...

«ЕСТЬ ГРУППА ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ПРОТИВ ВСЕГО, ЧТО БЫ ТЫ ХОРОШЕГО НИ СДЕЛАЛ»

После утренней встречи со студентами КФУ вице-премьер России Александр Хлопонин с другими высокопоставленными гостями — выходцем из Татарстана, руководителем Росприроднадзора Артемом Сидоровым и замминистра экологии РФ Мурадом Керимовым — отправился в Иннополис, чтобы провести в IТ-городке ежегодную коллегию Росприроднадзора. В технопарке имени Попова гостей встречали одетые с иголочки в рабочие зеленые костюмы сотрудники вышеупомянутых «экологичных» ведомств. Хлопонин оказался в Иннополисе впервые — видимо, именно поэтому коллегия, напрямую не связанная с IТ-технологиями (хотя сейчас без этой сферы никуда), прошла именно здесь. Москвичам продемонстрировали выставку с «живыми» роботами и прочими инновационными прелестями, которые уже не в новинку татарстанцам, но показать которые гостям совсем не зазорно.

Мероприятие оказалось на редкость четко спланированным и даже дежурным — участники практически не отклонились от регламента встречи с докладами и награждениями. Впрочем, дисциплине экологов помешала толпа журналистов, которая окружила Хлопонина еще до начала мероприятия и заставила его опоздать. Гость охотно и терпеливо, уже не в первый раз за день отвечал на вопросы о строительстве мусоросжигающего завода в черте Казани, проекту которого грозит попросту не пройти публичные слушания из-за негативного информационного фона. Как известно, ряд экологов и городских активистов высказываются против стройки, говоря о катастрофических последствиях — загрязняющих выбросах завода в атмосферу, а помимо всего прочего, о росте тарифов электроэнергии для горожан из-за «зеленого тарифа». Завод должен работать по принципу «зеленого тарифа» — сжигая мусор, производить для города электроэнергию мощностью 55 МВт. Студентам КФУ Хлопонин уже пообещал вести широкую информационную кампанию о пользе завода.

— Вся наша беда и самая большая проблема — в том, что очень мало у нас обратной связи и общения с населением. Я думаю, что просто надо общаться и рассказывать, что мы планируем построить в республике и что он [завод] из себя представляет — это самое современное в технологическом плане сооружение, — разъяснял Хлопонин. — Надо и показывать фильмы, и рассказывать, что такие технологии применяются уже во всем мире. Самое главное, что экологические требования к проекту — одни из самых высочайших в мире.

...

Президент РТ Рустам Минниханов оказался явно огорчен тем фактом, что гостя встречают именно этим больным вопросом, потому и вставил свою реплику с ноткой досады и горечи.

«Я бы этих псевдоэкологов повез и показал свалки и технологии, то, как мы обращаемся с отходами, — высказался президент. — На самом деле это большая нагрузка для других потребителей. Для Татарстана это (заводприм. ред.) подарок. Если мы от этого откажемся, там очередь из желающих знаете какая! Никогда мы не обеспечим то, что нам подходит для столицы и ее окружения!»

Один из весомых аргументов в пользу завода, которые приводили оба спикера, — это тот факт, что подобные предприятия работают в центрах крупных городов мира и горожане не жалуются.

«Я специально ездил в Японию, в Токио, в центре города — 21 завод. И никаких выбросов! А завод, который мы будем строить, еще современнее. Поэтому мы, во-первых, разъяснительную работу проведем, во-вторых, ярых вот таких сторонников того, чтобы у нас мусор утилизировался, как сегодня, свозим на самые передовые предприятия мира, и пусть они потом смогут доказать свою правоту, — добавил Минниханов и снова не удержался от едких реплик в адрес „градозащитников“. — Есть группа людей, которые против всего, что бы ты хорошего ни сделал, они против. Мы этих людей слышим, мы с ними будем разговаривать».

...

«Я САМ ЕДИНОРОСС, И Я ПРИГЛАШАЮ В ПОНЕДЕЛЬНИК НА ДИСКУССИЮ ПО МУСОРОСЖИГАЮЩИМ ЗАВОДАМ»

Пропаганде здорового мусорного завода была посвящена и целая часть доклада Хлопонина, открывшего заседание коллегии. Но вообще чиновники готовились освещать многие вопросы: и защиту водоохранных зон, и спасение заэксплуатированных земель, и очистку воздуха от выхлопных газов, и перевозку твердых бытовых отходов.

Сейчас Росприроднадзор заканчивает составлять карту размещения твердых бытовых отходов на всех территориях России и надеется систематизировать и поряядок их перевозок. Около 300 крупных промышленных предприятий России уже согласились подписать соглашение о работе в таких системах. Кстати, ни один из регионов России не прошел согласование этой карты без замечаний, отметил Сидоров. А в ПФО расположена четвертая часть от всего промышленного комплекса страны, это большая нагрузка на природу, напомнил заместитель полпреда президента РФ в ПФО Олег Машковцев. В округе накоплено около 2,5 млрд. т отходов. Но обезвредить и утилизировать достаточно 27% из них.

Мусоросжигательный завод в Казани, который обойдется в 20 млрд. рублей, к 2022 году должен уничтожить 30% накопившихся в регионе отходов. «Это не только улучшит экологическую ситуацию в регионе, но и даст дополнительные рабочие места, — рассказал Машковцев. — Я думаю, что за этот проект нужно бороться, и мне не совсем понятны те опасения, которые он вызывает у жителей Татарстана».

