальтобетона на куда больших площадях.
Дорожники открыли задвижку — и по металлическом желобу потекла черная дымящаяся жижа каменной крошки, перемешанной с битумной смесью
Тем временем рабочие подошли к процессу выгрузки, который оказался весьма прост. Дорожники открыли задвижку — и по металлическом желобу потекла черная дымящаяся жижа каменной крошки, перемешанной с битумной смесью. «Присадки постоянно совершенствуются, нет такого, что в 1960-е придумали эту смесь — и все, — рассказал нашему изданию о рецептуре Петров. — Что-то добавляется для долговечности». Насытив прямоугольный вырез первой партией асфальта, двое рабочих обычными штыковыми лопатами разровняли смесь в углублении и повторно повернули задвижку, чтобы заполнить ямку до краев. Тут в дело вступил их третий коллега — похожим на швабру инструментом он сделал поверхность еще не застывшей смеси гладкой, заровняв ее с остальной поверхностью. И часа через три в зависимости от погоды транспорт уже может передвигаться. Пока же автомобили на участке от Булака до улицы Московской двигались в одном направлении.
В это же время в другой точке города с похожим набором инструментов и техники работала такая же вторая бригада «Казаньдорстроя». Всего в ушедшую ночь на дороги города от этого подрядчика вышли 30 человек. Максимально за одну ночь бригады данной компании могут залатать 300 кв. м ям.
«Погодные условия позволяют пока работать только с литым асфальтом, нельзя сказать, что эта технология хуже или лучше, — сказал Петров. — Она надежная. Для рабочих данная технология несколько проще, здесь не нужны катки для асфальта. Во влажные ямы мы асфальт не укладываем, перед этим их хорошо продувают и прогревают. Во время дождя мы не работаем, физически сложно прогреть ямы в такую погоду». Однако в это время на улице стал идти снег, постепенно усиливаясь. «Он не мешает», — заявил Петров на вопрос журналистов.
А вот ухудшившаяся погода мешала работать другому подрядчику на спуске у МКДЦ — прогрев дыр занимал больше времени.
«Не в наших интересах делать плохо, нас же проверяют, — сказал в общении с нашим изданием руководитель компании-подрядчика „Дорсервис“ Рустам Исмагилов. — В случае некачественной работы заставляют исправлять». В этой компании работают две бригады — одна днем вырубает ямы, а вторая уже ночью льет асфальт. Всего в бригадах «Дорсервиса» 21 человек.
О ДВОРАХ, НЕХВАТКЕ СРЕДСТВ, ГАРАНТИЯХ И КОЛЕЙНОСТИ
В целом дороги города после зимы этого года находятся примерно в том же состоянии, что и после зимы прошлого года. Средств на их содержание в нормативном состоянии не хватает. При 20 млн. кв. м дорог в городе нужно выполнять ежегодно порядка 4 - 5 млн. кв. м дорожных работ, пояснил Куляжев. Но на деле получается сделать только 2 млн. кв. метров.
«Этого недостаточно для того, чтобы поддерживать дороги в нормативном состоянии, — сказал замруководителя исполкома. — Есть улицы, которые еще требуют ремонта, большого вложения средств».
Гарантийные обязательства на ямочный ремонт предусмотрены, но они носят достаточно короткий характер
Вопрос о том, какие районы города ямочный ремонт затронет больше всего, Куляжев оставил без ответа. «Все зависит от того, в каком состоянии находятся дороги, — ответил он. — Гарантийные обязательства на ямочный ремонт предусмотрены, но они носят достаточно короткий характер, вы видите, в каких погодных условиях, какими небольшими картами идет ямочный ремонт. Конечно, этот асфальт не может долго продержаться. С другой стороны, часто наблюдаю, что отремонтированные в весенний период ямы не разрушаются в течение года-двух».
Проблема с колейностью дорог будет решаться так же, как и в прошлом году. «Там, где колейность возникла во время гарантийных обязательств, она будет устраняться подрядными организациями, — сказал Куляжев. — Там, где колейность образовалась после гарантийного срока, она будет устраняться за счет бюджетных средств».
Журналисты поинтересовались: «А как во дворах?» Куляжев напомнил, что серьезным ремонтом дворовых территорий, межквартальных проездов в городе занимаются с 2011 года и в этом году президент РТ Рустам Минниханов выделил 500 млн. рублей на межквартальные проезды.
«У нас сложились некие правила по благоустройству дорог: прежде всего это состояние дворового покрытия, количество населения жилого дома, проведенный капитальный ремонт, желательно с ремонтом инженерных коммуникаций во дворе, чтобы после того, как заменили асфальт, заново не пришлось перекапывать, — объяснил Куляжев и отшутился под конец, вспомнив старую присказку. — Раз кладут новый асфальт, значит, скоро копать будут!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 93
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.