ПРИГЛАШАЕМ РЕЖИССЕРОВ, КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЮТ НЕКОТОРУЮ АЛЬТЕРНАТИВУ КЛАССИЧЕСКОМУ ТЕАТРУ

Для режиссера спектакль — это его ребенок, так же и наши проекты — это наши дети. Три года назад мы только начали нащупывать почву, что важно, сейчас же у каждого проекта сформировались свои смыслы, свои задачи, наметились основные тенденции. Первая — это формирование новой культурной среды: приходит новое поколение, которым сейчас 18–20 лет, за ними будущее, они будут говорить и уже говорят на новом языке, и наша задача — не мешать им, а поддержать, дать карты в руки. Особое внимание необходимо обратить на позицию нашего регионального министерства культуры, которое очень активно и открыто поддерживает инициативы творческих команд. В этом смысле у нас абсолютно уникальная ситуация, потому как есть прямой контакт между чиновниками и коллективами, структурами, культурными институциями, есть понимание, что мы все должны инвестировать в будущее и в наше культурное сообщество.

Еще одна важная тенденция — мы приглашаем режиссеров, которые составляют некоторую альтернативу классическому театру, таким образом мы хотим разнообразить культурное поле города, чтобы у зрителя был выбор. Также мы привлекаем к деятельности не только специалистов театра, но и околотеатральных людей, и это безумно интересно — наблюдать за тем, как работают с театральным пространством люди, взгляд которых не зашорен академическими театральными канонами. На наш взгляд, театр — это пространство для поиска, с которым способен работать далеко не только выпускник профильного вуза.

Следующая очень важная для нас тенденция — работа с историей города. Нам важно ее осмыслять: в прошлом году мы работали с архивными документами, письмами татарстанцев Сталину; в этом году работали с городскими легендами совместно с центром современной драматургии «Центр Первый», на летних проектах предстоит работа с дневниками казанца Веткина, описывавшего события начала 90-х в городе. Так получается, что у нас все вертится вокруг темы города — с этим дико интересно работать. Ну и наконец, мы расширяемся в сторону мультижанровыхи социальных проектов — это инклюзивная театральная школа для людей с ограниченными возможностями и драматургическая лаборатория с ВИЧ-позитивными детьми.

Хотелось бы, используя площадку «БИЗНЕС Online», познакомить читателей с нашими летними проектами чуть подробнее.

Олег Лоевский и Инна Яркова в Свияжске

ЛАБОРАТОРИЯ «ГОРОД АРТ-ПОДГОТОВКА»: РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГРАНИЦАХ СОВРЕМЕННОГО ТЕАТРА

Когда мы придумывали эту лабораторию, задумка заключалась в том, чтобы немного взбудоражить наше профессиональное сообщество и вызвать волну инициатив со стороны местных ребят. В прошлом году в лаборатории «Город АРТ-подготовка» участвовал всего один местный режиссер, а в этом году получается, что из шести команд целых три — местные, то есть половина участников лаборатории. Причем мы делаем смешанные команды, например, приглашенный драматург и местный режиссер. Идеологом и куратором всех наших лабораторий является Олег Лоевский, который, как известно, очень активно принимает участие в жизни молодых режиссеров. Не будет преувеличением сказать, что театральное поле России отчасти сформировано именно им. И с этой точки зрения для наших молодых ребят показ на лаборатории может стать серьезным стартапом в их творческой карьере, равно как и участие на данной площадке в качестве критиков Марины Давыдовой, Андрея Пронина и Дмитрия Ренанского.

Порадовало, что на устроенный нами конкурс заявок пришло очень много писем, причем из разных уголков России. Их присылали молодые ребята с очень классными идеями, совершенно по-другому мыслящие и предлагающие, казалось бы, абсолютно безумные идеи, — это какое-то уже следующее поколение, рядом с которым чувствуешь себя стариком.

Сейчас задача лаборатории — расширить представление о границах современного театра и языке сцены посредством экспансии театра на неисследованные территории города, осмысление городских пространств. В рамках IV лаборатории «Город АРТ-подготовка» мы будем пытаться ответить на вопрос, что такое современный театр, где он начинается и где заканчивается. К примеру, из Москвы приедет очень известный театральный художник Ксения Перетрухина, она будет работать с дневниками Веткина. Такая здесь любопытная предыстория сложилась: выпускник школы Разбежкиной Михаил Колчин, который до определенного времени вообще не занимался театром, предложил для работы эти дневники — их вел Виталий Юрьевич Ромашов (Веткин), который в начале 90-х фиксировалкаждый день, осознавая, что живет в эпоху исторических перемен. Даже сложно себе вообразить ценность этого материала для нашего поколения. Ксения подхватила идею, и одним из показов будет как раз инсталляция на основе данных дневников.

Мы уже отмечали, что одна из особенностей лаборатории этого года в том, что мы стараемся привлекать людей в том числе и совершенно нетеатральных, которые как-то могут вписаться в театральный контекст. И вот история с художником Перетрухиной и кинодокументалистом Колчиным как раз про это.

