Сбербанк, ВТБ и «АК БАРС» — лишь эти три банка жители Казани и Челнов в большинстве своем называют надежными без подсказки. При этом большинство опрошенных, вопреки негативному информационному фону, не ждут ухудшения в банковском секторе Татарстана. Таковы результаты второй части исследования, которые провел ЦАИР по заказу «БИЗНЕС Online». Среди прочего социологи выяснили, насколько легко татарстанцы готовы «клевать» на анонимные СМС-рассылки.
В ЛУЧШЕЕ ВЕРИТСЯ?
О татарстанском «банковском домино» — сколько людей пострадало, кто виноват и есть ли в республике кризис — мы рассказали в первом материале по результатам опроса, проведенного ЦАИР в Казани и Набережных Челнах по заказу «БИЗНЕС Online». Социологи выяснили, что крушение империи Роберта Мусина и других банков почти не отразилось на политической обстановке в Татарстане: доверие к Владимиру Путину и Рустаму Минниханову осталось на прежнем уровне. Не увеличился и процент людей, готовых выходить на акции протеста. Однако при этом опрос выявил, что банковский кризис так или иначе затронул довольно большое количество людей — каждого пятого жителя Казани и Челнов. К счастью, большая часть пострадавших отделались легким испугом — потери компенсировало АСВ, или же проблема решилась иным способом. Но все равно порядка 5% так и не смогли вернуть деньги, а это тысячи и тысячи людей.
Для Татарстана падение одного за другим целой группы банков стало новым явлением. До этого в новейшей истории республики ни один местный банк до краха не доходил, а тут целая цепочка: «Камский горизонт», Татфондбанк, ИнтехБанк, Булгар банк, Татагропромбанк, Анкор Банк, «Спурт»... Повлияло ли все это на массовое сознание? На каком уровне у жителей РТ остались — и остались ли вообще — вера в банковскую систему и готовность хранить сбережения не под матрасом? Кому доверяют? Эти вопросы мы рассмотрели во второй части исследования.
Как оказалось, в целом жители Казани и Челнов не так уж и сильно заражены пессимизмом. В ответ на вопрос о том, что будет происходить в банковской сфере республики в дальнейшем, большинство опрошенных — 34% в Казани и 39% в Челнах — заявили, что ждут улучшений. Еще 22% и 26% респондентов считают, что все останется как есть. Ухудшения ждут 28% казанцев и — что интересно — всего 19% челнинцев. То ли они считают, что хуже некуда, то ли в Казани биение кризиса чувствуется острее. Остальные опрошенные затруднились с ответом.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ГОСБАНКИ ЛУЧШЕ ЧАСТНЫХ ФЕДЕРАЛОВ
Социологи определили, каким банкам более всего доверяют и более всего не доверяют татарстанцы. Респондентам задали вопрос «Какие банки (не только Татарстана) вы считаете наиболее надежными?». Подчеркнем, что людям не предлагали никаких вариантов ответа — они сами называли то, что первым приходит в голову.
Как выяснилось, в сознании людей есть только три кита надежности, которые лидируют с большим отрывом, — Сбер (его назвали 79% казанцев и 80% челнинцев), ВТБ (24% и 22%) и «АК БАРС» Банк (17% и 9%). Все другие банки, про которые вспомнили горожане, получили оценку от 0 до 1%, то есть на уровне статпогрешности.
Далее респондентам предложили оценить степень надежности 12 банков (они уже были названы) по пятибалльной шкале, где 1 — «наименее надежный», а 5 — «наиболее надежный». Для разнообразия в списке были банки разных типов — и федеральные, и местные, и с госучастием, и чисто коммерческие, а также те, у которых к моменту исследования уже начались проблемы.
