С начала года АО «Татэнерго» подало в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) сведения на 105 злостных неплательщиков за тепло, которые накопили долгов на 27,6 млн. рублей. С тех пор почти половина должников, а это 44 потребителя, полностью или частично погасила задолженность, возникшую за годы игнорирования выставленных платежных документов, а затем и вступивших в силу решений судов. Энергетики отмечают эффективность новой меры, ведь сегодняшние долги за тепло могут обернуться серьезными финансовыми потерями в будущем.
КОГДА ПОРТИТСЯ КРЕДИТНАЯ «КАРМА»
Еще в конце прошлого года компания «Татэнерго» заключила договор с Национальным бюро кредитных историй. Идеологию проекта с НБКИ ранее озвучил директор по реализации тепловой и электрической энергии компании Олег Зверев: «У нас есть потребители — юридические лица, и данные на их руководителей мы будем подавать в бюро, чтобы они не смогли кредитоваться. При проверке кредитной истории сразу же будет высвечиваться, есть ли у человека непогашенный долг. И тогда на кредите можно поставить крест», — раскрыл подробности идеи Зверев. Точно такая же судьба ждет и обычных граждан-неплательщиков, данные о которых в бюро кредитных историй также по договору будут передавать управляющие компании. При этом столь кардинальная мера будет применяться только к тем товарищам, в отношении которых по их долгам есть вступившее в силу решение суда.
Теперь же информация о недобросовестных клиентах АО «Татэнерго» стала доступной и для партнеров НБКИ — банков и небанковских кредитных организаций. Таким образом, неплательщики за «коммуналку» — физические и юридические лица, как отмечают энергетики, сами портят себе кредитную историю и лишаются возможности получить кредит или заем. Напомним, что НБКИ создано в 2005 году и наработало широкую партнерскую сеть с крупными банками и ведущими компаниями. Основное направление деятельности бюро — создание единого центра хранения и обработки всей информации, необходимой для принятия кредитных решений как банками, так и небанковскими кредитными организациями. База кредитных историй физических и юридических лиц НБКИ создана в партнерстве с более чем 3 тыс. организациями во всех регионах страны. С НБКИ сотрудничают все банки, входящие в Топ-100 кредитных учреждений страны. Стоит отметить, что банки и другие организации охотно пользуются данными НБКИ, так как они помогают проверять контрагента на добросовестность и платежеспособность. Отметим, что с 1 марта 2015 года вступили в силу поправки в 218-ФЗ «О кредитных историях», расширяющие объем информации, формирующейся в отношении субъекта кредитной истории. В частности, в кредитную историю должника вносится информация из резолютивной части вступившего в силу и неисполненного в течение 10 дней решения суда о взыскании с должника денежных сумм в связи с неисполнением им обязательств по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи (ч. 3 ст. 4).
МНОГИЕ ДОЛЖНИКИ ЗА «КОММУНАЛКУ» НЕ ЗАХОТЕЛИ ФИГУРИРОВАТЬ В БАЗЕ
Эффективность подобного инструмента воздействия на недобросовестных потребителей уже доказана на практике. 12 управляющих компаний, работающих в крупнейших городах Татарстана, подписали договоры с НБКИ о передаче данных на неплательщиков. 10 УК находятся в процессе заключения договоров.
Наибольшую активность проявили управляющие компании Нижнекамска — 10 из них подписали договор и успели сформировать для НБКИ черный список из сотни потребителей. Еще 7 УК вот-вот вольются в ряды партнеров Бюро кредитных историй. Инициативу жилищников поддерживают и городские власти. «В ближайшее время реестр пополнится информацией о более чем 4 тысячах должников», — предупредил на днях неплательщиков заместитель руководителя исполкома Нижнекамска Денис Баландин. Отметим, что по состоянию на 1 марта сумма просроченной задолженности в сфере жилищно-коммунальных услуг в Нижнекамске составляет почти 364 млн. рублей.
Однако удивительно, но в Казани и Набережных Челнах, где долги потребителей кратно выше, чем в Нижнекамске, управляющие организации не торопятся осваивать новые инструменты по борьбе с неплатежами, хотя должны быть кровно заинтересованы в максимально полном сборе задолженности. Причина такой нерасторопности непонятна. Дело в том, что с 1 января 2016 года ресурсоснабжающие организации вправе выставлять управляющим компаниям повышенные пени в размере до 1/130 от ставки рефинансирования, а это более 26% годовых. Пока же «Татэнерго» не выставляет управляющим компаниям пени за просроченные платежи. Кроме того, возникновение значительной суммы долга перед ресурсоснабжающими организациями, согласно вступившим в силу изменениям в жилищном законодательстве (ФЗ №176 от 29.06.2015), может рассматриваться как несоблюдение лицензионных требований, что чревато дисквалификацией руководителя УК или аннулированием лицензии.
Напомним, что АО «Татэнерго» заключило договор с НБКИ в конце 2016 года. Имея на руках судебное решение о взыскании долга за поставленные услуги, которое должник не исполнил в 10-дневный срок, «Татэнерго» получает законное право передать в Бюро кредитных историй сведения о должнике. Информационно-репутационное воздействие на неплательщика порой является последним и самым действенным аргументом поставщика, испробовавшего весь арсенал защиты нарушенных прав кредитора (претензионная работа, судебное и исполнительное производство, судебное разбирательство).
Как отмечают в «Татэнерго, такая мера воздействия уже дала эффект: многие должники за «коммуналку» не захотели фигурировать в базе, куда «Татэнерго» на постоянной основе начало передавать информацию о злостных неплательщиках. Почти половина из 105 злостных неплательщиков поспешила погасить задолженность и не портить себе дальнейшую финансовую судьбу.
18+
На правах рекламы