Марат Машков

ЕЖЕМЕСЯЧНО ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ЗАКАЗЫВАЮТ НОВЫЕ САЙТЫ, РЕКЛАМУ, ПОИСКОВУЮ ОПТИМИЗАЦИЮ

По данным справочника 2GIS, в Казани работают 405 фирм, занимающихся созданием и продвижением сайтов или интернет-рекламой. Для сравнения, бухгалтерским обслуживанием занимаются 311 организаций — практически на четверть меньше.

Такое количество интернет-агентств вполне оправдано: в Казани действуют более 63 тыс. предприятий МСБ, и многим из них нужно продвижение в интернете. Через агентства проходит приличный объем заказов и денег. Ежемесячно наши предприниматели заказывают новые сайты, рекламу, поисковую оптимизацию и другие интернет-услуги.

Периодически в публичном пространстве всплывают скандальные ситуации: то одна студия судится со всеми своими клиентами, то другая никак не может доделать сайт для известного предпринимателя...

ВСЕ ЛИ СПОКОЙНО В «ДАТСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ» КАЗАНСКОГО ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА?

Как чувствуют себя в кризис густо разбросанные по карте Казани интернет-деятели? Получается ли у них предоставлять качественные услуги, несмотря на всеобщую экономию бюджетов?


Чтобы увеличить, нажмите

Если спросить любого казанского предпринимателя, который запускал сайт и рекламу в интернете не для галочки, а для пользы, можно услышать одну и ту же историю с небольшими вариациями:

— Первый раз, когда я делал сайт, полностью доверился специалистам. В сроки, которые они сами же назвали, они не уложились, но сайт все-таки запустили. Никаких результатов от него я так и не увидел.

— Второй раз я контролировал работу студии, проверял их, хотел получить качество. В итоге сроки запуска превзошли все разумные пределы. Я так и не получил то, чего хотел. Плюнул на внесенную предоплату и прекратил работу со студией.

— Понятно, что нужно делать нормальный сайт, запускать продвижение и рекламу, но нет никакого доверия этим интернет-деятелям. Поэтому я каждый месяц откладываю начало работ.

По данным аналитического портала cmsmagazine.ru, средняя стоимость создания корпоративного сайта в Казани — 123 тыс. рублей.


Чтобы увеличить, нажмите

Выходит, средний предприниматель выкидывает несколько сотен тысяч на неудачные эксперименты?

В этой статье мы попробуем разобраться, почему так происходит и как выйти из тупиковой ситуации при работе с интернет-агентством — убедить их оперативно завершить работу или вернуть потраченные деньги (нервы и время, к сожалению, вернуть не получится).

«БОЛЬШИНСТВО ПРОЕКТОВ ЗАВИСАЮТ В МЕРТВОЙ ТОЧКЕ, НЕ ДОЙДЯ ДО ФИНАЛА»

Счастливые истории «я заплатил, ребята все быстро сделали, я очень доволен» — исключение из правил, когда речь идет о создании сайта. Большинство проектов хорошо начинаются, но зависают в мертвой точке, не дойдя до финала. Почему так происходит?

1. В ходе работы проект становится для интернет-агентства убыточным.

Точно оценить заранее объем работы, которую нужно выполнить для запуска сайта, практически невозможно. Заказчик согласует дизайн с первого раза или будет несколько раз просить внести мелкие или крупные изменения.

В ходе работы вдруг окажется, что у компании есть направления, о которых тоже неплохо было бы рассказать на сайте. Вместо «двух-трех готовых фотографий» заказчик вышлет объемный фотоархив и так далее...

Но в договоре написано «сделать сайт за 123 тыс. рублей и два месяца» — и студия должна уложиться в указанные бюджет и сроки.

В итоге в конце второго месяца студия понимает: все деньги на проект уже израсходованы, а конца и края еще не видно. Чтобы минимизировать свои затраты, менеджмент студии пытается как можно быстрее сдать заказчику проект — впихнуть сырой, недоделанный продукт и подписать акты выполненных работ. Если такой маневр не срабатывает, саботируют работу, отодвигая сроки окончания в надежде на чудо. Да и времени заниматься зависшим проектом нет — уже новые заказчики ждут результатов.

2. Агентство технически не способно закончить работу

Взялся за гуж — не говори, что не дюж. Не говорить-то можно, но что делать, если дизайнер нашел другую работу и ушел в разгар работы над проектом? Или выяснилось, что программисты, которые раньше справлялись с запуском корпоративных сайтов, оказались не способны запустить интернет-магазин?

Текучка кадров и их низкая компетенция — основная проблема всех российских интернет-агентств. Когда ваш подрядчик не может выполнить поставленную задачу, он тянет резину, не знает что делать и боится признаться вам в этом, чтобы не возвращать деньги, которых уже и нет.

3. Требуется активное участие заказчика

Не исключено, что в запутанной игре «Запускаем сайт под ключ» мяч в какой-то момент задержался на стороне заказчика. Студия ждет текстов и фотографий для размещения на сайте, замечаний по дизайн-макету или окончательное «Поехали!» от клиента для запуска. Во многих «мертворожденных» проектах большая часть вины лежит не на подрядчике, а на заказчике.