С большим отрывом лидирует категория «федеральные госбанки» — Сбер и ВТБ: «доверяю полностью» — 61% казанцев и 64% челнинцев, «скорее доверяю» — 22% и 23%
Опять же в первую тройку с отрывом от остальных вошли Сбербанк (оценка 4,7 — от казанцев, 4,6 — от челнинцев), ВТБ (по 4,0) и «АК БАРС» Банк (3,7 и 3,4). Все остальные вписались между троечкой (иногда с маленьким хвостиком) и двоечкой, что, в общем-то, заставляет задуматься...
Стоит отметить, что челнинцы в целом пессимистичнее оценивают надежность банков, чем казанцы. При этом у них достаточно высока вера в свои — со штаб-квартирой в автограде — кредитные организации. Акибанку Ильдара Галяутдинова в Челнах доверяют почти как «АК БАРСу». Тот же балл надежности (3,2) заработал и Автоградбанк Павла Сигала — бренд, созданный усилиями основательницы банка Венеры Ивановой, сохраняет силу.
Заметим, что по небольшим банкам, а также банкам, не работающим активно с розницей, очень высока доля тех, кто выбрал вариант «затрудняюсь ответить». Особенно парадоксально это выглядит для «Аверса» — с одной стороны, после выбытия ТФБ это второй по масштабу самостоятельный банк Татарстана, а с другой — 67% опрошенных в Казани и 70% в Челнах попросту ничего не могут о нем сказать. Так что, если банк ТАИФа вдруг захочет окормлять не только преимущественно сотрудников холдинга, ему предстоит вложиться в рекламу.
Ответы на следующий вопрос подтвердил гипотезу о том, что при определении степени надежности банка респонденты опираются на информацию о собственниках: есть ли кто-то, кто в трудную минуту готов поддержать банк? Так же, вообще говоря, поступают и международные рейтинговые агентства.
Неудивительно, что с большим отрывом лидирует категория «федеральные госбанки» — Сбер и ВТБ: «доверяю полностью» — 61% казанцев и 64% челнинцев, «скорее доверяю» — 22% и 23%. Почетное второе место заняли региональные банки — тоже, подчеркнем, с государственным или муниципальным участием, к числу которых относятся «АК БАРС» Банк и Банк Казани. Полностью доверяют им 18% казанцев и 13% челнинцев, скорее доверяют — еще 28% и 30% соответственно.
Исследование показывает, что у таких банков есть серьезный гандикап по сравнению с федеральными коммерческими банками — им полностью доверяют всего 5–6% опрошенных, еще 19–20% доверяют частично. Наконец, внизу «пирамиды доверия» оказались частные региональные банки — на полном доверии они только у 2% опрошенных. Если сложить долю ответов «доверяю» и «скорее доверяю», получится следующая картина: федеральные госбанки имеют 83–88%, региональные госбанки — 43–47%, федеральные коммерческие банки — 25–26%, а их региональные коллеги — 9–13%.
Роберт Мусин не случайно позиционировал ТФБ именно как госбанк, этот «титул» продолжает работать
СМИ И ОФИЦИАЛЬНЫМ САЙТАМ БАНКОВ — ПЕРВЫЙ ПРИЗ
Какие выводы тут можно сделать? Роберт Мусин не случайно позиционировал ТФБ именно как госбанк, этот «титул» продолжает работать. Однако, как оказалось, не все то золото, что блестит. Прежде чем верить заявлениям, нужно убедиться, что доля государства, во-первых, контрольная, а во-вторых, готовы ли первые лица поручаться за него лично. По поводу ТФБ президент РТ не говорил ни плохо, ни хорошо, а за «АК БАРС» в декабре при первых же признаках нестабильности решительно вступился. На сессии Госсовета РТ 26 декабря он заявил: «Что касается разговоров про состояние „АК БАРС“ Банка, я могу вас заверить, что „АК БАРС“ — уполномоченный банк, у него достаточно финансовой ликвидности, никаких там угроз или каких-то последствий быть не может».
В этот же день на предновогодней пресс-конференции президент РТ еще раз четко прочертил непроходимую межу между «АК БАРСом» и империей Мусина: «У нас уполномоченный банк, конечно, „АК БАРС“. Никогда Татфондбанк уполномоченным банком не был».
