Спустя два года после поручения Рустама Минниханова в Казани подготовили концепцию волжской набережной со сроком строительства до 2033 года. Проект пока не выдержал даже поверхностной критики, но разработчики из КГАСУ объяснили, что делали его на общественных началах. О сбежавших турках, ранее грозившихся вложиться в смысловой центр набережной, подключении к проекту еще одного помощника президента РТ и замечаниях Татьяны Прокофьевой — в материале «БИЗНЕС Online».
«Это пока рабочий процесс», — сказала помощник президента РТ Олеся Балтусова (слева), назвав готовящийся проект технически сложным градостроительным документом
«ИНВЕСТОРЫ ВСЯКИЕ ПРОБЕГАЮТ МИМО, НО ПОКА НИКТО НИЧЕГО ВНЯТНОГО НЕ ВНЕС»
Пропавший турецкий инвестор и чейндж Наталия Фишман — Олеся Балтусова — накануне в КГАСУ состоялось первое обсуждение концепции создания в 2019 - 2033 годах волжской набережной Казани от речного порта до Кировской дамбы с благоустройством полуострова Локомотив и парка Молодоженов. Как оказалось, концепцию по заказу минстроя РТ подготовили на общественных началах — средств на ее разработку не выделено, нет пока и желающих вложиться в масштабное и дорогостоящее строительство. «Это пока рабочий процесс», — сказала помощник президента РТ Балтусова, назвав готовящийся проект технически сложным градостроительным документом.
Толчком к разработке концепции послужил традиционный объезд-обход Казани президентом РТ Рустамом Миннихановым в июне 2015 года. Тогда же официально сообщалось, что заниматься благоустройством волжской набережной в Казани глава республики поручил другому своему помощнику — Фишман. «В протоколе это поручение записано. Это был обход президентом центра Казани, и он это поручение дал. Вот оно и выполняется», — сказала Балтусова, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, кто же все-таки курирует эту тему в президентской команде.
Во время обхода почти двухлетней давности также речь шла о наличии заинтересованного в создании яхтенной марины турецкого инвестора, который, по словам Балтусовой, пропал сразу после прогулки президента. «Инвесторы всякие пробегают мимо, но пока никто ничего внятного не внес, — говорит помощник главы РТ. — То турки какие-то приходили с яхтенной мариной, то еще какие-то люди. Пока никто ничего реального не сделал». Пока готов только первый вариант создания волжской набережной под обобщенным названием «Водный фронт», который разработали аспиранты казанского архитектурного университета Юлия Арсентьева, Юлия Юнусова и магистр Лея Калимуллина.
МОСТЫ ЧЕРЕЗ «ЖЕЛЕЗКУ», ПАРКОВКИ И СОЕДИНЕНИЕ С КРЕМЛЕВСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ
Создать 10-километровую набережную предлагается на поверхности уже имеющейся защитной дамбы. Зону отдыха архитекторы насытили ресторанными комплексами, смотровой площадкой, установили макет города, детские площадки, предложили сделать скейтпарк, террасированный сад скульптур, дополнительный причал у Кировской дамбы. «Первая задача — это обеспечение доступа к береговой линии для горожан, который сейчас ограничен железнодорожными путями, — сказала Арсентьева. — Вторая задача — организация функционального зонирования, комплексное освоение территории».
«Мне кажется, не совсем правильно превращать парк в спортивную зону, — считает Татьяна Прокофьева. — У нас не так много зеленых зон, чтобы к ним так расточительно относиться»
Над железной дорогой разработчики предложили перекинуть сразу 6 надземных пешеходных переходов (в том числе со стороны парка Молодоженов) и сделать один подземный у Кировской дамбы. От последнего участники дискуссии, среди которых были замминистра строительства и ЖКХ РТ Владимир Кудряшов, главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, советник главы минстроя РТ Николай Васильев рекомендовали отказаться по причине большого количества коммуникаций. Кудряшов тут же посоветовал продлить набережную и соединить ее с Кремлевской под имеющимся автомобильным и железнодорожным мостом через Казанку.