Приятно стать частью набирающего сейчас обороты в России театра для самых маленьких: наш местный режиссер Алмаз Садриев будет ставить эскиз спектакля для детей от 1,5 лет в песочнице в парке.

Мы продолжаем работать с Камаловским театром. Для нас ценно и важно, что театр всегда поддерживает наши инициативы, а с Фаридом Бикчантаевым сложились добрые, теплые отношения. Это театр, куда можно прийти за советом, театр-дом, где тебя поймут и поддержат. К нам едет номинант «Золотой маски» Талгат Баталов — он давно хотел в Казань, а театр им. Камала хотел сотрудничать с Талгатом. Он будет работать с архивными документами театра, а завлит театра Нияз Игламов выступит драматургом.

Всеволод Лисовский

Впервые в рамках лаборатории «Город АРТ-подготовка» режиссер будет исследовать, как театр взаимодействует с наукой: Всеволод Лисовский, комиссар «Театра.doc» и идеолог экспериментального пространства «Трансформатор.doc», уже приступил к работе над спектаклем по математической формуле «Индивиды и атомарные предложения», премьера которого состоится 2, 3 и 4 июня в творческой лаборатории «Угол».

Где могут пересечься наука и театр? Где современное искусство, а где театр? Современный это театр или несовременный? Где вот эта грань? Чтобы ответить на все эти вопросы, мы приглашаем в рамках лаборатории и лекторов, чтобы каждый из них познакомил нас и зрителей со своим видением. Один из самых известных критиков в стране, Марина Давыдова, 2 июня в 18:30 в «Углу» будет читать лекцию про постдраматический театр и вообще в целом про современный театр. Кто, как не она? Это человек, который включен в европейский контекст и формулирует какие-то новые смыслы.

Перед любой лабораторией нас спрашивают: а что, на ваш взгляд, станет главным ее событием? Мне кажется, хедлайнер на этот раз — спектакль по математической формуле. У Лисовского очень интересные решения. Он нерядовым способом работает с театром как таковым, у него совершенно авторское видение, может быть, это связано с тем, что Лисовский бóльшую часть жизни занимался современным искусством. Сева представит уже не эскиз, а премьеру спектакля, поскольку к работе приступил чуть раньше: он уже дважды приезжал в Казань специально для того, что провести кастинги и тренинги с участниками спектакля: я не зря говорю «с участниками», а не «с актерами», потому что там задействованы люди совершенно разных профессий и возрастов.

Когда мы только начинали, все эскизы так и оставались эскизами. А сейчас получается, что большинство эскизов потом становится спектаклями и попадает в репертуар «Угла». Мы надеемся продолжать в том же духе. Вход на все мероприятия лаборатории, кроме премьерного спектакля, свободный — по предварительной регистрации.

«СВИЯЖСК АРТЕЛЬ»: ФОРМАТ СЕРЬЕЗНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ

Свияжская театральная лаборатория сейчас приобретает скорее фестивальный формат, куда приезжают серьезные режиссеры, чтобы ставить спектакли, и это все становится целым событием в российском театральном контексте. О «Свияжск АРТели» пишут «Коммерсант», «Ведомости», Colta.ru. В этом году мы намерены раскинуть палаточный лагерь, чтобы разместить всех желающих. Многие знают популярный нынче в Европе формат проведения фестивалей под открытым небом. Получается, что мы к чему-то подобному приближаемся.

Показы в Свияжске запланированы на 21–22 июля. В этом году приедет художественный руководитель знаменитого Воронежского камерного театра Михаил Бычков, чтобы ставить «Палату №6» Чехова; будет команда уже вышеназванных Перетрухиной и Лисовского, они будут ставить труд Мишеля Фуко — «Надзирать и наказывать». И третья команда — швейцарец Массимо Фурлан со своей супругой драматургом Клер. В швейцарском искусстве театр, современное искусство и современный танец стоят очень близко. То есть у них они практически не разделяются. Фурлан будет работать со свияжскими детьми. Он с ними встречался, знакомился с теми, с которыми будет делать постановку, где будет задействовано четыре профессиональных артиста, а остальные (и их достаточно много) — это свияжские дети. Приехав в Казань, Массимо оказался в России впервые: он не был ни в Питере, ни в Москве. О Фурлане хочется говорить много, но думается, что это повод для отдельного повествования.

Лабораторный формат хорош тем, что какие-то незапланированные моменты, которые рождаются во время проведения лаборатории на глазах у зрителей, позволяют этим самым зрителям стать близкими к процессу. Формат лаборатории предполагает, что человек смотрит какой-то промежуточный этап работы, эскиз, это его сближает с тем, что происходит на сцене. А если это уже спектакль, то там есть какие-то формы, рамки, какие-то границы. С данной точки зрения, мне кажется, лабораторный формат удобен и важен. Кроме того, лаборатория «Свияжск АРТель», наверное, стала уже каким-то брендом.