В то же время данные исследования показывают, что на пути экспансии федеральных госбанков стоит лишь их собственная неповоротливость — при равных условиях и уровне сервиса клиентов они имеют заметное преимущество. Но, к счастью для других игроков, ставки по тем же вкладам в Сбере и ВТБ традиционно заметно ниже. Что же касается региональных коммерческих банков, то им явно есть над чем работать в плане имиджа. Если не государство среди акционеров, то что может убедить клиентов в надежности? Вот о чем им стоит подумать.
Кроме того, после краха банков весьма актуальным стал вопрос о доверии к источникам информации. Соцопрос показал, что первый приз по доверию разделили поровну (цифры один в один) официальные сайты банков и СМИ (телевидение, газеты, журналы) — их полагают надежными 49% казанцев и 51% челнинцев. На втором месте ожидаемо доверие к знакомым и родственникам (50% и 54% соответственно). А вот сообщения и новости в проклинаемых банкирами и политиками соцсетях воспринимаются достаточно осторожно: в Казани им доверяют 28% респондентов, в Челнах — 33%. Информацию в мессенджерах всерьез принимают лишь 10% казанцев и 12% челнинцев.
Однако на прямой вопрос, что будете делать при получении анонимного сообщения о проблемах в том или ином банке, ответ был неоднозначный. Сразу же, при первом же «шухере», готовы бежать и снимать вклад только 7% вкладчиков в Казани и 11% в Челнах. Однако гораздо больше — 20–23% опрошенных — заявили, что «задумаются», не сделать ли этого. Точно не станут реагировать на анонимки 40% вкладчиков. Так что банкам есть о чем подумать и здесь: лавину может вызвать и один легкий камушек.
КУДА ГРЕБУТ КОРМЧИЕ?
Как оценивают татарстанцы усилия кабинета министров РТ, пытающегося найти эффективные способы борьбы с банковским кризисом? Социологи задали вопрос, как говорится, в лоб: «Способствует ли деятельность руководства республики преодолению последствий банковского кризиса?». Ответ в целом порадовал оптимизмом: «скорее способствует» ответили 32% казанцев и 33% челнинцев, «в чем-то способствует, в чем-то нет» — 28% и 27% соответственно. То есть 60% татарстанцев сохраняют надежду на лучшее. «Скорее не способствует» полагают 29% опрошенных в Казани и 22% — в Челнах. Остальные затруднились ответить.
Напомним, еще в декабре 2016-го правительство Татарстана нашло форму поддержки пострадавших предпринимателей — было принято решение раздать им микрозаемы под 5% годовых сроком на 3 года, причем с отсрочкой платежа по кредиту в первый год. На это было решено выделить 1 млрд. рублей. Сразу начали обеспечивать «погорельцев» рухнувших банков в Татарстане и консультативной помощью. Активную роль в этом играет Торгово-промышленная палата РТ — к началу апреля туда обратились за помощью более 4 тыс. «погорельцев» ТФБ и других банков. А в конце апреля президент РТ рассказал президенту России, что в Татарстане будет создан специальный фонд помощи вкладчикам, которым не хватит денег после продажи активов ТФБ и других лопнувших банков республики. Сейчас как раз идут поиски финансовой модели для такой структуры. Уже известно, что возвращать деньги предполагается за счет коммерческого освоения земельных участков, которые будут раздавать инвесторам без аукциона, чтобы они потом отдавали «погорельцам» часть прибыли. Впрочем, власти республики дают понять: иллюзий быть не должно, выплаты в лучшем случае начнутся через несколько лет, как минимум после завершения процедуры банкротства ТФБ и других лопнувших банков.
Сами намерения, напомним, лежат в русле ожиданий общества: 70–72% считают, что вкладчикам-физлицам деньги следует вернуть в полном объеме, еще 19–20% говорят о частичном возмещении. Что касается юрлиц, то компенсировать им все потери считают правильным 52–56% опрошенных, еще 29% настаивают на частичных компенсациях (например, малому и среднему бизнесу).
