. Металлургический комплекс по выпуску листового проката за $150 млн. построит в Набережных Челнах «король недвижимости» Алексей Миронов (в центре) Фото: prav.tatarstan.ru

9 МЛРД. РУБЛЕЙ ПРИЗЕМЛЯТСЯ В ПРОМПАРКЕ ЧЕЛНЫ

Металлургический комплекс по выпуску листового проката за $150 млн. (порядка 9 млрд. рублей по нынешнему курсу) построит в Набережных Челнах король недвижимости Алексей Миронов. В напарники экс-глава ГК «Еврогрупп» (формально Миронов вышел из своего бизнеса, но на деле группа компаний контролируется им) пригласит турецкого подрядчика — компанию «Гемонт». Ежегодный объем выпускаемой продукции — 400 тыс. тонн. Такую сенсационную новость объявили в конце прошлой недели на встрече в Доме правительства РТ, где турецкую делегацию принимал тогда еще премьер-министр республики Ильдар Халиков.

Правда, ни сам владелец будущего комплекса Миронов, ни его турецкие партнеры подробности «БИЗНЕС Online» никак не прокомментировали. Телефоны «Гемонта» молчат. Но некоторые детали проекта «БИЗНЕС Online» сегодня приоткрыл источник, знакомый с ходом переговоров. «Создана рабочая группа минэкономики и минпромторга, которая прорабатывает параметры проекта, — сообщил собеседник газеты. — Завод предполагается разместить в Набережных Челнах, в индустриальном парке „Челны“. Площадь — около 100 тысяч квадратных метров. Будет создано 250 рабочих мест. Реализация продукции планируется в Татарстане и за его пределами».

Отметим, что сейчас свободных площадей в промпарке нет — они заняты арендаторами. На сегодняшний день их 7 с общим объемом инвестиций 927 млн. рублей: действующий резидент ТОСЭР ООО «Полихим Системс», два потенциальных участника ТОСЭР ООО «Гидро-Стар» и ООО «Татпром-Холдинг», центр прототипирования и внедрения отечественной робототехники, «Автоспеццентр-НЧ«, ООО ТФК «Автодвор» и ООО «Машино-деталь». Так что, вероятнее всего, под металлургический комплекс будет необходимо новое строительство. Пока, как уже сказано, обсуждается вариант финансирования со стороны ГК «Еврогруп» и «Гемонт» — скорее всего, оно будет паритетным. Войдет ли проект в ТОСЭР — не сообщается, но вряд ли инвесторы откажутся от такой возможности.

Садык Акман Чистая прибыль компании, учрежденной Садыком Акманом, выросла в 6,8 раза до 2,36 млрд. рублей — невиданная сумма для республиканских строителей Фото: president.tatarstan.ru

ПОДРЯДЧИК ТАИФА ПУСКАЕТ КОРНИ В ТАТАРСТАНЕ

Напомним, «Гемонт», заключив в 2014 году контракт с ГК «ТАИФ» на возведение в Нижнекамске комплекса глубокой переработки тяжелых остатков нефти, по итогам 2016 года стал абсолютным чемпионом среди строительных компаний, работающих в Татарстане. Генподрядчик ТАИФа достаточно безболезненно преодолел кризис 2014 - 2015 года, благодаря действующему контракту в прошлом году нарастил выручку в 6,3 раза до 10,5 млрд. рублей. Чистая прибыль компании, учрежденной Садыком Акманом, выросла в 6,8 раза до 2,36 млрд. рублей — невиданная сумма для республиканских строителей, хотя осваивают они, как писал «БИЗНЕС Online», сопоставимые объемы средств.

