«Грачонок»  — корабль особого назначения, предназначен для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним «Грачонок» — корабль особого назначения, предназначен для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним Фото: ©Виталий Аньков, РИА «Новости»

«ЮНАРМЕЕЦ КРЫМА» УХОДИТ В СРЕДИЗЕМКУ

Утром 6 апреля пролив Босфор прошел, направляясь на боевую службу в Средиземное море, построенный в Зеленодольске противодиверсионный катер П-355 «Юнармеец Крыма», сообщил блог bmpd, действующий под эгидой центра анализа стратегий и технологий. По всей видимости, катер направляется для противодиверсионного обеспечения российского пункта материально-технического обеспечения в Тартусе (Сирия), предполагают авторы сообщения. Это первый известный выход катера проекта 21980 «Грачонок» в столь дальний поход, уточняют они.

Катера проекта «Грачонок» (разработка нижегородского ОАО «КБ «Вымпел») — корабли особого назначения. Они предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним. «Грачонок» оснащен гидролокатором, при помощи которого можно искать водолазов на глубине до 100 м в условиях течений и сложного рельефа дна. Гидроакустический поисково-обследовательский комплекс «Кальмар» позволяет обнаруживать пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла в толще воды на дистанции до 500 м; обследовать дно на глубине до 200 м; обследовать объекты с помощью телеуправляемого подводного аппарата. Водоизмещение «Грачонка» — 138 т, длина — 31 м, ширина — 7,4 м, скорость полного хода — 23 узла, экипаж — 8 человек. Вооружение: зенитный комплекс «Игла», 14,5-мм пулемет, 55-мм противодиверсионные гранатометы, имеется водолазное снаряжение (помимо экипажа, на борту пять водолазов).

В 2014 году группировка из четырех «Грачат» во время Олимпийских игр в Сочи прикрывала побережье от проникновения диверсионных групп. В дни присоединения Крыма катера проекта 21980 регулярно фигурировали в новостях, как участвующие в операции. Не зря главный конструктор проекта Александр Речицкий подчеркнул, что сошедшие с зеленодольских стапелей «Грачата» уже заслужили на Черном море репутацию «вежливых серых маленьких корабликов».

«Охрана нашего пункта в Тартусе — единственное, что можно предположить о цели похода „Юнармейца Крыма“, — рассказал „БИЗНЕС Online“ независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов (Санкт-Петербург). — До сих пор там ничего подобного не было: катер имеет как штатные средства обнаружения, так и штатные средства поражения, и может еще и водолазов обеспечивать — у него барокамера есть. Конечно, защита Тартуса выходит на новый уровень».

СУДЬБОНОСНЫЙ КОРАБЛИК

Надо сказать, что для зеленодольцев проект «Грачонок» знаковый — именно с него в 2008 году на предприятии началась эпоха массовых (по нынешним меркам) заказов: за катерами пошли малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 «Буян-М», патрульные корабли проекта 22160.

А П-355 можно назвать знаковым вдвойне — именно с него в октябре 2014 года началось обновление корабельного состава главной базы Черноморского флота (ЧФ). П-355 стал первым более чем за 20 лет кораблем, прибывшим на постоянное базирование в Севастопольскую военно-морскую базу — ранее действовали украинские ограничения по базированию ЧФ в Севастополе, поэтому все новые корабли и суда должны были вынужденно базироваться на Новороссийской военно-морской базе.

Всего завод им. Горького сдал флоту 7 «Грачат», в процессе строительства — еще три (один из них сдадут в этом году). Правда, в «пирожковый» процесс печения «Грачат» вмешались санкции: после отказа немецкой MTU поставлять двигатели для российских военных заказов, начиная с 8-го «Грачонка», на эти катера устанавливаются дизеля китайского производства. А это и некоторое перепроектирование и своеобразие китайской продукции. К примеру, на днях питерская «Фонтанка» сообщила о проблемах с китайскими движками у «Грачонка» «Юнармеец Заполярья» постройки рыбинского АО «Судостроительный завод «Вымпел».

Впрочем, в данном случае Глухов склоняется к своеобразию эксплуатантов: «Качество китайских двигателей если и хуже немецких, то ненамного — китайцы же их делают по лицензии. Разве что ресурс поменьше. Думаю, в данном случае больше видны кривоватые руки эксплуатантов, поскольку наши люди с трудом осваивают науку эксплуатации сложных технических систем. Месяцами ходят и не могут гайку завернуть, а потом ее выбивает! Скорее всего, масло не то залили или не долили, топливо могло быть низкого качества — не отфильтровали. Все что угодно, деталей нам не скажут. Это идет валом по всему флоту!»

Здесь можно вспомнить байки о том, как на первых «Грачатах» военные умудрялись запарывать и эмтэушые дизеля.

В СИРИЮ «ПРИЛЕТЯТ» НОВЫЕ «ГРАЧАТА»?

Напомним, что поход «Юнармейца Крыма» — не первый в новейшей истории визит зеленодольских кораблей в Средиземное море.

Осенью 2014 года немало шума наделал своим выходом туда построенный в Зеленодольске ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП) «Самум». Это был первый дальний поход корабля проекта 1239 «Сивуч» (автор — петербургское ЦМКБ «Алмаз»). Головной корабль — получил имя «Бора» — был заложен на Зеленодольском заводе им. Горького в 1984 году, был сдан ВМФ в 1989-м и вошел в состав сил постоянной готовности Черноморского флота в 1997 году. «Самум» заложили в 1991-м и спустили на воду в 1992-м, официально введен в строй в 2000 году. РКВП проекта 1239 — крупнейшие в своем подклассе в практике мирового кораблестроения быстроходные боевые корабли, использующие гидродинамическую платформу — катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой. Водоизмещение — 1050 т, длина — 65 м, ширина — 17 м, максимальная скорость хода — 55 узлов, дальность плавания — 2,5 тыс. миль, экипаж — 68 человек.

Далее. Переданные в декабре 2015-го Черноморскому флоту МРК «Зеленый Дол» и «Серпухов» (сконструированы в АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро») почти сразу были направлены в Сирию...

Есть мнение, что негоже отправлять в такой поход своим ходом такие, прибрежного действия, кораблики, как «Грачонок». Впрочем, у России нет специализированных судов для такой перевозки, а иностранцев просить в нынешней обстановке странно. Впрочем, независимый военно-морской эксперт Прохор Тебин (Москва) не видит в нынешнем походе ничего особенного. «Ничто не мешает постоянно заправляться — возможно, так проще или дешевле, или какие-то бюрократические препоны играют, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — С ним еще и буксир идет».

Глухов полагает, что одного «Грачонка» в Тартусе маловато: «Он же не сможет круглые сутки в море торчать: надо, чтобы один дежурил, а второй отдыхал. Но, видимо, нынешний поход — это начало, первый опыт вскрытия подводной обстановки в Тартусе. Вообще, должна быть комплексная система наблюдения и обнаружения — акустические, магнитометрические и прочие средства. Это очень сложный организационный момент, и если наши решатся на такое, значит, все — там будут на постоянной основе наши корабли: не просто пункт материально-технического обеспечения, а военно-морская база. Реальная инфраструктура: защитные зоны, полноценная ПВО, условно говоря, колючая проволока под током. Поэтому, возможно, „Грачонок“ — первый шаг в создании такой системы как под водой, так и на земле. Операция в Сирии все равно потребует дальнейшего снабжения, и гораздо проще и дешевле возить морем, а не самолетами. Такой вот Порт-Артур XXI века».