«Интересно начинать проект со схемы функционального зонирования, а мы перешли сразу на домики, площадки малюсенькие, — сказала Прокофьева. — Есть ли у вас такая схема?» Как оказалось, архитекторы функциональную схему выполнили только в черновом варианте, и это стало их основной ошибкой.
Не затронутыми в проекте оказались промышленные территории у набережной. Там, например, находится снегоплавильная станция и пункт хранения снега, ремонтное депо, небольшая зона по пересылке заключенных. «С этой территорией нужно тоже разбираться. Пока там дичь какая-то!» — сказал член правления федерации парусного спорта Павел Тиняев.
Что делать тем, кто захочет добраться до набережной на автомобиле? От проектируемого участка Большого казанского кольца разработчики предложили сделать ответвления в сторону набережной. Всего в проекте 7 парковок, в том числе многоуровневые, от одной из которых пришлось отказаться прямо на презентации — она попала в охранную зону Казанского кремля, о чем разработчики под кураторством самой Балтусовой могли бы и знать.
ДОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТА ПОТРЕБОВАЛО ФИНАНСИРОВАНИЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ БИЗНЕСА
Помимо набережной, проект поделен на еще две функциональные зоны — это парк Молодоженов, который архитекторы предложили переформатировать в спортивный, а также полуостров Локомотив с обновленным пляжем, инфраструктурой и локальным трамваем (сделать там парковку не представляется возможным). «Мне кажется, не совсем правильно превращать парк в спортивную зону, — считает Прокофьева. — У нас не так много зеленых зон, чтобы к ним так расточительно относиться».
Также непонятно, сколько на проектируемой территории собственников и что с ними делать, так как их там десятки. Только на полуострове или рядом с ним находятся база ТАИФа, «Ак Барс Холдинга», Казанского вертолетного завода, Речного техникума и ДОСААФ, а также причал федерации парусного спорта Казани и детская парусная школа. «Работу нужно начинать с кадастровой карты и с собственников, — взял слово Васильев. — Вы говорите, что хотите открыть, а они говорят то, что они хотят получить. Сейчас нет того стартового напряжения, чтобы бизнес получал желание сюда идти. Бизнес пойдет за потоком населения, которое задается двумя вопросами: как туда попасть и что там делать. При такой длине мы не делаем серьезных зон притяжения, зимой там [в районе речпорта] два с половиной человека в поле зрения!»
Советник министра строительства и ЖКХ РТ напомнил, что в 1980-х годах полуостров Локомотив был еще островом, и вода у его берегов не застаивалась. «К сожалению, с точки зрения экологии зона у Локомотива самая неблагоприятная, там все цветет! — эмоционально говорил Васильев. — Когда закрыли основной ход, в конце лета река там стала превращаться в болото. Можно ли там сделать пляж без протоки? Может быть, придется делать какой-то мостик, раздел, без которого вкладывать деньги и делать пляж просто недопустимо. Его никогда не откроют».
Александр Дембич: «Это не уровень проекта. Территория большая, сложная, требует большой информационной базы. Во внеурочное время, без всякого финансирования — это не такое простое дело»
Завкафедрой градостроительства КГАСУ, участник обсуждения Александр Дембич все же попросил не судить строго, так как это концепция. «Это не уровень проекта, — сказал он. — Территория большая, сложная, требует большой информационной базы. Во внеурочное время, без всякого финансирования — это не такое простое дело». Директор Института дизайна КГАСУ Карина Набиуллина добавила, что в университете прекрасно знают: проработанная концепция может стоить миллионы рублей. «Мы делаем это настолько, насколько есть возможность», — сказала она. «Чтобы довести проект до более качественного состояния, потребуются инженеры, им нужно платить зарплату, это требует финансирования», — сообщил Дембич на слова Прокофьевой о том, что концепция «сыровата».
Кудряшов не стал уточнять, когда появится финансирование, но предложил сконцентрироваться на двух направлениях — для начала включить в программу развития общественных пространств на будущий год парк Молодоженов и попытаться выбить федеральное финансирование у Росводресурсов на благоустройство полуострова Локомотив. На этом проектировщикам предложили учесть все замечания до конца лета 2017 года и затем вновь рассмотреть проект.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 55
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.