Отметим также, что в октябре 2015-го на встрече Рустама Минниханова с Акманом, когда «Гемонт» за год успел выполнить для ТАИФ-НК более 50% строительно-монтажных работ, президент Татарстана выразил уверенность, что объект в Нижнекамске станет отправной точкой в долгосрочном сотрудничестве Татарстана с турецкой компанией. «Я не перестаю повторять, что сегодня Турецкая Республика — наш основной стратегический партнер. Четверть всех инвестиций в Татарстан идут из Турции. „Кастамону Энтегре“, „Колуман“, „Джошкуноз“, „Хаят Кимья“, „Дизайн групп“ и многие другие компании активно работают на территории нашей республики. Я очень рад, что теперь этот список пополнил и „Гемонт“. Есть много интересных направлений, где бы мы могли взаимодействовать», — добавил Минниханов. Не исключено, что уже тогда новое «интересное направление» находилось в проработке бизнесменов. Акман представляет в Татарстане компанию с 25-летней историей — Gemont Endustri Tesisleri İmalat ve Montaj A.Ş. Компания занимается изготовлением и монтажом стальных конструкций и разных видов оборудования. Штаб-квартира компании располагается в турецком Коджаэли, общий штат насчитывает до 10 тыс. сотрудников.

Напомним также, что ООО «Гемонт» было зарегистрировано в Казани в 2013 году — за год до контракта с ТАИФом. Уставной капитал составляет 25 млн. рублей. Единственный владелец Акман учредил в Казани также транспортную компанию «ГМТ Лог» и ООО для финансовых операций «ГМТ Инвест», однако обе компании сейчас находятся в стадии ликвидации. Гендиректором во всех трех обществах значится соотечественник Акмана Акташ Мухиттин.

Акташ Мухиттин (слева) Помимо ООО «Гемонт», Садык Акман учредил в Казани также транспортную компанию «ГМТ Лог» и ООО для финансовых операций «ГМТ Инвест». Гендиректором во всех трех обществах значится соотечественник Акмана Акташ Мухиттин (слева) Фото: prav.tatarstan.ru

«СПРОС ЕСТЬ — УЖЕ БЫЛО НЕСКОЛЬКО ЗВОНКОВ»

Спрос на листовой прокат однозначно будет, полагает наш собеседник, знакомый с деталями проекта. «Сразу после публикации сообщений, в том числе на „БИЗНЕС Online“, начались звонки потенциальных клиентов, — отметил наш источник. — Было несколько звонков с вопросами по объемам поставок, так что часть потенциальных заказчиков войдет в рабочую группу».

Между тем на рынке проката совсем не все радужно. Согласно исследованию маркетингового агентства IndeBox, спрос на листовой прокат в стране в последние три года стабильно снижался. Это связано как со спадом в строительстве и машиностроении, так и с ростом цен на металлопрокат. Дело в том, что из-за девальвации рубля резко вырос экспортный потенциал продукции. Так, согласно данным ФТС, в январе – июле 2016 года объем поставок проката за рубеж вырос на 5,6%, а доля экспортируемой продукции за тот же период увеличилась с 29,5% до 31,9%.

В числе важнейших предприятий отрасли выделяют ОАО «ММК» (Челябинская область), ПАО «НЛМК» (Липецкая область), ПАО «Северсталь» (Вологодская область), ОАО «Уральская сталь» (Оренбургская область), ПАО «Ашинский метзавод» (Челябинская область), ОАО «Амурметалл» (Хабаровский край), ЗАО «Лысьвенский металлургический завод» (Пермский край), ПАО «Мечел» (Челябинская область). Так что металлургическому комплексу Миронова в случае воплощения планов в жизнь придется работать в высококонкурентной среде. К слову, владелец «Магнитки» Виктор Рашников не так давно проявил интерес к Татарстану: в конце прошлого года в ОЭЗ «Алабуга» был торжественно заложен первый камень в основании сервисного металлоцентра, который будет кроить заготовки для всего местного автомобильного кластера. Партнерами выступают тоже турки — компания «Джошкуноз».

Если говорить о локализации производства листового проката, то во втором квартале прошлого года наибольший объем ее выпуска пришелся на Уральский (2,8 млн. т, или 39,3% от общероссийского объема), Северо-Западный (29,5%) и Центральный федеральные округа (21,3%). Приволжский федеральный округ в этой табели о рангах занимает незначительные 9,5%. Исходя из этих цифр, доля завода Миронова в общем объеме должна составить 1,5%.