Но менеджеры студий зачастую не одну собаку съели в деле откладывания и снятия с себя ответственности, и есть вероятность, что мяч перекинули на сторону заказчика, чтобы потянуть время (смотрите выше пункты 1 и 2 из нашего списка проблемных ситуаций).

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ СТАЛИ ЗАЛОЖНИКОМ ИНТЕРНЕТ-АГЕНТСТВА?

Вы выбрали подрядчика по сайту, внесли предоплату, начали работу. Все сроки запуска сайта давно вышли, а работа так и не доделана. Разработчики тянут резину или выдают кривой сайт с кучей ошибок. Что делать?

Ждать благополучного разрешения ситуации со стороны веб-студии в большинстве случаев бессмысленно — чем дольше вы просто ждете, тем дальше студия уходит от вашего проекта к работе с новыми клиентами. От вас требуются активные действия!

1. Подготовьтесь заранее к разрыву отношений

Как бы ни был симпатичен менеджер, который с вами работает, и какие личные связи ни связывали бы вас с директором студии — неизвестно, как они поведут себя, когда вы откажетесь продолжать бесполезную работу.

Запросите у подрядчика:

  • исходники дизайн-макетов, если для вас разрабатывался индивидуальный дизайн (файлы в формате .psd);
  • исходники дизайн-шаблонов, если для вас приобретались готовые шаблоны;
  • исходные коды того, что сделано на данный момент;
  • доступы к хостинг-площадке, если сайт уже функционирует.

Эти материалы могут понадобиться, чтобы доделать сайт силами другого подрядчика.

Подготовьтесь юридически:

  • изучите договор: как описана процедура сдачи-приемки работ, не было ли нарушений с вашей стороны?
  • убедитесь, что вами не подписаны акты сдачи-приемки работ;
  • направьте подрядчику официальное досудебное уведомление о том, что сроки выполнения работ нарушены и вы готовы требовать возмещения упущенной прибыли.

В большинстве студий нет юристов, а документооборот ведется спустя рукава или не ведется вообще. Поэтому не стесняйтесь пугать студию санкциями и будьте уверены — в суде у вас будет преимущество.

2. Потребуйте вернуть деньги и прекратить выполнение работ

Оформите требование в виде официального письма, с подписью и печатью. Призыв вернуть деньги существенно ускорит процесс разработки: официальный запрос подействует на подрядчика отрезвляюще.

Если раньше студия надеялась как-то разрулить ситуацию, то теперь поймет: нужно принимать экстренные меры. Если подрядчик зашел в тупик и не может доделать работу до конца — вполне возможно, что он будет рад вернуть вам деньги.

Для ускорения процесса вы можете предложить компенсировать прямые затраты — это может быть небольшая часть оплаченной суммы.

3. Проведите экспертную оценку выполненной работы

Независимый эксперт (это может быть ваш знакомый интернет-специалист или представитель конкурирующей студии, или оценочная компания) может оценить:

  • качество выполненной работы «изнутри» (программный код, уровень технических решений);
  • юзабилити сайта — удобство для посетителей;
  • дизайн сайта — соответствие современным тенденциям;
  • кроссбраузерность и адаптивность для мобильных устройств;
  • на сколько процентов выполнена поставленная задача;
  • соответствует ли объем работ, указанный в смете, реально выполненному объему.

На основе результатов экспертной оценки вы сможете:

  • принять однозначное решение о разрыве отношений, если работа делается некачественно;
  • обоснованно потребовать возврата денежных средств;
  • обоснованно потребовать доработки до качественного результата;
  • принять решение о продолжении работы, если окажется, что все не так уж плохо.

4. Предложите заплатить за оперативное завершение работы

Попробуйте перейти от кнута к прянику. Веб-студии или частные специалисты зарабатывают не очень много (если не сказать — совсем мало). Поэтому даже небольшая сумма может мотивировать их завершить начатую работу в сжатые сроки.

Ситуация изнутри может быть следующей: деньги на ваш проект проедены, и, чтобы не умереть с голоду, студия занимается новым проектом.

Деньги с нового проекта скоро тоже подойдут к концу, и ваша небольшая доплата вернет специалистов к работе над вашим сайтом.

Что бы вы ни выбрали — кнут или пряник, — начните с пункта 1: подготовка к разрыву отношений! Если вы имеете дело с частником, он может просто исчезнуть, и привлечь его к ответственности через суд не получится.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

В конце статьи хочется пожелать казанским предпринимателям не бояться активно продвигать себя в интернете, но подходить к этому процессу осознанно.

Буду рад ответить на вопросы в комментариях и, если читатели сочтут статью интересной и полезной, продолжить ликбез для предпринимателей по «внутренней кухне» регионального интернет-продвижения.

Марат Машков

Скачайте бесплатную инструкцию "Как работать с web-студией, чтобы получить результат и не платить непонятно за что"