Кстати, помимо лаборатории в Свияжске мы планируем целый ряд важных культурных мероприятий. Наш большой друг Дмитрий Волкострелов летом там покажет премьеру — «Музей мест, которые в Свияжске». Он показывал эскиз данного спектакля в прошлом году в рамках «Свияжск АРТели», а этим летом мы будем показывать его каждое воскресенье с конца июня и до конца лета.

Также мы наконец-то собираемся реализовать мечту еще одного руководителя нашего фонда «Живой город», директора свияжского музея-заповедника Артема Силкина — показ оперы в Свияжске под открытым небом с естественными декорациями. Известный композитор Александр Маноцков приедет туда в августе, он как раз сейчас пишет оперу для этого события. В проекте задействован оркестр фонда Sforzando, основателем которого является Данияр Соколов.

РАЗВИТИЕ НАШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Мы давно думали о том, чтобы начать плотно работать с социальным направлением, но не знали, как подступиться. В сентябре у нас будет лаборатория с ВИЧ-позитивными детишками. Как мы к этой истории пришли: к нам обратилась Светлана Изамбаева, она возглавляет фонд поддержки ВИЧ-позитивных людей, очень активная, инициативная, у нее трое детей. Встретились и решили, что могли бы сделать что-то важное на территории театра. Верим, что все сложится.

И второй важный социальный проект — мы открываем инклюзивную театральную школу. В июне будет лаборатория, а с сентября запускаем эту школу для людей с нарушениями слуха, зрения и работы опорно-двигательного аппарата. Проект инициирован фондом «Соединение», мы выступаем партнерами в Казани. Давно думали о такой школе — и вот все сложилось чудесным образом.

Как можно стать слушателем этой школы? Сейчас будем активно работать с социальными сетями: мы абсолютно открыты. Мы дали информацию во все сообщества. Тех, кто откликнулся, кому это интересно, мы записали. Не будет никакого отбора, просто ограничение по количеству человек. Сейчас уже есть группы, но если кто-то появится дополнительно, то мы будем только рады.

В июне есть идея сделать такую ознакомительную лабораторию, потому что может быть так, что кто-то потом отпадет, поняв, что это ему не подходит, кто-то, наоборот, прибавится. Мы открыты для максимально широкого круга участников.

А с сентября уже сформируется группа из тех, кто будет заниматься на постоянной основе: два раза в неделю, строгое расписание, репетиции, занятия по движениям, речи и мастерству актеров. Затем уже репетиции эскизов. Потенциальные партнеры — ТЮЗ, театр им. Камала. Результат — создание трех спектаклей в трех театрах, где потом уже продолжатся дальнейшие работы. Конечный результат — готовый спектакль. Все для этого уже есть, есть финансирование. Вообще, нам кажется, чем больше мы будем включать людей с ограниченными возможностями в проекты, тем наше общество будет гуманнее. Мы должны понимать, что искусство должно быть одинаково доступным для всех. Есть цель интегрировать их в творческий театральный процесс и при этом добиться достойного художественного результата.

СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА

Еще хотим напомнить, что у нас в Казани часто объединяются для общего дела разные современные культурные институции. Летом нас ждет и новая «Искра» — фестиваль искусства и краеведения, который мы опять устраиваем совместно со «Сменой» и с фондом Sforzando. Задачи фестиваля: создание диалога между художниками и местным экспертным сообществом, популяризация казанского краеведческого знания, репрезентация его средствами современного искусства, поиск новых ракурсов в исследовании локальной истории и вовлечение горожан в различные экспериментальные проекты, связанные с Казанью. Мы планируем провести его в августе. Очень популярной сейчас стала история с иммерсивными спектаклями, где зритель становится непосредственным участником события. Первый спектакль мы выпустили в «Углу» («Свидетели») и думаем над спектаклем в одном из городских особняков. Возможно, он станет частью «Искры».

При этом, что касается исполнительского искусства — музыки, театра, танца, хореографии, здесь существует серьезная проблема: появляется много молодых ребят, которым негде показывать свое творчество, у которых нет репетиционной площадки и пространства для показа. На данный момент мы стараемся максимально удовлетворить данный запрос возможностями «Угла», но это сложно сделать физически, потому что в распоряжении только один маленький зал, деятельность которого не заканчивается даже ночью.

Если найти такое пространство, где у каждого было бы свое место, это спровоцировало бы всплеск инициатив местных профессионалов в сфере культуры, которые впоследствии могли бы выходить на российское театральное поле и поле искусства вообще. Если человек заканчивает вуз и ему негде практиковаться, он уходит из профессии. Яркий пример: Инна заканчивала театральное училище, но с ее курса в профессии остались два человека, потому что негде реализовываться. Появление большой технически оснащенной площадки создало бы благоприятную почву для поиска и роста. Это утверждение относится не только к театральному сообществу, но и к кино, к танцу, к выставочным и мультижанровым проектам. Важно, чтобы воспитывалась новая профессиональная среда и чтобы новое поколение было абсолютно интегрировано в театральный российский, более того, европейский контекст.

Инна Яркова, Диана Сафарова