Согласно оценке маркетологов, в среднесрочной перспективе отрасль листового проката ждут низкие темпы роста. Причины тому — низкая инвестиционная активность, а также экономическая нестабильность: внутреннее потребление листового проката начнет восстанавливаться, по их мнению, не раньше 2018 года. Что касается экспортных поставок, то они будут зависеть от конъюнктуры на мировых рынках. В том случае, если валютные курсы останутся на нынешнем уровне, российская продукция сохранит высокий экспортный потенциал. Однако его полному раскрытию может помешать введение ограничительных пошлин на импорт проката со стороны США, ЕС и ряда других государств. В этой ситуации отечественным металлургам, возможно, придется искать новые рынки сбыта, говорится в исследовании.

. Спрос на листовой прокат в стране в последние три года стабильно снижался. Это связано как со спадом в строительстве и машиностроении, так и с ростом цен на металлопрокат Фото: ©Александр Кондратюк, РИА «Новости»

КАК МИРОНОВ ПОШЕЛ В СЕЛО

Напомним, в марте Миронов уже заявил об одной достаточно крупной непрофильной покупке. Девелопер приобрел сельскохозяйственное подразделение ПАО «Нижнекамскнефтехим», которое снабжало заводские столовые нефтехимиков мясом и молоком. ООО «Нефтехимагропром» обошлось Миронову не менее чем в 600 млн. рублей — такова сумма чистых активов предприятия по итогам 2015 года. В них входят, в частности, две фермы КРС в селах Верхняя Уратьма и Благодатное на 3,1 тыс. голов в общей сложности, собственный свинокомплекс закрытого цикла на 11 тыс. голов. В их числе — 800 свиноматок, мясокомбинат и поля. В этом году предприятие планирует использовать под зерновые и кормовые культуры около 12 тыс. га своих сельхозугодий.

Стоит отметить, что «Нефтехимагропром» — не первое вложение Миронова в сельское хозяйство. Годом раньше он уже купил агроферму «Биклянь», провел техническую модернизацию, отремонтировал помещения и рассчитывает удвоить поголовье КРС до 1,8 тыс. голов в 2018 году. Глобальные планы новоиспеченного агронома распространяются и на «Нефтехимагропром» — в Нижнекамске он намерен аж в 7 раз увеличить надои до 100 т молока в день. С какими далеко идущими надеждами связан вход Миронова в малорентабельное сельское хозяйство, тем более мясо-молочное производство, пока остается загадкой — понятно лишь, что образ фермера придаст ему веса в глазах руководства республики на фоне череды земельных конфликтов с исполкомом родных девелоперу Челнов. Теперь же стало очевидным, что погружаться с головой в проблематику села Миронов не намерен — от металлургии он до сих пор был далек так же, как и от полей. Действия челнинского короля недвижимости пока можно квалифицировать как диверсификацию без границ.

Отметим, что новое направление Миронов собрался осваивать с партнером, в некоторой мере уже знакомым. Земельный магнат имел дело с турецким бизнесом как минимум на застройке 19-го микрорайона автограда. Здесь компания «Санрайс Капитал», входящая в структуру холдинга «Хаят» — ведущего турецкого партнера ОЭЗ «Алабуга», — строит жилой комплекс Sunrise City. «Гемонт», конечно, представляет другую крупную турецкую группу, однако два мощнейших турецких холдинга в Татарстане не могут не иметь общих интересов и связей. Кроме того, на старте строительства Sunrise City некоторые источники заявляли «БИЗНЕС Online», что и у самого Миронова в России работает строительная фирма, зарегистрированная в Турции — правда, с тех пор новых известий на этот счет не поступало.

. На старте строительства Sunrise City некоторые источники заявляли, что у Миронова в России работает строительная фирма, зарегистрированная в Турции — правда, с тех пор новых известий на этот счет не поступало
Фото: president.tatarstan.ru

«ВЫЙТИ МИРОНОВУ НА КАМАЗ ВРЯД ЛИ ПОЛУЧИТСЯ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» в целом дали положительную оценку проекту, уповая на участие турок и просчет рисков турецкой стороной, заинтересованной в отдаче от инвестиций. Однако успех во многом будет зависеть от уровня спроса.