...

После сдержанных докладов чиновников депутат Госдумы от Татарстана Фатих Сибагатуллин, уже вступавший с казанскими активистами в перепалку, поддержал мусоросжигающий завод уже свободно и эмоционально. Напомним, он, будучи уверенным в чистоте проекта, даже предлагал построить завод в элитном поселке Боровое Матюшино под Казанью. «Я лично как патриот России 20 лет ждал Года экологии! — заявил с трибуны Фатих Саубанович. — И я единственный депутат, уже третий срок работаю в экологическом комитете, который затронул строительство мусоросжигательного завода». Еще в 2010 году Сибагатуллин ездил в Японию изучать утилизацию ТБО, в том числе подобные заводы. «Сегодня человечество еще не придумало способа менее безвредного, чем мусоросжигающий завод — под маркой Hitachi, то, что у нас будет», — чуть приоткрыл завесу тайны технологий нового завода депутат.

А что касается внедрения раздельного сбора мусора, так в этом нет большой беды, уверен Сибагатуллин. Оказывается, еще 16 лет назад он вместе с бывшим министром экологии РТ Борисом Петровым разработал систему утилизации ТБО в республике с раздельной сборкой, то есть взял в работу ту же самую идею, которая воплощается сейчас. «Поэтому Татарстану переходить на раздельный сбор утилизации ТБО будет очень просто и легко, еще на этом начнут зарабатывать очень хорошие деньги», — порадовался Фатих Саубанович. Пользуясь случаем, он вызвал на баттл политическую оппозицию, выступающую под флагом борьбы с постройкой мусоросжигательных заводов. «Правда, есть вопросы — вот у оппозиционной партии. Я сам единоросс, и я приглашаю в понедельник очередной раз на дискуссию по мусоросжигающим заводам. Есть у нас там и противники, но они просто не знают, это наша недоработка. Организуем принародное обсуждение, это будет у нас в Казани», — объявил Сибагатуллин.

Как сказано в паблике активистов, встреча пройдет 10 апреля почему-то поздно вечером, в 20:00, по адресу Бурхана Шахиди, 7, в центре современной культуры «Смена». Депутата уже ждут с «распростертыми объятиями» — ему будет оппонировать, в частности, куратор татарстанского отделения «Открытой России» Илья Новиков, с которым Фатих Саубанович уже конкурировал на недавних думских выборах в одномандатном округе.

...

КОТЯТ БАРСА БУДУТ РАЗВОДИТЬ В ЗЕЛЕНОДОЛЬСКЕ

Под самый занавес мероприятия было подписано соглашение между минэкологии РФ, Росприроднадзором, правительством Татарстана и Красноярского края о возрождении популяции снежного барса. Подробности необычных договоренностей журналисты уже частично прояснили на пресс-подходе. Оказалось, что в Зеленодольском районе планируется разводить малышей снежных барсов. Детали этого зоопроекта остались невыясненными. Напомним, что в Казанском зоопарке остался всего один снежный барс — самка Теофани, которую привезли три года назад из Германии для самца Тамерлана, некогда подаренного зоопарку Минтимером Шаймиевым. К несчастью, Тамерлан умер буквально месяц назад от онкологии, пара не успела дать потомства.

Как выяснилось, котята будут рождаться в неволе на татарской земле, а потом выпускаться на волю в Саяно-Шушенский заповедник Красноярского края. «Конечно же, барс — это символ нашей республики, он будет возрождаться, будет центр реинтродукции. Такой центр будет создан, какое-то время они будут здесь [в Татарстане], потом уже будет соглашение с Саяно-Шушенским заповедником, они будут там — по природе должны находиться там», — рассказал журналистам Минниханов.

Кстати, эта идея зародилась еще в ноябре 2016 года, когда в Красноярском крае министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Донской дал задание разработать стратегию сохранения снежных барсов. Тут же к работе подключился и Татарстан, который предложил в том числе создать в республике центр разведения снежных барсов в неволе. «По итогам заседания Донской поручил профильным департаментам министерства проработать вопрос о создании центра разведения снежного барса в Казани, а также центра реабилитации и реинтродукции снежного барса на базе Саяно-Шушенского заповедника (Красноярский край), который может быть использован и для реабилитации котят-сирот снежного барса, вынужденно изъятых из природы», — сообщил в новостях Центральносибирский заповедник.

Но на этом грандиозные планы по спасению хищного зверя не закончились. Как выяснилось, чиновники хотят поселить в Татарстане не только снежных барсов, но и львов, леопардов, тигров и прочую кошачью фауну. «Еще есть идея — построить первый и единственный вообще в России, а может быть, и в мире парк кошек, где в открытой природе все кошки нашей природы жили бы в свободной среде», — удивил Хлопонин. По его словам, эта задумка еще даже не обсуждалась с Татарстаном, журналистам посчастливилось узнать об этом впервые. «Вот если Рустам Нургалиевич поддержит... Это будет место паломничества, куда люди будут приезжать и смотреть», — сказал он.

Минниханов тут же выразил готовность идею поддержать. «Не в Казани, конечно, а рядом с ней», — не задумываясь ответил он на вопрос журналистов о том, где же разместить кошачий парк. По словам президента, это вполне может быть Раифский (точнее, Волжско-Камский) заповедник, но над площадкой правительство еще подумает.

Фото: president.tatarstan.ru