Банковский кризис так или иначе затронул довольно большее количество людей — каждого пятого жителя Казани и Челнов
СРЕДНИЙ КЛАСС СЖИМАЕТСЯ
Все, что происходит в банковской сфере, вызывает большой резонанс — уж очень высок уровень проникновения банковских услуг. Как выяснилось, банковский вклад имеют 42% опрошенных в Казани и 40% — в Челнах. Кредиты есть у 43% казанцев и 39% челнинцев. Социологи говорят, что склонность к сбережениям на фоне кризисов всегда растет. В этой связи нам показалось любопытным посмотреть, как люди оценивают свое финансовое благополучие. Этот индикатор ЦАИР замеряет уже довольно давно — с августа 2012 года по апрель 2017-го в Казани и с июля 2015 года по апрель 2017-го в Челнах.
Хорошая новость: за это время совсем ненамного выросло число тех, кому, по их собственным словам, не хватает денег даже на еду. С 2012 по 2015 год на недоедание жаловались 3% казанцев, в 2016-м — уже 5% (отдаленные последствия декабрьского «черного вторника» 2014 года, обвального падения рубля?), а в 2017-м, порадовав и социологов, и власти, показатель снизился на один пункт, до 4%. Та же тенденция в автограде — 5% в 2015 году, по 3% — в 2016-м и 2017-м. Впрочем, эти колебания находятся на уровне статпогрешности.
Число людей, которые чуток побогаче («У нас достаточно денег на еду, но купить одежду для нас проблема»), в Казани за 5 лет увеличилось с 12% до 17%, в Челнах за три года — с 20% до 21% — с кратковременным падением в 2016 году до 16%.
Наиболее массовый слой — это люди, которые не бедствуют, но и к среднему классу их не отнесешь: «Нам хватает на еду и одежду, но для покупки импортного холодильника или стиральной машины-автомата нам пришлось бы копить»). В столице РТ за пятилетку доля таких людей увеличилась с 42% до 47%, в автограде за три года — с 43% до 49%.
Нижний сегмент среднего класса («В случае необходимости мы можем легко купить основную бытовую технику и без привлечения заемных средств, но машина для нас недоступна») в Казани за 5 лет сократился с 24% до 22% с понятным падением в 2015-м, после обвала рубля, до 19%. В Набережных Челнах картина похожая — за последние три года показатель упал с 20% до 17%.
Соцопрос показывает, что доходы горожан, увы, не растут, причем во всех слоях общества. А средний класс, на которой в основном и ориентируются банки, и вовсе скукоживается
Высшее звено среднего класса («Мы можем позволить себе очень многое, но в ближайшем будущем не смогли бы самостоятельно накопить даже на однокомнатную квартиру») тоже понесло значительный урон. Если в 2012-м к этой группе причисляли себя 12% казанцев, то в 2017-м — лишь 7%, произошло резкое падение доходов. Тут можно отметить, что в июле 2014-го, т. е. за полгода до декабрьского «черного вторника», этот показатель был рекордным за последние 5 лет — 17%! Примерно то же самое происходит в Челнах — снижение с 9% в 2015 году до 7% в нынешнем.
Интересно, что число богатых («У нас нет никаких финансовых затруднений, при необходимости мы можем купить квартиру или дом») в Казани тоже уменьшилось: с 5% в 2012-м до 2% в 2017-м. В Набережных Челнах этот показатель, удвоившись в прошлом году, вновь упал: 2% в 2015-м, 4% в 2016-м и вновь 2% в 2017-м.
Иными словами, соцопрос ясно показывает, что доходы горожан, увы, не растут, причем во всех слоях общества. А средний класс, на которой в основном и ориентируются банки, и вовсе скукоживается.
Читайте также:
Глас народа: Минниханову верим, ТФБ обрушили специально, но деньги надо вернуть. 1-я часть
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 96
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.