Ильдус Исламов — гендиректор НПО «Татэлектромаш»:

— Объем продукции в 400 тысяч тонн в год — это небольшой объем. Так что серьезного влияния на рынок введение нового комплекса не окажет. А вот сложностей при его реализации может оказаться немало. Правда, чтобы их оценивать конкретнее, надо знать подробности проекта. Учитывая, что производство это энергоемкое и в нем может быть задействован газ, то это может стать первой помехой, так как в Челнах не очень много газа. Кроме того, не исключено, что при производстве 400 тысяч тонн проката будет большой трафик по логистике. Это второй вопрос. И третий — вопрос экологии. К этой теме сейчас относятся довольно болезненно. Много будет вопросов. Проект достаточно большой, и сложно предположить, какие будут еще трудности.

Рынок проката в России работает, прокат продается, вопросов нет. Но есть вопрос конкуренции. Это же будет не новая «Магнитка», не новый Липецк. Комплекс на 400 тысяч тонн может быть довольно гибким производством. Такие заводы могут легко реагировать на потребности рынка, могут быстро загрузить мощности, а могут сработать и на небольшие объемы.

Кроме того, надо учитывать, какая там будет применена технология. Если полного цикла, начиная с сырья, то инвестировать в такие проекты выгодно. Но если ты зависишь от частичной технологии, то тебе нужно где-то получать полуфабрикаты, а ими всегда занимаются монополисты, тут могут возникнуть сложности. Соответственно, выгода от инвестиций уже будет спорная.

Алексей Окуньков — исполнительный директор ассоциации металлургов России:

— Такой проект, безусловно, значимый для любой республики, в том числе и для Татарстана. Насколько сложно его будет реализовать, зависит от многих факторов. Но компании, которые собираются построить данный металлургический комплекс, просчитывают, конечно, риски заранее. В том числе учитываются и риски территории, региона, где предприятие будет работать. Такие заводы, как правило, ориентируются на внутренние потребности региона. И если, во-первых, в Татарстане будет рост строительства, соответственно, и продукция подобного комплекса будет весьма востребована. Во-вторых, это все-таки еще и рабочие места. Не стоит об этом забывать. До тысячи человек примерно будут на данном предприятии трудиться.

Другое дело, что рынок металлопроката сейчас стагнирует. Происходит это по вполне естественным причинам. В стране произошел спад объемов строительства. Соответственно, идет снижение спроса и на продукцию металлургических комплексов. Однако надо учитывать, что этот проект не будет реализован за пять дней. Речь идет о достаточно продолжительном временном отрезке. Компания-инвестор, видимо, рассчитывает, что, допустим, через 4 - 5 лет, когда завод будет построен, ситуация на рынке изменится в лучшую сторону. То есть риски для нее являются вполне допустимыми. А как скажется появление такого предприятия на всем рынке Татарстана, предсказать сложно, так как много факторов могут на это повлиять.

Виктор Разинков — руководитель регионального представительства УК «Финам»:

— Насколько я знаю, даже литейный завод КАМАЗа процентов на 90 работает не на КАМАЗ. Поэтому выйти Миронову на КАМАЗ в качестве потребителя у него вряд ли получится. По этой причине сказать, насколько серьезным игроком он будет на рынке металлопроката, сейчас трудно. Объем производства — 400 тысяч тонн проката в год — не такой уж большой, по крайней мере, если сравнивать с липецким заводом, уральскими предприятиями. Там мощности гораздо больше. Но я не думаю, что Миронов сразу бы хотел замахнуться на такие объемы. В любом случае удаленность этих предприятий от Татарстана, наверное, бизнесмену сыграет на руку.

Если инвестор сможет найти такой же контакт с нынешним мэром Наилем Магдеевым, какой у него был с Шайхразиевым — а пока он его, по-моему, не нашел, — то у него все будет нормально. А если не сможет, предполагаю, что проблемы у него будут большие. Я знаю, что, когда Магдеев был главой Бугульмы, представитель «Транснефти» в этом городе не смог найти общий язык, из-за конфликтов с Магдеевым он готов был уйти чуть ли не в Мордовию. Но тогда Шаймиев вмешался, и офис был построен в Казани. Так что если Миронов сможет наладить контакт с руководителем города, то проблем у него не будет. По логике-то Магдеев должен быть заинтересован в появлении этого предприятия. Все-таки это налоги, дополнительные рабочие места. Но очень уж часто у нас на эти вопросы влияет и личная заинтересованность отдельных людей.

Завод предполагается разместить в Набережных Челнах, в индустриальном парке „Челны“. Площадь — около 100 тыс. кв. м Завод предполагается разместить в Набережных Челнах, в индустриальном парке «Челны». Площадь — около 100 тыс. кв. метров Фото: chelny-biz.ru

«ЕСЛИ ИСХОДИТЬ ИЗ БУДУЩЕГО, ТО ЭТО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО»

Леонид Хазанов — заместитель главного редактора журнала «Металлоснабжение и сбыт»:

— В России достаточно своего листового проката — как «голого», так оцинкованного и окрашенного. 400 тысяч тонн — это, конечно, большой объем производства. Листовой прокат с этого предприятия может, в принципе, поставляться не только в Татарстан, но и в сопредельные районы. Я думаю, новый игрок вполне может вписаться в рынок, поскольку любому потребителю чем больше поставщиков, тем лучше. Другой вопрос — какой будет уровень спроса к моменту запуска производства, потому что листовой прокат в основном потребляется в автомобилестроении и в строительстве. Автомобилестроение в прошлом году просело, сейчас же оно потихоньку выкарабкивается. Ситуация в строительстве более сложная, потому что ряд компаний обанкротился, какие-то на грани банкротства, немало проектов заморожено. Как будет развиваться строительство в ближайшие один-два года, сложно сказать со всей определенностью. Вполне вероятно, что в этом году роста не будет, максимум — стабилизация, зато в следующем году можно ожидать небольшого роста.

Если кто-то вкладывается, значит, видит выгоду. Один из партнеров — турецкая компания, следовательно, она видит для себя какие-то перспективные ниши. Если исходить из будущего, то да, это привлекательно. Ведь в Татарстане собственного производства листового проката нет, он завозится извне. Основные производители — Новолипецкий, Магнитогорский, Череповецкий и Лысьвенский металлургический комбинаты — находятся на разных расстояниях от региона. Если такое предприятие появится в Татарстане, то потребителям в республике и сопредельных регионах, конечно, будет выгодно. Но очень многое будет зависеть от того, как новый производитель выстроит свою сбытовую политику, какие цены он предложит, насколько они будут привлекательны по сравнению с ценами конкурентов. Впрочем, я думаю, что он сможет найти своих клиентов.

Олег Филиппов — директор по бизнес-образованию факультета инженерного менеджмента, директор Московская школы бизнеса и финансов:

— Ситуация на рынке листового проката в лучшем случае стабильна без возможности дальнейшего роста. Тем не менее статистика свидетельствует о постепенном снижении объема потребления проката в силу повышения цен. Объем производства листового проката в России составляет порядка 27 млн. тонн в год. На настоящий момент эффект девальвации полностью исчерпан.

Проект с объемом инвестиций в 150 миллионов в любом случае просчитан, особенно в текущей рыночной конъюнктуре. Следует также заметить, что партнером проекта является турецкая компания «Гемонт», которая положительно себя зарекомендовала в России. Производство 400 тысяч тонн проката — это всего лишь 1,5 процента рынка при условии стопроцентной загрузки предприятия. Это некрупное производство, и цель его — насыщение локального рынка Татарстана. Данный проект не приведет к серьезному изменению позиций участников на рынке листового проката в России, но может усилить конкуренцию.

Самая главная опасность — это отсутствие спроса на продукцию или недостаточный спрос на полную загрузку металлургического комплекса. Данный проект будет эффективно реализован при условии согласования с потребителями объемов закупки листового проката. В последние нескольких лет в Татарстане произведен запуск нескольких металлургических проектов при активном участии турецких партнеров. Вероятнее всего, проект будет реализован успешно, так как спрос на продукцию внутри Татарстана будет. Татарстан стремится увеличить долю на рынке металлургии в России, также правительство республики готово поддержать предприятие в том числе и льготами. Перспективы у металлургических проектов возможны в силу стабилизации кризисной ситуации в России, а также по причине повышения цен на нефть, улучшения макроэкономических показателей и ухода с рынка украинских металлургов.